ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА. ОЦЕНКА УРОВНЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА. ОЦЕНКА УРОВНЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Впервые понятие «стресс» ввел ученый Г.Селье. Стресс – это защитная реакция организма, возникающая в ответ на изменение условий внешней или внутренней среды организма и направленная на повышение адаптации к данным изменениям. По мнению Г. Селье изначально в ответ на неблагоприятное воздействие происходит активация защитных механизмов организма [1]. К таковым относятся повышение обменных процессов, увеличение содержания ионов кальция в клетке, мобилизация энергетических ресурсов, активация ферментов, увеличение синтеза белка. Следующей стадией является адаптация и выход из стрессового состояния. Если адаптационных резервов недостаточно, развивается хронический стресс, приводящий к истощению организма и нарушению метаболических процессов. Дистресс оказывает свое неблагоприятное воздействие на многие анатомические и физиологические системы.

Так, под действием хронического стресса может развиваться гипертоническая болезнь [2]. Главенствующим этиологическим фактором данного заболевания считают длительное психоэмоциональное перенапряжение. Согласно гипотезе Г.Ф. Ланга и А.Д. Мясникова перенапряжение приводит к нарушению трофики специфических подкорковых и корковых структур, отвечающих за регуляцию артериального давления в крови.

Стрессовое воздействие затрагивает и миокард, что выражается в возникновении факторов развития атеросклероза и ишемии сердечной мышцы [3]. Под действием стресса реализуется стрессорное повреждение печени, депрессия сократительной функции миокарда и снижение резистентности сердечной мышцы к гипоксии. Стрессогенный сдвиг метаболических процессов в печени приводит к нарушению окисления холестерина и образования из него желчных кислот, на фоне данных изменений развивается гиперхолестеринемия. Увеличение концентрации холестерина в крови является пусковым фактором развития атеросклероза. Также стрессорное воздействие может вызывать участки деполяризации в сердечной мышце, что приводит к нарушению проводимости и сократимости кардиомиоцитов. Повышенное содержание кальция в клетках миокарда и нарушение ритмичности сокращений могут приводить к аритмии и увеличению нагрузки на сердце. Последнее приводит к повышению потребления кислорода кардиомиоцитами и, как следствие, снижение резистентности миокарда к гипоксии. В результате выше описанных факторов развивается ишемия сердечной мышцы. При недостатке кислорода цикл трикарбоновых кислот снижает свою эффективность и возникает дефицит макроэргов, что приводит к развитию гипоэргоза.

Со стороны пищеварительной системы дистресс может вызывать язвенную болезнь желудка [4]. Психоэмоциональное перенапряжение вызывает дезинтеграцию в корковых центрах головного мозга, которые отвечают за регуляцию секреции и моторики гастродуоденальной системы.

В свою очередь гуморальная система в ответ на стрессорное воздействие реагирует повышением концентрации кортизола в крови. Данный гормон называют гормоном стресса [5]. Являясь контринсулярным гормоном, он стимулирует глюконеогенез в печени и снижает поглощение глюкозы клетками, вызывая тем самым гипергликемию. Хронический стресс формирует стабильное повышенное содержание кортизола в крови, что может привезти к возникновению инсулинорезистентности и развитию сахарного диабета.

Наряду с этим хронический стресс приводит к снижению внимания, концентрации, тревожности, повышению агрессивности, хронической усталости, что в свою очередь снижает работоспособность [6]. Возникновение стресса происходит на фоне нерегулярного питания, недостатка сна, волнения, высоких нагрузок. Одной из наиболее подверженных стрессу социальных групп являются студенты [7]. У обучающихся за счет высоких нагрузок, хронических недосыпа и нерегулярного питания, адаптаций к новой образовательной среде может развиваться академический стресс. Такие проявления стресса, как снижение обучаемости, концентрации и усвоения информации, снижают эффективность процесса обучения [8]. Поэтому необходимо обратить внимание на стрессорные проявления студентов и сделать уклон на профилактику возникновения академического стресса во время образовательного процесса [9].

Цель исследования. Определить уровень стресса у студентов ВГМУ им. Н.Н.Бурденко всех курсов в предсессионный период с помощью шкалы психологического дистресса Кесслера (К10) и шкалы депрессии, тревоги и стресса (Depression Anxiety and Stress Scale-21, DASS-21) С. Ловибонда и П. Ловибонда. Провести оценку возможных путей коррекции академического стресса у студентов.

Материалы и методы исследования. Исследование было проведено в начале мая 2023 года. В исследовании приняли участие 987 человек, из которых 227 мужчин и 760 женщин. Студенты всех 6 курсов приняли участие в опросе: 320 обучающихся первого курса, 461 обучающихся второго курса, 136 обучающихся третьего курса, 48 обучающихся четвертого курса, 11 обучающихся пятого курса и 11 обучающихся шестого курса. Уровень стресса оценивался с помощью шкалы психологического дистресса Кесслера (К10) [10], определение психологического дискомфорта осуществляли с помощью шкалы депрессии, тревоги и стресса (Depression Anxiety and Stress Scale-21, DASS-21) С. Ловибонда и П. Ловибонда [11]. Помимо используемых опросников обучающимся были заданы вопросы, касающиеся их пола и возраста, определяющие наличие пагубных привычек, выявляющие образ жизни и успеваемость. Опрос осуществлялся с помощью онлайн-формы.

Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v. 3.1.6 (разработчик – ООО «Статтех», Россия). Категориальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных выявил, что 25,1% обучающихся курят, а 74,9% обучающихся данной пагубной привычки не имеют. Спортом занимаются 60,7% студентов. Оценка академической успеваемости позволила выявить следующие результаты: 31,5% обучающихся имеют средний балл за сессию, характеризуемый как «удовлетворительно», 51,7% студентов оценивают свою успеваемость как «хорошо», а 16,8% обучающихся – как «отлично». Также 26,1% респондентов имеют постоянную работу, а 73,9% обучающихся не трудоустроены.

При оценке уровня стресса с помощью шкалы психологического дистресса Кесслера (К10) были установлены существенные различия (p < 0,002). Так, студенты, оценивавшие свою академическую успеваемость как «удовлетворительно», обладали повышенным показателем дистресса, в отличие от обучающихся, которые характеризовали собственную успеваемость как «отлично», и наоборот, имели пониженные значения дистресса. Студенты, обучающиеся «хорошо, обладали промежуточными значениями дистресса (рис.1).

Рис.1. Результаты опросника Кесслера по оценке уровня стресса в зависимости от академической успеваемости опрашиваемых.

Также была выявлена зависимость показателя дистресса от пола опрашиваемого (p = 0,001). При этом у мужчин уровень дистресса определялся несколько меньше, чем у женщин. Помимо зависимостей с полом и академической успеваемостью выявлена зависимость уровня дистресса и занятий спортом. У студентов, занимающихся спортом, значение дистресса оказалось ниже, чем у обучающихся, нерегулярно выполняющих физические упражнения. Также было выявлено, что у работающих студентов определяют низкий уровень дистресса в сравнении с неработающими обучающимися (рис.2).

Рис.2. Результаты опросника Кесслера по оценке уровня стресса в зависимости от пола, наличия работы и спортивной активности.

При анализе данных опросника шкале стресса DASS-21 была выявлена закономерность уровня стресса от пола испытуемого (рис.3).

Рис.3. Распределение испытуемых по половой принадлежности относительно категориальных групп уровня стресса, определенных с помощью шкалы стресса DASS-21.

Так, нормальным уровнем стресса обладает 264 студента, из которых 37.9% мужчин и 62,1% девушек. Низкий уровень стресса выявляется у 144 обучающихся. Из них 23,9% мужчин и 76,1% девушек. Умеренный уровень стресса определили у 313 человек. Из них 19,2% мужчин и 80,8% девушек. Высокий уровень стресса имеют 178 студентов. Из них 14,6% мужчин и 85,4% девушек. Очень высокий уровень стресса определяется у 98 человек, из которых 9,2% - мужчины, и 90,8% - девушки. При увеличении уровня стресса наблюдается повышение процентного соотношения в пользу девушек.

Статистически значимых различий между уровнем стресса и академической успеваемостью не было выявлено. Определена зависимость между уровнем стресса и занятием спортом. Так, среди обучающихся с нормальным уровнем стресса 66,7% - занимались спортом, 33,3% - не выполняли физические упражнения. Среди студентов с низким уровнем стресса 67,2% опрошенных занимались спортом, а 32,8% - нет. Среди испытуемых с умеренным уровнем стресса 62,0% - занимались спортом, а 38% - нет. Среди обучающихся с высоким уровнем стресса 52,8% - занимались спортом, 47,2% - нет. Среди испытуемых с очень высоким уровнем стресса 45,9% - занимались спортом, а 54,1% - нет (рис.4).

Рис.4. Влияние физической активности на уровень стресса, определенный с помощью шкалы стресса DASS-21.

Также была показана зависимость уровня стресса от наличия работы у обучающегося. Таким образом, среди опрошенных с нормальным уровнем стресса 32,2% - работают, а 67,8% - нет. Среди респондентов с низким уровнем стресса 28,4% - работают, а 71,6% - нет. Среди студентов с умеренным уровнем стресса 23,3% - работают, а 76,7% - нет. Среди опрошенных с высоким уровнем стресса 23,0% - работают, а 77,0% - нет. Среди обучающихся с очень высоким уровнем стресса 21,4% - работают, а 78,6% - нет (рис.5).

Рис.5. Влияние наличия работы на уровень стресса, определенный с помощью шкалы стресса DASS-21.

Заключение. Согласно результатам опроса, выявлен низкий уровень курящих студентов и, напротив, значительно высокий процент обучающихся занимается спортом. Стресс, выраженный в большей или меньшей степени выявлен у большого количества обучающихся. Повышенный уровень стресса связан высокими академическими нагрузками, нерегулярным питанием, нарушением режима сна и, как следствие, сбоем циркадных ритмов. Исследование проводилось в мае, в предсессионный период, поэтому уровень стресса мог быть высоким из-за приближающихся экзаменов. Также выявлено, что у работающих или занимающихся спортом студентов уровень стресса был снижен. Данные результаты говорят о том, что активная деятельность снижает стресс у человека и может быть использована в качестве одного из путей коррекции стрессового воздействия на организм обучающихся. Таким образом, для профилактики развития стресса у студентов необходимо разработать рекомендации по повышению адаптационных возможностей организма, мотивировать студентов к активной деятельности, которая будет способствовать переключению с образовательного процесса и будет являться перерывом, во время которого обучающиеся смогут восстановиться.

Список литературы.

  1. Новицкий В. В., Уразова О. И. Патофизиология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. С. 69.

  2. Стресс и артериальная гипертония: надпочечник как важнейшее звено формирования стойкого гипертензивного статуса / Е. В. Антонов, Ю. В. Александрович, О. Е. Редина, А. Л. Маркель // Фундаментальные аспекты компенсаторно-приспособительных процессов: Материалы Седьмой Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 21–22 апреля 2015 года / ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической медицины». – Новосибирск: ИП Пермяков С.А., 2015. – С. 20-21.

  3. Демко И.В., Собко Е.А., Соловьева И.А., Крапошина А.Ю., Гордеева Н.В., Аникин Д.А. Роль окислительного стресса в патофизиологии кардиоваскулярной патологии // Вестник современной клинической медицины. 2022. № 1. С. 107-117.

  4. Чинякова, К. С., Мальцева А.А. Уровень стресса как фактор риска функциональных и органических заболеваний ЖКТ // Материалы X Юбилейной Международной научно-практической конференции молодых ученых-медиков (Курск, 26–27 февраля 2016 г.). Курск: Общество с ограниченной ответственностью "МедТестИнфо", 2016. С. 423-425.

  5. Козлов, А. И., Козлова М.А. Кортизол как маркер стресса // Физиология человека. 2014. № 2. С.123.

  6. Астащенко А.П., Комиссарова О.В., Дорохов Е.В., Комиссаров С.А., Никоненко С.И., Варварова С.И. Исследование нейрофизиологических показателей и смещения внимания как процесса, влияющего на формирование психоэмоционального поведения // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2020. № 7. С. 534. – DOI 10.31857/S0044452920070128.

  7. Свиридкин П.А., Комиссарова О.В., Хатуаев Р.О., Губина О.И. Уровень тревоги, стресса и депресиии у студентов-медиков // Агаджаняновские чтения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 25–27 мая 2023 г.). Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2023. С. 384-387.

  8. Абдулаева, Э. С., Исмаилова Х.А. Влияние эмоционального стресса на учебную деятельность студента // Вестник современной клинической медицины. 2016. №1. С. 74-76.

  9. Астащенко А.П., Комиссарова О.В., Епихина Т.В., Волкова С.А. Синдром отложенной жизни в студенческой среде // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2021. № 85. С. 106-112.

  10. Kessler R.C., Andrews G., Colpe L.J., Hiripi E., Mroczek D.K., Normand S.L., Walters E.E., Zaslavsky A.M. Short screening scales to monitor population prevalences and trends in non-specific psychological distress. Psychol Med. 2002; P. 32 DOI: 10.1017/s0033291702006074

  11. Lovibond, S.H., Lovibond, P.F. Manual for the Depression Anxiety & Stress Scales. (2nd Ed.) Sydney: Psychology Foundation.

References.

  1. Novitsky V. V., Urazova O. I. Pathophysiology. M.: GEOTAR-Media, 2018. P. 69.

  2. Stress and arterial hypertension: the adrenal gland as the most important link in the formation of persistent hypertensive status / E. V. Antonov, Yu. V. Alexandrovich, O. E. Redina, A. L. Markel // Fundamental aspects of compensatory and adaptive Materials of the Seventh All-Russian Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, April 21-22, 2015 / FSBI "Scientific Research Institute of Experimental and Clinical Medicine". Novosibirsk: IP Permyakov S.A., 2015. – pp. 20-21.

  3. Demko I.V., Sobko E.A., Solovyova I.A., Kraposhina A.Yu., Gordeeva N.V., Anikin D.A. The role of oxidative stress in the pathophysiology of cardiovascular pathology // Bulletin of modern clinical medicine. 2022. No. 1. pp. 107-117.

  4. Chinyakova, K. S., Maltseva A.A. Stress level as a risk factor for functional and organic gastrointestinal diseases // Proceedings of the X Anniversary International Scientific and Practical Conference of Young Medical Scientists (Kursk, February 26-27, 2016). Kursk: MedTestInfo Limited Liability Company, 2016. pp. 423-425.

  5. Kozlov, A. I., Kozlova M.A. Cortisol as a stress marker // Human Physiology. 2014. No. 2. P.123.

  6. Astashchenko A.P., Komissarova O.V., Dorokhov E.V., Komissarov S.A., Nikonenko S.I., Varvarova S.I. Investigation of neurophysiological indicators and attention shift as a process influencing the formation of psychoemotional behavior // Journal of Evolutionary Biochemistry and Physiology. 2020. No. 7. P. 534. – DOI 10.31857/S0044452920070128.

  7. Sviridkin P.A., Komissarova O.V., Khatuaev R.O., Gubina O.I. The level of anxiety, stress and depression among medical students // Aghajanyan readings: proceedings of the IV All-Russian Scientific and Practical conference with international participation (Moscow, May 25-27, 2023). Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), 2023. pp. 384-387.

  8. Abdulaeva, E. S., Ismailova, H.A. The influence of emotional stress on the student's educational activity // Bulletin of Modern Clinical Medicine. 2016. No.1. pp. 74-76.

  9. Astashchenko A.P., Komissarova O.V., Epikhina T.V., Volkova S.A. Delayed life syndrome in the student environment // Scientific and medical Bulletin of the Central Chernozem region. 2021. No. 85. pp. 106-112.

  10. Kessler R.C., Andrews G., Colpe L.J., Hiripi E., Mroczek D.K., Normand S.L., Walters E.E., Zaslavsky A.M. Short screening scales to monitor population prevalences and trends in non-specific psychological distress. Psychol Med. 2002; P. 32 DOI: 10.1017/s0033291702006074

  11. Lovibond, S.H., Lovibond, P.F. Manual for the Depression Anxiety & Stress Scales. (2nd Ed.) Sydney: Psychology Foundation.

Просмотров работы: 171