Транспортировка убойных животных - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Транспортировка убойных животных

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Животных доставляют на мясоперерабатывающие предприятия железнодорожным, водным и автогужевым транспортом, а также гоном. В отдельных случаях племенной скот и ценные продукты животноводства перевозят авиатранспортом. При транспортировке убойных животных необходимо соблюдать основные ветеринарносанитарные и зоогигиенические правила, имеющие целью предупреждение заболеваний, сокращение потерь живой массы и получение доброкачественных мяса и других продуктов убоя.Перевозка животных автомобильным транспортом.Перевозка автотранспортом более экономична по сравнению с железнодорожным, особенно при транспортировке до 200-300 км. Считают, что оптимальный радиус доставки скота на мясокомбинаты автотранспортом должен составлять 50-100 км, а птицы – 40-50 км. Автотранспортом животных перевозят в 2-3 раза быстрее и м более полным использованием грузоподъемности транспортных средств и экономией кормов. При этом сокращаются потери живой массы.Для перевозок животных и птицы используют автомашины специального типа и обычные грузовые. Перевозка в самосвалах запрещена. Перевозка животным железнодорожным транспортом. Животных и птицу транспортируют как в специальных железнодорожных вагонах, так и в обычных товарных. Товарные вагоны оборудуют приспособлением для привязи, в них выделяют место для хранения корма и инвентаря. Рекомендуемый радиус доставки скота железнодорожным транспортом – не более 600 км с продолжительностью не более 4 сут. Транспортировка водным транспортом. Используют для перевозки животных и птиц специально оборудованные баржи. Небольшие партии животных можно перевозить на грузовых суднах. В зависимости от продолжительности перевозки и времени года животных размещают на палубе или в трюмах. Крупный рогатый скот и лошадей ставят головами к боковым плоскостям судна, привязывая за кольца, свиней и мелкий рогатый скот размещают в загоны. Перегон животных. Перегон является эффективным способом доставки животных, позволяющий одновременно проводить нагул, получая дополнительный прирост живой массы. От хозяйств до мясоперерабатывающих предприятий животных перегоняют по трассам или скотопрогонным трактам. При установлении трасс для перегона обязательно учитывают благополучие по инфекционным болезням окружающей местности и принимаются все меры по предотвращению возникновения и распространения инфекционных болезней среди перегоняемых животных. К трассе перегона должны прилегать, на расстоянии 7—10 км один от другого, участки выпасов с достаточным травостоем, а также водные источники. На отрезках трассы, где нет участков для выпаса, создают необходимые запасы грубых кормов. Животных поят летом 2-3 раза, осенью – 2 раза в сутки. Запрещается перегонять животных в сильный дождь, град, бурю, смешивать разные гурты, перегонять скот, больной инфекционными болезнями, допускать контакты гуртов с животными местного населения и хозяйств. Для перегона следует формировать гурты, размеры которых устанавливают в зависимости от местных условий, состояния скотопрогонных трасс, возраста, пола, упитанности животных и других обстоятельств. Размеры гуртов крупного рогатого скота не должны превышать 250 голов, а овец и коз – 1000 голов. При перегоне по лесной, болотистой и сильно пересеченной местности размеры гуртов уменьшают на одну треть. Животные за день должны проходить 10-15 км в сутки (овцы и козы – 6-8 км) с остановками для отдыха. Через каждые 6-8 дней перегона гурту (отаре) предоставляется отдых 24-48 часов. К перегону допускают только здоровых животных. Особое внимание обращают на состояние копыт. Перед перегоном обязательно их расчищают. Не допускают к перегонам животных с травматическими повреждениями, старых, во втором периоде стельности (суягности). Непосредственно перед перегоном проверяют состояние здоровья животных и проводят необходимые предохранительные прививки и диагностические исследования. Руководители и специалисты хозяйств несут личную ответственность за перегон животных, а также за соблюдение при этом ветеринарных и зоогигиенических правил. Контролируют состояние гуртов и трасс перегона местные органы ветнадзора, указания которых, оформленные в виде актов, являются обязательными для исполнения всеми лицами, сопровождающими животных. В случае заболевания инфекционными болезнями гурты отгоняют на 0,5-1,0 км от остальных и сообщают об этом ветслужбе. О постановке гурта (отары) на карантин и проведении соответствующих мероприятий сообщают хозяйству. Если имеются слабые, отстающие животные, то их сдают на ближайшие мясокомбинаты или убойные пункты. Если животные по состоянию здоровья не могут дойти или их невозможно доставить на ближайший убойный пункт, то с разрешения ветеринарного врача (ветфельдшера) в отведенном месте производят вынужденный убой больных животных. Однако при инфекционных заболеваниях убой животных не разрешается. Полученные при вынужденном убое мясо и субпродукты, если они пригодны для пищи, отправляют на ближайший мясокомбинат. Транспортные стрессы и их профилактика. Основными факторами, отрицательно влияющими на организм животных до отгрузки, являются перекармливание, излишние (дальние) перегоны, смешивание животных из разных помещений (станков), мечение перед отправкой. Необычным актом для животных служит также погрузка их в транспорт, а при безвыгульном содержании даже сам выгон из помещения (станка) к транспортным средствам. Неблагоприятно действуют на животных беспокойная обстановка, крик, шум, подгон животных палками, ожидание транспорта возле погрузочной платформы. При движении транспорта стрессовое состояние у животных может усилиться или возникнуть под воздействием климатических факторов (высокой или низкой температуры, солнечной радиации, ветра и др.), жажды, голодания, вибрации транспортных средств, скученности в них скота, непривычных звуков, шума и др. Перечисленные факторы могут приводить к значительным изменениям физиологических функций (повышению температуры, учащению пульса и дыхания, мышечной дрожи, частому и обильному мочеиспусканию и дефекации) и к существенным сдвигам обменных процессов организма. Развивающиеся вследствие транспортировок стрессовые явления в организме животных наносят значительный экономический ущерб как хозяйствам, так и мясоперерабатывающим предприятиям за счет снижения массы и качества продуктов убоя. Установлено, что непосредственными причинами потерь живой убойной массы, а также упитанности (качества) животных при транспортировке и последующей предубойной выдержке на базах мясокомбинатов являются меньшая интенсивность синтеза гликогена, липидов и белков в тканях (мышц, печени, жировой ткани) и более интенсивное окисление в них глюкозы, свободных жирных кислот и свободных аминокислот. В целях предупреждения транспортных стрессов у животных необходимо выполнять требования «Ветеринарно-санитарных правил перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождения автомобильным транспортом». Для предупреждения развития транспортных и предубойных стрессов применяют также ряд фармакологических препаратов. Иследования по испытанию аминазина, феназепама, ромпуна, элеутерококка и других транквилизаторов и адаптогенов показали, что после перевозки на расстояние 80 км потери живой массы у откормленных бычков, обработанных аминазином, феназепамом и элеутерококком, снизились по сравнению с контролем соответственно на 1,74, 1,83 и 1,55%, а выход туш повысился – на 0,98, 1,08 и 0,87%. Кроме того, качество мяса животных опытных групп было выше, чем в контрольной группе. Следует отметить, что от применения животными транквилизаторов и адаптогенов в хозяйствах (перед погрузкой) получен положительный эффект не только в период транспортировки, но и в процессе последующей предубойной выдержки скота на базах мясокомбинатов (особенно в течение первых 15 ч). Так, после кратковременной транспортировки и беспривязного содержания без корма в течение 15, 24 и 48 часов на базе мясоперерабатывающего предприятия тяжеловесных некастрированных бычков, обработанных аминазином (в дозе 1,5 мг/кг массы подкожно или внутримышечно), выход мясных туш был выше соответственно на 1,31, 1,12 и 0,83% по сравнению с бычками контрольной группы (без обработки). Кроме того, применение аминазина, феназепама, элеутерококка животными способствует значительно лучшему сохранению запасов углеводов (особенно гликогена) в мышечной ткани и печени, больше снижает конечную величину рН среды в процессе хранения мяса. Обработка бычков аминазином, феназепамом и элеутерококком предупреждает также образование порока DFD в мышечной ткани, улучшает также пищевые и санитарные качества мяса, повышает стойкость охлажденного мяса к гнилостному распаду. Однако, несмотря на очевидную эффективность транквилизаторов, их использование для убойных

животных требует дальнейших более тщательных медико-биологических исследований мясной продукции.

Библиографический список

1. Костенко Ю.Г., Бутко М.П., Вылегжанин А.Ф. и др. Руководство по ветеринарно-санитарной экспертизе и гигиене производства мяса и мясных продуктов. –М.:РИФ Антивка,1994, 604с.

2. Рогов, И.А. Общая технология мяса и мясо продуктов - М.: Колос, 2000. - 367с.

3. Макаров, В.А. Практикум по ветеринарно-санитарной экспертизе с основами технологии продуктов животноводства - М.:Агропромиздат, 1987. - 271с.

4. Антипова, Л.В. Прикладная биотехнология: Учебное пособие/ Л.В. Антипова, А.И. Жаринов. - Воронеж: ВГТА, 2000. - 332с.

5. Бутко, М.П. Руководство по ветеринарно-санитарной экспертизе и гигиене производства мяса и мясных продуктов - М.: РИФ «Антиква», 1994. - 607с

Просмотров работы: 41