ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, туризм – это стабильно развивающийся сектор экономики, оказывающий существенное влияние на развитие государств, регионов и отдельных городов. Для 40% государств туризм является одним из главных источников дохода. Каждое десятое рабочее место в мире относится к сфере туризма, на которую приходится около 12% мировых потребительских расходов [1,2]. Таким образом, во всем мире сфера туризма является одной из самых прибыльных и динамично развивающихся отраслей бизнеса. Следовательно, высокий потенциал рынка рождает в себе также и высокий уровень конкуренции между фирмами, представляющими потребителю разнообразные турпродукты. Все это обуславливает необходимость развития маркетинговой составляющей в производстве и реализации продуктов сферы туризма. Для снижения уровня неопределенности и риска фирмам необходимо иметь возможность обладать надежной, своевременной и объемной информацией о процессах, происходящих как на конкретном рынке, так и в обществе, в целом. Получение подобной информации может быть обеспечено путем проведения маркетинговых исследований.

В научной литературе можно встретить различные взгляды исследователей на определение маркетингового исследования, рассмотрим некоторые из них:

  1. Маркетинговое исследование – это систематическая подготовка и проведение различных исследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией [3].

  2. Маркетинговые исследования – это сбор, обработка и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений [4].

  3. Маркетинговые исследования – это процесс сбора и анализа данных по различным маркетинговым проблемам, с помощью основных методов и приемов маркетинга [5].

Из представленных выше определений можно выявить следующее общее свойство маркетинговых исследований: маркетинговые исследования относятся к аналитической функции маркетинга. При этом принципиальной особенностью, отличающей их от простого сбора и анализа текущей информации о процессах, происходящих во внешней и внутренней среде, является целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем. Именно это свойство превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Чтобы выявить особенности проведения маркетинговых исследований потребительских предпочтений в сфере туризма, проанализируем общие особенности данного рынка. Согласно федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [6]. Следовательно продукт туристского производства реализуется в форме услуги и обладает свойствами, присущими сфере услуг. В то же время на рынке сферы туризма существует специфика, отличающая его от различных форм торговли услугами и от торговли товарами в отдельности, так как осуществляется торговля как услугами, так и товарами одновременно (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет приблизительно 75 %, товаров – 25 %), а также в виду особого характера потребления туристских услуг и товаров непосредственно в месте их производства.

Таким образом, в качестве специфических особенностей маркетинга в туризме можно определить:

  1. Основной задачей туристского маркетинга является не пассивное следование за спросом, а активное его формирование на основе прогноза его развития.

  2. При формировании туристского продукта приобретает большую значимость тщательность в его разработке.

  3. При реализации туристского продукта особенно важно проводить достоверные информационные мероприятия по отношению к клиентам.

  4. Так как в сфере туризма значение фактора сезонности достаточно велико, это формирует потребность в период межсезонья уделять повышенное внимание маркетинговым мероприятиям, что позволит туристскому предприятию быть менее зависимым от фактора времени.

  5. В системе управления маркетингом в туризме необходимо учитывать кроме материальных аспектов, психологическое и эмоциональное состояние потребителя, а также его индивидуальные особенности.

  6. В связи с тем, что туристский продукт включает как вещественные, так и невещественные компоненты, огромное значение уделяется функции координации маркетинговой деятельности каждого участника производства туристских услуг, а также регулированию туризма на государственном уровне [7].

Все вышеперечисленные особенности оказывают определенное влияние на характер маркетинговых решений, принимаемых туристскими организациями. Их также следует учитывать при проведении маркетинговых исследований и интерпретации их результатов. Следовательно, основываясь на всём вышесказанном, можно выделить следующие особенности проведения маркетинговых исследований в туризме:

  1. маркетинговое исследование должно быть направлено прежде всего на управление спросом, с этой целью необходимо особое внимание уделять анализу потребительских предпочтений

  2. при проведении маркетинговых исследований в туризме возникают трудности с получением достоверной информации о турпродукте, т.к. нет единого реестра данных, а мнение экспертов субъективно.

  3. необходимо учитывать сезонные колебания спроса в туризме при проведении маркетинговых исследований;

  4. при проведении маркетинговых исследований в туризме центральная роль принадлежит психолого-поведенческим и социальным особенностям потребителя;

  5. необходимо уделять особое внимание не только туристическому продукту и его составляющим, но и, в первую очередь, инфраструктуре туристического рынка [5].

Как уже говорилось ранее, в сфере туристического маркетинга маркетинговые исследования выступают одним из основных источников анализа внешней среды маркетинга, изучения рынка и оценки перспектив его развития. Они могут проводиться по разным направлениям. В отношении туристского продукта маркетинговые исследования условно подразделяются на две категории:

  • исследование нового турпродукта;

  • исследование уже предлагаемого рынку турпродукта.

В первом случае маркетинговые исследования проводятся с целью оценки целесообразности и эффективности производства и введения на рынок нового турпродукта, а во втором случае – с целью оценки уже предлагаемого рынку продукта. Также в зависимости от того, на анализе первичной или вторичной информации основаны маркетинговые исследования туристского продукта, их подразделяют на полевые и кабинетные. Приоритет обычно отдается первым, поскольку они являются наиболее информативными, так как основаны на проведении различного рода опросов, интервью и наблюдений. Кабинетные же исследования предполагают анализ уже кем-либо собранных данных о рынке и его участниках (продуктах).

Таким образом, поскольку туризм представляет собой одну из самых активно развивающихся отраслей экономики, тем самым обязывая находящиеся в себе предприятия тщательнее следить за обстановкой на рынке, концепция маркетинга в индустрии должна иметь наиболее целостный и всеобъемлющий характер. В связи с этим, именно проведение маркетинговых исследований, учитывающих особенности рынка, позволят предприятиям максимально реализовать возможный потенциал предлагаемого потребителю продукта.

Список использованных источников

  1. Тен, А. С. Влияние международного туризма на экономический рост стран АТР / А. С. Тен // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 7(70). – С. 22-27. – EDN AOCGAI.

  2. Корзун Р. М. Международный туризм // «Экономика АПК: проблемы и решения» - 2011. - 673 с.

  3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1999. 896 с.

  4. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Новое знание, 2001. 496 с. 5.

  5. Солодовникова Н. А. Особенности проведения маркетинговых исследований в туризме // Пространство экономики. 2008. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-marketingovyh-issledovaniy-v-turizme (дата обращения: 05.12.2023).

  6. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)

  7. Яковлева Л. А., Зобова Е. В., Косенкова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере туризма. // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 12. С. 145-150.

  8. Багирян Варвара Александровна Международный туризм и его влияние на развитие мировой экономики // Вестник РГЭУ РИНХ. 2013. №1-2 (41,42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-turizm-i-ego-vliyanie-na-razvitie-mirovoy-ekonomiki (дата обращения: 09.12.2023).

  9. Зобова Елена Валерьевна, Морева Светлана Николаевна, Яковлева Лариса Анатольевна Специфика маркетинговых исследований в туризме // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-marketingovyh-issledovaniy-v-turizme (дата обращения: 04.12.2023).

Просмотров работы: 60