В настоящее время, туризм – это стабильно развивающийся сектор экономики, оказывающий существенное влияние на развитие государств, регионов и отдельных городов. Для 40% государств туризм является одним из главных источников дохода. Каждое десятое рабочее место в мире относится к сфере туризма, на которую приходится около 12% мировых потребительских расходов [1,2]. Таким образом, во всем мире сфера туризма является одной из самых прибыльных и динамично развивающихся отраслей бизнеса. Следовательно, высокий потенциал рынка рождает в себе также и высокий уровень конкуренции между фирмами, представляющими потребителю разнообразные турпродукты. Все это обуславливает необходимость развития маркетинговой составляющей в производстве и реализации продуктов сферы туризма. Для снижения уровня неопределенности и риска фирмам необходимо иметь возможность обладать надежной, своевременной и объемной информацией о процессах, происходящих как на конкретном рынке, так и в обществе, в целом. Получение подобной информации может быть обеспечено путем проведения маркетинговых исследований.
В научной литературе можно встретить различные взгляды исследователей на определение маркетингового исследования, рассмотрим некоторые из них:
Маркетинговое исследование – это систематическая подготовка и проведение различных исследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией [3].
Маркетинговые исследования – это сбор, обработка и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений [4].
Маркетинговые исследования – это процесс сбора и анализа данных по различным маркетинговым проблемам, с помощью основных методов и приемов маркетинга [5].
Из представленных выше определений можно выявить следующее общее свойство маркетинговых исследований: маркетинговые исследования относятся к аналитической функции маркетинга. При этом принципиальной особенностью, отличающей их от простого сбора и анализа текущей информации о процессах, происходящих во внешней и внутренней среде, является целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем. Именно это свойство превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Чтобы выявить особенности проведения маркетинговых исследований потребительских предпочтений в сфере туризма, проанализируем общие особенности данного рынка. Согласно федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [6]. Следовательно продукт туристского производства реализуется в форме услуги и обладает свойствами, присущими сфере услуг. В то же время на рынке сферы туризма существует специфика, отличающая его от различных форм торговли услугами и от торговли товарами в отдельности, так как осуществляется торговля как услугами, так и товарами одновременно (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет приблизительно 75 %, товаров – 25 %), а также в виду особого характера потребления туристских услуг и товаров непосредственно в месте их производства.
Таким образом, в качестве специфических особенностей маркетинга в туризме можно определить:
Основной задачей туристского маркетинга является не пассивное следование за спросом, а активное его формирование на основе прогноза его развития.
При формировании туристского продукта приобретает большую значимость тщательность в его разработке.
При реализации туристского продукта особенно важно проводить достоверные информационные мероприятия по отношению к клиентам.
Так как в сфере туризма значение фактора сезонности достаточно велико, это формирует потребность в период межсезонья уделять повышенное внимание маркетинговым мероприятиям, что позволит туристскому предприятию быть менее зависимым от фактора времени.
В системе управления маркетингом в туризме необходимо учитывать кроме материальных аспектов, психологическое и эмоциональное состояние потребителя, а также его индивидуальные особенности.
В связи с тем, что туристский продукт включает как вещественные, так и невещественные компоненты, огромное значение уделяется функции координации маркетинговой деятельности каждого участника производства туристских услуг, а также регулированию туризма на государственном уровне [7].
Все вышеперечисленные особенности оказывают определенное влияние на характер маркетинговых решений, принимаемых туристскими организациями. Их также следует учитывать при проведении маркетинговых исследований и интерпретации их результатов. Следовательно, основываясь на всём вышесказанном, можно выделить следующие особенности проведения маркетинговых исследований в туризме:
маркетинговое исследование должно быть направлено прежде всего на управление спросом, с этой целью необходимо особое внимание уделять анализу потребительских предпочтений
при проведении маркетинговых исследований в туризме возникают трудности с получением достоверной информации о турпродукте, т.к. нет единого реестра данных, а мнение экспертов субъективно.
необходимо учитывать сезонные колебания спроса в туризме при проведении маркетинговых исследований;
при проведении маркетинговых исследований в туризме центральная роль принадлежит психолого-поведенческим и социальным особенностям потребителя;
необходимо уделять особое внимание не только туристическому продукту и его составляющим, но и, в первую очередь, инфраструктуре туристического рынка [5].
Как уже говорилось ранее, в сфере туристического маркетинга маркетинговые исследования выступают одним из основных источников анализа внешней среды маркетинга, изучения рынка и оценки перспектив его развития. Они могут проводиться по разным направлениям. В отношении туристского продукта маркетинговые исследования условно подразделяются на две категории:
исследование нового турпродукта;
исследование уже предлагаемого рынку турпродукта.
В первом случае маркетинговые исследования проводятся с целью оценки целесообразности и эффективности производства и введения на рынок нового турпродукта, а во втором случае – с целью оценки уже предлагаемого рынку продукта. Также в зависимости от того, на анализе первичной или вторичной информации основаны маркетинговые исследования туристского продукта, их подразделяют на полевые и кабинетные. Приоритет обычно отдается первым, поскольку они являются наиболее информативными, так как основаны на проведении различного рода опросов, интервью и наблюдений. Кабинетные же исследования предполагают анализ уже кем-либо собранных данных о рынке и его участниках (продуктах).
Таким образом, поскольку туризм представляет собой одну из самых активно развивающихся отраслей экономики, тем самым обязывая находящиеся в себе предприятия тщательнее следить за обстановкой на рынке, концепция маркетинга в индустрии должна иметь наиболее целостный и всеобъемлющий характер. В связи с этим, именно проведение маркетинговых исследований, учитывающих особенности рынка, позволят предприятиям максимально реализовать возможный потенциал предлагаемого потребителю продукта.
Список использованных источников
Тен, А. С. Влияние международного туризма на экономический рост стран АТР / А. С. Тен // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 7(70). – С. 22-27. – EDN AOCGAI.
Корзун Р. М. Международный туризм // «Экономика АПК: проблемы и решения» - 2011. - 673 с.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1999. 896 с.
Дурович А.П. Маркетинг в туризме. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Новое знание, 2001. 496 с. 5.
Солодовникова Н. А. Особенности проведения маркетинговых исследований в туризме // Пространство экономики. 2008. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-marketingovyh-issledovaniy-v-turizme (дата обращения: 05.12.2023).
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
Яковлева Л. А., Зобова Е. В., Косенкова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере туризма. // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 12. С. 145-150.
Багирян Варвара Александровна Международный туризм и его влияние на развитие мировой экономики // Вестник РГЭУ РИНХ. 2013. №1-2 (41,42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-turizm-i-ego-vliyanie-na-razvitie-mirovoy-ekonomiki (дата обращения: 09.12.2023).
Зобова Елена Валерьевна, Морева Светлана Николаевна, Яковлева Лариса Анатольевна Специфика маркетинговых исследований в туризме // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-marketingovyh-issledovaniy-v-turizme (дата обращения: 04.12.2023).