Введение:Эмоциональное выгорание –состояние, возникшее в результате длительного воздействия определенного фактора - профессионального стресса. Оно возникает, когда все системы организма начинают угнетаться. Люди испытывают эмоциональное, физическое, психическое истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
1 фаза стресса – «Напряжение». Для неё характерны следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
2 фаза – «Резистенция», формирует у человека неадекватную эмоциональную реакцию на происходящее, формирование состояния «экономии эмоций», снижения требований к собственной личности в профессиональной сфере.[2]
3 и последняя фаза – «Истощение» наблюдается психосоматические и психогенные нарушения. Оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. [3]
Крайней степенью выгорания может быть депрессия, и на самой последний стадии человек просто не имеет шансов восстановить интерес к своему делу, тяжело включается в какую-либо деятельность [4].
Цель исследования: определить и сравнить синдром эмоционального выгорания у студентов 1,2 курсов ВГМУ им.Н.Н.Бурденко.
Материалы и методы исследования: Проводился опрос учащихся 1,2 курса – 89 человек, на базе ВГМУ им.Н.Н.Бурденко по тесту В. В. Бойко, состоящего из 84 вопросов, где на каждое утверждение нужно выбрать ответ «Да» или «Нет». Синдром эмоционального выгорания включает в себя три фазы, описанные раннее.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания». По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов - фаза в стадии формирования,
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Результаты исследования и их обсуждение: результаты студентов 1 курса: Первая стадия "Напряжение" отсутствует у 36%. Формируется у 34%, сформировалась у 31%. Результаты второй стадии "Резистенция": не сформировалась – 18%, формируется – 49%, сформировалась – 33%. Третья стадия "Истощение" отсутствует у 49% , формируется у 40%, сформировалась у 11%.
Результаты студентов 2 курса: первая стадия "Напряжение" отсутствует у 55% людей, формируется у 16%, сформировалась у 28%. Результаты второй стадии "Резистенция": не сформировалась – 17%, формируется – 38%, сформировалась – 47%. Третья стадия "Истощение" отсутствует у 36%, формируется у 36%, сформировалась у 28%.
Выводы:Таким образом, первая стадия "Напряжение" лучше сформировалась у студентов 1 курса. Вторая стадия "Резистенция" - у студентов 2 курса. Третья стадия "Истощение" также лучше сформировалась у студентов 2 курса. Это связано с тем, что первокурсники только начинают испытывать длительный стресс, в то время, как у студентов 2 курса, начинается формироваться хронический. Профилактикой эмоционального выгорания может быть обмен профессиональной информацией с другими службами и подразделениями, улучшение межличностной коммуникации, расширение мировоззрения человека, что делает мир человека многогранным. [5]
Список литературы:
Ахметова Айгуль Маратовна, Садретдинова Лидия Данисовна, Габитова Дильбар Марсельевна, Ишмухаметова Амина Насимовна, & Ильясова Татьяна Марселевна (2022). ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14 (3), 312-325.
Абуева Э.М., Гаврилова К.С., Королёва Л.Ю., Осколкова В.Р., Костина М.С. ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОДА ИХ ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 3. – С. 42-46; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11963 (дата обращения: 15.12.2023).
Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 331-334. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37222/ (дата обращения: 15.12.2023).
Литвякова О. Эмоциональное выгорание и его преодоление [электронный ресурс] //RELGA. — 2015. — №4. Режимдоступа: http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4189& level1=main&level2=articles
Влах Н.И., Данилов И.П., Логунова Т.Д., Гугушвили М.А. Система коррекционной работы при синдроме профессионального эмоционального выгорания. Гигиена и санитария. 2019; 98(7): 738-743. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-7-738-743