Введение
Современный рынок располагает огромным разнообразием антисептических средств различного химического состава, природного происхождения и комбинированных в виде растворов, спреев, мазей, присыпок.
Антисептики - средства для уничтожения болезнетворных микроорганизмов на поверхности живых тканей (кожа, слизистые оболочки, раны, полости тела) [4, 18].
Значимость их трудно переоценить. Антисептики применяют для профилактики и лечения инфекций в различных областях медицины: хирургии, гинекологии, отоларингологии, дерматологии и др. В коронавирусное время кожные антисептики лились рекой для предотвращения передачи инфекции.
В сезон путешествий, дач, активного отдыха неизбежно случаются раны, порезы, ссадины. О необходимости обработки кожи при повреждениях знают все, поэтому в летний период спрос на антисептики традиционно повышается[14].
Винилин (Поливинокс) – препарат антисептического действия, который производится в разных формах с различным терапевтическим предназначением. Бальзам Винилин в основном используется для обработки ран, ускорения процессов заживления, предотвращения осложнений в виде нагноения, сепсиса. Препарат, независимо от формы выпуска и предназначения, имеет действующее вещество Поливинокс. Оно оказывает антисептическое и противомикробное действие. При обработке пораженных участков уменьшает рост патогенной флоры, таких основных возбудителей воспалительных и гнойных процессов как, стафилококк, стрептококк, эктерококк и др. При использовании средства значительно снижается вероятность развития осложнений, перехода болезни в хроническое состояние [15].
В этой связи изучение ассортимента и характеристик лекарственных препаратов (ЛП) на основе лекарственного средства (ЛС) Поливинокс представляется нам важным и актуальным на сегодняшний день.
Цель работы: маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Поливинокс.
Задачи работы:
Изучить основные цели и задачи фармацевтического маркетинга.
Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.
Провести товароведческую характеристику лекарственного средства Поливинокс.
Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Поливинокс.
Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.
Разработать предложения по оптимизации ассортимента лекарственных
препаратов на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации.
Объект исследования:ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению в Российской Федерации.
Методы исследования: контент - анализ официальных источников литературы, аналитический метод, метод сравнения, обобщение и систематизация, статистический метод (таблицы, диаграммы).
Глава 1. маркетинговые ИССЛЕДОВАНИЯ В ФАРМАЦИИ
Основные цели и задачи фармацевтического маркетинга
Фармацевтический маркетинг это процесс, посредством которого предоставляется фармацевтическая помощь. Любой товар, услуга или идея, связанные с фармацией, могут быть предметом фармацевтического маркетинга [17].
В своей книге «Основы маркетинга» Филипп Котлер определяет маркетинг как социальный и управленческий процесс, посредством которого отдельные лица или группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности, создавая товары и потребительские ценности и осуществляя обмен ими [7].
Цель маркетинга предприятия - обеспечение рентабельности в заданных границах времени. Отсюда - ориентация на долгосрочное (5,10,15 лет) прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей и кончая собственными возможностями в этой перспективе. Главное в маркетинге - его целевая ориентация и комплексность. Отдельные маркетинговые действия (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товара и т.д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который даст применение маркетинга как системы. Маркетинг как система экономической деятельности, с одной стороны, - это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей покупателей; ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции, с другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений [12].
К наиболее важным элементам и функциям маркетинга относятся следующие:
комплексное изучение рынка;
планирование товарного ассортимента;
разработка мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей;
выявление неудовлетворенного спроса, т.е. потенциальных потребностей;
планирование и осуществление сбыта продукции;
воздействие на организацию и управление производством.
Комплексное применение этих элементов и предоставляет собой сущность маркетинга, которая метко выражена в изречении: «Производите и продавайте товары, которые, безусловно, будут куплены, а не стремитесь навязывать людям то, что вам удалось произвести» [8].
У каждого предприятия имеется своя специфика деятельности, поэтому соотношение и степень значимости элементов маркетинга будут различны. Успех в конкурентной борьбе и достижение высоких финансовых результатов предприятия зависят от изменения структуры производительных затрат и характера хозяйственной среды.
Фармацевтический маркетинг имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи [17].
Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания больного, но и от квалификации врача. Поэтому первой и главной особенностью фармацевтического маркетинга является то, что в случае фармацевтической помощи усложняется классическая формула купли -продажи, потому что в систему покупатель (пациент) - продавец (провизор) включается третье звено - врач, который в равной, а иногда и большей степени является генератором спроса [9].
Второй важной особенностью является то, при анализе рынка необходимо учитывать не спрос, как в общем маркетинге, а сразу три параметра - нужду, потребность и спрос [11].
Третьей особенностью является то, что потребители зачастую рассматривают медицинские и фармацевтические товары не как желаемый товар, а как необходимую покупку, и поэтому, как правило, осуществляют покупку под давлением симптомов болезни или при ощущении отклонений от нормального самочувствия. Это, в свою очередь, определяет то, что больной покупает не лекарство или предмет ухода как таковые, а способ вернуть себе здоровье и устранить состояние дискомфорта, вызванное нездоровьем [17].
Четвертая особенность связана с неосведомленностью конечного потребителя (больного) о том, какое лекарство ему необходимо и какое из имеющихся на рынке синонимов надо выбрать.
Пятая важная особенность - фармацевтические товары должны быть только высокого качества.
Резюмируя приведенные выше особенности можно сказать, что наряду с больным, одним из основных объектов фармацевтического маркетинга является лекарственное средство в различных лекарственных формах, которому как товару принадлежат некоторые уникальные характеристики, задающие в свою очередь и специфические особенности маркетингу:
Врач, а не больной принимает решение о необходимости приема лекарственного препарата, но врач не имеет возможность контролировать покупку и потребление лекарственного препарата;
Больной потребитель лекарственного препарата чаще всего мало знает о качестве и назначении препарата, а кроме того, и не всегда желает употреблять его;
Определяющие показатели при покупке лекарственного препарата – его эффективность, качество и безопасность, а не цена;
Фармацевтический маркетинг в большей степени связан с регулирующей ролью внешней среды, которую играет государственное учреждение в системе лекарственного обеспечения (требования к качеству, регистрация, номенклатура, ценообразование, условия отпуска) [17, 9].
К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:
Анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;
Анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;
Повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.
Разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;
Выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;
Разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюктуры и собственного потенциала компании [17].
Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств
Понятие "товары аптечного ассортимента", сложившееся на фармацевтическом рынке обобщает группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые фармацевтические организации. В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения. Товары "основного" ассортимента традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента, жизненно необходимых и важнейших ЛС, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими товарами [5, 11].
Ассортимент товара в аптеке регламентируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В законе приведен перечень товаров, реализуемых через аптечные организации, который включает:
1. Лекарственные препараты.
2. Медицинские изделия, в т.ч. перевязочные материалы, изделия санитарии и предметы ухода за больными.
3. Парафаpмацевтическую продукцию, в т.ч. лечебно-косметические товары, не предназначенные для декоративных целей, санитаpно-гигиенические средства, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковую оптику, реактивы, средства санитарии и гигиены, БАДы.
4. Медицинскую технику (инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы) [1].
Основной и самой многочисленной группой товаров аптечного ассортимента являются лекарственные препараты. В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» - это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной терапии и возможности выпуска ЛС зарубежной и отечественной фармацевтической промышленностью [5].
Сегодня ассортимент любой аптеки включает от 2000 различных наименований товаров. Следует подчеркнуть и то, что за последние годы в фармацевтике появились новые группы продукции, к примеру, БАД, медицинская косметика и т.д., что и повлекло за собой расширение номенклатуры. Следовательно, перед каждым владельцем аптеки стоит сложная задача - выбрать несколько тысяч самых ходовых позиций и исключить огромное множество не нужных препаратов.
Существует несколько стратегий формирования ассортимента аптеки, однако универсальной, подходящей для всех аптечных организаций концепции нет. Лучший помощник при таком выборе - это опыт, и прежде всего, необходимо четко определить этапы работ. Соблюдая четкую последовательность, действуя продуманно, можно сформировать действительно правильный ассортимент. Для этого необходимо:
- типизировать аптеку по ряду параметров;
- определить своего целевого покупателя в соответствии с видом аптечной организации;
- классифицировать товары;
- определить сумму товарного запаса;
- выбрать нужные наименования и заполнить ассортиментную матрицу.
Факторы, определяющие тип аптеки и влияющие на ее ассортимент[17]:
Направление деятельности |
Готовых препаратов |
Реализуют продукцию, закупаемую у производителей |
Производственная аптека |
Производят лекарства по рецептам и реализуют их |
|
Готовых препаратов + производство |
Закупают готовую продукцию у производителей и реализуют лекарства собственного производства |
|
Виды организаций |
Аптека |
Вид организации является фактором, определяющим ассортимент (каждый вид организации имеет право на продажу определенных препаратов) |
Аптечный пункт |
||
Аптечный киоск |
||
Аптечный магазин |
||
Типы аптек |
Сетевая |
Существует внутри сети |
Одиночная |
Частная аптека |
|
Месторасположение аптеки |
ТЦ |
Аптека в торговом центре |
Улица |
На первом линии домов в местах с высокой пешеходной проходимостью и неподалеку от транспортных развязок |
|
Жилой район |
В спальном районе |
|
Сельская местность |
В селе, деревне, поселке |
|
При больнице |
При или в городской больнице |
|
Вид выкладки товара |
Закрытая |
Все товары размещаются в витринах, на полках, и т.д., покупатели не имеют возможность взять товар самостоятельно |
Открытая |
Покупатель может взять товар и пройти на кассу, или же в аптеке есть как закрытые, так и открытые зоны |
|
Вид аптеки с учетом ее товарооборота |
Большая |
Выручка от 5 миллионов рублей в месяц |
Средняя |
Выручка от 2 до 5 миллионов рублей в месяц |
|
Мелкая |
Выручка до 2 миллионов рублей в месяц |
Для того чтобы сформировать ассортимент, необходимо классифицировать товары. Следует отметить, что в специализированной литературе описано множество вариантов классификаций по разным признакам, тогда как единого, эталонного принципа группирования не существует. Однако одной из лучших классификаций является Анатомо-терапевтическо-химическая классификация (АТХ), согласно которой ассортимент препаратов разделяется на следующие группы:
- препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ (А);
- препараты, влияющие на кроветворение и кровь (В);
- препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (С);
- препараты для лечения заболеваний кожи (D);
- препараты для лечения заболеваний мочеполовой системы и половые гормоны (G);
- гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) (H);
- противомикробные препараты для системного использования (J);
- противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (L);
- препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы (M);
- препараты для лечения заболеваний нервной системы (N);
- противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты (P);
- препараты для лечения заболеваний респираторной системы (R);
- препараты для лечения заболеваний органов чувств (S);
- прочие лекарственные препараты (V) [19].
Помимо вышеперечисленных ассортиментных групп, товарный ряд может также включать некоторые дополнительные категории, к примеру, изделия медицинского назначения, биодобавки, детские товары; медицинскую косметику, воды, медицинскую оптику и технику. Только после определения классификации и структуры ассортимента можно начать создавать ассортиментную матрицу, которая будет учитывать специфику аптеки.
Существует немало различных способов создания ассортимента для аптеки. Несомненно, одним из наиболее популярных из них является корректировка эталонного, универсального аптечного ассортимента. Иными словами, владелец аптеки берет за основу сбалансированный ассортимент и адаптирует его под месторасположение аптеки, своего покупателя, концепцию своей аптечной организации, добавляя позиции, на которые существует высокий спрос. Впрочем, подобный метод имеет и свои минусы. Так, к примеру, тот факт, что ассортимент аптеки формируется просто из перечня стандартных товаров, а не с учетом различных категорий, может сыграть с бизнесом злую шутку. Более того, нельзя отрицать и то, что определенный товар может пользоваться спросом именно в эталонной аптеке, тогда как в конкретной, специфичной точке, он может попросту остаться лежать на полках [9].
Традиционно считается, что самым правильным и универсальным способом формирования ассортимента является «заполнение ящика». Он позволяет не только создать новый, продуманный ассортимент, но и улучшить старый. Чтобы использовать данный метод, необходимо представить аптечную рганизацию как большой шкаф, который состоит из большого количества ящиков, которые и являются категориями товара.
Каждая из них имеет свои характеристики, начиная от ширины и глубины и заканчивая согласованностью. Ящик не является безграничным - он может включить только определенное количество наименований, которое должно быть определено в соответствии с характеристиками самой аптеки: еще площадью, месторасположением, портретом покупателя и т.д., а также бюджетом.
В целом, каждый такой ящик должен вмещать следующие товары:
Товары обязательного ассортимента;
Товары, лучше всего реализующиеся в данной конктретной аптеке;
Брендовую продукцию;
Сезонные товары.
Более того, в таком ящике должны присутствовать препараты из разных ценовых категорий - это позволит привлекать людей с разным уровнем дохода.
Большинство аптек стремится к улучшению своих социальных и экономических показателей путем совершенствования ассортиментной и товарной политики. Основной целью ассортиментной политики любой аптечной организации является формирование рационального ассортиментного портфеля [17].
Анализ структуры ассортимента проводится с целью формирования ассортиментной политики организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на них. При этом, в зависимости от поставленных целей проводят анализ структуры российского, регионального рынка или локального ассортиментного перечня конкретной медицинской или фармацевтической организации.
Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств (ЛС) в аптечной организации проводятся в несколько этапов [9].
Сначала осуществляют выбор ассортимента JIC, изучают возможные аспекты применения в медицине, анализируются основные производители, поставщики и т.д. Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ - это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или фармакотерапевтической группе лекарственных средств. В качестве основных документов используются реестры ЛС, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.
Далее из реестра выбираются сведения по каждому зарегистрированному ЛС выбранной фармакотерапевтической группы; название, синонимы, форма выпуска, страна производитель, способ применения и дозы.
Затем проводят анализ по следующим направлениям:
- определяют число всего зарегистрированных препаратов, данные определяют в абсолютных показателях;
- рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных препаратов;
- проводят анализ по странам и фирмам производителям внутри группы зарубежных лекарственных средств, данные представляются в относительных показателях, в процентах;
- анализируют виды лекарственных форм; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях.
Результаты анализа для большей наглядности представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведенный анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента препаратов, разрешенных к применению [17].
На заключительном этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики (показатели) ассортимента ЛС.
Показатели ассортимента - это качественное выражение свойств ассортимента. К основным показателям ассортимента относятся: широта, полнота, глубина, структура ассортимента и индекс обновления [5].
Широта ассортимента - количество ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже. Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества групп, подгрупп товаров к базовому.
Полнота ассортимента - количество ассортиментных групп товаров, выпускающихся промышленностью. Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.
Глубина ассортимента - характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, выпускающихся промышленностью.
Структура ассортимента - количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатель рассчитывается как отношение отдельных ассортиментных групп к суммарному количеству товаров, имеющихся в наличии.
Обновление ассортимента - замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами. Индекс обновления (Jo) - доля новых товаров, введенных на рынок в течение последнего периода времени [9, 5].
Основная цель ассортиментной политики, а значит, и результат, к которому в конечном итоге стремятся все руководители аптек – это формирование оптимального и рационального ассортиментного портфеля для удовлетворения населения в лекарственной помощи и получения запланированной прибыли. Среди мероприятий, способствующих формированию заданных параметров ассортимента, можно выделить следующие:
Расчет основных показателей ассортимента и анализ его рациональности.
Определение спроса и потребности в конкретных товарах аптечного ассортимента.
Выявление источников товарных ресурсов для формирования рационального ассортимента,
Определение возможности АО для производства, распределения и реализации конкретных товаров,
Определение направлений формирования ассортимента (расширение, обновление, стабилизация, сокращение, гармонизация) [17].
На основании проведенных маркетинговых исследований по ассортименту делаются выводы о целесообразности создания новых лекарственных форм или совершенствовании существующей ассортиментной политики организации [9].
Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов [6, 17]:
АВС-анализ;
XYZ-анализ;
Совмещенный ABC-XYZ-анализ.
Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему [9].
XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе.
Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:
- категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;
- категории Y - группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;
- категории Z - группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса [9].
Как правило, в аптечной организации ассортимент обширный, достигает 2-5 тысяч наименований в аптеках, а в аптечных пунктах исчисляется сотнями. При формировании товарной и ассортиментной политики следует провести исследование доходов от реализации тех или иных товаров, составляющих портфель организации. Для этих целей применяется Матрица Бостонской консалтинговой (консультативной) группы (БКГ) - или матрица роста доли рынка [17].
Место каждого товара может быть охарактеризовано темпом роста рынка сбыта и относительной долей на рынке:
Проблемные товары («Трудные дети») - это месторасположение товаров с высоким темпом роста рынка сбыта, но низкой его относительной долей. Как правило, сюда входят новые товары на стадиях ЖЦТ внедрения роста.
Звезды - это товары-лидеры, т. к. имеют высокие темпы роста рынка сбыта и высокие доли на рынке. Несмотря на большой спрос, нужно вкладывать финансовые средства на поддержание его положения на рынке. В ЖЦТ - это стадия зрелости.
Дойные коровы - при снижении темпов роста рынка сбыта, но при высокой относительной доле товары переходят в позицию «дойных коров» - товаров, приносящих прибыль; это стадия насыщения в ЖЦТ.
Собаки - это товары с низкими темпами роста рынка, в основном даже с отрицательными, и низкой относительной долей. Они не приносят прибыли, а иногда реализуются с убытками; в ЖЦТ это стадия спада. Если организация не принимает решения остановить этот товар в портфеле, то он постепенно исключается из ассортимента.
Все товары с течением времени меняют свои позиции, поэтому постоянный контроль за движением их в Матрице БКГ является обязательным. В зависимости от этих позиций наличие товара в портфеле признается сильной или слабой стороной [8, 11].
Подводя итоги, можно сказать, что ассортимент - это та продукция, которую мы предлагаем нашему покупателю. При разработке ассортиментной политики любой аптечной организации необходим всесторонний анализ разрешенных к применению и существующих на рынке лекарств, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных номенклатурных позиций лекарственных средств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества, новизны.
Правильно сформированный ассортимент аптеки положительно отражается на уровне прибыли, влияет на развитие аптечной организации, позволяет сформировать круг постоянных покупателей, повышает лояльность с их стороны. Более того, он также является частью маркетинговой стратегии, способствуя увеличению уровня продаж и предоставляя возможность противостоять высокой конкуренции в фармацевтической сфере.
Глава 2. Маркетинговые исследования рЕГИОНАЛЬНого рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Поливинокс
2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства Поливинокс
Поливинилбутиловый эфир (винилин, поливинокс) - непредельный эфир, полимер винилбутилового эфира. В медицине поливинилбутиловый эфир известен как бальзам Шостаковского, по имени изобретателя. Используется и по сей день в качестве ранозаживляющего, антибактериального (бактериостатического), стимулирующего эпителизацию средства. Хорошо показал себя в лечении трофических язв (в том числе диабет-ассоциированных), пяточных трещин и пролежней [15].
Международное непатентованное наименование (МНН): Поливинокс. Латинское название вещества: Polyvinoxum (род. Polyvinoxi)
Химическое название: Поливинилбутиловый эфир
Рисунок 1. Структурная формула
Фармакологическая группа вещества:
Антисептики и дезинфицирующие средства
Регенеранты HYPERLINK "https://www.rlsnet.ru/pharm-groups/regeneranty-i-reparanty-98" и HYPERLINK "https://www.rlsnet.ru/pharm-groups/regeneranty-i-reparanty-98"репаранты
ATX код: D02AX Поливинокс
D - Препараты для лечения заболеваний кожи
D02 - Дерматопротекторы
D02A - Препараты со смягчающим и защитным действием
D02AX - Прочие препараты со смягчающим и защитным действием [19].
Нозологическая классификация (МКБ-10):
A09 Диарея и гастроэнтерит предположительно инфекционного происхождения (дизентерия, диарея бактериальная)
K25 Язва желудка
K26 Язва двенадцатиперстной кишки
K29.6.1* Гастрит HYPERLINK "https://www.rlsnet.ru/mkb/gastrit-giperacidnyi-682"гиперацидный
K52 Другие неинфекционные гастроэнтериты и колиты
L02 Абсцесс кожи, фурункул и карбункул
L08.9 Местная инфекция кожи и подкожной клетчатки неуточненная
L98.4 Хроническая язва кожи, не классифицированная в других рубриках
N61 Воспалительные болезни молочной железы
R12 Изжога
T14.1 Открытая рана неуточненной области тела
T14.9 Травма неуточненная
T30 Термические и химические ожоги неуточненной локализации
T33-T35 Обморожение
Характеристика вещества: Густая вязкая жидкость светло-желтого цвета со специфическим запахом, практически нерастворимая в воде, смешивается с органическими растворителями и растительными маслами. [21].
Фармакологическое действие - способствует очищению, регенерации и эпителизации ран. При приеме внутрь понижает секрецию, кислотность и протеолитическую активность желудочного сока. Снижает моторную активность кишечника. [10].
Применение вещества Поливинокс:
Наружно: фурункулы, карбункулы, трофические язвы, гнойные раны, маститы, ранения мягких тканей, ожоги, обморожения и воспалительные заболевания кожи.
Внутрь: гиперацидные гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, изжога.
Ректально (через ректоскоп): дизентерия, колит [21, 15].
Противопоказания: Гиперчувствительность.
Способ применения и дозы: наружно, внутрь, ректально.
Наружно: в чистом виде и в форме масляных растворов или мазей различной концентрации для смачивания салфеток и непосредственного нанесения на пораженную поверхность.
Внутрь 1 раз в день через 5–6 ч после последнего приема пищи (рекомендуется легкий ужин в 18 ч и прием препарата в 23–24 ч); при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки - 3 капс. или 1 ч.ложка жидкости в первый день, в последующие дни - по 5 капс. (по 1 дес.ложке); курс - 16–20 дней; при гастритах с повышенной секреторной функцией и выраженной изжоге - в первый день - 1 ч.ложку, далее - по 1 дес.ложке через день, курс - в течение 10–12 дней.
Ректально (через ректоскоп) вводят в повышающихся дозах 25–30–40 мл в течение 3–9 дней [10].
Форма выпуска: бальзам, жидкость для внутреннего и наружного применения[21].
Торговые названия c действующим веществом Поливинокс: Винилин, Бальзам Шостаковского, Поливинокс [16, 20].
Условия хранения: в хорошо укупоренной таре, в защищенном от света и влаги месте при температуре от 15 °С до 25 °С. Хранить в недоступном для детей месте [2, 21].
Условия отпуска из аптеки: без рецепта [3].
2.2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов
на основе лекарственного средства МНН Поливинокс, имеющихся на фармацевтическом рынке Российской Федерации
Изучение ассортимента российского рынка лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Поливинокс, осуществлялось на основании данныхоЛП, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС (ГРЛС) на 01.05.2023 г., результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, зарегистрированных в ГРЛС
№ п/п |
Торговое название, МНН |
Лекарственная форма, |
Фирма |
Страна |
Рег. номер, дата регистрации |
Винилин, Поливинокс |
жидкость для приема внутрь и наружного применения 100,0 банки 100,0 флаконы 50,0 банки 50,0 флаконы |
ОАО "Ивановская фармацевтическая фабрика" |
Россия |
ЛП-003582, 25.04.2016 |
|
Винилин, Поливинокс |
жидкость для наружного применения 100,0 флаконы 50,0 флаконы |
АО "Усолье-Сибирский химфармзавод" |
Россия |
ЛП-003251, 14.10.2015 |
|
Винилин, Поливинокс |
жидкость для приема внутрь и наружного применения 100,0 флаконы 50,0 флаконы |
АО "Татхимфармпрепараты" |
Россия |
ЛП-002964, 21.04.2015 |
|
Продолжение таблицы 1 |
|||||
Винилин, Поливинокс |
жидкость для приема внутрь и наружного применения 100,0 тубы 100,0 флаконы 50,0 тубы 50,0 флаконы |
ОАО "Самарамедпром" |
Россия |
ЛП-001661, 19.04.2012 |
|
Винилин, Поливинокс |
жидкость для приема внутрь и наружного применения 100,0 флаконы 50,0 флаконы |
АО "Завод химреактивкомплект" |
Россия |
ЛС-000216, 07.02.2011 |
|
Винилин (Шостаковского бальзам) Поливинокс |
Бальзам, флаконы 100,0 |
Казанская фармацевтическая фабрика ЗАО |
Республика Татарстан |
64/228/43, 30.04.1964 |
|
Итого: ЛП – 15 ТН - 6 |
ЛФ - 3 |
Фирм - 6 |
Стран - 2 |
Маркетинговыйанализассортимента российского рынка ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс,проводилсяпочислуторговыхназваний (ТН), поформамвыпуска, посоставу, попроизводственномупризнаку (странамифирмам-производителям), податамрегистрациивГосударственномреестреЛС [20].
Анализ показал, что на основе ЛС МНН Поливинокс производится 15 лекарственных препаратов в различных формах выпуска и дозировках. Лекарственные препараты производят в России, шесть фирм-производителей.
Кроме лекарственных препаратов в ГРЛС зарегистрированы фармацевтические субстанции на основе ЛС МНН Поливинокс в количестве трех торговых наименований в форме выпуска субстанция-жидкость в различной фасовке российского производства [20].
Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению на российском рынке, по составу определен нами по данным ГРЛС (таблица 1) и представлен в таблице 2.
Таблица 2
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению на российском рынке, по составу
Состав лекарственного препарата |
Количество предложений |
|
абс. знач. |
доля, % |
|
Комбинированный препарат |
0 |
0 |
Монопрепарат |
15 |
100,0 |
Итого |
15 |
100,0 |
При проведении анализа ассортимента ЛП по составу, было установлено, что все ЛП являются монопрепаратами – 100,0% ЛП, комбинированные ЛП в ГРЛС незарегистрированы (рис. 2).
Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, по составу
Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс по формам выпуска
№ п/п |
Вид лекарственной формы |
Количество ЛП |
Доля, % |
1. |
Жидкость для приема внутрь и наружного применения |
12 |
80,0 |
2. |
Жидкость для наружного применения |
2 |
13,3 |
3. |
Бальзам |
1 |
6,7 |
Итого: ЛФ - 3 |
15 |
100,0 |
В результате анализа установлено, что препараты на основе ЛС МНН Поливинокс выпускаются в трех лекарственных формах. Большая часть препаратов выпускается в форме жидкость для приема внутрь и наружного применения, что составляет 80,0%. Наименьшее количество ЛП на рынке имеется в форме бальзама – 6,7% от общего количества предложений (рис. 3) [20].
Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, по формам выпуска
На основе данных ГРЛС (таблица 1) нами была определена структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, по производственному признаку, которая представлена в таблице 4.
Таблица 5
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, по производственному признаку
Страна-произ-водитель |
Количество ЛП |
Фирма-производитель |
Количество ЛП |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Россия |
15 |
100,0 |
ОАО "Ивановская фармацевтическая фабрика" |
4 |
26,7 |
АО "Усолье-Сибирский химфармзавод" |
2 |
13,3 |
|||
АО "Татхимфармпрепараты" |
2 |
13,3 |
|||
ОАО "Самарамедпром" |
4 |
26,7 |
|||
АО "Завод химреактивкомплект" |
2 |
13,3 |
|||
Казанская фармацевтическая фабрика ЗАО |
1 |
6,7 |
|||
ИТОГО |
15 |
100,0 |
Стран 1, фирм -6 |
15 |
100,0 |
Анализ данных таблицы 4 по производственному признаку показал, что в ГРЛС зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс только российского производства – 100%. ЛП зарубежного производства в ГРЛС не обнаружено (рисунок 4).
Рисунок 4. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, по странам-производителям
Анализ данных из таблицы 4 по фирмам-производителям ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению на российском фармацевтическом рынке, показал, что большая часть препаратов российского производства произведены компаниями ОАО "Ивановская фармацевтическая фабрика" – 26,7% и ОАО "Самарамедпром" - 26,7%, наименьшее количество ЛП произведены фирмой-производителем Казанская фармацевтическая фабрика ЗАО – 6,7% (рисунок 5).
Рисунок 5. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, по фирмам-производителям
Для определениястепениобновленияассортиментаЛПна основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению на российском рынке, нами были изученыдатырегистрацииирегистрационныеномераданныхЛПвГРЛСзапоследние 5 лет (2019 – 2023 гг.), врезультатечегобылоустановлено, чтозаданныйпериодвременивГРЛСновыхЛПзарегистрированонебыло.
Индекс обновления: Y = 0
Из полученных результатов видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению в России, давно не обновлялся и представлен устаревшими лекарственными препаратами.
2.3.Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Поливиноксваптечной организации
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Поливинокс проводился на базе аптечной организации (АО) ООО «Апрель-Брянск», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 66/5. В соответствии с лицензией АО является «Аптекой», которой разрешено:
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс был представлен следующими наименованиями ЛП (таблица 5).
Таблица 5
Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Поливинокс
№ п/п |
Торговое наименование |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Цена |
Фирма производитель, страна |
Регистр. номер, дата |
1. |
Винилин, МНН Поливинокс |
жидкость для наружного применения 100,0 флаконы |
219.00 |
АО "Усолье-Сибирский химфармзавод", Россия |
ЛП-003251, 14.10.2015 |
ЛП – 1 |
ЛФ - 1 |
Стран – 1, Фирм – 1 |
По данным таблицы 5, на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации предлагается один монопрепарат, в одной форме выпуска.
Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП в аптечной организации по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации по формам выпуска
№ п/п |
Вид лекарственной формы |
Количество |
Доля, % |
1. |
Жидкость для наружного применения |
1 |
100,0 |
Итого: ЛФ – 1 |
1 |
100,0 |
В результате анализа установлено, что в аптечной организации имеется один лекарственный препарат в одной лекарственной форме - жидкость для наружного применения – 100%. Лекарственные препараты в форме бальзам и жидкость для приема внутрь и наружного применения в аптеке отсутствуют (рис. 6).
Рисунок 6. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации, по формам выпуска
Далее в работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Поливинокс, имеющиеся в АО по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации по производственному признаку
Страна- производитель |
Количество ЛС |
Фирма-производитель |
Количество ЛС |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Россия |
1 |
100,0 |
АО "Усолье-Сибирский химфармзавод" |
1 |
100,0 |
Итого - 1 |
1 |
100,0 |
Фирм - 1 |
1 |
100,0 |
По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеется в наличии один лекарственный препарат на основе ЛС МНН Поливинокс отечественного производства – 100% (рис. 7, 8).
Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации по производственному признаку
Рисунок 8. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации по фирмам-производителям
На следующем этапе был проанализирован ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации ООО «Апрель-Брянск» по датам регистрации.
По данным таблицы 5, в ассортименте аптеки имеется один ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс зарегистрированный в 2015 году [20].
Индекс обновления ассортимента составляет: 0.
Из полученных результатов видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, в аптечной организации представлен устаревшими ЛП.
2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов
на основе ЛС МНН Поливинокс, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента
На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ООО «Апрель-Брянск». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.
Расчет показателя полнота ассортимента:
Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты - Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 1 [5, 11].
Kn = Пфакт / Пбаз, (1)
где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,
Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.
В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс представлен в одной лекарственной форме. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП МНН Поливинокс в трех лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,
Кп = 1 : 3=0,3
Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,3, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке отсутствуют некоторые виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Поливинокс, в частности жидкость для приема внутрь и наружного применения и в форме бальзам.
Расчет показателя глубина ассортимента
Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 2 [5, 11]:
Кг = Гфакт / Гбаз, (2)
где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,
Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.
В ассортименте аптеки имеется 1 ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, в Госреестре зарегистрированы 15 ЛП.
Значение коэффициента глубины равно: К г = 1 : 15 = 0,06.
Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует лишь 6% имеющихся в ГРСЛ лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Поливинокс.
Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛС МНН Поливинокс, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Поливинокс
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации |
Группа по АТС классификации |
D - Препараты для лечения заболеваний кожи D02 - Дерматопротекторы D02A - Препараты со смягчающим и защитным действием D02AX - Прочие препараты со смягчающим и защитным действием D02AX Поливинокс |
D - Препараты для лечения заболеваний кожи D02 - Дерматопротекторы D02A - Препараты со смягчающим и защитным действием D02AX - Прочие препараты со смягчающим и защитным действием D02AX Поливинокс |
Количество предложений |
15 |
1 |
По составу |
Монопрепараты - 100% Комбинированные препараты – 0% |
Монопрепараты - 100,0 Комбинированные препараты - 0 |
Производственный признак |
Зарубежного производства – 0% Отечественного производства 100% |
Зарубежного производства – 0% Отечественного производства 100% |
По видам лекарственной формы |
Всего - 3 |
Всего - 1 |
Индекс обновления |
0 |
0 |
По данным таблицы 8, в ассортименте аптеки имеется один лекарственный монопрепарат. В ассортименте присутствуют не все виды лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Отсутствуют ЛП в форме: жидкость для приема внутрь и наружного применения и в форме бальзама.
Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен только ЛП отечественного производства. Проведенный анализ ассортимента по датам регистрации показал, что новые лекарственные препараты как на фармацевтическом рынке России, так и в аптеке не зарегистрированы, индекс обновления равен 0. Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению в России, давно не обновлялся и представлен устаревшими лекарственными препаратами.
2.5. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Поливиноксв аптечной организации
На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации ООО «Апрель-Брянск», которые представлены в таблице 9.
Таблица 9
Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармрынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке |
Коэффициент полноты |
Коэффициент полноты: 1 |
Коэффициент полноты: 0,3 |
Ввести в ассортимент аптеки ЛП в виде лекарственных форм отсутствующих в ассортименте |
Продолжение таблицы 9 |
|||
Коэффициент глубины |
Коэффициент глубины: 1 |
Коэффициент глубины: 0,06 |
Расширить ассортимент ЛП в аптечной организации, за счет ЛП имеющихся на фармрынке. |
По данным таблицы 9, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 6% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс за счет лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент ЛП в лекарственных формах, отсутствующих в ассортименте АО: в частности жидкости для приема внутрь и наружного применения и в форме бальзам в различной фасовке.
Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации ООО «Апрель-Брянск». Аптечной организации предлагается дополнить ассортимент лекарственным препаратом:
- Винилин, (МНН Поливинокс) в лекарственной форме жидкость для приема внутрь и наружного применения 100,0 флаконы и 50,0 флаконы. Производитель ОАО "Ивановская фармацевтическая фабрика", Россия. Регистрационный номер ЛП-003582, дата регистрации 25.04.2016 [20].
ЛП Винилин - жидкость для приема внутрь и наружного применения. По 100 г во флаконы оранжевого стекла с винтовой горловиной, укупоренные пробками полиэтиленовыми и крышками полиэтиленовыми навинчиваемыми. Применяется ЛП:
- наружно: для смачивания салфеток и непосредственного нанесения на раневую поверхность в достаточном количестве.
- внутрь: 1 раз в день через 5-6 часов после последнего приема пищи (рекомендуется легкий ужин в 18 часов и прием препарата в 23-24 часа).
При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки: 1 чайная ложка в первый день, в последующие дни - по 1 десертной ложке, курс - 16-20 дней.
При гастритах с повышенной секреторной функцией: 1 чайная ложка в первый день, далее - по 1 десертной ложке через день, курс - 10-12 дней.
Применение препарата способствует снижению роста болезнетворных микробов, уменьшению и предупреждению риска развития тяжелых ослажнений. ЛП снимает яркие симптомы, такие как болезненность, повышение температуры в очаге поражения, облегчает самочувствие [4, 10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были изучены основные цели и задачи фармацевтического маркетинга и методы анализа ассортимента лекарственных средств.
Изучение литературных источников показало, что основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей. В аптечных организациях, для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента, насыщенность ассортимента, гармоничность ассортимента, полнота использования, устойчивость ассортимента, степень обновления ассортимента. А так же используют АВС - и XYZ- анализ для оптимизации товарных запасов и определения частоты заказа товара.
В работе были проведены маркетинговые исследования российского фармацевтического рынка ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс и анализ ассортимента данного лекарственного средства, имеющегося в аптечной организации с учетом форм выпуска, стран и фирм производителей, индекса обновления.
В соответствии с товароведческой характеристикой ЛП Поливинокс относится к антисептикам и дезинфицирующим HYPERLINK "https://www.rlsnet.ru/pharm-groups/antiseptiki-i-dezinficiruyushhie-sredstva-39"средствам. Способствует очищению, регенерации и эпителизации ран. При приеме внутрь понижает секрецию, кислотность и протеолитическую активность желудочного сока. Снижает моторную активность кишечника. Применяется: наружно для лечения фурункулов, карбункулов, трофических язв, гнойных ран, маститов, ранений мягких тканей, ожогов, обморожений и воспалительных заболеваний кожи; внутрь: гиперацидные гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, изжога; ректально (через ректоскоп): дизентерия, колит.
На основании данных Госреестра лекарственных средств на 01.05.2023 года:
- ассортимент лекарственных средств, предлагаемых на рынке на основе ЛС МНН Поливинокс, состоит из 15 лекарственных препаратов. При проведении анализа ассортимента ЛП по составу, было установлено, что все ЛП являются монопрепаратами – 100% , комбинированных ЛП в ГРЛС не зарегистрировано;
- анализ ассортимента ЛП по форме выпуска показал, что препараты на основе ЛС МНН Поливинокс выпускаются в трех лекарственных формах. Большая часть препаратов выпускается в форме жидкость для приема внутрь и наружного применения, что составляет 80,0%. Наименьшее количество ЛП на рынке имеется в форме бальзама – 6,7% от общего количества предложений;
- анализ данных по производственному признаку показал, что в ГРЛС зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс только российского производства – 100%. ЛП зарубежного производства в ГРЛС не обнаружено. При исследовании ассортимента по фирмам-производителям было выявлено, что большая часть препаратов российского производства произведены компаниями ОАО "Ивановская фармацевтическая фабрика" – 26,7% и ОАО "Самарамедпром" - 26,7%, наименьшее количество ЛП произведены фирмой-производителем Казанская фармацевтическая фабрика ЗАО – 6,7%;
- для определениястепениобновленияассортиментаЛПна основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению на российском рынке, нами были изученыдатырегистрацииирегистрационныеномераданныхЛПвГРЛСзапоследние 5 лет (2019 – 2023 гг.), врезультатечегобылоустановлено, чтозаданныйпериодвременивГРЛСновыхЛПзарегистрированонебыло. Индекс обновления равен 0. Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению в России, давно не обновлялся и представлен устаревшими лекарственными препаратами.
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Поливинокс проводился на базе аптечной организации ООО «Апрель-Брянск», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 66/5, который показал, что в аптечной организации предлагается один ЛП российского производства, в одной форме выпуска - жидкость для наружного применения (100%). Сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, имеющегося на российском и региональном фармацевтическом рынке, показала наличие в аптеке одного ЛП из 15 имеющихся на фармацевтическом рынке России. Из трех видов лекарственных форм в аптечной организации в наличии ЛП в одной лекарственной форме. Отсутствуют ЛП в форме: жидкость для приема внутрь и наружного применения и в форме бальзама. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен только ЛП отечественного производства. Проведенный анализ ассортимента по датам регистрации показал, что новые лекарственные препараты как на фармацевтическом рынке России, так и в аптеке не зарегистрированы, индекс обновления равен 0. Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс, разрешенных к применению в России, давно не обновлялся и представлен устаревшими лекарственными препаратами.
На основании проведенного исследования были разработаны и внедрены в работу предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Поливинокс в аптечной организации ООО «Апрель-Брянск».
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт].– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 12.03.2023).
Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 12.03.2023).
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс HYPERLINK "http://www.consultant.ru/"[сайт]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 15.03.2023).
Ахтямова, Н.Е. Новые подходы в лечении гнойно-воспалительных процессов кожи и подкожной клетчатки // РМЖ. - 2016. - № 8. - С. 508–510.
Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. - 424 с.
Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c.
Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.
Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 c. - ISBN: 978-5-9916-2878-5.
Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.
Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.
Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.
Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2018. - 148 c. - ISBN: 978-5-394-02156-5.
Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия, 2017. - 324 c.
Привольнев В. В., Зубарева Н. А., Каракулина Е. В. Местное лечение раневой инфекции: антисептики или антибиотики? //Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. – 2017. – Т. 19. – №. 2. – С. 131-138.
Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.
Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.
Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.
Холодова, И.Н. Лечение инфекций верхних дыхательных путей, сопровождающихся развитием острого тонзиллофарингита у детей // РМЖ. Медицинское обозрение. - 2019. - №3(8). – С. 44-48.
АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eurolab.ua/medicine/atc/
Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http HYPERLINK "http://grls.rosminzdrav.ru/":// HYPERLINK "http://grls.rosminzdrav.ru/"grls HYPERLINK "http://grls.rosminzdrav.ru/". HYPERLINK "http://grls.rosminzdrav.ru/"rosminzdrav HYPERLINK "http://grls.rosminzdrav.ru/". HYPERLINK "http://grls.rosminzdrav.ru/"ru.
Регистр лекарственных средств России, 2023. - URL: http HYPERLINK "http://www.rlsnet.ru/":// HYPERLINK "http://www.rlsnet.ru/"www HYPERLINK "http://www.rlsnet.ru/". HYPERLINK "http://www.rlsnet.ru/"rlsnet HYPERLINK "http://www.rlsnet.ru/". HYPERLINK "http://www.rlsnet.ru/"ru HYPERLINK "http://www.rlsnet.ru/"/