В современном обществе, где влияние цифровых технологий и сидячий образ жизни оказываются сильными факторами, формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей среднего школьного возраста становится важной задачей. Эта статья посвящена анализу сущности мотивации и предлагает методы ее эффективного формирования.
Необходимость активного образа жизни для детей сегодня невозможно переоценить. Отсутствие мотивации может привести к серьезным проблемам со здоровьем и развитием. Стимулирование интереса к физической культуре в раннем возрасте может сформировать привычку к заботе о своем теле на протяжении всей жизни.
Цель данной статьи – исследовать понятие мотивации и ее влияние на физическую активность у детей среднего школьного возраста, а также предложить методы, способствующие формированию и поддержанию высокой мотивации [7].
Определение мотивации: Мотивация в контексте физической культуры представляет собой сложный психологический механизм, который объединяет внутренние и внешние стимулы, направленные на побуждение ребенка к физической активности. Этот механизм включает в себя внутренние стремления, интересы, и ценности, а также внешние факторы, такие как поощрения, признание и поддержка со стороны окружающих [1]. В контексте занятий физической культурой, мотивация детей представляет собой силу, которая стимулирует их участие в регулярных физических занятиях.
Роль мотивации в формировании образа жизни: Мотивация играет ключевую роль в формировании активного образа жизни у детей. Асмолов (2008) подчеркивает, что высокий уровень мотивации напрямую связан с регулярной физической активностью. Дети, обладающие высоким уровнем мотивации, более склонны к включению физической активности в свой повседневный образ жизни. Этот активный образ жизни, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на общее физическое и психическое здоровье [1].
Одним из важнейших факторов является создание положительных эмоций на занятиях. Детям необходимо получать удовольствие от активных игр, эстафет, соревнований [2]. Только тогда они захотят приходить на секцию регулярно. Преподавателям следует подбирать занятия, интересные и увлекательные для конкретного возраста.
Другой аспект - формирование у детей представления о пользе занятий спортом для здоровья и развития. Необходимо объяснять положительное влияние физических упражнений на работоспособность и умственные способности, укрепление иммунитета и мышечной системы [3]. Это поможет сформировать у них внутреннюю установку на регулярные тренировки.
Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его увлечения и склонности. Например, одних можно мотивировать, предлагая заниматься их любимым видом спорта, других - поощрениями и наградами за прогресс.
Недостаток мотивации может иметь серьезные последствия для общего состояния здоровья детей и их привычек. Исследования Баранова и Зайцева (2009) выявляют прямую корреляцию между низким уровнем мотивации и снижением уровня физической активности. Дети, не обладающие достаточным уровнем мотивации, могут испытывать отсутствие интереса к занятиям физической культурой, что, в свою очередь, может привести к седентарному образу жизни и ряду соответствующих проблем, таких как ожирение, слабая физическая форма и другие здоровьесберегающие проблемы [2].
Снижение мотивации у детей среднего школьного возраста может быть обусловлено разнообразными факторами, которые взаимодействуют и влияют на их отношение к физической активности. Одной из основных причин является отсутствие интереса к занятиям. Дети могут потерять мотивацию из-за монотонности занятий, недостатка разнообразия или неинтересных упражнений [4]. Негативный опыт, связанный с предыдущими неудачами или неприятными воспоминаниями от физических занятий, также может существенно снизить мотивацию к физической активности. Наконец, непонимание важности физической активности для поддержания здоровья и общего благополучия может стать преградой для формирования мотивации у детей [4].
Семейная поддержка является неотъемлемым элементом формирования мотивации у детей. Участие семьи в общих занятиях способствует не только физической активности, но и установлению положительного отношения к физической культуре. Богачева и ее коллеги (2015) подчеркивают, что семейные занятия создают позитивные воспоминания и ассоциации с физической активностью, что способствует ее восприятию как приятного и значимого занятия [3]. Родители, в свою очередь, могут выступать в качестве примера для детей, поддерживая их участие в спортивных мероприятиях или занятиях физической культурой [5].
Школьные программы и отношение учителей к физической культуре играют значительную роль в формировании мотивации учеников. Отсутствие интересных и интерактивных уроков, неудачи в поощрении участия и достижений могут привести к ухудшению мотивации детей [6]. Учителя, выражающие поддержку, внимание и энтузиазм к занятиям физической активностью, могут стать ключевыми стимулами для формирования у детей положительного отношения к физической культуре. Развитие интересных и инновационных учебных программ, способствующих активному вовлечению учеников, также может оказать положительное воздействие на их мотивацию [7].
Игровой подход в физической культуре представляет собой инновационный метод, направленный на создание позитивного опыта учебного процесса. Этот подход включает использование различных игр и соревнований, которые не только развивают физические навыки, но и делают занятия увлекательными для детей. В контексте формирования мотивации, игры стимулируют интерес, активное участие, и способствуют позитивному восприятию физической активности [1, 8].
Методика использования системы наград и поощрений в физической культуре основана на том, чтобы усилить желаемое поведение учеников. Этот подход включает в себя разработку системы мотивации с использованием маленьких призов, символизирующих достижения в физической активности. Подобная система позволяет детям ощущать внутреннюю мотивацию через внешние стимулы, такие как поощрения [2, 9].
Привлечение позитивных примеров успешных занимающихся и создание программ менторства играют важную роль в формировании мотивации учащихся. Позитивные ролевые модели стимулируют у детей стремление к эмуляции успешных практик. Менторство, в свою очередь, предоставляет детям возможность общения с более опытными сверстниками или старшими, что создает благоприятную среду для обмена знаний и вдохновляет на участие в физической активности [3,7]. Эти методы обеспечивают практическую демонстрацию преимуществ и удовлетворения, которые могут быть получены через регулярные занятия физической культурой.
Рассмотрение ключевых аспектов мотивации в контексте физической культуры позволяет выделить эффективные методы, способные сделать занятия более привлекательными и стимулирующими для детей среднего школьного возраста.
Игровой подход в физической культуре оказывается эффективным средством формирования позитивных ассоциаций с физической активностью и развития социальных навыков [1].
Использование наград и поощрений создает видимую связь между достижениями учеников и внешним признанием, стимулируя их к регулярным занятиям [2].
Роль позитивного примера и менторства важна для создания положительных образцов успешного вовлечения в физическую культуру [3].
Формирование мотивации у детей не только способствует текущему улучшению их здоровья, но и создает привычку к здоровому образу жизни, оказывая влияние на их будущее благосостояние.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на оценку эффективности различных методов формирования мотивации с учетом их воздействия на общее физическое и психическое благосостояние детей. Важно продолжить анализ, углубляясь в конкретные аспекты воздействия мотивационных методов на различные группы детей и создавая более индивидуализированные подходы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богачева, Е.В., Голубева, Е.В., Макаров, А.В. "Влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на организм подростков" // Гигиена и санитария. 2015. № 4. С. 62-65.
2. Захаров, Е. Н., Карасёв, А.В., Сафонов, А. А. "Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств". М.: Лептос, 2012. С. 61–134.
3. Кашина, А.В., Варенцова, И.А., Патрикеев, Г.В. "Выявление мотивационного отношения к занятиям физической культурой школьниками среднего школьного возраста" // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015894 (дата обращения: 12.12.2023).
4. Лутковская, О.Ю. "Влияние фитнес-систем на формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей школьного возраста" // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fitnes-sistem-na-formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u-detey-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 12.12.2023).
5. Лутковская, О.Ю., Зимницкая, Р.Э. "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей школьного возраста на основе фитнес-систем" // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u-detey-shkolnogo-vozrasta-na-osnove-fitnes-sistem (дата обращения: 12.12.2023).
6. Реджепов, М., Стешенко, В.В. "Формирование осознанной потребности к сохранению здоровья у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры" //Наука-2020. 2021. №5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannoy-potrebnosti-k-sohraneniyu-zdorovya-u-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta-na-urokah-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 12.12.2023).
7. Скачок, В.Е., Баранов, В.В., Котлярович, А.А., Тупиков, Д.В., Скачок, М.В. "Мотивация как основная составляющая в процессе обучения" // Молодой ученый. 2018. № 40. С. 76.
8. Шатунов, Д.А., Головных, А.А. "Формирование мотивации у детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спорта" // Science Time. 2014. №12 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-u-detey-shkolnogo-vozrasta-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 12.12.2023).
9. Варламов, Д.Б., Егорычева, Е.В., Чернышева, И.В. "Значение физической культуры для детей школьного возраста" // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (19).