ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время стратегический менеджмент является важнейшим инструментом для устойчивой работы и развития любого предприятия, позволяющим ему адаптироваться под постоянно и быстроменяющиеся условия внешней среды. Кроме того, необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обуславливается происходящими интеграционными процессами и глобализацией бизнеса.
Цель курсовой работы: проведение стратегического анализа и формирование на его основании стратегии.
Задачи курсовой работы: проведение стратегического анализа внешней и внутренней среды организации, диагностика конкурентной среды и сегментирование рынка транспортно-логистических услуг, разработка стратегии организации, занимающейся транспортно-логистической деятельностью.
Объект исследования: стратегия организации, занимающейся транспортно-логистической деятельностью.
Предмет исследования: методы и подходы стратегического анализа деятельности организации.
Объект наблюдения: ООО «Деловые линии».
Курсовая работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка источников и приложений. Общий объем работы 29-ти страниц печатного текста, 16-ти таблиц, 4-х рисунков, 2-х приложений.
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 PESTEL-анализ внешней среды организации
Группа компаний (далее ГК) «Деловые Линии» является одной из крупнейших транспортно-логистических компаний России. С 2001 года оказывает услуги по перевозке грузов организациям и частным лицам. Центральный офис расположен в Санкт-Петербурге. ГК «Деловые Линии» имеет свыше 250 подразделений в более чем 195 городах по всей России, 4 000 автомобилей, более 20 000 сотрудников, 65 стран доставки, включая ЕАЭС, ЕС, Азию и Америку. «Деловые Линии» предоставляют услуги по доставке сборного груза автомобильным и воздушным транспортом, перевозке грузов еврофурами и малотоннажными автомобилями, контейнерным перевозкам, а также услуги по номенклатурному ответственному хранению. При необходимости клиентам предлагается мультимодальная транспортировка грузов.
Компания разрабатывает и предлагает клиентам индивидуальные логистические решения для транспортировки крупногабаритных грузов и грузов, требующих особых условий перевозки, а также для обеспечения регулярных поставок товаров или материалов большой группе получателей.
ГК «Деловые Линии» занимает 1 место (свыше 26% рынка) в сегменте перевозки сборных грузов (Infranews, 2017) и 1 место по объему складских площадей в управлении среди логистических компаний РФ (Knight Frank, 2017).
Рассмотрим PESTEL-анализ внешней среды организации ГК «Деловые Линии», занимающейся предоставлением транспортно-логистических услуг (см. Приложение А).
Таким образом, после рассмотрения основных факторов макросреды, можно сделать вывод, что среди них наиболее сильное влияние на деятельность ГК «Деловые Линии» оказывают политические (сложная политическая ситуация в стране и в мире, вызванная спецоперацией на Украине и стимулирующая введение санкций против РФ), экономические (рост инфляции, снижающий покупательскую способность населения, и уход с рынка товаров и услуг ряда поставщиков), правовые (увеличение тарифов проезда по платным дорогам).
1.2 SNW-анализ внутренней среды организации
Рассмотрим SNW-анализ внутренней среды организации ГК «Деловые Линии» (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.2 – SNW-анализ внутренней среды организации ГК «Деловые Линии»
Направление анализа |
Оценка ГК «Деловые Линии»/ООО «Желдорэкспедиция» |
Комментарии |
1 |
2 |
3 |
1. Уровень стратегического менеджмента |
90/90 |
На протяжении долгого времени входит в топ компаний по надежности перевозок, лидер в области цифрового развития отрасли, быстрая реакция на рыночные изменения |
2. Бизнес-стратегия |
80/90 |
Постепенное внедрение новых технологий, CRM-систем, наличие скидок и спец. предложений |
3. Соответствие организационной структуры выбранной стратегии (видению) |
80/85 |
Высокая способность обеспечить данной организационной формой поставленные цели и задачи |
4. Финансовое состояние |
80/90 |
Стабильное |
5. Конкурентоспособность продуктов |
75/90 |
Выше среднего |
6. Структура затрат |
60/70 |
Затраты на содержание парка автомобилей, терминальных комплексов, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, не всегда рациональное использование имеющихся ресурсов (перепробеги) |
7. Рентабельность менеджмента |
80/70 |
Высокий уровень работы с клиентами |
8. Уровень использования информационных технологий |
65/60 |
Создание единой цифровой экосистемы, обеспечивающей гибкое и эффективное управление бизнесом, автоматизация процессного управления, математическое моделирование, внедрение искусственного интеллекта |
9. Способность к реализации на рынке новых продуктов (услуг) |
65/55 |
Постепенная реализация инноваций за счет хорошей репутации компании, но недостаточно хорошо развит маркетинг |
Окончание таблицы1.2
1 |
2 |
3 |
10. Компетентность персонал |
80/90 |
Хороший уровень компетенций |
11. Уровень производства |
80/90 |
Соответствие используемых технологий стандартам, высокий уровень компетентности персонала |
12. Уровень администрирования |
75/80 |
Выше среднего. Хороший уровень разработанности регламентов и локальных актов. |
13. Уровень маркетинга |
60/50 |
Выше среднего, использование инструментов маркетинга по продвижению услуг не регулярное и не полное |
14. Брэнд |
90/75 |
Известный |
15. Репутация на рынке |
90/80 |
Высокий уровень |
16. Репутация как работодателя |
80/70 |
Хорошая репутация |
17. Взаимоотношения с конкурентами |
80/80 |
В борьбе за рынок перевозок занимает одни из лидирующих позиций |
По результатам SNW-анализа построим SPIDER-диаграмму, визуализирующую слабые и сильные стороны компании (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – SPIDER-диаграмма слабых и сильных сторон
ГК «Деловые Линии»
На основании представленного SNW-анализа можно сделать вывод, что организация ГК «Деловые Линии» имеет достаточно сильный внутренний потенциал. Для еще более сильного укрепления на рынке транспортно-логистических услуг компании необходимо улучшить показатели уровня маркетинга и внедрения инноваций. Кроме того, важно пересмотреть структуру затрат и перестроить технологический процесс с целью снижения издержек без уменьшения показателей эффективности.
1.3 SWOT-анализ, как комплексный инструмент исследования среды организации
Для систематизации сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в качестве комплексного инструмента исследования среды организации ГК «Деловые Линии» используется SWOT-анализ (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2 – Матрица SWOT-анализа ГК «Деловые Линии»
Сильные стороны (1): 1. Высококвалифицированный персонал; 2. Широкий перечень услуг; 3. Качество оказываемых услуг; 4. Наличие складского терминала; 5. Широкая филиальная сеть; 6. Возможность отслеживания груза в пути; 7. Сложившийся имидж компании |
Слабые стороны (2): 1. Низкий уровень развития маркетинга; 2. Высокие расходы на содержание предприятия; 3. Несвоевременное и недостоверное предоставление информации от клиентов; 4. Нарушение документооборота |
|
Возможности (3): 1. Снижение ставки тарифа грузоперевозок; 2. Расширение деятельности предприятия; 3. Расширение складской площади; 4. Расширение географии перевозок грузов; 5. Увеличить количество рекламы; 6. Привлечение новых клиентов; 7. Снижение таможенных пошлин; 8. Поиск новых контрагентов |
Пары 1.2-3.2; 1.5-3.4; 1.4-3.3 – расширение сферы своей деятельности; расширение ассортимента оказываемых услуг; Пары 1.7-3.5; 1.7-3.6 – выход на новый рынок, поиск новых клиентов. |
Пара 2.1-3.8 – привлечение новых контрагентов поможет оптимизировать продажи; Пары 2.2-3.6; 2.2-3.4 – выход на новые рынки, позволит увеличить выручку и компенсировать высокие расходы на содержание компании. |
Угрозы (4): 1. Ужесточение конкуренции; 2. Снижение прибыли, из-за роста себестоимости услуг по сравнению с конкурентами; 3. Зависимость от клиентов; 4. Зависимость от перевозчиков; 5. Изменение политики государства; 6. Изменение цен на топливо и ГСМ |
Пары 1.2-4.3; 1.3-4.3; – удержать своих клиентов от ухода к конкурентам; Пара 1.7-4.1 – поиск новых контрагентов с более выгодными условиями сотрудничества. |
Пара 2.3-4.3 – изменение предпочтений клиентов, их уход к конкурентам; Пара 2.2-4.2 – увеличение стоимости товаров контрагентов, приведет к повышению расходов клиентов; Пара 2.4-4.3 – несвоевременное составление отчетов, может привести к уходу клиентов к конкурентам. |
Таким образом, для сохранения рыночных позиций предприятия и его дальнейшего развития необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на повышение его конкурентоспособности. Менеджеры ГК «Деловые Линии» должны постоянно анализировать конкурентную ситуацию на рынке, выявлять преимущества конкурентов над своей организацией, сравнивать их предоставляемые услуги со своими, выявлять свои недостатки и укреплять слабые места.
Для выведения ГК «Деловые Линии» на лидирующие позиции нужно провести мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности компании путём совершенствования ее логистической системы.
В целом ситуация для предприятия складывается благоприятно – происходит увеличение объема продаж, а за счет высокого качества, хорошей репутации есть возможность выхода на новые рынки и привлечения новых клиентов, но для этого также необходимо активно развивать рекламную деятельность.
2. ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
2.1 Конкурентный анализ транспортно-логистических услуг
Важнейшим этапом в построении стратегии компании является конкурентный анализ отрасли, в нашем случае, рынка транспортно-логистических услуг. Для начала необходимо провести анализ рынка транспортно-логистических услуг (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 – Результаты конкурентного анализа рынка транспортно-логистических услуг
Направления |
Характеристика |
1 |
2 |
Емкость рынка |
15,3 % от ВВП; без учета транспортировки нефти и газа по трубопроводам – 3,1 % от уровня ВВП. В млрд. руб. составляет 3714,3 |
Масштабы конкуренции |
Отрасли присущ национальный размах конкуренции |
Темпы роста отрасли |
Среднегодовые темпы прироста рынка в 2022-2026 гг. будут на уровне 3,0 % |
Стадия жизненного цикла отрасли |
Фаза роста |
Барьеры входа, выхода |
Барьеры входа: 1. масштаб инвестиций: строительство более крупных, современных, технологичных транспортно-логистических терминалов и развитие транспортной инфраструктуры; 2. брендинг; 3. сервис: совершенствование CRM-систем; 4. существование «издержек переключения»: предоставление скидок постоянным клиентам на межтерминальные перевозки; 5. компетентность – наем лучших сотрудников; 6. обладание наименьшими затратами; 7. конкурентная реакция; 8. соблюдение конфиденциальности. |
Барьеры входа, выхода |
Барьеры на выходе: 1. списание капитальных затрат: парка подвижного состава, складских комплексов и т.д. 2. реальные затраты, связанные с уходом из бизнеса 3. требования клиентами комплексного обслуживания: например, возможность перевозки широкой номенклатуры грузов |
Степень дифференциации продукта |
Преобладает вертикальная дифференциация продукта: перевозка разных сборных грузов, разрешенных к совместной транспортировке, на одном подвижном составе |
Средний уровень прибыльности (рентабельности в отрасли) |
15-20 % |
Окончание таблицы 2.1
1 |
2 |
Направления и темпы технологических изменений в процессе производства и в создании новых продуктов |
Процесс цифровизации отрасли: развитие системы электронного документооборота (ЭДО), внедрение инновационного подвижного состава, развитие и увеличение объемов контрейлерных и контейнерных перевозок |
Степень интегрированности организаций в отрасли |
Высокая степень интегрированности организаций, обусловленная ростом рентабельности бизнеса, ростом объемов и продаж, увеличением доли рынка, улучшением качества услуг, проведением и внедрением логистических инноваций, мобильным реагированием на требования рынка. |
Наличие эффекта масштаба |
Прямое проявление эффекта масштаба за счет: - применения транспортных средств более высокой грузоподъемности или грузовместимости; - концентрации переработки грузов на меньшем числе транспортных терминалов, имеющих большую единичную мощность; - интеграция грузопотоков во всех случаях, когда это возможно; - максимальной унификации транспортных средств, транспортных единиц и технологических процессов |
Игроки, имеющие сильные и слабые конкурентные позиции и их стратегии |
Деловые линии, ПЭК, DPD, DHL – имеют сильные конкурентные позиции. Основу стратегии составляет совершенствование системы клиентоориентированности, снижение рисков в повреждении и утраты грузов, снижение сроков доставки, развитие и совершенствование ассортимента и качества услуг. Слабые конкурентные позиции у следующих компаний отрасли – ТК Энергия, Байкал-Сервис, ТК Кит. Основу стратегии составляет ориентация на доставку грузов на короткое плечо |
Организации, определяющие область конкурентной борьбы в ближайшем будущем, и их стратегии |
СДЭК, DPD, BOXBERRY. Основу стратегии составляет ориентация на экспресс-доставку габаритных грузов |
На основании данных доли рынка и темпов роста компаний (см. таблицу 2.2)построимкарту конкурентов (рис. 2.1).
Таблица 2.2 – Доля рынка ГК «Деловые Линии» и ее основных конкурентов
Конкуренты |
Доля рынка |
Темп роста |
Деловые Линии |
26,1% |
4,2% |
СДЭК |
4,9% |
97,0% |
DHL |
8,4% |
9,2% |
DPD |
7,6% |
16,3% |
ПЭК |
12,1% |
41,5% |
ЖелДорЭкспедиция |
1,7% |
6,4% |
Байкал Сервис |
0,12% |
18% |
ТК Кит |
0,8% |
11% |
ТК Энергия |
0,7% |
22% |
Карта конкурентов позволяет выделить ряд компаний,которые являются доминирующими в данной отраслии задают вектор построения собственной стратегии.
Рисунок 2.1 – Карта конкурентов
Таким образом, транспортно-логистическая отрасль характеризуется средней степенью привлекательности. В качестве ключевых сдерживающих факторов можно отметить значительную конкуренцию в отрасли и высокие барьеры входа на данный рынок. ГК «Деловые Линии» занимает ведущие позиции на рынке транспортно-логистических услуг по занимаемой доли рынка, но уступает другим компаниям по темпам роста.
2.2 Анализ конкурентной среды на рынке транспортно-логистических услуг
Важнейшим этапом перед разработкой стратегии является анализ конкурентов, включающий в себя подробное изучение деятельности основных игроков отрасли.
Правильный анализ и оценка конкурентной среды предприятия позволяет создать устойчивое конкурентное преимущество продукта, выбрать правильные каналы коммуникации и снизить операционные риски, а также позволяет принять решение о сложившейся в отрасли ситуации и вынести заключение о ее привлекательности. Для этого используем модель 5 сил Портера. Анализ конкурентных сил по Портеру проводят с помощью таблиц, присваивая каждому параметру балл, отражающий низкую, среднюю или высокую степень угрозы для компании. Оценка параметров проводится по 3-х бальной шкале. Таблицы приведены в Приложении Б (табл. Б.1-Б.5).
На основании полученных результатов была сформирована модель 5 сил Портера (см. рисунок 2.2) и выделены ключевые факторы конкурентного успеха.
Рисунок 2.2 – Модель 5-ти сил Портера
По итогам анализа следует сказать, что уровень внутриотраслевой конкуренции, согласно представленной модели, можно оценить, как средний.
Выделим ключевые факторы конкурентного успеха в отрасли:
1) использование современных технологий, отвечающих принципам экологичности и безопасности;
2) оптимизация логистических маршрутов;
3) налаживание доверительных отношений с поставщиками в транспортной отрасли;
4) повышение качества транспортного обслуживания;
5) использование различных способов транспортной перевозки, отвечающих принципам экономической целесообразности;
6) высокие инвестиции на старте и использование внешней поддержке;
7) создание коалиций и союзов в транспортной отрасли для получения возможности победы в конкурентной борьбе.
2.3 Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов
Одним из ключевых стратегических процессов является процесс сегментирования рынка, позволяющий объединить потребителей в подгруппы в пределах одного рынка для решения следующих задач: определить целевые сегменты рынка; выявить потребности этих целевых рынков; разработать товары, услуги, которые удовлетворяют эти потребности; определить специальные меры продвижения товаров сообразно характеру этих целевых рынков.
Для определения целевых сегментов транспортной компании ГК «Деловые Линии» проведем сегментирование рынка транспортно-логистических услуг.
В таблицах 2.3-2.4 приведено сегментирование рынка для физических и юридических лиц. зеленой заливкой выделены «лояльные» клиенты, красной «непостоянные».
Таблица 2.3 – Сегментирование рынка юридических лиц
Критерии сегментирования |
Виды перевозок |
|||||
большие или средние партии |
мелкие и средние партии |
транзитные и международные перевозки |
контейнерные перевозки |
контрейлерные перевозки |
||
География поставок |
100-200 км |
короткое плечо |
быстрый |
мелкий |
маленький |
- |
500-800 км |
меньше среднего |
средний |
среднячок |
развивающийся |
- |
|
1000-1500 км |
больше среднего |
замедленный |
амбициозный |
большой |
- |
|
1500-2000 км |
длинное плечо |
медленный |
устояшийся |
недостижимый |
- |
Как видно из таблицы 2.3 лояльные покупатели находятся в сегменте мелких и средних партий доставки на расстояния от 500 до 1500 км. Непостоянные покупатели находятся в сегментах больших или средних партиях груза, транзитных и международных перевозках, контейнерных перевозках на расстояния от 1500 до 2000 км.
Таблица 2.4 – Сегментирование рынка физических лиц
Критерии сегментирования |
Возраст |
||||
До 25 лет |
25-40 |
40-55 |
55+ |
||
Место совершения покупки |
интернет |
продвинутый |
прогрессивный |
цивилизованный |
молодеющий |
терминал |
оперативный |
действенный |
опытный |
стабильный |
|
офис продаж |
консервативный |
исследователь |
рациональный |
устоявшийся |
Можно сделать вывод, что лояльные покупатели – это покупатели в возрасте от 25 до 55 лет, которые покупают услуги в интернете и на терминале компании. Непостоянные покупатели – покупатели в возрасте до 25 лет и от 55 лет, которые покупают услуги через интернет или на терминалах.
На основании данной сегментации рынка транспортно-логистических услуг выделим целевые сегменты ГК «Деловые Линии». Это юридические лица, пользующиеся перевозками мелких, средних и больших партий на расстояния от 500 до 2000 км. А также физические лица в возрасте до 55 лет, использующие в качестве места совершения покупок интернет и терминал. К целевым сегментам ГК «Деловые Линии» относятся потребители услуг грузоперевозок автомобильным транспортом (обычной скоростью) и воздушным транспортом (экспресс-доставка), пользующиеся широком спектром дополнительных услуг и различными вариантами доставки («межтерминальные перевозки и «от двери до двери»). ГК «Деловые Линии» осуществляют доставку широкой номенклатуры грузов. К сегменту отправителей ГК «Деловые Линии» относятся предъявляющие к перевозке большие/средние партии грузов (выделенным транспортом или автопоездом); предъявляющие к перевозке средние/мелкие по объему партии грузов (сборные грузы); осуществляющие транзитные и международные перевозки.
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
3.1 Определение миссии и стратегических целей организации
Формулирование миссии компании ГК «Деловые Линии» приведено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Миссия компании ГК «Деловые Линии»
Критерий |
Характеристика |
Ключевые моменты в приведенной характеристике |
Рынок бизнеса |
Оказывает комплексные транспортно-логистические услуги по перевозке грузов. В основном специализируется на перевозке сборных грузов автомобильным транспортом. Также занимается другими услугами: упаковка, хранение, страхование груза и др. |
Комплексные транспортно-логистические услуги по перевозке сборных грузов |
Аудиторию бизнеса |
Компания работает в различных сегментах, выполняет услуги как для крупного, так и малого бизнеса, а также для физ. лиц. Больше всего клиенты обращаются с целью перевезти сборный груз |
Перевозка сборных грузов для любых клиентов |
Ключевые потребности потребителя |
Внутрироссийские и международные перевозки на любые расстояния в строго определенные сроки по договору. Сохранность груза в пути следования. Потребность в качественном информационном сопровождении перевозок |
Внутрироссийские и международные перевозки быстро, качественно |
Отличительные свойства компании |
Индивидуальный подход к каждому клиенту, применение современных технологий (CRM, ЭДО), для улучшения качества работы с клиентами |
Индивидуальный подход, клиентоориентированность |
Инструменты достижения целей |
Квалифицированный и мотивированный персонал, который готов решить любые вопросы клиента. Возможность разработки индивидуальных условий перевозки. Качественный сервис и обслуживание |
Качественный сервис, обслуживание и персонал |
Миссия компании ГК «Деловые Линии» – удовлетворение потребностей общества путем оказания потребителям комплекса качественных транспортно-логистических услуг по перевозке грузов выделенным автотранспортом, в т.ч. и сборных грузов, контейнерным перевозкам и экспресс-доставке авиатранспортом в установленные сроки.
Помимо миссии компании важно обозначить ее цели. Дерево целей компании ГК «Деловые линии» представлено на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Дерево целей ГК «Деловые Линии»
Изображенноедеревоцелейпредставляетключевые цели компании ГК «Деловые Линии» по подсистемам организации, реализация которых запланирована на ближайший период.
3.2 Выбор стратегии охвата рынка
Для выбора стратегии охвата рынка воспользуемся матрицей McKinsey — это метод портфельного анализа, который используется для разработки стратегий развития ассортимента компании.ИсходныетаблицыдляпостроенияматрицыMcKinsey представленывприложенииВ (табл. В.1-В.2). Итоговая оценка сегментов представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Итоговая оценка сегментов в матрице McKinsey
Привлекательность сегмента |
Высокая (8-10 баллов) |
|||
Средняя (4-7 баллов) |
Средний, Замедленный |
|||
Низкая (0-3 балла) |
||||
Низкая (0-3 балла) |
Средняя (4-7 баллов) |
Высокая (8-10 баллов) |
||
Конкурентоспособность товара компании в сегменте |
Выводы по результатам анализа следующие: оба сегмента имеют средний потенциал. Согласно матрице McKinsey, принимается стратегия Средний бизнес: использование и защита достигнутого, ограниченные инвестиции. Данная стратегия в отношении ГК «Деловые Линии» подразумевает доставку в маркетплейсы по всей России, удержание позиции в сфере перевозок сборных грузов, развитие сферы экспресс-доставок за счет увеличения перевозок авиатранспортом на лучших условиях, чем у конкурентов. При этом рекомендуются умеренные инвестиции для постепенного укрепления позиций на рынке.
3.3 Стратегия позиционирования транспортно-логистических услуг
На основании всех представленных выше данных в качестве стратегии позиционирования выбрана стратегия Противопоставление конкурентам, которая подразумевает использование сильных и слабых сторон конкурентов, чтобы на их фоне удачно продемонстрировать свой бренд или товар. Исходя из данной стратегии, компании следует детально рассмотреть возможность улучшения конкурентах преимуществ. Сосредоточиться на развитии по всей территории России, в том числе за счет расширения сети филиалов, развивать доставку в маркетплейсы в этих регионах. При этом компания имеет хорошую репутацию и высокую значимость бренда, что позволяет ей оставаться на ведущих позициях и в Центральной России. Также следует удерживать долю на рынке по доставке сборных грузов. Возможно завоевание дополнительной доли рынка в сфере экспресс-доставок, где основным конкурентом является компания СДЭК, за счет предоставления более выгодных условий для клиентов и высокого качества сервиса. В итоге: рекомендуются умеренные инвестиции для постепенного укрепления позиций на рынке; следует выбирать ограниченные методы продвижения с максимальной отдачей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была разработана стратегия развития для ГК «Деловые Линии» на рынке транспортно-логистических услуг.
В первом разделе был произведен анализ внешней и внутренней среды организации. PESTEL-анализ позволил выделить факторы, влияющие на компанию. Положительные факторы: социально-культурные и технологические; негативные: политические и экономические. C помощью SNW-анализа были определены сильные, нейтральные и слабые стороны ГК «Деловые Линии». Слабыми сторонами оказались: низкий уровень маркетинга и внедрения инноваций. SWOT-анализ позволил выделить сильные стороны: квалификация персонала, качество и широкий перечень услуг, развитая инфраструктура, имидж компании; слабые стороны: низкий уровень развития маркетинговой компании, высокие расходы на содержание предприятия; возможности: снижение тарифных ставок, расширение географии перевозок, увеличение рекламы; угрозы: рост затрат и стоимости сырья, опережающий рост доходов, ужесточение правового регулирования, усложнение политической ситуации в стране.
Во втором разделе была произведена диагностика конкурентной среды и выполнено сегментирование рынка транспортно-логистических услуг. Были определены ключевые конкуренты: Байкал-Сервис, ТК Кит, ТК Энергия, ПЭК, СДЭК, DPD, DHL, ЖелДорЭкспедиция и произведен анализ конкурентоспособности компании ГК «Деловые Линии» в сравнении с ними. Также были выявлены ключевые сегменты целевой аудитории как для юридических, так и для физических лиц.
В третьем разделе была разработана стратегия организации, определена миссия компании и ее стратегические цели. С помощью матрицы McKinsey была выбрана стратегия охвата рынка и определено направление развития компании в ближайшем будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов/ Е. П. Голубков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15505-1. — URL: https://urait.ru/bcode/511366;
2. Отварухина Н. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 336 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02841-6. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/512182
3. Попов С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 481 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09665-1. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/510959
4. СТО СГУПС 1.01. УПП.01-2012. Курсовой и дипломный проекты:требованиякоформлению./Сиб.гос.ун-тпутейсообщ.;сост.И.Н.Писарева;Введ.с 20.01.2012. -Новосибирск: СГУПС,2012.-44 с.
5. Официальный сайт транспортной компании ГК «Деловые Линии» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://dl.ru/ (дата обращения: 15.05.2023 г.);
6. Финансовая отчетность ГК «Деловые Линии» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/5001038736_ooo-delovye-linii-transportnaya-kompaniya/ (дата обращения: 15.05.2023 г.).
Приложение а
Таблица А.1 – PESTEL-анализ внешней среды организации ГК «Деловые Линии»
Факторы |
Влияние |
1 |
2 |
Политические факторы (P) |
|
Политическая ситуация в мире и в стране |
Специальная военная операция России на Украине (с 24-го февраля 2022 года), повлекшая за собой введение международных санкций, в т.ч. и на ввоз/вывоз товаров. Введение ограничений движения по ряду международных транспортных коридоров – изоляция страны от мировой экономики. Основным направлением движения товарно-материальных ценностей остается внутренний рынок перевозок и государства-союзники: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Узбекистан и Турция. |
Выборы президента /заявленные стратегические приоритеты |
Президент Российской Федерации с 2018 года является В.В. Путин. Стратегические приоритеты, заявленные президентом 13 марта 2022 г. – выполнение социальных обязательств, поддержка бизнеса и импортозамещение и, как следствие, изменение структуры грузопотоков. По данным ВЦИОМ от 19 июля 2022 года рейтинг доверия президенту составляет 81,1%. В связи с этим можно сделать вывод, что В.В. Путин останется на посту президента на следующий срок. |
Выборы в госдуму |
Выборы в Государственную думу завершились 19 сентября 2021 года, лидиром стала партия Единая Россия (146 мест по единому округу/198 мест по одномандатным). |
Проекты законов, которые проходят первое и второе чтение в ГД |
Законопроект № 344768-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Законопроект № 1184279-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (о перевозке и перевалке грузов повышенной опасности); Законопроект № 1179766-7 О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; |
Индекс политической стабильности в стране |
В январе 2022 года индекс находился на отметке в 100 пунктов, а в начале февраля опускался до 89 пунктов. На данный момент индекс политической стабильности в РФ – 56 пунктов. |
Внешнее политическое давление/улучшение взаимоотношений со странами |
Санкции, которые вводятся с 4 февраля и до настоящего времени, напрямую затронули маркетинговую деятельность организаций. Уход с рынка большого количества поставщиков привел к уменьшению объемов импорта на всех видах транспорта. Происходит изменение вектора грузопотоков в сторону Азии. Кроме того, большинство зарубежных компаний ограничило доставку комплектующих для обслуживания подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин и других средств, используемых в организации перевозочного процесса. В связи с чем происходит постепенное импортозамещение. Политическую позицию России поддерживают следующие страны: Белоруссия, Венесуэла, Иран, Мьянма, Никарагуа, Сирия. Политическую позицию России осуждают: Австралия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Гана, Германия, Грузия, Испания, Италия, Латвия, Ливия, Литва, Молдавия, Польша, США, Япония и др. |
Политические риски |
Основной риск – усиление санкций, разрыв отношений со странами, с которыми находимся в союзе, что может негативно отразиться на работе всей транспортной системы страны |
Продолжение таблицы А.1
1 |
2 |
Наличие групп давления |
В РФ существует Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая объединяет более 1 300 субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении. Одной из целей деятельности АСМАП является обеспечение равных условий работы автомобильных перевозчиков в рамках Евразийского экономического союза и союзного государства Беларуси, и России, соблюдение требований российской разрешительной системы и исключение недобросовестной конкуренции. НАП – некоммерческая организация, обеспечивающая защиту прав и представление интересов членов Ассоциации в государственных и иных организациях, учреждениях и объединениях, связанных по роду своей деятельности с перевозкой коммерческих грузов автомобильным транспортом, включая перевозку опасных грузов. |
Национальные программы и проекты |
Реализуется ряд национальных проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. К ним относятся: 1. строительство скоростной автомобильной дороги «Москва – Нижний Новгород – Казань», входящей в состав международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай»; 2. Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна; 3. Мероприятия по комплексному развитию Мурманского транспортного узла, в т.ч. осуществлено строительство угольного терминала «Лавна» и объектов федеральной собственности; 4. Строительство моста через р. Енисей в Красноярском крае у пос. Высокогорского, являющегося первым крупным инфраструктурным объектом в реализации проекта Ангаро-Енисейского кластера; 5. Развитие дальних автодорожных подходов к Крымскому мосту (мероприятия по развитию автомобильной дороги А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь). |
Экономические факторы (Е) |
|
Состояние мировой экономики |
Специальная военная операции на Украине явилась одной из причин сокращения объема мировой экономики на $1 трлн (данные британского Национального института экономических и социальных исследований). По этой же причине произошел скачок цен на энергоресурсы, топливо в странах ЕС, и, как следствие, повышение общего уровня цен. |
Динамика ВВП |
ВВП в 2019 году составил +2% (109608,3 млрд руб.), в 2020 – -3% (107315,3 млрд.руб.), в 2021 году – +4,3-4,7% (130795,3 млрд. руб.), в 2022 году – -2,1 % (128048,6 млрд. руб.). Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП РФ в 2023 году на уровне 1,2% |
Общая характеристика экономической ситуации в стране, отрасли, смежных отраслях |
После начала военной операции на Украине западные страны приняли пакеты обширных антироссийских санкций, в том числе напрямую затронувших транспортно-логистическую отрасль. Это отразилось в виде ограничений движения по территориям недружественных государств (в т.ч. и транзитом), ухода с российского рынка многих иностранных поставщиков товаров (IKEA, Coca-Cola, Adidas и др.), что повлияло на структуру грузопотоков и на объемы перевозок, ухода некоторых транспортных компаний (DHL), ухода с рынка дилеров авто, что повлияло на структуру парка подвижного состава. Кроме того, произошло резкое повышение цен на комплектующие для воздушного и ж/д транспорта. 5 апреля 2022 г. премьер-министр РФ объявил о мерах поддержки транспортной отрасли в условиях санкций. Снимается ограничение на использование в России временно ввезенных иностранных контейнеров, ограничивается участие иностранных инвесторов в водных грузовых перевозках, временно отменяется весовой и габаритный контроль транспорта, перевозящего продовольствие. |
Продолжение таблицы А.1
1 |
2 |
Прогнозируемый уровень инфляции (20-22, прогноз на 23) |
Инфляция в 2020 году составила 4,9%, в 2021 году – 8,4%. В мартовском опросе прогноз на 2022 г. повышен на 14,5 процентного пункта (п. п.) до 20,0%, на 2023 г. — на 4,0 п. п. до 8,0%, а на 2024 г. — на 0,8 п. п. до 4,8% - ЦБ РФ. |
Динамика курса рубля, прогноз |
В 2022 году аналитики ожидают курс в среднем за год на уровне 110 рублей за доллар США, в 2023 году – 118,4 рублей и 120 рублей в 2024 году – ЦБ РФ. Но на 29.06.2022 г. курс доллара к рублю составил 50,5068, что является минимальным показателем с мая 2015г. |
Динамика ключевой ставки РФ, график прогноз |
С 28.02.22 значение ключевой ставки было увеличено с 9,5% до 20% для увеличения депозитных ставок до уровней, необходимых, чтобы компенсировать возросшие девальвационные и инфляционные риски. Это позволит поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценения – ЦБ РФ. Прогноз средней ключевой ставки за 2022 г. вырос на 9,8 п. п. до 18,9% годовых, за 2023 г. — на 6,8 п. п. до 14,1%, за 2024 г. — на 1,8 п. п. до 7,8%. Оценка нейтральной ключевой ставки выросла на 1,5 п. п. до 7,0% годовых. На 29.06.2022 г. ключевая ставка составила 9,5%. |
Продолжение таблицы А.1
1 |
2 |
Экспортно-импортная политика по продуктам отрасли |
Большое количество поставщиков прекращают реализацию своих продуктов на территории РФ. Введены ограничения на заход российских судов в иностранные порты, отказ практически всех иностранных морских операторов от работы с российскими грузами, и повышены страховые покрытия для тех судов, которые все-таки продолжают работать с Россией. Так, Новороссийский морской торговый порт вошел в список подсанкционных предприятий Евросоюза. Западным компаниями запрещается прямо или косвенно совершать с ним сделки. Но сильнее всего пострадало скандинавское направление. Грузооборот северо-западных портов в России, в числе которых Петербург и Ленинградская область, сократился на 41%. Объем контейнерных перевозок из Западной Европы и стран Атлантики в петербургский порт снизился на 70%. Введен запрет на въезд российских грузовиков на территорию Евросоюза. Но европейским перевозчикам ввозить грузы на территорию России можно, и многие из них воспользовались своим монопольным положением и взвинтили цены на свои услуги. Европа практически полностью закрыла воздушное пространство для российских самолетов, а Россия в ответ приняла аналогичные санкции против самолетов, принадлежащих странам Евросоюза. Такие лидеры авиатехники, как Boeing и Airbus, перестали поставлять комплектующие для российских самолетов. За пределами страны арестовывают авиатранспорт, находящийся в лизинге, отзываются сертификаты летной годности. |
Уровень безработицы |
В декабре 2021 года Центробанк отмечал, что уровень безработицы в России обновил исторический минимум, а число вакансий находится на пике. В январе текущего года президент РФ Владимир Путин заявил, что уровень безработицы в России продолжает оставаться на минимальной отметке в 4,3%. На рост безработицы в будущем может повлиять рецессия, повышение пенсионного возраста, уход иностранных компаний, плановое внедрение автоматизации. «Уровень будет плавно повышаться и достигнет около 6% к 2024 году» - мнение экспертов НИУ ВШЭ. |
Социум (S) |
|
Система ценностей, изменения в базовых ценностях |
Логистика играет важнейшую роль в обеспечении населения необходимыми товарами, а предприятий необходимым сырьем и комплектующими. Транспортная логистика связывает источники возникновения товара в длинную цепочку его перевозки, обработки и хранения, заканчивая непосредственной доставкой конечному потребителю. |
Отношение к работе и отдыху |
Средняя зарплата в отрасли транспортно-логистических по специальности логист на май 2023 г. составила 81094 руб., водитель на грузоперевозках – 114768 руб. |
Отношение к образованию |
Рейтинг среднего и высшего образования в России упал с 80% до 14,18% в период 2020-2022 гг. В 2021 г. Количество россиян с высшим образованием превысило 31% Самое многочисленное по количеству учащихся направление — «инженерное дело, технологии и технические науки» |
Изменения в базовых ценностях |
Ценности традиции занимают у россиян далеко не первое место: по важности они уступают ценностям безопасности и заботы. В России растет важность самоутверждения, власти и богатства и падает ценность заботы об окружающих. |
Окончание таблицы А.1
1 |
2 |
Изменения структуры расходов в семье |
В связи с военной операцией на Украине, произошло повышение цен, многие начали экономить. 62% отметили, что расходы сильно увеличились из-за роста цен; 23% не заметили значительного увеличения расходов; 8% вообще не ощутили никаких изменений; 6% сами сократили расходы в целях экономии; 1% сократили расходы из-за возникшего дефицита товаров. 36% считают, что цены вырастут в разы; 22% уверены, что цены поднимутся незначительно; 16% респондентов придерживаются мнения, что изменение стоимости коснется лишь некоторых категорий продуктов; 13% верят, что цены останутся на прежнем уровне. |
Структура занятости (доля «белых воротничков») |
Если сравнивать динамику численности трудоспособного населения в 2021 году и 2022 году, то можно сделать вывод, что в 2022 году экономически активного населения стало меньше почти на 3 миллиона, а численность безработных увеличилась до 4 321 000 [14]. Доля людей, занятых в транспортной сфере и логистики на 2022 год составляет 6,25 % от общего занятого населения. |
Технологии (T) |
|
Государственная технологическая политика в отрасли и смежных отраслях |
Основными целями государственной политики в области перевозок и транспорта являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование транспортной инфраструктуры, повышение эффективности и конкурентоспособности логистических услуг, улучшение экологической обстановки и обеспечение безопасности движения на всех видах транспорта. |
Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта и услуг анализируемой сферы |
Совершенствование системы электронного документооборота; автоматизация логистических процессов; развитие CRM-систем, ориентированных на упрощение работы с клиентами; использование инновационного подвижного состава |
Новые продукты и услуги |
Внедрение интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий и системы ГЛОНАСС. |
Экология (E) |
|
Экологический фактор |
Ужесточение экологических нормативов, внедрение экологически чистых видов транспорта, использование экологичных видов тары и способов пакетирования |
Право (L) |
|
Налоговое регулирование |
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.02.2023 N 257 с 1 марта 2023 года увеличены максимальные тарифы проезда по платным федеральным дорогам: для авто высотой не более 2 м предусмотрят такие предельные суммы за 1 км без учета НДС: 5 руб. — для дорог и участков, которые создали в результате реконструкции, комплексного обустройства; 8 руб. — для дорог и их участков, которые построили с нуля; 29 руб. — для искусственных дорожных сооружений. |
Законодательство по охране окружающей среды |
В 2020 году были приняты поправки в Конституцию, связанные с охраной окружающей среды. Существует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды". |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ ПО ПОРТЕРУ
Таблица Б.1 – Оценка угрозы услуг-заменителей
Параметр оценки |
Комментарии |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
||
Товары-заменители «цена-качество» |
способны обеспечить тоже самое качество по более низким ценам |
существуют и занимают высокую долю на рынке |
существуют, но только вошли на рынок и их доля мала |
не существуют |
2 |
||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
2 |
|||
1 балл |
низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
|||
2 балла |
средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
|||
3 балла |
высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
Таблица Б.2 – Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции
Параметр оценки |
Комментарии |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество игроков |
Чем больше игроков на рынке, тем выше уровень конкуренции и риск потери доли рынка |
Высокий уровень насыщения рынка |
Средний уровень насыщения рынка (3-10) |
Небольшое количество игроков |
3 |
||||
Темп роста рынка |
Чем ниже темп роста рынка, тем выше риск постоянного передела рынка |
Стагнация или снижение объема рынка |
Замедляющийся, но растущий |
Высокий |
2 |
Окончание таблицы Б.2
Уровень дифференциации продукта на рынке |
Чем ниже дифференциация продукта, чем выше стандартизация продукта - тем выше риск переключения потребителя между различными компаниями рынка |
Компании продают стандартизированный товар |
Товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным преимуществам |
Продукты компаний значимо отличаются между собой |
2 |
||||
Ограничение в повышении цен |
Чем меньше возможностей в повышении цен, тем выше риск потери прибыли при постоянном росте затрат |
Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствуют возможности в повышении цен |
Есть возможность к повышению цен только в рамках покрытия роста затрат |
Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения прибыли |
1 |
||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
8 |
|||
4 балла |
Низкий уровень внутриотраслевой конкуренции |
|||
5-8 баллов |
Средний уровень внутриотраслевой конкуренции |
|||
9-12 баллов |
Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции |
Таблица Б.3 – Оценка угрозы входа новых игроков
Параметр оценки |
Комментарии |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
||
Экономия на масштабе при производстве товара или услуги |
Чем больше объем производства, тем ниже стоимость закупки материалов для производства товара, тем в меньшей степени постоянные издержки производства влияют на единицу продукции |
отсутствует |
существует только у нескольких игроков рынка |
значимая |
2 |
||||
Сильные марки с высоким уровнем знания и лояльности |
Чем сильнее чувствуют себя существующие торговые марки в отрасли, тем сложнее новым игрокам в нее вступить. |
отсутствуют крупные игроки |
2-3 крупных игрока держат около 50% рынка |
2-3 крупных игрока держат более 80% рынка |
2 |
||||
Дифференциация продукта |
Чем выше разнообразие товаров и услуг в отрасли, тем сложнее новым игрокам вступить на рынок и занять свободную нишу |
низкий уровень разнообразия товара |
существуют микро-ниши |
все возможные ниши заняты игроками |
1 |
Окончание таблицы Б.3
Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль |
Чем выше начальный уровень инвестиций для вступления в отрасль, тем сложнее войти в отрасль новым игрокам. |
низкий (окупается за 1-3 месяца работы) |
средний (окупается за 6-12 месяцев работы) |
высокий (окупается более чем за 1 год работы) |
1 |
||||
Доступ к каналам распределения |
Чем сложнее добраться до целевой аудитории на рынке, тем ниже привлекательность отрасли |
доступ к каналам распределения полностью открыт |
доступ к каналам распределения требует умеренных инвестиций |
доступ к каналам распределения ограничен |
2 |
||||
Политика правительства |
Правительство может лимитировать и закрыть возможность входа в отрасль с помощью лицензирования, ограничения доступа к источникам сырья и другим важным ресурсам, регламентирования уровня цен |
нет ограничивающих актов со стороны государства |
государство вмешивается в деятельность отрасли, но на низком уровне |
государство полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения |
1 |
||||
Готовность существующих игроков к снижению цен |
Если игроки могут снизить цены для сохранения доли рынка – это значимый барьер для входа новых игроков |
игроки не пойдут на снижение цен |
крупные игроки не пойдут на снижение цен |
при любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают цены |
3 |
||||
Темп роста отрасли |
Чем выше темп роста отрасли, тем охотнее новые игроки желают войти на рынок |
высокий и растущий |
замедляющийся |
стагнация или падение |
3 |
||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
15 |
|||
8 баллов |
Низкий уровень угрозы входа новых игроков |
|||
9-16 баллов |
Средний уровень угрозы входа новых игроков |
|||
17-24 балла |
Высокий уровень угрозы входа новых игроков |
Таблица Б.4 – Оценка угрозы ухода потребителей
Параметр оценки |
Комментарии |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
||
Доля покупателей с большим объемом продаж |
Если покупатели сконцентрированы и совершают закупки в больших масштабах, компания будет вынуждена постоянно идти им на уступки |
более 80% продаж приходится на нескольких клиентов |
Незначительная часть клиентов держит около 50% продаж |
Объем продаж равномерно распределен между всеми клиентами |
1 |
||||
Склонность к переключению на товары субституты |
Чем ниже уникальность товара компании, тем выше вероятность того, что покупатель сможет найти альтернативу и не понести дополнительных рисков |
товар компании не уникален, существуют полные аналоги |
товар компании частично уникален, есть отличительные характеристики, важные для клиентов |
товар компании полностью уникален, аналогов нет |
3 |
||||
Чувствительность к цене |
Чем выше чувствительность к цене, тем выше вероятность того, что покупатель купит товар по более низкой цене у конкурентов |
покупатель всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой |
покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене |
покупатель абсолютно не чувствителен к цене |
2 |
||||
Потребители не удовлетворены качеством существующего на рынке |
Неудовлетворенность качеством порождает скрытый спрос, который может быть удовлетворен новым игроком рынка или конкурентом |
неудовлетворенность ключевыми характеристиками товара |
неудовлетворенность второстепенными характеристиками товара |
полная удовлетворенность качеством |
2 |
||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
8 |
|||
4 балла |
Низкий уровень угрозы ухода клиентов |
|||
5-8 баллов |
Средний уровень угрозы ухода клиентов |
|||
9-12 баллов |
Высокий уровень угрозы потери клиентов |
Таблица Б.5 – Оценка угрозы бизнесу со стороны поставщиков
Параметр оценки |
Комментарии |
Оценка параметра |
|
2 |
1 |
||
Количество поставщиков |
Чем меньше поставщиков, тем выше вероятность необоснованного повышения цен |
Незначительное количество поставщиков или монополия |
Широкий выбор поставщиков |
1 |
|||
Ограниченность ресурсов поставщиков |
Чем выше ограниченность объемов ресурсов поставщиков, тем выше вероятность роста цен |
ограниченность в объемах |
неограниченность в объемах |
1 |
|||
Издержки переключения |
Чем выше издержки переключения, тем выше угроза к росту цен |
высокие издержки к переключению на других поставщиков |
низкие издержки к переключению на других поставщиков |
2 |
|||
Приоритетность направления для поставщика |
Чем ниже приоритетность отрасли для поставщика, тем меньше внимания и усилий он в нее вкладывает, тем выше риск некачественной работы |
низкая приоритетность отрасли для поставщика |
высокая приоритетность отрасли для поставщика |
1 |
|||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
5 |
||
4 балла |
низкий уровень влияния поставщиков |
||
5-6 баллов |
средний уровень влияния поставщиков |
||
7-8 баллов |
высокий уровень влияния поставщиков |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Окончание таблицы В.1 – Критерии для оценки конкурентоспособности
Критерии конкурентоспособности |
Вес фактора |
Оценка выраженности фактора от 1 до 10 |
Итоговая оценка Средний |
Итоговая оценка Замедленный |
|
100% |
Средний |
Замедленный |
6,27 |
6,89 |
|
услуга компании имеет уникальное преимущество |
9% |
3 |
4 |
0,27 |
0,36 |
услуги компании удовлетворяет потребности целевой аудитории от использования услуг |
23% |
8 |
9 |
1,61 |
2,07 |
сила бренда, под которым реализуется товар сопоставима или выше, чем у конкурентов |
19% |
8 |
9 |
1,14 |
1,52 |
компания обладает достаточными ресурсами для функционирования на новом рынке |
16% |
8 |
8 |
0,48 |
0,48 |
компания является гибкой и может быстро адаптироваться к рыночным изменениям |
11% |
7 |
8 |
0,44 |
0,66 |
уровень конкуренции в сегменте высокий |
15% |
3 |
3 |
0,45 |
0,45 |
медленная реакция со стороны конкурентов на деятельность компании |
7% |
2 |
2 |
0,14 |
0,14 |
Таблица Б.2 – Критерии для оценки привлекательности сегмента
Критерии привлекательность сегмента |
Вес фактора |
Оценка выраженности фактора от 1 до 10 |
Итоговая оценка Средний |
Итоговая оценка Замедленный |
|
100% |
Средний |
Замедленный |
7,07 |
6,97 |
|
Объем продаж сегмента высокий |
9% |
9 |
8 |
0,45 |
0,63 |
Темпы роста сегмента высокие или превышает темпы роста рынка |
4% |
6 |
7 |
0,08 |
0,16 |
Кол-во игроков в сегменте значительно |
15% |
10 |
10 |
1,5 |
1,5 |
Инвестиции в рекламу в сегменте отсутствуют или находятся на низком уровне |
7% |
3 |
4 |
0,35 |
0,35 |
Существуют возможности для расширения ассортимента в сегменте |
18% |
5 |
4 |
1,08 |
1,26 |
Низкий уровень культуры использования услуги |
8% |
7 |
7 |
0,4 |
0,4 |
Сила конкурирующих брендов велика |
12% |
8 |
8 |
0,96 |
0,96 |
На рынке существуют неудовлетворённые и скрытые потребности |
7% |
3 |
3 |
0,21 |
0,21 |
Прогнозируется долгосрочный рост сегмента |
6% |
7 |
8 |
0,24 |
0,42 |
Риски влияния внешних факторов (экономических, политических, социальных тенденций) высокий |
14% |
9 |
9 |
1,12 |
1,12 |