Управление персоналом в системе эффективного менеджмента - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Управление персоналом в системе эффективного менеджмента

Тимофеева П.П. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для эффективного развития бизнеса требуется прежде всего адаптация системы управления персоналом в организации с целью повышения производительности сотрудников, оптимального распределения задач и грамотного планирования. Человеческими ресурсами управлять гораздо сложнее, нежели материальными. К каждому человеку необходим индивидуальный подход и соблюдение стандартного набора морально-этических норм. Благодаря индивидуальной системе управления персоналом и особого подхода к каждому человеку можно создать благоприятную атмосферу в коллективе, настроенную на хорошую производительность труда и заинтересованную в карьерном росте. Также во избежание проблем в дальнейшей работе с коллективом необходимо подбирать сотрудников с общими ценностями, мировоззрением.

Управление персоналом - это работа по созданию и поддержанию эффективной команды для решения поставленных бизнес задач. Это комплексный циклический процесс, который состоит из нескольких этапов:

  • планирование кадрового состава компании;

  • найм и адаптация новых сотрудников;

  • непосредственное руководство персоналом для достижения целей бизнеса;

  • удержание и мотивация сотрудников;

  • их обучение и развитие;

  • оценка и управление карьерным ростом.

Таким образом, работа с персоналом подразумевает построение целой системы управления сотрудниками, которая охватывает все этапы продвижения человека внутри компании - от найма до увольнения.

Современные системы управления персоналом строятся вокруг значимости личности каждого работника, ценности его вклада в общее дело. А авторитарные методы управления, при которых люди считаются только исполнителями распоряжений руководства, напротив - уходят в прошлое и встречаются все реже. Даже при авторитарной системе управления персонал хочет понимать подоплеку и логичность распоряжений и задач, которые предстоит выполнять: принцип «Будет так, как сказано» сегодня работает крайне неэффективно. Авторитарные руководители создают повышенную сложность в управлении персоналом, тем самым отвлекая сотрудников от работы и позволяя погрузиться в собственные проблемы и взаимоотношения с коллегами. В отличие от демократического варианта, где важен каждый человек, как личностная единица, авторитаризм заглушает любую инициативность, творческий подход, оттого выявляются скрытые ранее проблемы, которые человек может решить только самостоятельно под гнетущим влиянием исключительно рабочей атмосферы, исключающим личные проблемы сотрудников.

Наилучшим вариантом в системе управления персоналом является привлечение специалистов, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии. Желательно бы иметь на постоянной основе в штабе организации такого сотрудника, который смог бы решить любые проблемы коллектива и наладить работу, основанную на обоюдном интересе и важности вклада каждого человека в общее дело. Именно благоприятная атмосфера внутри организации помогает снизить количество прогулов и опозданий (сотрудники сами хотят приходить на работу и развиваться в данной организации), сотрудники становятся более компетентными и достигают своих лучших результатов, повышается уровень вовлеченности и мотивации сотрудников - они проявляют большую инициативу и заинтересованность в успехе компании, снижается уровень текучки кадров. Таким образом, инвестиции в работу с персоналом окупаются многократно.

Важнейшая цель управления персоналом - использование личностного потенциала каждого работника, который представляет собой комплексную характеристику способности работника выступать в роли активного субъекта деятельности.

Принцип эффективного использования личностного потенциала человека, лежащий в основе управления персоналом на современном этапе, реализуется по трем основным направлениям:

  1. создание необходимых условий для всестороннего развития личностного потенциала человека;

  2. обеспечение условий для наиболее полного раскрытия потенциала работников организации для достижения стоящих перед ними задач;

  3. постоянное и систематическое развитие профессиональных качеств трудящихся в соответствии с долгосрочными задачами развития организации.

Каждая организация выбирает формы и методы управления персоналом, в зависимости от специфики работы, масштабов бизнеса и стоящих перед ним задач. Стоит отметить, что важна совокупность принципов в управлении персоналом. Один из указанных выше является важным и главенствующим, прежде всего действительно необходимо учитывать личностный потенциал сотрудника и развивать его, но данный принцип не единственный. Управление кадрами - это не точная наука. Существует большое количество разных подходов в работе с персоналом организации. Но можно выделить основные принципы, на которых базируются все эти подходы:

  • Принцип подбора персонала. Для создания эффективной команды при найме сотрудников важно обращать внимание не только на их профессиональный опыт, но и на личные и деловые качества. Принимать на работу лучше таких сотрудников, ценности которых совпадают с ценностями компании.

  • Принцип преемственности. Для поддержания баланса в коллективе стоит сочетать и молодых сотрудников, и опытных специалистов.

  • Принцип замещения отсутствующего работника. В случае, если сотрудник по каким-то причинам не может выполнять свои обязанности, его работу берет на себя другой сотрудник со схожим функционалом. Поэтому важна многофункциональность сотрудников, чтобы в случае отсутствия сотрудников компания не потерпела убытки.

  • Принцип контроля. Доверие к сотрудникам следует сочетать с разумным контролем выполнения их работы.

  • Принцип непрерывного повышения квалификации. Для успешного развития компании необходимо постоянно повышать уровень профессионализма ее сотрудников.

  • Принцип создания возможностей для карьерного роста

  • Принцип правовой защищенности. Все управленческие и кадровые решения должны приниматься на основе действующего трудового законодательства.

Применение этих принципов позволит привлекать и удерживать лояльных высококвалифицированных специалистов, которые заинтересованы не только в личном развитии и увеличении дохода, но и вносят осознанный вклад в общее дело, помогая компании достигать глобальных целей.

Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы и предполагают использование различных методов.

Методы управления персоналом - это способы воздействия на коллектив и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.

Первая группа - административные методы управления. Они призваны мотивировать сотрудников через чувство долга и трудовую дисциплину, а также личную ответственность. К административным методам управления можно отнести: должностные инструкции; приказы и распоряжения; регламенты, уставы, стандарты, кодексы.

Вторая группа - это экономические методы управления. В основе экономических методов лежит влияние на сотрудников через уровень заработной платы и других материальных поощрений. К ним можно отнести: премирование по результатам успешной работы; участие в получении прибыли от работы компании; штрафы и вычеты за некачественно выполненные задачи; различные бонусы и льготы, например, оплата проезда или сотовой связи.

Третья группа - социально-психологические методы управления. Это более тонкие инструменты, которые позволяют положительно влиять на успешность работы сотрудников. К ним относятся: построение корпоративной культуры компании и создание благоприятной психологической атмосферы; построение системы прозрачных коммуникаций; изучение личной мотивации работников; выстраивание индивидуальных программ развития; вовлечение работников в жизнь компании; стимулирование сотрудников через признание заслуг и похвалу.

Сегодня многие руководители напрямую связывают успешность компании с заинтересованностью каждого работника в результатах своего труда. Чтобы создать оптимальные условия для персонала, необходимо учитывать особенности личности каждого сотрудника, адекватно оценивать его способности, профессиональные навыки и потенциал.

Актуальные методы управления мотивацией персонала направлены на формирование осознанного отношения к труду. Чаще других современные менеджеры используют следующие способы:

  • Гибкий график. Если специфика деятельности компании позволяет сотрудникам выполнять свои обязанности без строгой привязки ко времени, нет особого смысла требовать, чтобы они являлись в офис строго к определенному времени. Работоспособность будет выше, если человек выспался, решил личные проблемы и может спокойно заниматься текущими задачами.

  • Удаленная работа. Пандемия показала, что во многих случаях производительность труда не зависит от того, где именно находится сотрудник, в офисе, дома или в поездке. Конечно, дистанционная работа требует от человека собранности, внутренней дисциплины и целеустремленности. Сегодня на удаленке успешно трудятся не только фрилансеры, но и штатные сотрудники многих компаний.

  • Создание комфортных условий. На рабочем месте человек проводит большую часть дня, поэтому обеспечить его всем необходимым – прямая обязанность руководства. В современных компаниях под необходимым понимают не только стол, стул и компьютер. Для персонала организуют зоны отдыха, как активного, так и пассивного. Для работников организуют доставку обедов, предоставляют кофе, чай и продукты для перекусов.

  • Профессиональный рост за счет фирмы. В современных условиях регулярное обновление навыков и знаний приобретает особое значение, но не у каждого сотрудника хватает времени и средств на посещение обучающих курсов. Продвинутые руководители повышают профессиональный уровень своих работников, оплачивая их участие в вебинарах и тренингах.

На практике обычно используется сразу несколько методов и технологий управления персоналом. В зависимости от специфики организации один из способов взаимодействия с коллективом является основным, а другие вспомогательными. Оптимальный подход заключается в умелом сочетании административных, экономических и социально-психологических методов. Это позволяет компании грамотно мотивировать сотрудников, формировать у них лояльность и увеличивать прибыль предприятия.

Список используемых источников:

  1. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебник / А.Я.Кибанов, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://gumanitar-intercollege.ru/upload/iblock/417/1295nco4r4re138ec1ovaz3vdkb5snce.pdf

  2. Ешева С.К. Управление персоналом как фактор эффективной деятельности предприятия / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-personalom-kak-faktor-effektivnoy-deyatelnosti-predpriyatiya

  3. Горбатова М.М. Методы управления персоналом / Юнити: Кемерово. - 2002.

  4. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: Теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013.

  5. Журавлев, П.В. Менеджмент персонала: учебное пособие / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2004.

  6. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: практикум: учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Управление персоналом", "Менеджмент организации"/ Т. Ю. Базаров. - Москва: Юнити-Дана, 2010.

  7. Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Современные методы управления персоналом в условиях нестабильности внешней среды 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-upravleniya-personalom-v-usloviyah-nestabilnosti-vneshney-sredy/viewer

Просмотров работы: 14