Введение
Винпоцетин-корректор нарушений мозгового кровообращения, входит в российский перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что способствует более высокому уровню продаж препарата по регулируемым ценам.
Винпоцетин впервые выделен из растения Барвинок малый в 1975 году венгерским химиком по имени Чаба Сантай (Szántay Csaba). Синтетический препарат начал производиться в 1978 г венгерской фармацевтической компанией Гедеон Рихтер.Этот препарат, имеет несколько фармакологических действий: противовоспалительное, антиоксидантное, сосудорасширяющее, противоэпилептическое и нейропротекторное (подтверждены экспериментальными исследованиями).
Обладает значительными сосудорасширяющими свойствами, улучшает эндотелиальную функцию, исследования нейровизуализации показывают избирательное увеличение мозгового кровотока и церебрального метаболизма, усиливает утилизацию глюкозы мозговой тканью и снабжение её кислородом [7;9].
Основной механизм действия - усиление кровоснабжения ишемизированных участков посредством расслабления гладкой мускулатуры сосудов головного мозга.
В то же время, помимо сосудистого действия, непосредственно влияет на обмен веществ в тканях мозга. В результате сосуды головного мозга расширяются, улучшается кровоснабжение его тканей (транспорт кислорода). Повышается устойчивость к гипоксии (состояние, возникающие в условиях недостаточности кислорода), активируются (облегчаются) процессы утилизации (поглощения) глюкозы, а также метаболизм норадреналина и серотонина в тканях мозга. Уменьшается агрегация (слипание) тромбоцитов, а, следовательно, снижается вязкость крови [14].
Согласно инструкции по применению винпоцетина, при приёме внутрь быстро и полностью всасывается. Биодоступность составляет 50—70 %. Связывается с белками плазмы на 66 %. Максимальная концентрация в плазме крови достигается через час после перорального применения. Период полувыведения — приблизительно 5 часов. Винпоцетин выводится с мочой, в основном, в виде метаболитов.
В 2019 году США выпустило предупреждение женщинам фертильного возраста об опасности применения пищевых добавок с винпоцетином ввиду опасности для плода и опасности выкидыша.
Актуальность выпускной квалификационной работы: сосудистые заболевания головного мозга из-за высокой распространенности и тяжелых последствий для здоровья населения являются одной из важнейших медицинских и социальных проблем. Своевременное лечение нарушений мозгового кровообращения позволяет восстановить функциональность и кровоток. Среди растительных лекарственных препаратов на основе барвинка малого, улучшающих мозговое кровообращение, пользуются спросом препараты, такие как Винпоцетин и Кавинтон. Однако в аптечных организациях ассортимент лекарственных препаратов данной группы представлен в малом количестве, чем обусловлена актуальность маркетинговых исследований ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Винпоцетин.
Цель выпускной квалификационной работы: проведение маркетингового исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Винпоцетин.
Задачи выпускной квалификационной работы:
Изучить маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств.
Дать товароведческую характеристику ЛС.
Провести маркетинговые исследования российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Винпоцетин.
Проанализировать ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Винпоцетин, разрешённых к применению в стране.
Проанализировать ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации.
Сделать выводы о результатах проведенного исследования.
Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства Винпоцетин.
Методы исследования:
контент-анализ;
статистический;
аналитический.
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
1.1. Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств
Маркетинговые исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю или промышленному покупателю. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и риск. Поэтому проведение маркетинговых исследований различных групп лекарственных препаратов в современном мире необходимы для качественного удовлетворения потребительских требований [5;8].
Маркетинг - это комплекс деятельности в условиях рынка, фирмы, аптеки, аптечного склада, который направлен на удовлетворение нужд потребителей. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг представляет собой рыночную концепцию системного управления деятельностью предприятия, ориентированную на удовлетворение требований потребителей [8].
В основе маркетинга как системы управления лежат следующие общие принципы:
маркетинг направлен на достижение конечной реализации товара на рынке;
маркетинг предполагает подчинение всей деятельности предприятия требованиям потребителей;
при осуществлении маркетинговой деятельности, применяется программно - целевой и системный подход;
маркетинг основывается на политике изучения рынка, активного приспособления к рынку и целенаправленном одновременном воздействии на рынок;
происходит активизация человеческого фактора маркетинговой деятельности, что предполагает воспитание и обеспечение активности, предприимчивости работников, должностных лиц всех рангов [6].
Маркетинг в фармации представляет собой не столько функцию бизнеса, сколько широкий взгляд на всю сферу производства лекарств и их реализацию.
Маркетинговая деятельность аптечного предприятия по изучению рынка, включает в себя следующие этапы:
1.Изучение рыночного потенциала (ёмкости рынка), то есть максимально возможного количества конкретных лекарственных средств, которые могут быть реализованы на рынке в определённый период времени. Определить ёмкость рынка по отношению к товару важно потому, что на этой основе можно оценить эффективность работы аптечного предприятия, роль рекламы и требования к её эффективности.
2. Анализ рыночной сегментации. Этот этап предполагает выделение на рынке, в соответствии с выбранными критериями (географическими, демографическими, поведенческими и т.д.), отдельных сегментов (долей) рынка. Сегментация производится с целью последующего выявления наиболее соответствующих запросам потребителей и возможностям предприятия целевых рынков.
3. Исследование структуры рынка, позиций конкурентов. При этом определяются основные группы фирм, работающих на данном рынке: фирмы-партнёры, фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы. На практике чаще всего производится анализ изменения структуры предложения конкурентов, ценовой политики конкурентов, проводимой конкурентной рекламной политики.
Для этого используются следующие каналы получения информации:
- поступление сведений от посреднических и аптечных предприятий;
- анализ рекламных проспектов, посещение выставок, опрос отдельных лиц, заполнение специальных формуляров по конкурентам.
4. Изучение информации о покупателях фирмы тщательно исследует факторы, оказывающие влияние на потребности покупателей. Аптечное предприятие должно определить основные критерии, которые определяют выбор покупателем того или иного лекарственного средства [12]. В ходе маркетинговых исследований анализируются различные направления деятельности организации, среди которых первостепенным по важности является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации. Необходимым условием проведения маркетинговых исследований является глубокое знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показателей к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик. Большое значение имеет анализ оценок потребительских свойств и показателей использования по каждому наименованию лекарственных средств в ассортименте фармацевтической организации.
1.2 Методы анализа ассортимента лекарственных средств
Для фармацевтической индустрии необходимо ясное представление об особенностях рынка лекарственных средств – спросе и предложении, структуре и особенностях потребительских предпочтений и т.д. Участнику фармацевтического рынка нужно иметь информацию о реальной ситуации с покупкой ЛС в стране, конкретном регионе, чтобы корректировать свою деятельность. Ассортимент отечественной фармацевтики также имеет важное социально – экономическое значение, цена вопроса здесь – жизнь больных людей.
Ассортимент – набор видов и разновидностей товаров по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.д. [5].
Знание товарного ассортимента является основным инструментом маркетинговой деятельности, как фармацевтического производителя, так и фармацевтического дистрибьютора. Чтобы повысить эффективность деятельности на этом рынке, его участнику необходимо оптимально сформировать ассортимент, сбалансировать движение определённых групп лекарственных средств, и только тогда он может рассчитывать на ускорение товарооборота.
Для МИ ассортимента фармацевтического рынка (ФР.) подобрана система количественных показателей, наиболее приемлемая для этих целей. На их основе можно составить контуры сегментов ФР различных уровней (мега, мезо и микро, т.е. уровень России, региона, учреждения). Применяя систему показателей при исследовании ассортимента ЛС на уровне ФО, можно определить направления формирования её ассортиментной политики.
Сформирована маркетинговая классификация ЛС на основе комплекса их товарных признаков, среди которых большое значение для маркетингового анализа на ситуации рынке ЛС имеют следующие:
-финансово-экономические (страна происхождения предприятие-изготовитель, условия поставки, цена и др.);
-правовые (регистрация в РФ, статус отпуска из аптеки, включение в различные перечни: жизненно важных и необходимых, льготного отпуска и др.);
-фармацевтические (международное непатентованное наименование (МНН), торговое название, лекарственная форма, состав, срок годности и др.); фармакотерапевтические (показания, побочные действия и т.д.).
Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов:
ABC-анализ
XYZ-анализ
Совмещённый ABC-XYZ-анализ.
Рассмотрим применение методов для анализа ассортимента.
Анализ структуры ассортимента проводится с целью формирования ассортиментной политики организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на них, его можно разбить на несколько этапов.
На первом этапе исследований в соответствии с концепцией аптечного предприятия осуществляют выбор ассортимента ЛС, изучают возможные аспекты применения в медицине, анализируются основные производители, поставщики и т.д. Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ – это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или фармакотерапевтической группе лекарственных средств. В качестве основных документов используются реестры ЛС, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.
На втором этапе в соответствии с концепцией из реестра выбираются сведения по каждому зарегистрированному ЛС выбранной фармакотерапевтической группы; название, синонимы, форма выпуска, страна производитель, способ применения и дозы.
На третьем этапе проводят анализ по следующим направлениям:
определяют число всего зарегистрированных препаратов, данные определяют в абсолютных показателях;
рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных препаратов;
проводят анализ по странам и фирмам производителям внутри группы зарубежных лекарственных средств, данные представляются в относительных показателях, в процентах;
анализируют виды лекарственных форм; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях[6].
Для наглядности все результаты анализа представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведённый анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента препаратов, разрешённых к применению.
На четвертом этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики ассортимента ЛС.
Показатели ассортимента – это качественное выражение свойств ассортимента. При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям: широта ассортимента; глубина ассортимента; насыщенность ассортимента; гармоничность ассортимента; полнота использования; устойчивость ассортимента; степень обновления ассортимента.
Широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.
К примеру, если в ассортименте аптечной организации представлены лекарства 5 фармакотерапевтических групп из 100, обращающихся на рынке, то мы можем говорить об узком ассортименте этого учреждения. В этом случае следует изучить статистику заболеваемости в данном регионе и определить, какие фармакотерапевтические группы можно развернуть дополнительно. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.
Коэффициент широты – отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т.п.) к базовой (максимально возможной широте). Кш=Шфакт/Шбазовая
Полнота ассортимента лекарств рассматривается применительно к каждой номенклатурой позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.
К примеру, винпоцетин выпускается в виде таблеток в оболочке, таблеток, растворов, концентратов и все эти формы есть в аптеке, то по данной позиции мы можем говорить о полном ассортименте.
Коэффициент полноты – отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесённых в Госреестр или, получивших разрешение на использование (полнота базовая): Кп=Пфакт/Пбазовая
Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.
Примером недостаточной глубины аптечного ассортимента может служить наличие взрослых дозировок и отсутствие детских. Глубокий ассортимент позволяет удовлетворять потребности различных потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность учреждения, даёт возможность предлагать диапазон цен и ряд других преимуществ. Однако, он также увеличивает расходы на поддержание запасов, выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определённые трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.
Коэффициент глубины – отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций: Кг=Гфакт/Гбазовая
Насыщенность номенклатуры (ассортимента)- это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.
Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента.
Полнота использования ассортимента – важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определённый промежуток времени. Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в её основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т.д.
Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определённым рыночным риском.
Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитывать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт).
Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нём. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.
Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идёт о препаратах, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.
Устойчивость ассортимента можно определять как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен Кш), так и внутри ассортиментной группы. Основной проблемой последнего случая является выбор метода определения устойчивых товаров[4].
Чаще всего используются два способа:
- по количеству дней, когда товар был в продаже (условно, если в течение более чем 280 дней в году товар пользовался спросом, то спрос на него можно считать устойчивым);
- по срокам, в течение которых товар реализовывался из аптеки (коэффициент скорости реализации менее 0,5).
Наряду с анализом маркетинговых показателей при управлении ассортиментом используются и другие методы.
ABC – анализ.
ABC-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют АВС- анализ[4].
Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.
В его основе лежит принцип Парето – 20% всех товаров дают 80% оборота. Идея метода АВС – анализа строится на основании принципа Парето: “за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин”, в настоящий момент известного как “правило – 20 на 80”.
Особенности метода: Наиболее распространённым методом анализа для выявления результатов деятельности и причин возникновения проблем является метод АВС – анализа, одним из вариантов графической интерпретации которого служит диаграмма Парето.
В литературе приводятся примеры проведения АВС – анализа по показателям оборота, прибыли, трудоемкости, расходов на материалы, и даже по таким параметрам, как помехозащищённость, быстродействие, потребляемая мощность и т.д.
Число групп при проведении АВС – анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы: А, В и С (75:20:5), чем и обусловлено название метода.
В рамках АВС – анализа выделяют соответственно три группы анализируемого ассортимента – А, В, С, которые отличаются по своему вкладу в показатели товарооборота (или прибыли) фармацевтического предприятия.
Группа А – самые важные позиции (товарные категории и др.), приносящие первый 50% результата.
Группа В – средние по важности позиции (товарные категории и др.), приносящие ещё 30% результата.
Группа С – проблемные позиции (товарные категории и др.) приносящие остальные 20% результата.
Такие соотношения в целом соответствуют принципу Парето, т.к. выделены главные 80% результата (50%+30%) и оставшиеся 20%.
Достоинства метода: простота, наглядность и точность, автоматизация АВС – анализа позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения.
Недостатки метода: при построении сложной, не всегда чётко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.
Ожидаемый результат: принятие решения на основании АВС – анализа. Сравнивая диаграммы, построенные до и после разрешения проблем, оценивают эффективность принятых мер. Однако, как показывает практика, далеко не все могут применить АВС – анализ правильно, иногда допуская грубые ошибки. Для того чтобы минимизировать риск ошибки необходимо придерживаться следующего алгоритма.
АВС – анализ представляет собой следующею последовательность действий:
1. Определение цели анализа.
2. Определение объектов анализа.
3. Определение факторов для дифференциации объектов анализа.
4. Формирование информационного массива для анализа.
5. Оценка объектов анализа по выделенным факторам.
6. Ранжирование показателей.
7. Разделение объектов на группы.
8.Интерпретация результатов анализа.
А. Группа товаров, обеспечивающая основной доход аптечной сети. Необходимо обеспечить стопроцентное наличие. Группа обеспечивает приток клиентов, прибыль невысокая, следует поддерживать более низкий уровень доступности товаров. Требуется постоянное внимание к наличию товара. Товары, не приносящие существенной прибыли, но обеспечивающие приток посетителей и объём продаж. С целью сокращения издержек следует поддерживать страховой запас на невысоком уровне.
В. Группа товаров, приносящая существенный доход, но обладающая средней популярностью. Уровень доступности должен быть высоким. Необходим постоянный контроль наличия товара. Товары средней важности. Уровень доступности невысокий. Периодический контроль наличия запаса. Группа товаров, не приносящих существенной прибыли и не пользующихся высокой популярностью. Уровень доступности низкий. Контроль наличия – периодический.
С. Товар, приносящий хороший доход, но непопулярный. Уровень доступности невысокий. Доставка под заказ. Товар непопулярный, приносящий средний уровень дохода. Уровень доступности низкий. Доставка под заказ. Товар непопулярный, не приносящий дохода. Уровень доступности минимальный. Доставка под заказ. Сокращение ассортимента[16].
XYZ – анализ.
XYZ – анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ – анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе[4;15].
Результатом XYZ – анализа является выделение 3 групп товаров:
- категории Х – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;
- категории Y – группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;
- категории Z – группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса.
Распределение товара на категории X, Y и Z определяется значением коэффициента вариации. Согласно классическому подходу к категории Х относятся товары с коэффициентом вариации 0-10%, к категории Y – 10-25%, а к категории Z – более 25%. Однако в аптеках целесообразно использовать большие интервалы, т.к. использование классического подхода часто приводит к тому, что значительное количество товаров неоправданно попадает в категорию Z. То есть применительно к аптечному ассортименту категория Х должна включать товары с коэффициентом вариации 0-15%, категория Y – 15-40%, категория Z – больше 40%.
Алгоритм проведения XYZ – анализа включает следующие этапы:
1. Выбор объектов анализа (товарная группа, товарная единица, поставщики, клиенты и т.д.).
2. Определение параметров анализа (единицы продаж, доход, средний запас, количество заказов и т.д.) и периода анализа (неделя, месяц, квартал, полугодие, год).
3.Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов. 4.Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации.
5. Распределение по категориям X, Y, Z.
6. Графическое представление результатов анализа.
Смысл XYZ – анализа в изучении стабильности продаж, изучение отклонений, скачков, нестабильности сбыта продукции.
Цель XYZ - анализа – дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.
Таким образом, с помощью контент – анализа литературных источников изучены теоретические основы маркетинговых исследований, из которых видно, что они играют важную роль в фармацевтической деятельности. Также выяснили, что на сегодня основными и наиболее эффективными методами анализа ассортимента лекарственных средств являются: АВС – анализ и XYZ – анализ[10;21].
ГЛАВА 2 . МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН ВИНПОЦЕТИН
2.1. Фармакотерапевтическая характеристика лекарственного средства Винпоцетин
Русское название: Винпоцетин
Латинское название: Vinpocetinum (род. Vinpocetini)
Химическое название: Этил-(3альфа,16альфа)-эбурнаменин-14-карбоксилат.
Брутто-формула: C22H26N2O2
Химическая формула:
Фармакологическая группа лекарственного средства Винпоцетин: корректоры нарушений мозгового кровообращения[14;20].
Нозологическая классификация (МКБ-10):
F01Сосудистая деменция
F03 Деменция неуточненная
F04 Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами
F07.2 Постконтузионный синдром
F79 Умственная отсталость неуточненная
G45 Преходящие транзиторные церебральные ишемические приступы и родственные синдромы
G45.0 Синдром вертебробазилярной артериальной системы
G46 Сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях
G93.4 Энцефалопатия неуточненная
H34 Окклюзии сосудов сетчатки
H34.0 Преходящая ретинальная артериальная окклюзия
H34.8 Другие ретинальные сосудистые окклюзии
H35.3 Дегенерация макулы и заднего полюса
H40 Глаукома
H81.0 Болезнь Меньера
H81.4 Головокружение центрального происхождения
H81.9 Нарушение вестибулярной функции неуточненное
H83.2 Лабиринтная дисфункция
H83.9 Болезнь внутреннего уха неуточненная
H91 Другая потеря слуха
H93.1 Шум в ушах (субъективный)
H93.3 Болезни слухового нерва
161 Внутримозговое кровоизлияние
163 Инфаркт мозга
167.9 Цереброваскулярная болезнь неуточненная
169 Последствия цереброваскулярных болезней
174 Эмболия и тромбоз артерий
R41.3.0 Снижение памяти
R46.4 Заторможенность и замедленная реакция
R51 Головная боль
S06 Внутричерепная травма
Т90.5 Последствия внутричерепной травмы [20]
Код CAS 42971-09-5
Код АТХ: N06BX18- Винпоцетин
N- препараты для лечения заболеваний нервной системы
N06- психоаналептики
N06В- психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, и ноотропные препараты
Белый кристаллический порошок, практически нерастворим в воде, растворим в спирте. Таблетки круглые, плоские, белого цвета 5 и 10 мг[13].
Фармакология
Фармакологическое действие - ноотропное, улучшающее мозговое кровообращение, нейрометаболическое.
Фармакодинамика
Механизм действия винпоцетина складывается из нескольких элементов: он улучшает мозговой кровоток и обмен веществ, оказывает благоприятное воздействие на реологические свойства крови.
Нейропротекторное действие реализуется за счет снижения неблагоприятного цитотоксического влияния возбуждающих аминокислот. Винпоцетин стимулирует метаболизм в головном мозге: увеличивает захват и потребление глюкозы и кислорода. Повышает толерантность к гипоксии, увеличивает транспорт глюкозы, единственного источника энергии для ткани головного мозга, через ГЭБ, смещает метаболизм глюкозы в сторону энергетически более выгодного аэробного пути. Повышает обмен серотонина и норадреналина в головном мозге, и оказывает антиоксидантное действие.
Улучшает микроциркуляцию в головном мозге за счет ингибирования агрегации тромбоцитов, снижения патологически повышенной вязкости крови, увеличения деформируемости эритроцитов и ингибирования обратного захвата аденозина.
Способствует переходу кислорода в клетки за счет снижения сродства к нему эритроцитов.
Избирательно увеличивает мозговой кровоток за счет снижения церебрального сосудистого сопротивления без существенного влияния на системные показатели кровообращения (АД, сердечный выброс ).
Не вызывает эффект «обкрадывания».
Фармакокинетика
Винпоцетин быстро всасывается после приема внутрь. Всасывание происходит главным образом в отделах кишечника. Не подвергается метаболизму при прохождении через стенку кишечника. В доклинических исследованиях введения радиоактивно меченого винпоцетина внутрь он определялся в наивысших концентрациях в печени и ЖКТ. При многократном приеме внутрь доз 5 мг и 10 мг кинетика носит линейный характер.
В исследованиях с радиоактивно меченым винпоцетином было выявлено, что основными путями являются выведение почками и через кишечник в соотношении 3:2. В доклинических исследованиях наибольшая радиоактивность определялась в желчи, однако подтверждений значимой кишечно-печеночной циркуляции не найдено.
Основным метаболитом винпоцетина является аповинкаминовая кислота (АВК), доля которой у человека составляет 25–30%. После приема винпоцетина внутрь АВК в 2 раза больше таковой после в/в введения. Это свидетельствует о том, что АВК образуется в процессе метаболизма при первом прохождения винпоцетина. АВК выводится почками путем простой клубочковой фильтрации. Другими известными метаболитами являются гидроксивинпоцетин, гидрокси-АВК, дигидрокси-АВК-глицинат, а также их конъюгаты с глюкуронидами и/или сульфатами. В неизмененном виде винпоцетин выделяется в небольшом количестве.
Винпоцетин можно назначать пожилым пациентам с нарушениями функции печени и почек длительно и в обычных дозах.
Применение вещества Винпоцетин
нарушение мозгового кровообращения (в т.ч. инсульт, мозговая травма, атеросклеротические изменения сосудов головного мозга, сосудистая деменция, гипертоническая и посттравматическая энцефалопатия), перемежающаяся недостаточность и спазм сосудов головного мозга;
частичная окклюзия артерий, головная боль, головокружение, нарушение памяти, двигательные расстройства, артериальные и венозные тромбозы сосудов глаза, дегенеративные изменения желтого пятна, вторичная глаукома вследствие обтурации сосудов;
возрастные, сосудистые или токсические (медикаментозные) нарушения слуха, болезнь Меньера, кохлеовестибулярный неврит, шум в ушах; вазовегетативные проявления климактерического синдрома (в сочетании с гормонотерапией). [7]
Перед отменой лекарственного средства следует постепенно снижать дозу.
Применение при беременности и кормлении грудью
Винпоцетин проникает через ГПБ и поэтому противопоказан при беременности. При этом его концентрация в плаценте и в крови плода ниже, чем в крови беременной. При высоких дозах возможно плацентарное кровотечение и спонтанные аборты, вероятно в результате усиления плацентарного кровоснабжения.
В течение 1 ч в грудное молоко проникает 0,25% принятой дозы винпоцетина. При применении винпоцетина необходимо прекратить грудное вскармливание.
Противопоказания
- гиперчувствительность;
- острая фаза геморрагического инсульта;
-тяжелая форма ишемической болезни сердца или тяжелые аритмии;
-беременность; кормление грудью;
-возраст до 18 лет (в связи с недостаточностью данных):
Побочные действия вещества Винпоцетин
Данные о побочных действиях представлены по системно-органным классам в соответствии с классификацией MedDRA .
Со стороны крови и лимфатической системы: редко — лейкопения, тромбоцитопения; очень редко — анемия;
Со стороны иммунной системы: очень редко - гиперчувствительность.
Со стороны обмена веществ и питания: нечасто - гиперхолестеринемия; редко — снижение аппетита, анорексия, сахарный диабет.
Нарушения психики: редко — бессонница, нарушения сна, возбуждение, неусидчивость; очень редко — эйфория, депрессия.
Со стороны нервной системы: нечасто — головная боль; редко — головокружение, нарушения вкуса, ступор, сонливость, амнезия; очень редко — спазмы.
Со стороны органа зрения: редко — отек диска зрительного нерва; очень редко — гиперемия конъюнктивы.
Со стороны органа слуха и лабиринта: нечасто — вертиго; редко — гиперакузия, гипоакузия, звон в ушах.
Со стороны сердца: редко — ишемия/инфаркт миокарда, стенокардия, тахикардия, экстрасистолы, ощущение сердцебиения; очень редко — аритмия.
Со стороны сосудов: нечасто — артериальная гипотензия; редко — артериальная гипертензия, приливы, тромбофлебит; очень редко — колебания АД.
Со стороны органов пищеварения: нечасто — дискомфорт в животе, сухость во рту, тошнота; редко — боль в животе, запор, диарея, рвота; очень редко — стоматит.
Со стороны кожи и подкожных тканей: редко — повышенная потливость, зуд, крапивница, сыпь; очень редко — дерматит.
Общие расстройства и нарушения в месте введения: редко —повышенная утомляемость, чувство жара; очень редко — дискомфорт в грудной клетке, гипотермия.
Влияние на результаты лабораторных и инструментальных исследований: нечасто — снижение АД; редко — повышение АД, депрессия сегмента ST на ЭКГ, снижение/повышение количества эозинофилов, изменение активности печеночных ферментов; очень редко — увеличение/уменьшение количества лейкоцитов, снижение числа эритроцитов, сокращение тромбинового времени, увеличение массы тела.
Взаимодействие
Взаимодействие не наблюдается при одновременном применении с бета-адреноблокаторами (хлоранолол, пиндолол), клопамидом, глибенкламидом, дигоксином, аценокумаролом, гидрохлоротиазидом и имипрамином.
Одновременное применение винпоцетина и метилдопы требуется регулярный контроль АД.
Рекомендуется проявлять осторожность при одновременном назначении винпоцетина с ЛС, влияющими на ЦНС, противоаритмическими ЛС и антикоагулянтами.
Передозировка.
Данные о передозировке винпоцетина ограничены.
Лечение.
промывание желудка;
прием активированного угля;
симптоматическое лечение.
Пути введения.
Внутрь, в/в.
Способ применения и дозы.
Внутрь, после еды, суточная доза — 30 мг
в/в, в виде капельной инфузии (скорость инфузии не должна превышать 80 капель/мин).
Меры предосторожности вещества Винпоцетин.
Требуется периодический контроль ЭКГ.
Винпоцетин и гепарин — химически несовместимы, поэтому запрещается введение их в одной инфузионной смеси.
Винпоцетин несовместим с инфузионными растворами, содержащими аминокислоты, поэтому их нельзя использовать для его разведения.
Влияние на способность управлять транспортными средствами и работать с механизмами.
Исследования о влиянии на способность управлять транспортными средствами не проводились. [20]
Условия хранения препарата Винпоцетин.
Список Б. Препарат следует хранить в защищенном от света месте при температуре от 15° до 35°С, беречь от детей. [3]
Срок годности препарата Винпоцетин.
Срок годности – 3 года.
Условия отпуска из аптек.
Препарат отпускается по рецепту врача. [2].
2.2.Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Винпоцетин, разрешенных к применению в стране
Анализ данных Государственного Реестра ЛС на 05.01.2022 г. показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин имеет 119 предложений к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают в виде 51 торговых наименований, 32 фирмы в 5 странах и в 5 лекарственных формах, которые представлены в приложении. [1;19]
Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по составу, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по составу
Количество предложений (всего) |
Состав |
|||
Монопрепарат |
Комбинированный препарат |
|||
К-во |
Доля% |
К-во |
Доля % |
|
119 |
116 |
97,48 |
3 |
2,52 |
Итого: |
116 |
97,48 |
3 |
2,52 |
Анализ таблицы 1 показал, что количество предложений на рынке всего-119 ЛП, из них монопрепараты составляют 97,48% от общего количества предложений, комбинированные препараты составляют 2,52%. (рис.1).
Рисунок 1. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по составу
Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по формам выпуска, который представлен в таблице 2 [19].
Таблица 2
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по формам выпуска.
№ пп |
Вид лекарственных форм и форма выпуска |
Количество ЛС |
|
Абс. знач. |
Доля % |
||
1. |
Концентрат для приг-ия р-ра для инфузий |
20 |
16,81 |
2. |
Р-р для инъекций |
6 |
5,04 |
3. |
Таб., диспергируемые в полости рта |
3 |
2,52 |
4. |
Таблетки |
86 |
72,27 |
5. |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой |
4 |
3,36 |
Итого: |
119 |
100 |
К ак видно из таблицы 2, в структуре ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по видам лекарственных форм наибольшую долю составляют ЛП – в форме таблеток- 72,27%. Концентраты для приготовления раствора для инфузий- 16,81%, наименьшее количество производится в форме таблеток диспергируемых в полости рта 2,52%, таблеток покрытых пленочной оболочкой- 3,36% и растворов для инъекций- 5,04% (рис.2). [19]
Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по формам выпуска.
На основании таблицы, представленной в приложении, была определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин, разрешенных к применению по производственному признаку (странам-производителям), которая представлена в таблицах 3 и 4. [19]
Таблица 3
Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин по странам-производителям.
№ пп |
Страна производитель |
Количество предложений (лекарственных препаратов) |
Доля, % |
1. |
Россия |
105 |
88,24 |
2. |
Республика «Беларусь» |
5 |
4,20 |
3. |
Индия |
4 |
3,36 |
4. |
Венгрия |
3 |
2,52 |
5. |
Испания |
2 |
1,68 |
Итого: 5 |
119 |
100 |
Анализ данных таблицы 3 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин производится в 5 странах, с наибольшей долей производства в России-88,24%. Наименьшее количество лекарственных препаратов выпускает такая страна как Испания два ЛП (рис.3). Доля ЛП зарубежного производства на рынке составляет 11,76 % от общего количества предложений ( рис.4) [19]
Рисунок 3. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин по странам –производителям.
Рисунок 4. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин по производственному признаку.
Таблица 4
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по фирмам- производителям
№ пп |
Фирма |
Кол-во |
Доля, % |
1. |
Брынцалов А |
2 |
1,68 |
2. |
Верофарм |
2 |
1,68 |
3. |
Борисовский завод медпрепаратов |
3 |
2,52 |
4. |
Фармпроект |
1 |
0,85 |
5. |
Макизфарм |
1 |
0,85 |
6. |
Гедеон Рихтер ОАО, Гедеон Рихтер РУС |
8 |
6,72 |
7. |
Изваринофарм |
4 |
3,36 |
8. |
Лекфарм |
2 |
1,68 |
9. |
MJ BIOPHARM |
2 |
1,68 |
10. |
Ковекс АО |
2 |
1,68 |
11. |
«Обновление» |
3 |
2,52 |
12. |
Йодиллияфарм |
3 |
2,52 |
13. |
Мосхимпред. Им.НА Семашко |
5 |
4,20 |
14. |
Авексима |
2 |
1,68 |
15. |
Валента Фармацевт |
2 |
1,68 |
16. |
Биоком |
2 |
1,68 |
17. |
SHREYA |
2 |
1,68 |
18. |
ООО АТОЛЛ ОЗОН |
16 |
13,44 |
19. |
ОАО Новосибхимфарм |
2 |
1,68 |
20. |
БИОсинтез ПАО |
3 |
2,52 |
21. |
МЦ Эллара |
4 |
3,36 |
22. |
Компания ДЕКО |
1 |
0,85 |
23. |
ООО Велфарм |
7 |
5,88 |
24. |
Канонфарма продакшн |
9 |
7,56 |
25. |
Медимекс Синтез |
6 |
5,04 |
26. |
ФП Оболенское |
6 |
5,04 |
27. |
Алсифарма |
2 |
1,68 |
28. |
Акрихин АО |
1 |
0,85 |
29. |
АО Алиум |
4 |
3,36 |
30. |
Северная Звезда |
2 |
1,68 |
31. |
Биохимик |
3 |
2,52 |
32. |
Уралбиофарм |
7 |
5,88 |
Итого: |
119 |
100 |
Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин по фирмам-производителям показал, что на фармацевтическом рынке присутствуют 32 фирмы. Наибольшее количество ЛП производится фирмой АТОЛЛ ОЗОН-13,44%. Фирмы-производители Канонфарма продакшн -7,56%, Гедеон Рихтер ОАО, Гедеон Рихтер РУС- 6,72%, ООО Велфарм-5,88%, Уралбиофарм-5,88%, Медимекс Синтез-5,04%, ФП Оболенское-5,04%, Мосхимпред. Им. Н.А. Семашко- 4,20%,Изваринофарм-3,36%, МЦ Эллара-3,36%. Все остальные 21 российские фирмы и ЛП – 39,52% выпускается ими. (рис.5). [19]
39,52%
Рисунок 5. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин по фирмам-производителям
Проведен анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин по датам регистрации [19].
Таблица 5
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин по датам регистрации
№ пп |
Год регистрации |
Количество ЛП |
Удельный вес, % |
1. |
2022 |
- |
- |
2. |
2021 |
- |
- |
3. |
2020 |
7 |
5,88 |
4. |
2019 |
16 |
13,45 |
5. |
2018 |
9 |
7,56 |
6. |
2017 |
8 |
6,72 |
7. |
2016 |
8 |
6,72 |
8. |
2015 |
- |
- |
9. |
2014 |
17 |
14,29 |
10. |
2013 |
3 |
2,52 |
11. |
2012 |
7 |
5,88 |
12. |
2011 |
13 |
10,93 |
13. |
2010 |
5 |
4,20 |
14. |
2009 |
6 |
5,04 |
15. |
2008 |
20 |
16,81 |
16. |
2007 |
- |
- |
Всего: |
ЛП-119 |
Новые-32 |
100 |
Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин являются 32 препарата (зарегистрированных в период с 2018 по 2022 гг. )
Индекс обновления – это доля лекарственных препаратов, в течение какого-либо периода времени, заменяемая на новые образцы.
К новым фармацевтическим товарам относят те виды и разновидности, которые имеют по сравнению с действующими образцами новые потребительские свойства или более высокий их уровень, в т.ч.:
-товары, обладающие новыми функциональными свойствами, а значит, способные удовлетворять новые потребности;
-товары, представляющие новое поколение известных фармацевтических товаров;
-фармацевтические товары, отличающиеся уровнем потребительских свойств;
Индекс обновления ассортимента определяется по формуле (1):
Y=n:N, где Y-индекс обновления, n -количество ЛП зарегистрированных за последние 5 лет (2018 – 2022 гг).
N- количество ЛП зарегистрированных на рынке России.
Y= 32:119 =0,27% где:
n=32, N=119, из этих данных видно, что ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин за 5 лет (2018-2022 гг), обновился на 27%.
2.2. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Винпоцетин в аптечной организации
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства Винпоцетин проводился на базе аптечной организации ИП Казаков А.Ю. «Здравница», расположенной по адресу: г.Курчатов, ул. Энергетиков, д.20.
Полное название – аптечный пункт «Здравница». Индивидуальные предприниматель Казаков А.Ю. Основное направление деятельности организации – аптечный пункт. Организация также ведет свою деятельность и по непрофильным направлениям: медицина, здоровье, красота. Вид владения собственности – индивидуальная (частная).
На момент проведения анализа ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин представлен следующими наименованиями ЛП (таблица 6).
Таблица 6
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин, предлагаемых в аптечной организации
№№ пп |
Торговое наименование |
Лекарст. форма, дозировка, фасовка |
Цена руб. |
Фирма-производ. Страна |
Регистр.№, дата |
1. |
Винпоцетин |
р-р для инъекций 2мл 10шт |
112= |
ООО ОЗОН Россия |
рег. №: Р N001925/01 от 07.08.08 |
2. |
Кавинтон |
конц. для пригот. р-ра для инфузий 2мл 10шт |
242= |
ОАО Гедеон Рихтер РУС Россия |
рег. №: П N014725/02 от 18.01.08 |
3. |
Винпоцетин |
таблетки 5мг 50шт |
99= |
Обновление |
рег. №: ЛСР-003628/10 от 03.04.10 |
4. |
Винпоцетин Форте |
таблетки 10мг 30шт |
102= |
ООО ОЗОН Россия |
рег. №: ЛП-002190 от 20.08.13 |
5. |
Винпотропил (винпоцетин+ пирацетам) |
таблетки покрыт. оболоч. 10мг+800мг 60шт |
524= |
ЗАО КанонФарма продакшн Россия |
рег. №: ЛП-001935 от 18.12.12 |
6. |
Кавинтон Форте |
таблетки 10мг 30шт 10мг 90шт 5 мг 50шт |
182= 407= 114= |
ОАО Гедеон Рихтер РУС Россия |
рег. №: П N014556/01 от 15.08.07 |
ТН-6 |
ЛП-8 ЛФ-4 |
Фирмы-4 Страна-1 |
По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации предлагается 8 лекарственных препаратов в 4 формах выпуска (таблетки, таблетки покрытые оболочкой, раствор для инъекции, концентрат для приготовления р-ра для инфузий).
В ассортименте аптеки имеются лекарственные препараты отечественного производства. Стоимость ЛП от 99 до 524 рублей.
В аптеке отсутствуют ЛП в форме таблеток диспергируемых в полости рта. Это необходимо учесть аптечной организации для формирования и представления более полного ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Винпоцетин.
Был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по составу в аптечной организации, который представлен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин по составу
Количество предложений (всего) |
Состав |
|||
Монопрепарат |
Комбинированный препарат |
|||
К-во |
Доля% |
К-во |
Доля % |
|
8 |
7 |
87,5 |
1 |
12,5 |
Итого: |
7 |
87,5 |
1 |
12,5 |
Анализ таблицы 7 показал, что количество предложений в аптечной организации всего - 8 ЛП, из них монопрепараты составляют -87,5% от общего количества предложений, комбинированные препараты составляют – 12,5%.
Далее в дипломной работе проанализированы лекарственные препараты на основе ЛС МНН Винпоцетин, имеющиеся в аптечной организации по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные представлены в таблице 8.
Таблица 8
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации по производственному признаку.
Страна |
Количество ЛС |
Фирма-производитель |
Количество ЛС |
|||
Абс. зн. |
Доля % |
|||||
Абс. зн |
Доля, % |
|||||
Россия |
2 |
25 |
ООО ОЗОН |
2 |
25 |
|
Россия |
4 |
50 |
ОАО Гедеон Рихтер |
4 |
50 |
|
Россия |
1 |
12,5 |
АО произв. фармкомпан. Обновление |
1 |
12,5 |
|
Россия |
1 |
12,5 |
ЗАО Канон Фарм |
1 |
12,5 |
|
Страна-1 |
8 |
100 |
4 |
8 |
100 |
По данным таблицы 8, в аптечной организации представлены ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин отечественного производства, что составляет 100% ассортимента. ( рис.6).
Рисунок 6. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации по производственному признаку.
Далее в дипломной работе рассчитан индекс обновления ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации ИП Казаков А.Ю. «Здравница».
По данным таблицы 6 в аптеке отсутствуют новые лекарственные препараты на основе ЛС МНН Винпоцетин. Индекс обновления ассортимента составляет Y=0%, т.е. за анализируемый период ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин не обновлялся и представлен лекарственными препаратами, зарегистрированными в 2007-2012 гг.
2.3. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по ее показателям
На завершающем этапе нашей работы проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.
Расчет показателя полноты ассортимента.
Полнота ассортимента характеризуется числом подвидом одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛП является коэффициент полноты - Кп.
Показатель полноты ассортимента определяется по формуле (2):
Кп= П факт / П баз где:
П факт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной фармацевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации;
П баз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.
В аптечной организации ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин представлен в 4 формах выпуска (таблетки, таблетки покрытые оболочкой, раствор для иньекции, концентрат для приготовления р-ра для инфузий).
В Государственном реестре зарегистрированы лекарственные препараты на основе ЛС Винпоцетин в 5 формах.
Исходя из имеющихся данных: Кп = 4 / 5 =0,8
Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,8 менее - 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеки присутствуют не все виды ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин. В аптечной организации отсутствуют ЛП в форме таблеток диспергируемых в полости рта.
Расчет показателя глубины ассортимента.
Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например; числом видов ЛП на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины – Кг, который рассчитывается по формуле (3):
Кг = Гфакт / Гбаз где:
Гфакт – количество наименований ЛП одного ЛС или одной ФГТ, имеющихся в аптечной организации;
Гбаз - количество наименований ЛП этого ЛС или этой ФГТ, разрешенных к применению в стране;
В ассортименте аптечной организации имеется - 8 ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин. В Государственном реестре зарегистрировано - 119 ЛП.
Значение коэффициента глубины равно: Кг =8 / 119 =0,07
Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что в аптечной организации присутствует 7% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин.
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации представлена в таблице 9.
Таблица 9
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Винпоцетин
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющихся на фармацев- тическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющихся в аптечной организации |
Группа по АТХ классификации |
Код АТХ: N06BX18- Винпоцетин N- препараты для лечения заболеваний нервной системы N06- психоаналептики N06В- психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, и ноотропные препараты N06ВХ- другие психостимуляторы и ноотропные препараты |
Код АТХ: N06BX18- Винпоцетин N- препараты для лечения заболеваний нервной системы N06- психоаналептики N06В- психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, и ноотропные препараты N06ВХ- другие психостимуляторы и ноотропные препараты |
Количество предложений |
119 |
8 |
По составу |
-монопрепараты- 97,48% -комбинированные препараты-2,52% |
-монопрепараты – 87,5% -комбинированные препараты- 12,5% |
Производственный признак |
-отечественного пр-ва – 88,24% -зарубежного пр-ва- 11,76% |
-отечественного пр-ва-100% -зарубежного пр-ва- 0% |
По видам лекарственной формы, шт |
-таблетки -таблетки, покрытые пленочной оболочкой -раствор для инъекций -концентрат для приг-ия раствора для инфузий -таблетки диспергируемые в полости рта. Всего: 5 |
-таблетки -таблетки, покрытые пленочной оболочкой -раствор для инъекций -концентрат для приг-ия раствора для инфузий Всего: 4 |
Индекс обновления |
27% |
0% |
Изучение лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин, имеющихся на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации (таблица 9), показало, что ассортимент ЛП в аптеке насчитывает всего 8 ЛП из 119 имеющихся на фармацевтическом рынке России. Сравнение ассортимента по видам лекарственных форм показало наличие 4 видов ЛФ (таблетки, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, раствор для инъекций, концентрат для приготовления раствора для инфузий) из 5 видов ЛФ, имеющихся на фармацевтическом рынке России. Отсутствуют ЛФ одного вида - таблетки диспергируемые в полости рта. В ассортименте ЛП в аптечной организации присутствуют и монопрепараты 87,5% комбинированные препараты 12,5%.
Изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин представлен отечественными препаратами 88,24% на фармацевтическом рынке, 100% в аптечной организации. Рассчитанное значение индекса обновления показало, что ассортимент ЛП на фармацевтическом рынке России обновлен на 27%, а в аптечной сети представлен устаревшими ЛП (индекс обновления составил - 0%).
Таким образом, аптеке при разработке ассортиментной политики, следует обратить внимание:
во-первых, на увеличение полноты и глубины ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин за счет закупки отсутствующих препаратов;
во-вторых, на внедрение в ассортимент фармацевтического рынка России и в аптечные организации новых лекарственных препаратов;
2.4. Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации
На основании рассчитанных показателей ассортимента, были разработаны предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации ИП Казаков А.Ю. «Здравница», расположенной по адресу: г.Курчатов, ул. Энергетиков, д.20, которые представлены в таблице 10.
Таблица 10
Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации.
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармрынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося в аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортимента в аптечной организации |
Коэффициент полноты |
1 |
0,8 |
Дополнить ассортимент аптеки ЛП в лекарственных формах, отсутствующих в аптеке и имеющихся на фарм. рынке России |
Коэффициент глубины |
1 |
0,07 |
Расширить ассортимент ЛС аптечной организации за счет ЛП, имеющихся на фарм. рынке России |
Таким образом, при разработке ассортиментной политики в аптечной организации, следует обратить внимание на увеличение полноты и глубины ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин за счет закупки отсутствующих лекарственных препаратов, а также внедрение новых ЛС этого препарата. Рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 7% от возможного. Значение ассортимента полноты показывает отсутствие в ассортименте ЛП в виде таблеток диспергируемых в полости рта, что необходимо учесть на будущее для формирования более полного ассортимента ЛП.
На основании вышесказанного можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин за счет лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России.
Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации ИП Казаков А.Ю. «Здравница».
Дополнить ассортимент в аптечной организации ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин:
Кавинтон- Комфорте в форме таблеток диспергируемых в полости рта 10 мг №30 и 10 мг №90. Производитель Гедеон Рихтер ОАО, Венгрия; Гедеон Рихтер РУС (фасовка, упаковка и контроль), Россия. Регистрационный №: ЛП-002864 от 19.02.15 Дата перерегистрации: 20.02.20.
Винпоцетин Экспресс в форме таблеток диспергируемых в полости рта 10 мг №30. Производитель ЗАО Канонфарма продакшн, Россия. Регистрационный №: ЛП-006100 13.02.20.
Рассмотрим ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин- «Винпоцетин Экспресс». Лекарственная форма– таблетки диспергируемые в полости рта содержит действующее вещество: винпоцетин 10,0 мг; таблетки круглые двояковыпуклые, белого или почти белого цвета со слабым характерным запахом.
Механизм действия винпоцетина складывается из нескольких элементов: он улучшает мозговой кровоток и метаболизм головного мозга, оказывает благоприятное воздействие на свойства крови. Винпоцетин-Экспресс быстро всасывается после приема внутрь и через 1 ч достигает максимальной концентрации в крови (Сmах). Всасывание происходит главным образом в проксимальных отделах кишечника. Не подвергается метаболизму при прохождении через стенку кишечника.
Неврология: симптоматическая терапия последствий ишемического инсульта, сосудистой недостаточности, атеросклероза сосудов головного мозга, посттравматической и гипертонической энцефалопатии. Уменьшение выраженности нарушений, связанных с нарушениями кровоснабжения головного мозга.
Офтальмология: хронические сосудистые заболевания сетчатки и сосудистой оболочки глаза.
Отология: снижение слуха перцептивного типа, ощущение шума в ушах.
Внутрь, после еды. Суточная доза препарата составляет 30 мг (по одной таблетке 10 мг 3 раза в день). Таблетки Винпоцетин Экспресс можно проглатывать целиком с небольшим количеством воды, при затруднении глотания таблетку следует поместить в полость рта, где она быстро диспергируется для облегчения проглатывания.
Требуется периодический контроль ЭКГ.[13]
Цена лекарственного препарата от 143 до 412 рублей ( зависит от дозировки и количества таблеток в упаковке).
Заключение
Основной миссией рынка российской фармации, находящегося в стадии структурированного формирования, является обеспечение конечного потребителя качественными и адаптированными по цене фармацевтическими продуктами. Для того, чтобы правильно сформировать товарную политику и ассортимент, следует правильно и тщательно провести маркетинговые исследования рынка. Большую роль в этом направлении играет маркетинговая деятельность. На сегодня основными и наиболее эффективными методами анализа ассортимента лекарственных средств являются АВС –анализ и ХYZ-анализ.
ЛС Винпоцетин- корректор нарушений мозгового кровообращения, тем самым улучшает мозговой кровоток и стимулирует метаболизм головного мозга: увеличивает захват и потребление глюкозы и кислорода. Избирательно увеличивает церебральный кровоток за счет увеличения мозговой фракции сердечного выброса, снижения церебрального сосудистого сопротивления.
Анализ данных. показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин имеет 119 предложений к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают в виде 51 торговых наименований, 32 фирмы в 5 странах и в 5 лекарственных формах,
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Винпоцетин показал, что ЛП представлены в виде 5 лекарственных форм, среди которых наибольшую долю составляюттаблетки-72,27%. Анализ ассортимента по странам производителям и фирмам показал, что ЛП производят в 5 странах, из них наибольшее количество российского производства-88,24% и 32 фирмы-производителя, из которых наибольшее количество ЛП производится фирмой АТОЛЛ ОЗОН-13,44%.
Сравнительный анализ ассортимента имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показал, что ассортимент ЛС в аптеке на основе МНН Винпоцетин насчитывает всего 8 ЛП из 119 имеющихся на фармацевтическом рынке России. Сравнение ассортимента по видам лекарственных форм показало наличие ЛП 4 видов- таблетки, таблетки покрытые оболочкой, раствор для инъекций, концентрат для приготовления раствора для инфузий, из 5 видов лекарственных форм имеющихся на фармацевтическом рынке, отсутствуют ЛП в форме таблеток диспергируемых в полости рта. В ассортименте присутствуют как монопрепараты (87,5%), так и комбинированные препараты (12,5%). Изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин в большей степени представлен отечественными ЛП (88,24%)- на фарм. рынке, 100%- в аптечной организации. Рассчитанное значение индекса обновления показало, что ассортимент препаратов на фарм. рынке России обновлен на 27%, а на региональном рынке представлен устаревшими ЛП- индекс обновления 0%.
На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе ЛС МНН Винпоцетин в аптечной организации ИП Казакова А.Ю. «Здравница». Рекомендованы для включения в ассортимент следующие лекарственные препараты: Кавинтон- Комфорте в форме таблеток диспергируемых в полости рта 10 мг №30 и 10 мг №90. Производитель Гедеон Рихтер ОАО, Венгрия; Гедеон Рихтер РУС (фасовка, упаковка и контроль), Россия. Регистрационный №: ЛП-002864 от 19.02.15 Дата перерегистрации: 20.02.20. Винпоцетин Экспресс в форме таблеток диспергируемых в полости рта 10 мг №30. Производитель ЗАО Канонфарма продакшн, Россия. Регистрационный №: ЛП-006100 13.02.20.
Литература
Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N61 – ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) “Об обращении лекарственных средств”.
Приказ МЗ РФ от 24 ноября 2021 г. № 1093н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». (дата обращения: 02.01.2022).
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// (дата обращения: 02.01.2022).
Бодряков Е. А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием АВС – анализа и XYZ–анализа, 2012 г. - 20с.
Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. -Москва: Дашков и Кº, 2016. – 671 с.
Грибкова, Е. И. Маркетинговые коммуникации как фактор, повышающий конкурентоспособность аптечной организации/ Е.И. Грибкова, М.М. Курашов // Ремедиум. - 2018. – 52с.
Клиническая фармакология: Учебник/ Н. В. Кузнецова, - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014 г. – 272с.
Котлер Ф. и др. “Основы маркетинга” – Москва: Санкт-Петербург Издат. Эксмо, 2013 г. – 752с.
Лекарствоведение: учебник для фармацевтических училищ и колледжей / Р.Н. Аляутдин [и др.].- М. : ГЭОТАР- Медиа, 2018 г. - 229с.
Лозовская А. Новые инструменты в фармацевтическом маркетинге // Аптечный бизнес. 2012 г. – 54с.
Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.
Мищенко М. А. Журнал “Система маркетинговых исследований лекарственных препаратов. Основные маркетинговые стратегии ” выпуск 8, 2014 г. – 1018с.
Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. Издательство: ЗАО “ЮБМ Медика Рус”:2013 г. – 1240с.
Справочник Машковский М. Д. Лекарственные средства.- 16-е издание, перераб., и доп. – М.: Новая волна,2014. – 1216с.
Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит и др. – М.: Литерра, 2014. - ISBN: 5-98216-019-9. – 392с.
Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.
Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.
АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/
Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru.
Реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rlsnet.ru/
Татаринова Е.Д., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента продажи товаров АВС-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 г. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7393
ПРИЛОЖЕНИЕ