Современный интерес к изучению психологического климата обусловлен его уникальными характеристиками, которые невозможно охватить с помощью какого-то одного критерия. Один из основных аспектов, требующих внимания, – это межличностные взаимоотношения.
В настоящее время это явление становится еще более актуальным, учитывая информационную перегруженность окружающей среды, которая имеет тенденцию быстро меняться, повышая уровень стресса и негативное влияние на работоспособность и влияя на иные внутренние особенности студенческого коллектива.
Прежде чем приступить к рассмотрению именно психологического климата студенческого коллектива, ознакомимся с самим понятием «психологический климат» и подходы к его определению.
Первоначально, «климат» в психологии характеризуется как невидимая сторона взаимоотношений между людьми, а сам термин «психологический климат» представляет собой комплексное понятие, описывающее различные аспекты внутренней динамики и взаимодействия в коллективе. Это понятие является многогранным и охватывает множество факторов, которые влияют на эмоциональную и психологическую атмосферу внутри группы или организации.
Первым, кто раскрыл содержание «психологический климат» в отечественной психологии стал В.М. Шепель. Он говорил, что «психологический климат» представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающую на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [1]. Именно на это определение климата мы будем опираться в дальнейшем.
Вообще, в отечественной науке выделялось четыре основных подхода к пониманию психологического климата.
Первый подход понимает климат как отражение комплекса явлений взаимоотношений, условий труда в сознании членов коллектива. Второй подход выделяет главной характеристикой общий эмоционально-психологический настрой, то есть указывает на его зависимость от настроения людей в коллективе. Третий подход говорит, что психологический климат – это стиль взаимодействия людей в контакте друг с другом. И, наконец, четвертый подход определяет климат в терминах социальной и психологической совместимости [2].
В исследованиях зарубежных авторов стоит отметить то, что несмотря на многообразие подходов к изучению климата, они не пришли к единому определению психологического климата. Например, К. Левин использовал термин «социальная атмосфера», которая в дальнейшем стала синонимом к понятиям «климат организации» и «климат среды».
Переходя к характеристике психологического климата студентов, то стоит сразу отметить систему показателей, по которой он определяется: 1. Удовлетворенность характером и содержанием учебной деятельности; 2. Удовлетворенность студентов взаимоотношениями (внутри группы, со старостой, с куратором и преподавателями университета); 3. Удовлетворенность стилем руководства и взаимодействия группой со стороны управленческих структур вуза; 4. Удовлетворенность системой морального или материального стимулирования; 5. Сплочённость: 6. Ценностно-мотивационное единства и преобладание мотивов учебной деятельности; 7. Характер коммуникационных связей; 8. Личная безопасность; 9. Частота возникновения конфликтных ситуаций и их причины [8].
Как мы можем заметить, возвращаясь к определению психологического климата, на первый план здесь выходит именно система отношений внутри коллектива. Межличностные отношения между членами группы являются важным компонентом в психологии группы, особенно в коллективе студентов, которые в большинстве характеризуют эту группу и оказывают всестороннее влияние не только на настроение группы, но также и на деятельность, ведь в большинстве случаев успех коллективной работы – это взаимоотношения членов группы, взаимопомощь между ними.
Чтобы подтвердить теоретическую основу нашего исследования, мы провели диагностику студенческого коллектива. Выборка проводилась на базе СтГМУ г. Ставрополя, в исследовании приняли участие студенты третьего курса направления «Клиническая психология». Всего участвовало 17 человек. Они выполняли методики «Психометрический тест К.Э. Сишора», «Методика оценки уровня психологического климата коллектива А.Н. Лутошкина», «Методика изучения психологического климата группы при помощи биполярной шкалы оценки взаимоотношений (Ф. Фидлер, Ханин Ю.Л.)» и Методика «Cоциометрия» Дж. Морено.
По полученным результатам первых двух методик, мы выявили не только высокий уровень групповой сплоченности студентов, но и выше среднего степень благоприятности психологического климата, что говорит об общей удовлетворенности атмосферой группы.
Обращаясь к методике А.Н. Лутошкина мы можем проранжировать выявляемые им 13 факторов, чтобы понять, какие из них имеют больший вес в процессе сплоченности коллектива, а какие его разобщенности. Мы опишем самые сильные и самый слабый фактор.
Наибольшее влияние в данном коллективе имеет качество доброжелательности и помогающего отношения к новичкам, а также чувство гордости за коллектив, когда его отмечают руководители. Данные два качества говорят нам о том, что новеньким легко влиться в коллектив и адаптироваться к условиям вокруг, а фактор гордости может говорить нам о том, что трудовая деятельность играет не последнюю роль в их единении.
Однако здесь же мы подметим самый слабый критерий, фактор переживания достижений и неудач коллектива как своих собственных. Но чтобы полностью его интерпретировать мы провели третью методику, которая поможет выявить степень удовлетворенности (в отличие от предыдущей, где выявлялась степень влияния).
У методики Ф. Фидлера и Ю.Л. Ханина также имеются качества, но здесь их 10. Мы составили их процентное соотношение и выявили, что в группе имеются тесные межличностные отношения и связи между членами группы, а также отмечается, что испытуемые считают свою группу успешной.
Теперь, сопоставляя качества с обеих методик, мы можем пронаблюдать картину психологического климата внутри группы.
Качества, указывающие на межличностные отношения, взаимные симпатии и связи между членами группы, в обеих методиках имеют высокий показатель, что свидетельствует о преобладании данной сферы в климате данного студенческого коллектива не только в виде того, что им помогает сплотиться, но и удовлетворенности. В то время как качества, указывающие на групповую деятельность, можно охарактеризовать так: студентами не переживаются подъемы и упады коллектива как свои собственные и поэтому они не играют сильно выраженной роли в их единении, но при этом сам коллектив вполне удовлетворен тем, насколько успешной является их группа с их нынешней продуктивностью.
Таким образом мы можем заключить, что особенности данной студенческой группы выражаются в большем преобладании качеств межличностного взаимодействия между членами группы, что уже подтверждает наши слова о том, чем является психологическим климат.
В заключении была проведена методика «Социометрия» Дж. Морено для выявления связей внутри группы и их статусные группы.
Но для начала определим понятие каждой статусной группы: 1) «Звезды» - личность наиболее привлекательная, у них больше всех положительных выборов; 2) «Предпочитаемые» - личности также популярные в группе, востребованы в общении, они имеют в большей степени положительные выборы; 3) «Принятые» - находятся посередине, имеют среднее количество положительных выборов; 4) «Непринятые» - люди, которыми пренебрегают, у них меньшее количество положительных выборов; 5) «Отвергнутые» - в данной интерпретации, люди получившие самое меньшее количество выборов, либо не получившие их вообще.
Из полученных данных мы видим, что в большей степени члены коллектива находятся в группе «принятых», что может свидетельствовать о равномерном взаимодействии между студентами. Но также мы видим и 4 студентов в группе «отвергнутых». Попробуем предположить, что привело к их появлению, а для этого мы вернемся к качествам во 2 и 3 методиках.
У всех 4 студентов обнаружены низкие показатели (или высокая неблагоприятность по Ф. Фидлеру и Ю.Л. Ханину) по качествам, которые указывают на взаимоотношения, межличностных связей и отношений в группе. Отсюда мы можем предположить, что причиной их отвержения в группе является безразличие к тесному общению со стороны группы, разделение группы на слабых и сильных (создание микрогрупп), а также отсутствие уважения к чужому мнению. Однако мы заметим, что у них высокие показатели (или низкий уровень неблагоприятности) по качествам, которые направлены на совместную деятельность (успех, желание совместной деятельности, гордость и т.п.) в данной студенческой группе.
А по построенной социограмме мы смогли отчетливо отделить одну явную группировку, где находиться «звезда», а также четко смогли увидеть, что у всех 4 «отвергнутых» студентов идет преобладание полученных отрицательных выборов. Последнее говорит нам о том, что большинство остальных членов группы не принимает и «отторгает» их.
Подводя итоги, психологический климат в студенческой группе – это разносторонний феномен, состоящий из нескольких аспектов, особенно выделяющий сферу межличностного взаимодействия студентов между собой как во время учебной, так и во вне учебной деятельности. В коллективе важны две стороны – учебная и социальная, однако мы увидели, что у студентов одно может существовать без другого и при этом психологический климат в среднегрупповых значениях будет иметь средний или высокий уровень и благоприятности и сплоченности.
Мы можем сказать, что члены обследуемого коллектива студентов способны разделять сферу их будущей профессии от межличностной, адаптироваться под условия и соответственно могут вступить в совместную деятельность, даже имея неблагоприятные взаимоотношения.
Список литературы
Бугаева В.А. Понятие социально-психологического климата в отечественной и зарубежной психологии [электронный ресурс] // Вестник магистратуры. 2017. №11-2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 09.12.2023).
Жовтоножко В.В. Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в отечественной науке [электронный ресурс] // Власть. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-analiz-termina-sotsialno-psihologicheskiy-klimat-v-otechestvennoy-nauke (дата обращения: 09.12.2023).
Кобзева М.В. Социально-психологический климат как предмет научного исследования [электронный ресурс] // Гуманитарное пространство. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya (Дата обращения: 12.12.2023).
Ларина Г.Н., Дроздов С. В. Соотнесение сплоченности и организованности группы как социально-психологических феноменов [электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnesenie-splochennosti-i-organizovannosti-gruppy-kak-sotsialno-psihologicheskih-fenomenov (Дата обращения: 12.12.2023).
Макеева Е.С. Социально-психологический климат студенческой группы как показатель эффективности образовательного процесса / Е.С. Макеева [электронный ресурс] // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: Материалы VIII междунар. науч.-практич. конф.: г. Йошкар-Ола, 2016. - С.113 - 116. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/296087 (Дата обращения: 10.12.2023).
Почебут Л.Г. Организационная социальная психология : учебное пособие для вузов [электронный ресурс] / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0139/index.shtml (Дата обращения: 09.12.2023).
Усольцев Б.П., Шансков М.А., Пономарев Г.Н., Горбунов Г.Д. Исследование социально-психологических аспектов функционирования студенческих групп в процессе учебно-профессиональной деятельности [электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №341. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sotsialno-psihologicheskih-aspektov-funktsionirovaniya-studencheskih-grupp-v-protsesse-uchebno-professionalnoy (Дата обращения: 09.12.2023).
Харитонова Т.Г. Социально-психологический климат в студенческой группе [электронный ресурс]: методические рекомендации для кураторов академических групп /Нижегор.гос.архитктур.-строит.ун-т; сост. Т.Г. Харитонова.− Н.Новгород, ННГАСУ, 2013.− 30 с. URL: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/psychology/850507.pdf (Дата обращения: 09.12.2023).