Хоккей с шайбой является самым популярным видом спорта в нашей стране. Хоккей по праву считается спортом космических скоростей. Высокая интенсивность, скорость тактического мышления хоккеиста, умение быстро принимать правильные решения в игровой ситуации все это характеризует современный хоккей. В настоящее время хоккей очень популярен среди детей, порядка 40% детей нашей страны занимаются хоккеем [1].
Хоккей служит для детей прекрасным средством воспитания и приобщения их к занятиям физической культуры, кроме того он воспитывает в них чувство коллективизма и творческие способности [2].
Занятия хоккеем способствуют оздоровлению и закаливанию организма, благоприятно влияют на работу органов дыхания и кровообращения, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Тренировочный процесс в хоккее способствует формированию у занимающихся ряда ценных качеств: быстрота, ловкость и сила; выносливость и гибкость [1].
Разнообразное воздействие на органы и системы оказывают занятия хоккеем, которые способствуют разностороннему комплексному воздействию. Спортивной деятельности хоккеистов присуще разнообразие движений чрезмерной интенсивности, в которых задействованы большие количества мышечных групп для работы на разных режимах энергообеспечения [6].
Для каждого человека существуют определенные двигательные возможности. Например: он может поднимать определенный вес, бегать за определенное время. Их реализация осуществляется во взаимодействии с определенными движениями, которые отличаются рядом характеристик как качественных, так и количественных. Физические качества человека принято называть отдельными сторонами двигательных возможностей [3].
Особенности физических качеств при занятии хоккеем с шайбой:
Силовые качества.
Сила является одним из важнейших качеств, без которых хоккеист не сможет показывать хорошую игру. Благодаря силе хоккеист бросает шайбу, также сила необходима при выполнении силового приема и беге на коньках. Огромную роль сила играет и в развитии скоростных способностей хоккеиста. Также сила влияет на развитие ловкости. Сила помогает хоккеисту не чувствовать усталости [4].
Благодаря силе вратарь не чувствует тяжести экипировки и усталости при вынужденном положении в основной стойке. Для игры клюшкой необходимы сильные кисти и хорошо развитые мышцы плеча и запястья. Отдельно стоит выделить специальные упражнения для развития силы хоккеиста. Их следует чередовать с упражнениями на расслабление.
Для хоккеиста сила играет огромное значение, в процессе игры хоккеисты выполняют различные технические элементы: броски, остановки, торможения, чтобы все эти элементы были на высоком уровне силовые способности должны быть развиты на высоком уровне. Результаты исследования показали прямую зависимость между силовыми показателями и мастерством спортсмена.
Очень важно в среднем школьном возрасте развивать силу в определенном порядке например: для хорошей посадки хоккеиста важны мышцы – разгибатели туловища, для хорошего, сильного отталкивания ото льда, важны мышцы сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра. Следовательно, для хоккеистов важны такие виды силы как:
1. Быстрая сила- это сила, проявляющаяся при преодолении небольшого веса отягощения и при скоростных движениях хоккеиста .
2. Взрывная сила- это сила, которая обеспечивает быстрое наращивание рабочего усилия. Благодаря взрывной силе хоккеист за долю секунды может достичь максимальных показателей сил. Взрывная сила важна для быстрого и резкого старта на коньках.
3. Абсолютная сила – характеризуется как способностью спортсмена преодолевать большое сопротивление, то есть отягощение. На движение, которое происходит без внешнего сопротивления и имеет незначительное сопротивление, абсолютная сила не играет никакой роли. Если сопротивление высокое, то оно приобретает важное значение и связана с максимумом взрывного усилия.
4. По отношению к массе тела относительная сила выражается отношением максимальной силы к массе тела. Относительная сила играет большое значение в двигательных актах, при которых приходится перемещать собственное тело.
5. Силовая ловкость – характеризуется, как способностью чётко различать мышечные усилия разной величины в моментах непредвиденных ситуаций и смешанного режима работы мышц [5] .
Скоростные качества.
Специалисты в области хоккея считают, что быстрота хоккеиста зависит от трех факторов: скорости его движения, скорости его реакции и их частоте. Все три виды выражения быстроты чрезвычайно важны в хоккее. Тем более сейчас , когда хоккей стал игрой высоких скоростей. В хоккее с шайбой все строится на скоростных атаках с внезапными рывками, остановками и ускорениями.
В развитии скоростных качеств у хоккеистов участвуют два направления:
1) при изменении скорости передвижения под действием аналитического воздействия может быть связано с изменением отдельных факторов, которые влияют на скорость движения.;
2) благодаря тренировочным упражнениям, которые были построены на основе целостного законченного характера.
Скоростные качества хоккеиста по составу и структуре имеют следующие виды проявления:
- быстрота простой и сложной реакции;
- стартовая и дистанционная скорость;
- быстрота тормозных движений;
- быстрота выполнения технических приемов игры;
- быстрота переключения от одного действия к другому.
Хоккеист во время соревновании выполняет все эти элементы и от того, насколько он будет подготовлен физически, будет зависеть качество выполнения этих элементов . В большинстве случаев они проявляются комплексно. Чтобы оценить уровень скоростных качеств хоккеиста, нужно учитывать его способность к быстрому маневрированию на коньках. Так что все составляющие структуры скоростной подготовленности находятся в органической взаимосвязи. Благодаря этой оценки можно лучше понять какие виды скоростных качеств хоккеистов существуют. Также тренер должен понимать, что при физическом и эмоциональном утомлении тренировочный процесс развитию быстроты и совершенствованию скоростных способностей невозможен [7].
В процессе игры игровая обстановка меняется за считанные секунды, поэтому хоккеист должен быстро реагировать на любые ситуации (движения партнера и противника, движение шайбы, изменения игровой ситуации и т. д.). Таким образом, ключевую роль играет быстрота простой и тем более сложной двигательной реакции.
Многие специалисты в хоккее рассчитали время реакции хоккеиста на движущийся объект, скрытый период которой длится от 0,18 до 1 с и состоит из четырех элементов:
- увидеть движущийся объект (шайбу, игрока);
- спрогнозировать его движение;
- выбрать план действия;
- выполнить движение (большая часть времени при этом расходуется
на то, чтобы увидеть движущейся объект).
Координационные способности.
В хоккее есть такое выражение: «Хоккей играют руками и глазами» я согласен с этим выражением, ведь игровой процесс построен так, что идет постоянной взаимодействие между руками и глазами хоккеиста. Благодаря этой игре улучшается координация, рефлексы пук и глаз, повышается маневренность на льду.
Каждый хоккеист должен обладать хорошей реакцией и координационными способностями, а также быстро думать в игровой ситуации. Координационная сложность движений, точность движения и пространственная характеристика выступают в качестве критериев мастерства хоккеиста . Координационные качества весьма своеобразны.
У некоторых спортсменов может быть хорошая координация в спортивных играх и плохая в гимнастике, они могут иметь хорошую координацию рук или неуклюжесть туловища. Любое новое движение обычно осуществляется на базе каких-то старых координационных связей Каждый новый двигательный акт, как правило, происходит на базе каких-то старых координационных связок [8].
Важную роль в координации играет двигательный аппарат и действия анализаторов. Чем лучше точность восприятия собственных движений и чем быстрее они осваиваются, тем выше способность овладеть новыми навыками.
В хоккее координационные качества спортсмена связаны с быстротой, точностью и силой сложных двигательных реакций. Для формирования общих координационных качеств, средства воспитания направлены главным образом на развитие двигательного опыта и координации движений в целом. Они проводятся во время общего подготовительного этапа годового тренировочного цикла. Для воспитания общей ловкости используют такие средства как: не только спортивные и подвижные игры, но и акробатические и гимнастические упражнения.
В тренировочном процессе главное перед ребенком правильно поставить конкретные задачи, чтобы он мог понять и правильно выполнять их. Благодаря правильной методике обучения, спортсмен сможет успешно усвоить сложные двигательные действия. Тренер должен донести до ребенка, чтобы он умел в упражнениях выделять главное и второстепенное, умел анализировать и сопоставлять свои действия с требованиями тренировочного процесса.
Благодаря хорошей ловкости, спортсмен сможет выполнять сложный технико-тактические приемы в хоккее, также ловкость способствует принятию неординарных решений в игровой ситуации и исключает получение серьезных травм.
Во время тренировочного процесса тренеру иногда бывает сложно не только оценить уровень координационных способностей занимающихся, но и разработать систему развития этих способностей. Но тренер должен понимать, что именно эти способности являются одним из факторов успеха в спорте [7].
Специальная и общая выносливость.
В современном хоккее выносливость играет ключевое значение в успехе команды. В хоккее выносливость характеризуется как, умение сохранять высокую работоспособность(темп) в момент начала и до конца игры, а также во время всего сезона . Высокие скорости вот что характеризует современный хоккей. Именно поэтому уделяют особое внимание не только обшей, но и скоростной выносливости. В хоккее с шайбой общую выносливость развивают за счет спортивных игр(футбол, баскетбол, гандбол, флорбол), плавания, кросса и лыжной подготовки. Скоростную выносливость во многих литературных источниках еще называют специальной выносливостью. Специальная выносливость развивается во время всего хоккейного сезона, в том числе во время соревновательного процесса [1].
Главной задачей для развития выносливости у детей среднего школьного возраста повышение двигательных действий, в результате чего повышается общая аэробная выносливость.
Таким образом, набор физических качеств включает в себя различные аспекты двигательной способности человека, которые помогают занимающимся управлять своими движениями, воспитывают навык управления движениями. Необходимо, чтобы физические качества развивались всесторонни и своевременно.
Главная задача хоккея с шайбой заключается в том, чтобы помочь детям сформировать целостное представление о профессиональной деятельности по физической культуре и спорту [8].
Как правило, хоккеем начинают заниматься, в возрасте 5-6 лет. Не стоит бояться того, что ребенок начнет заниматься хоккеем в более старшем возрасте. Самое главное, чтобы юный спортсмен был хорошо подготовлен физически и мог успешно освоить технику хоккея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брусованский А. М., Лукашин. Ю. С, Рыжов Д. Л. – М.: Хоккей: Малая энциклопедия спорта Изд-во Теория и практика физической культуры, 2018. – 686 с.).
2. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист: Пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с., ил. , Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт, 2017 – 224 с., ил.
3. Ветков Н.А.; Название: Курс лекций по физической культуре Издательство: ЛитагентМАБИВ50b47336-5b4f-11e4-af4 002590591ed2; Жанр: Спорт; Год: 2017
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте /Ю.В. Верхошанский.-Москва: Физкультура и спорт, 2016.-215 с.
5. Гранин Е.Ю. Особенности воспитания силовых способностей у детей среднего школьного возраста / Е.Ю. Гранин Г.В. Пожарова//Science Time. - 2018.-№4. - С.200-205
6. Евсеев А.В. Физическая культура.- М.: Феникс, 2005.- 382с.
7. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М. : Спорт, 2019 – 200 c. : ил.).
8. Зайцев В.К. Технологии тренировки функциональных систем организма хоккеиста. - М.: Академический проект, 2016. - 224 с., Савин В.П. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2003. - 400 с.)