Современные проблемы военных преступлений - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Современные проблемы военных преступлений

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мировой истории известны многочисленные вооруженные конфликты и связанные с ними ужасающие последствия. К примеру, XX век можно охарактеризовать такими фактами, как: Катынский расстрел (1940 г.), резня в Калаврите (13 декабря 1943 г.), Блайбургская бойня (1945 г.), резня в Кровавом Овраге (12 августа 1950 г.), бойня в Хан-Юнисе (3 ноября 1956 г.), массовое убийство в Сонгми (1968 г.), массовые убийства в Вышеграде (1992 г.), резня в Сребренице (1995 г.), химическая атака в Гуте в Сирии (21 августа 2013 г.). Вышеуказанные факты жестоких убийств, связанные, в том числе, с военными преступлениями, получили соответствующую уголовно-правовую оценку. Однако в такой же оценке со стороны международного сообщества нуждаются те жестокие деяния с многочисленными человеческими жертвами, которые происходили или имеют место за последние десятилетия на территории бывших союзных республик, в Афганистане, Ираке Сирии и других регионах мира.

К сожалению, человечеству до сих пор не удалось извлечь уроки из истории и принять необходимые меры для сохранения мира и обеспечения безопасности человечества. Свидетельством этого являются две мировые войны и вооруженные конфликты различного характера, произошедшие в XX веке, унесшие жизнь миллионов людей и приведшие к разрушению и уничтожению многочисленных объектов, в том числе невоенного характера.

Следует констатировать, что и XXI век не стал исключением. В эпоху высокого уровня развития современной цивилизации и научно-технического прогресса вместо того, чтобы выстраивать доверительные, добрососедские и взаимовыгодные отношения между государствами и народами, человеческому сообществу приходится сталкиваться с ужасающими фактами и последствиями вооруженных конфликтов, развязанных недальновидными политиками и авантюристами. Известно, что всякий вооруженный конфликт связан с тяжкими последствиями, такими как гибель непосредственных участников вооруженных конфликтов и мирного населения, и уничтожение и повреждение материальных ценностей, зданий, сооружений и т. д. Как правило, такие последствия чаще всего наступают в результате совершения военных преступлений в условиях вооруженных конфликтов, особенно при ведении агрессивной войны.

Под военными преступлениями следует понимать совокупность особо тяжких деяний, нарушающих нормы и основополагающие принципы Устава ООН, международного (гуманитарного) права, в том числе положений и предписаний ряда деклараций (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.) и конвенций (Женевская Конвенция от 12 августа 1949 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Всеобщая декларация прав человека закрепляет, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Тем самым устанавливая приоритет жизни человека над другими интересами, в том числе интересам государства. Ни для кого не секрет, что война это один из инструментов государства для реализации и защиты своих интересов. Для того чтобы не допустить ненужных жертв во время войны, а равно преступлений, были придуманы правила ее ведения.[3]

Как правило, военные преступления (как и преступления против мира и безопасности человечества) могут иметь место при вооруженных конфликтах любого вида, особенно при агрессивной войне, так как разжигание, развязывание и ведение агрессивной войны уже по своей сущности является военным преступлением.

Перечень военных преступлений достаточно велик, но его строит конкретизировать, так как некоторые из них повторяются в том или ином виде.

В связи с вышесказанным в перечень военных преступлений целесообразно включить все те общественно опасные деяния, которые непосредственно связаны с вооруженными конфликтами или агрессивной войной на территории государств-жертв агрессии. По нашему мнению, к основным военным преступлениям в зависимости от степени общественной опасности и характера тяжести наступивших последствий можно отнести следующие противоправные деяния:

– вооруженное нападение на суверенное государство;

– разжигание, развязывание и ведение агрессивной войны;

– оккупация всей или части территории суверенного государства;

– убийство военнослужащих, защищавших страну от агрессора; – убийство военнопленных, в том числе с целью изъятия их органов и тканей для торговли;

– бесчеловечное обращение с военнопленными и гражданскими лицами посредством причинения им сильных моральных, психических и физических страданий, включающих серьезные телесные повреждения, ущерб здоровью, в том числе пытки, садизм или проведение медицинского экспериментов над ними;

– посягательство на человеческое достоинство в отношении любого лица, находящегося под контролем оккупирующей державы, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

– изнасилование, насильственные действия сексуального характера, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции;

– перемещение страной-агрессором части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ей территорию с целью ее заселения для изменения демографической ситуации на оккупированной территории, депортация или перемещение всего или части коренного населения оккупируемой территории с той же целью в пределах или за пределы этой территории;

– нападения на гражданское население, проживающее на оккупированной территории, или на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

– использование гражданского населения в качестве живого щита;

– нападение на города, деревни, населенные пункты, жилища, здания, в том числе их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

– нападения на медицинские учреждения: на родильные дома, больницы, поликлиники, госпитали, т. е. в местах сосредоточения больных и раненых;

– нападения на образовательные, научные, культурные, религиозные учреждения или на памятники истории, науки и культуры и т. д.[1]

В данном перечне приведены основные особо тяжкие виды и категории военных преступлений, которые непосредственно могут быть связаны с агрессивной войной и иными вооруженными конфликтами. Следует также отметить, что приведенный перечень не является окончательным и исчерпывающим.

Для недопущения данных преступлений были созданы правила ведения войны закрепленных международными правовыми актами. К данным правилам относятся:

стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны не участвующих лиц в вооруженном конфликте;

стороны могут обратиться к неприятельской стороне с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтрализованных зон, предназначенных для защиты от связанных с боями опасностей лиц не участвующих в конфликте;

раненые и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой;

находящиеся в конфликте стороны постараются заключать местные соглашения об эвакуации из осажденной или окруженной зоны не связанных с ведением боевых действий;

гражданские больницы, организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам, не могут ни при каких обстоятельствах быть объектом нападения и т.д.[2]

Одной из проблем на данный момент является длительность расследования данных преступлений и невозможность придания суду военных преступников. По данным, предоставленные министерством обороны Российской Федерации, вооруженные силы украины проводят обстрел жилых районов г. Донецк и прилегающих к ним территорий, в результате которых погибают мирные жители. Следственный комитет Российской Федерации возбуждает уголовные дела в отношении военнослужащих ВСУ, которые совершали преступления, но привлечь к уголовной ответственности они их не могут, тем самым следователи приостанавливают делопроизводство по уголовным делам на основании невозможности установления личности преступника, местонахождение неизвестно, участие подозреваемого или обвиняемого невозможно.[5]

Применение вооружения, относящегося к запрещённые международными договорами. Например, во время проведения СВО на территории Украины неоднократно, по сведениям Министерства обороны Российской Федерации, использовались противопехотные мины, запрещенные Оттавской конвенцией которая была подписана Украиной. Например, на состоянии января 2023г. военные инженеры ЦАО обнаружено и обезврежено более 80 тыс. взрывоопасных предметов, а именно противопехотные мины ПФМ-1 «Лепесток».[7]

Еще одной проблемой является то, что положения многих международных актов устанавливающих правила ведения войны не соблюдаются. Перечисленные ранее преступления в Римском статуте международного уголовного суда совершались и сейчас совершаются, например 17.11.2023 г. в результате авиаудара ВВС Израиля по школе на севере Газы погибло более 200 человек[6]. Тем самым нарушая женевскую конвенцию о правилах ведения войны, римский статут международного уголовного суда который предусматривает такое преступление как обстрел городов с применением каких бы то ни было средств.

В ходе исследования можно сделать следующий вывод. Проблемы военных преступлений в основном заключается в том, что стороны вооруженных конфликтов не соблюдают нормы международных договоров устанавливающие правила ведения войны, в результате которых ущерб и человеческие жертвы во время боевых действий должен уменьшиться. Так же была выявлена такая проблема как применение запрещенного вооружения. Так же проблемой является привлечение к ответственности военных преступников, которые скрываются от правосудия в связи с боевыми действиями.

Список использованной литературы

  1. Римский статут Международного уголовного суда в формате документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года.

  2. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года

  3. Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

  4. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении

  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ// СЗ Российской Федерации 24.12.2001 г. №52 (ч.1). Ст. 4921

  6. https://www.rbc.ru/politics/18/11/2023/6558cb529a79471b618f7b6b

  7. https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12452102@egNews

Просмотров работы: 109