Анализ внешней макросреды предприятия как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия на отраслевом рынке - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Анализ внешней макросреды предприятия как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия на отраслевом рынке

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема исследования является актуальной, так как, в условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и выбора экономической стратегии. В современных условиях каждое предприятие, руководствуясь действующими законодательными актами, регламентирующими правила ведения хозяйственной деятельности, и складывающейся на рынке конъюнктурой, самостоятельно принимает основополагающие долговременные стратегические решения.

Формирование стратегии развития предприятия позволяет определить, как предприятие будет функционировать на рынке и выработать сценарии с учетом условий внешней среды (развитость и возраст отрасли, количество конкурентов и их позиции, характеристика и доходность рынка и т.п.) и внутренней среды (потенциал предприятия, техническое оснащение, качество, цена, продукция, финансирование, ресурсы, персонал и т.д.), характер их изменений; определить цель деятельности и оценить стратегические конкурентные преимущества.

Анализ внешней макросреды предприятия как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия на отраслевом рынке

Для исследования внешней среды можно воспользоваться довольно простой методикой (PEST-анализ), которая предполагает прохождение нескольких шагов:

1) Разработка перечня внешних факторов, имеющих большую вероятность осуществления и воздействия на работу предприятия.

PEST-анализ (порой обозначается как STEP) является маркетинговым инструментом, который предназначен для раскрытия политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) влияний внешней среды, воздействующих на бизнес компании.

Данный анализ выполняют за схемой «фактор-предприятие». Итоги анализа оформляют в виде матрицы, в которой подлежащими есть факторы макросреды, а сказуемым является сила их воздействия, которую оценивают в баллах, рангах или прочих единицах измерения. С помощью результатов PEST-анализа можно оценивать внешнюю экономическую ситуацию, которая складывается в сфере производства и коммерческой деятельности.

Выявленные факторы PEST-анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 – PEST-анализ ООО «Декор»

Политические факторы

Экономические факторы

Социальные факторы

Технологические факторы

Помощь государства предприятиям малого бизнеса

Высокие процентные ставки по кредитам

Лёгкость получения кредитов

Появление современной техники и новых технологий производства изделий из дерева

Большое налоговое бремя

Рост ставки ЦБ РФ

Высокий уровень жизни населения

Развитие интернет-технологий

-

Постоянный рост цен на бензин

Демографический подъём в стране

-

Для понимания значимости приведенных факторов макросреды опишем сущность данных факторов.

Помощь государства предприятиям малого бизнеса. Исходя из масштабов бизнеса – предприятие относится к формату малого предпринимательства, что соответствует государственным задачам в области развития малого бизнеса и занятости населения на местном уровне.

Большое налоговое бремя. Суммарные ставки страховых взносов с 1 января 2020 года в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования составляют 30 %, из которых 22% - отчисления по обязательному пенсионному страхованию.

Высокие процентные ставки по кредитам. Большая величина кредитных ставок обусловлена лёгкостью выдаваемых кредитов ввиду политики банков по привлечению как можно большего числа клиентов, вследствие этого увеличилось число просроченной безнадёжной задолженности.

Рост ставки ЦБ РФ. Повышение ставки рефинансирования немедленно приведёт к росту доходности и падению стоимости государственных ценных бумаг, облигаций, будет сигналом того, что дальше ставки снижать не надо. Это, безусловно, затормозит экономическую активность, также рост ставки рефинансирования приведёт к росту ставок по банковским кредитам.

Постоянный рост цен на бензин. В последнее время происходит значительный рост цен на бензин, что увеличивает цену транспортировки продукции.

Лёгкость получения кредитов. Лёгкость получения кредитов обусловлена отсутствием в текущем году предпосылок для существенного ускорения инфляции, а также повышением экономической стабильности и увеличением банковской активности на рынке.

Высокий уровень жизни населения. В настоящее время происходит постепенное повышение уровня жизни населения, что должно способствовать увеличению прибыльности предприятия.

Демографический подъём в стране. С конца 1980-х годов Россия находилась в состоянии демографического спада, сейчас, в результате активной реализации политики государства по повышению рождаемости наблюдается демографический подъём. Появление современной техники и новых технологий производства изделий из дерева. В последнее время всё чаще изобретаются новые станки для обработки древесины, имеющие большую мощность и точность, нежели ранее. Новое оборудование позволяет изготавливать изделия ещё более высокого качества и снижать отходы в брак, что позволяет уменьшить себестоимость, а, следовательно, увеличить прибыльность предприятия.

Развитие интернет-технологий. Развитие Интернет приводит к значительному притоку покупателей за счёт рекламы в Интернет. Потенциальный потребитель, ещё не посещая предприятие, может ознакомиться с его продукцией, сертификатами, выбрать цвет изделия и т.п. В современных условиях, когда время ограничено – это является оптимальным решением и выходом из ситуации.

Определение существенности влияния PEST-факторов на деятельность предприятия проводилось на основе экспертных оценок по 5-балльной шкале (ожидаемый уровень влияния), определяя веса (значимость в суммарном влиянии внешней среды). В качестве экспертов выступали специалисты предприятия.

Оценка воздействия возможностей и угроз макросреды отражена в таблице 2 и в таблице 3.

Таблица 2 – Оценка возможностей макросреды предприятия

Возможности макросреды

Вес фактора

Оценка

Взвешенная оценка

Помощь государства предприятиям малого бизнеса

0,1

3

0,3

Высокий уровень жизни населения

0,05

2

0,1

Лёгкость получения кредитов

0,2

4

0,8

Демографический подъём в стране

0,12

4

0,48

Появление современной техники и новых технологий производства изделий из дерева

0,26

5

1,3

Развитие интернет-технологий

0,27

5

1,35

ИТОГО:

1

-

4,33

Таблица 3 – Оценка угроз макросреды предприятия

Угрозы макросреды

Вес фактора

Оценка

Взвешенная оценка

Большое налоговое бремя

0,30

5

1,5

Рост ставки ЦБ РФ

0,27

4

1,08

Постоянный рост цен на бензин

0,23

3

0,69

Высокие процентные ставки по кредитам

0,20

3

0,6

ИТОГО:

1

-

3,87

Из данных таблиц 2 и 3 очевидно, что влияние на ООО «Декор» возможностей достаточно велико (4,33 балла из 5 баллов). Влияние угроз чуть менее значительно по сравнению с влиянием возможностей, но также существенно превышает среднее значение (3,87 балла из 5 баллов).

Непосредственно в SWOT-анализ будут включены факторы, взвешенная оценка которых в результате анализа макросреды выше 0,5 балла:

- возможности: лёгкость получения кредитов, появление современной техники и новых технологий производства изделий из дерева и развитие интернет-технологий.

- угрозы: большое налоговое бремя, рост ставки ЦБ РФ, постоянный рост цен на бензин и высокие процентные ставки по кредитам.

На втором этапе анализа внешней среды проводится анализ микросреды предприятия, который основывается на изучении отрасли и конкуренции. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию.

Оценка влияния факторов микросреды проводилась на основе анализа семи сил микросреды, интегрированных из моделей пяти конкурентных сил М.Портера и движущих сил микросреды Ф.Котлера.

Деятельность любого предприятия может быть неэффективной и связанной с определенными трудностями, производимый товар может не продаваться и не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию или услугу [1].

Изучая рынок потребителей, не следует забывать о конкурентах, которые находятся в поле зрения предприятия, необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма. Анализ конкурентов представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ конкурентов ООО «Декор»

Наименование параметра сравнения

«Двери-Декор»

«Материк»

«Твои Двери»

«Декор»

Доля рынка, в процентах

25

25

30

20

Ассортимент

Средний

Широкий

Широкий

Средний

Качество

Среднее

Высокое

Высокое

Высокое

Цена

Низкая

Средняя

Высокая

Средняя

Гарантия

1,5 года

1,5 года

5 лет

3 года

Экологическая безопасность

Только на бумаге

Только на бумаге

Да

Да

Престиж

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Компания «Двери-Декор» работает на рынке межкомнатных дверей с 2021 года. Осуществляет продажу межкомнатных и входных дверей в розницу и оптом, офисные, раздвижные двери.

Группа компаний «Материк» существует на рынке г. Иваново более 6 лет. У компании множество дилеров в различных регионах. Ассортимент продукции компании многообразен. Это межкомнатные и входные двери из массива сосны и дуба, стальные двери отечественных и зарубежных производителей.

Фабрика «Твои Двери» - динамически развивающееся предприятие, основанное в 2013 году, лидер по производству деревянных щитовых дверей, межкомнатных дверей, дверных блоков, противопожарных дверей, экспортируют товары в страны дальнего и ближнего зарубежья.

ООО «Декор» существует на рынке г. Иваново более 3-х лет. Компания зарекомендовала себя как стабильная, динамически развивающееся предприятие. Непрерывно увеличивает ассортимент товаров и продукции, увеличивает свои производственные мощности, внедряя новые направления производства строительных и отделочных материалов.

Рассмотрим основных потребителей.

По причинам покупки сегментирование потребителей продукции представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сегментирование по причине покупки

Для потребителя наиболее важными параметрами являются качество товара, гарантия, экологическая безопасность и престиж.

Факторы микроэкономического окружения внешней среды предприятия представлены в таблице 5.

Таблица 5Факторы микросреды предприятия

Направления

Значимые факторы микросреды предприятия

Поставщики предприятия

Надёжные поставщики дверей

Использование поставщиками новых технологий в производстве

Укрепление партнёрских отношений с поставщиками

Потребители

Изменение вкусов потребителей в сторону более дорогой продукции

Важность для покупателей таких параметров как качество, экологическая безопасность, гарантия, престиж

Опасность появления товара-заменителя

Развитие экологически безопасных индустрий производства

Достижение высокого качества товаров-заменителей

Опасность со стороны новых конкурентов

Высокая вероятность появления новых конкурентов, но вряд ли способных конкурировать по качеству

Конкуренция между соперничающими в настоящий момент сторонами

Наличие небольшого количества конкурентов в данной нише, способных соперничать по качеству

Ужесточение конкуренции в отрасли

Маркетинговые посредники

Отсутствие на сегодняшний день посредников между предприятием и потребителем

Контактные аудитории

Взаимовыгодное сотрудничество с местными средствами массовой информации

Для определения влияния возможностей и угроз проводится их количественная оценка, которая представлена в таблице 6 и таблице 7.

Таблица 6 – Оценка угроз микросреды предприятия

Угрозы микросреды

Вес фактора

Оценка

Взвешенная оценка

Достижение высокого качества товаров-заменителей

0,16

3

0,48

Изменение вкусов потребителей в сторону более дорогой продукции

0,62

5

3,1

Ужесточение конкуренции в отрасли

0,22

2

0,44

ИТОГО:

1

-

4,02

Таблица 7 – Оценка возможностей микросреды

Возможности микросреды

Вес фактора

Оценка

Взвешенная оценка

Надёжные поставщики дверей

0,23

5

1,15

Использование поставщиками новых технологий производства

0,12

4

0,48

Укрепление партнерских отношений с поставщиками

0,12

4

0,48

Развитие экологически безопасных индустрий производства

0,11

5

0,55

Важность для покупателей таких параметров как качество, экологическая безопасность, гарантия, престиж

0,11

4

0,44

Отсутствие прямых конкурентов

0,16

3

0,48

Взаимовыгодное сотрудничество с местными средствами массовой информации

0,15

3

0,45

ИТОГО:

1

-

4,03

Как видно из данных таблиц влияние угроз и возможностей микросреды на предприятие находятся примерно на одинаковом уровне.

Влияние возможностей микросреды имеет чуть большее значение (4,03 балла из 5 баллов), чем влияние угроз (4,68 балла из 5 баллов).

На основе результатов оценки можно прийти к выводу, что влияние как угроз, так и влияние возможностей микросреды являются существенными, так как их уровень превышает среднее значение.

Для SWOT-анализа выберем те факторы микросреды предприятия, взвешенная оценка которых превышает 0,5 балла:

а) возможности:

− надёжные поставщики дверей;

− развитие экологически безопасных индустрий производства.

б) угрозы:

− изменение вкусов потребителей в сторону более дорогой продукции.

Заключение

Анализ концепции стратегического управления дает возможность систематизировать и выделить следующие характерные черты: базируется на определенном сочетании теории; системном, ситуационном и целевом подходах к деятельности предприятия, трактуется как открытая социально-экономическая система; ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. Это позволяет создавать адекватные этим условиям системы стратегического управления, которые отличаются друг от друга в зависимости от особенностей предприятия и характера внешней среды. Таким образом анализ, интеграция и применение информации для принятия стратегических решений позволяет определить содержание и последовательность действий относительно изменений на предприятии благодаря уменьшению неопределенности ситуации.

Реализация концепции стратегического управления, возможна лишь тогда, когда предприятие является стратегически ориентированным. То есть предприятие, в котором персонал имеет стратегическое мышление, применяется система стратегического планирования, что позволяет разрабатывать и использовать систему стратегических планов.

В результате анализа внешней макросреды и микросреды были выявлены факторы, наиболее влияющие на деятельность предприятия:

− возможности: лёгкость получения кредитов, появление современной техники и новых технологий производства изделий из дерева, развитие интернет-технологий, надёжные поставщики дверей, развитие экологически безопасных индустрий производства.

− угрозы: большое налоговое бремя, рост ставки ЦБ РФ, постоянный рост цен на бензин и высокие процентные ставки по кредитам, изменение вкусов потребителей в сторону более дорогой продукции.

Список использованных источников

  1. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.

  2. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 2. Функциональные стратегии : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 246 с.

  3. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры : монография / В.А. Агафонов. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 276 с.

  4. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.

  5. Антипатров, Ю.А. Обзор научных взглядов на разработку стратегии развития фирмы в рамках исследования экономической категории / Ю.А. Антипатров // Вопросы науки и образования. – 2018. – №19 (31). – С. 26-29.

  6. В. Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков : [рус.]. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 336 с.

  7. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. – М.: Юнити, 2018. – 247 c.

  8. Воронин, Н.В. Специфика выбора стратегии развития предприятия / Н.В. Воронин // Вестник науки и образования. – 2019. – №12-2 (66). – С. 17-20.

  9. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.

  10. Губарева, Е.Г. Теоретико-методические основы стратегического управления предприятием / Е.Г. Губарева, А.С. Будагов, А.М. Колесников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2018. – №4. – С. 3-9.

  11. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 – 282с.

  12. Егоршин, А. П. Стратегический менеджмент : учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 290 с.

  13. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 375 с.

  14. Калашникова, И.А. Проблемы формирования стратегии развития предприятия / И.А. Калашникова // ЭКОНОМИНФО. – 2019. – №1. – С. 11-16.

  15. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 176 с.

  16. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.

  17. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 361 с.

  18. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 176 с.

  19. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.

  20. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.

  21. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 447 с.

  22. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 481 с.

  23. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 274 с.

  24. Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 106 с.

  25. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 343 с.

Просмотров работы: 1615