Рассмотрим методы анализа конкурентоспособности на примере предприятия ООО «Пятерочка»
Основными конкурентами ООО «Пятерочка» являются: ООО «Магнит», ООО «Карусель», ООО «Перекресток».
Конкурент 1 – ООО «Магнит», образованное в 1995 году.
Местонахождение – г. Санкт-Петербург.
Ассортимент – продукты питания, средства гигиены, бытовая химия, товары для дома.
Качество обслуживания – в торговых залах покупателей консультируют работники предприятия, также обслуживание проходит на кассе, покупатель складывает покупки самостоятельно.
Ценообразование – централизованное, на основе спроса и предложения.
Реклама – реклама предприятия осуществляться посредством размещения уличной рекламы, раздачи листовок, а также при помощи видео рекламы.
Качество продукции – за качеством продукции следят сотрудники торгового зала.
Бренд – предприятие имеет свой собственный логотип, фирменные цвета (красный и белый), а также фирменный шрифт.
Акции – регулярно проводятся акции на товары первой необходимости.
Система лояльности – в ООО «Магнит» не предусмотрена система лояльности.
Конкурент 2 – ООО «Карусель», образованное в 2004 году.
Местонахождение – г. Санкт-Петербург.
Ассортимент – продукты питания, средства гигиены, бытовая химия, товары для дома, товары для животных.
Качество обслуживания – в торговых залах покупателей консультируют работники предприятия, также обслуживание проходит на кассе, покупатель складывает покупки самостоятельно.
Ценообразование – централизованное, на основе спроса и предложения, цены значительно выше Конкурента 1.
Реклама – реклама предприятия осуществляться посредством размещения уличной рекламы, раздачи листовок, а также при помощи рекламы на телевидении.
Качество продукции – за качеством продукции отвечает менеджер контроля качества продукции.
Бренд – предприятие имеет свой собственный логотип, фирменные цвета (зеленый, красный, белый), а также фирменный шрифт.
Акции – регулярно проводятся акции на товары первой необходимости.
Система лояльности – в ООО «Карусель» не предусмотрена система лояльности.
Конкурент 3 – ООО «Перекресток», образованное в 1995 году.
Местонахождение – г. Санкт-Петербург.
Ассортимент – продукты питания, средства гигиены, бытовая химия, товары для дома, товары для животных.
Качество обслуживания – в торговых залах покупателей консультируют работники предприятия, также обслуживание проходит на кассе, покупатель складывает покупки самостоятельно. Предприятие имеет круглосуточные точки продаж.
Ценообразование – централизованное, на основе спроса и предложения.
Реклама – реклама предприятия осуществляться посредством размещения уличной рекламы, раздачи листовок, а также при помощи рекламы на телевидении.
Качество продукции – за качеством продукции отвечает менеджер контроля качества продукции.
Бренд – предприятие имеет свой собственный логотип, фирменные цвета (зеленый), а также фирменный шрифт.
Акции – регулярно проводятся акции на товары первой необходимости.
Система лояльности – в ООО «Перекресток» не предусмотрена система лояльности.
Далее нами был применен аналитический способ анализа результатов маркетинговых исследований.
Данный способ проведения анализа конкурентоспособности является расчетно-аналитическим и базируется на цифровом материале. Используя заданные весовые параметры, было установлено значение параметра p1 для каждого исследуемого объекта и рассчитана конкурентоспособность.
Эксперту было предложено оценить конкурентоспособность каждого объекта по указанным параметрам исходя из 100%.
В таблицу записывается коэффициент 0,70 (p1) - оценка конкурентоспособности объекта по данному параметру. Далее проводится расчет показателя a1p1 произведение весомости – 0,15 и оценки конкурентоспособности объекта по данному параметруp1 – 0,7. Соответственно a1p1 равно 0,105. Итогом расчетов является сумма показателей a1p1 по всем параметрам. Данный показатель характеризует главного конкурента среди исследуемых объектов или лидера рынка.
Таблица 1 - Сводная таблица показателей конкурентоспособности предприятий: аналитический метод стратегического анализа и метод экспертной диагностики
Параметры |
Весомость1 параметров a |
конкурент 1 |
конкурент 2 |
конкурент 3 |
|||
p1 |
a1p1 |
p1 |
a1p1 |
p1 |
a1p1 |
||
Качество |
0.15 |
0,70 |
0.105 |
0,60 |
0,09 |
0,90 |
0.135 |
Местонахождение |
0.08 |
0,80 |
0,064 |
0,50 |
0,04 |
0,80 |
0,064 |
Ценообразование |
0.13 |
0,90 |
0,117 |
0,60 |
0.078 |
0,70 |
0.091 |
Качество продукции |
0.05 |
0,50 |
0,025 |
0,80 |
0.04 |
0,90 |
0.045 |
Окончание таблицы 1
Реклама |
0.04 |
0,60 |
0,02 |
0,40 |
0.016 |
0,90 |
0.036 |
Ассортимент |
0.09 |
0,80 |
0,072 |
0,60 |
0.054 |
0,90 |
0.081 |
Бренд |
0,05 |
0,90 |
0,045 |
0,80 |
0.04 |
0,80 |
0.04 |
Акции |
0.05 |
0,60 |
0,03 |
0,50 |
0.025 |
0,60 |
0,03 |
Система лояльности |
0.05 |
0,20 |
0,01 |
0,50 |
0.025 |
0,80 |
0.04 |
Реклама |
0.06 |
0,50 |
0,03 |
0,50 |
0.03 |
0,80 |
0.048 |
∑ a1p1 |
E=1.0 |
6.5 |
0.413 |
5.8 |
0,13 |
8.1 |
0.094 |
Исходя из полученных данных, основным конкурентом ООО «Пятерочка» является предприятие ООО «Перекресток».
Далее нами был проведен анализ конкурентоспособности объекта исследования в сравнении с основным конкурентом, выявленным на 2 этапе. Имитируя ситуацию следования за лидером была проведена оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия, которая дается в сравнении с основным конкурентом на рынке услуг по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного балла: плохо (1,2,3), посредственно (4,5,6,7), хорошо (8,9,10).
Наиболее ярко представить анализ имитационным способом в целях стратегического диагноза конкурентоспособности позволяет графический способ. На данном этапе практикума было проведено сравнение исследуемого предприятия с основным (выявленным) конкурентом.
Используя графический способ, было составлена сводная таблица количественных показателей по разделам (табл.2).
Таблица 2 -Методика анализа сильных сторон предприятия (SWOT-анализ)
Показатели |
Оценка (баллы) |
||||||||||
Плохо |
Посредственно |
Хорошо |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. Социально-экономические показатели |
|||||||||||
Критерии оценки данной сферы бизнеса |
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
2. Имущественный комплекс |
|||||||||||
Критерии оценки данной сферы бизнеса |
|||||||||||
2.1. Филиалы |
|||||||||||
2.2. Собственное производство |
Конкурент объект исследования
Суть анализа конкурентов заключается в тщательном изучении деталей всех аспектов конкурентной среды и отраслевых тенденций. Расширение доли рынка и усиление рыночных позиций бренда неотделимы от целенаправленных инвестиций бизнесменов в продукты, операции, маркетинг и другие уровни. Усилия имеют смысл только в том случае, если направление прогресса правильное. Одной из справочных систем, определяющих направление деятельности продавцов, является мониторинг конкурентов.
3.2. Разработка конкурентной карты рынка
Для разработки конкурентной карты рынка нами была определена рыночная доля анализируемого предприятия. Для этого необходимо оценить емкость рынка города - потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Емкость рынка измеряется как в натуральном выражении (количество потребителей услуг) так и в стоимостном выражении (объем поступлений от продаж в денежном выражении).
Зная емкость рынка, определим долю активного рынка (Dr) объектов исследования по следующей формуле:
Dr = Vу / Per,
где Vу – объем продаж предприятия в год;
Per – потенциальная емкость рынка.
Dr = 2,1 трлн.руб/48,6 трлн.руб = 0,43%
Далее нами были определены позиции объекта исследования:
1. Лидерами рынка являются: ООО «Перекресток»
2. Предприятия с сильной конкурентной позицией: ООО «Карусель»
3. Предприятия со слабой конкурентной позицией: ООО «Магнит»
4. Аутсайдеры рынка: отсутствуют
Далее нами была определена степень изменения конкурентной позиции предприятия ООО «Пятерочка». По результатам анализа была заполнена таблица и выделены:
1. Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией;
2. Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией;
3. Предприятия с неизменившейся конкурентной позицией;
4. Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией;
5. Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.
На основе сделанных выводов была построена конкурентная карта рынка, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли объектов исследования.
В зависимости от позиции в матрице предприятия были разделены на следующие группы:
1. лидеры рынка:
А-1 и А-2 при наличии ресурсов и внутренних возможностей выберут стратегию наступления;
А-3 и А-4 будут не уверены в возможности сохранения лидирующей позиции;
А-5 рискует не сохранить лидирующую позицию и со временем перейти во вторую классификационную группу.
2. предприятия с сильной конкурентной позицией:
В-1 могут перейти в группу лидеров при выборе соответствующей стратегии поведения;
В-2 и В-3 способны проводить атакующие стратегии с помощью создания новых услуг, поиска выгодного сегмента или захвата рыночной доли мене сильного конкурента;
В-4 и В-5 могут со временем перейти в следующую классификационную группу.
Таблица 3 - Матрица конкурентной карты рынка анализируемых предприятий розничной торговли
Изменение доли на рынке / По доле на рынке |
Классификация предприятий |
|||
ООО «Перекресток» |
ООО «Карусель» |
ООО «Магнит» |
Аутсайдеры рынка (отсутствуют) |
|
предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией |
А-1 |
В-1 |
С-1 |
Д-1 |
предприятия с улучшающейся конкурентной позицией |
А-2 |
В-2 |
С-2 |
Д-2 |
предприятия с неизменившейся конкурентной позицией |
А-3 |
В-3 |
С-3 |
Д-3 |
предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией |
А-4 |
В-4 |
С-4 |
Д-4 |
предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией |
А-5 |
В-5 |
С-5 |
Д-5 |
3. предприятия со слабой конкурентной позицией:
С-1, С-2 и С-3 необходима активная оборонительная стратегия по защите своей позиции или контратака;
С-4 и С-5 могут воспользоваться стратегией диверсификации или найти незаполненную нишу.
4. аутсайдеры рынка:
Д-1, Д-2 и Д-3 стараются избегать конкуренции, защищают свою рыночную долю, свою нишу;
Д-4 и Д-5 также избегают конкуренции, выходом для них может быть реорганизация предприятия.
3.3. Выбор конкурентной стратегии предприятия
Исходя из проведенного исследования, нами была выбрана следующая конкурентная стратегия предприятия ООО «Пятерочка»:
1) внедрение функции онлайн-заказа, когда покупатель может не выходя из дома выбрать все необходимые ему товары и заказать доставку на дом в удобное для него время. Это особо актуально в современное время, когда зимой ухудшаются погодные условия и появляется опасность заражения вирусной инфекцией типа COVID-19.
Данная мера повысила бы статус и узнаваемость компании среди остальных розничных сетей и увеличила конкурентоспособность. В рамках продвижения товара в ООО «Пятёрочка» следует использовать принцип уникальности и взаимодействия с покупателями через различные digital-каналы. Так, следует активно сотрудничать с мобильными приложениями-агрегаторами скидок.
На сегодняшний день ООО «Пятёрочка» представлена только в двух приложениях. Следует также начать сотрудничество с приложениями Inby и «Купи батон»;
2) расширение ассортимента, рассчитанного не только на покупателей среднего и ниже среднего достатка, но и на клиентов с достатком выше среднего, для которых не так важны акции и скидки, как высокое качество товара и наличие эксклюзивной или редко встречаемой продукции;
3) организация касс для самообслуживания клиентов. Из-за того что в магазинах зачастую бывают очереди на кассах, было бы целесообразно установить кассы самообслуживания. Это намного упростило бы покупку товаров, позволило людям быстрее совершать покупки и в целом увеличило уровень удобства и комфорта в магазине;
4) развитие омниканальных магазинов, то есть супермаркетов, предоставляющих различные услуги: аптечные, косметические товары и т.д.
5) привлечение и удержание клиентов с помощью следующих мероприятий (Рис. 3).
Рис. 3 – Мероприятия по увеличению конкурентоспособности предприятия ООО «Пятерочка»
Данные мероприятия помогут выделиться на фоне конкурентов, «оживить» бренд.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия ООО «Пятерочка» можно увеличить если внедрить предложенные мероприятия.
Список используемой литературы:
Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий региона на основе инновационно-маркетинговых технологий [Электронный ресурс]: коллективная монография / Г.П. Бутко [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Научный консультант, 2016 – 230c.
Стратегический анализ в гостиничном сервисе: маркетингово – экономический подход к оценке деловых ситуаций. Практикум для студентов бакалавров, магистров дневной и заочной форм обучения. Изд. «Научная мысль», г. Иваново. 2013. ГРИФ УМО
Мироненко, В.О. Стратегическое планирование, его значение и этапы / В.О. Мироненко // Молодой ученый. – 2017. – № 12. – С. 331–333.
ООО «Пятерочка»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/3321021505_ooo-pyaterochka (дата обращения 23.10.23).
Объем рекламы в средствах ее распространения в 2019 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id9112 (дата обращения 23.10.23).
Пласкова, Н.Т. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации / Н.Т. Пласкова // Проблемы теории и практики управления. 2008. – №1. – С.14.