САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ КОМАНДЫ В РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ КОМАНДЫ В РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Егураева М.В. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мир не стоит на месте в развитии технологий по уходу за пациентами на дому. За рубежом появляются «бирюзовые» организации, включающие в себя самоуправляемые команды. Они являются альтернативой классической иерархической корпоративной системе управления с большим количеством документации и излишней формализацией. Эта система работает, но возможна ли она в медицинских организациях России?

К числу новых подходов к структурированию организации и проектированию систем управления персоналом является «бирюзовый подход». «Бирюзовые» организации отличаются сильной целеустремленностью, децентрализованным принятием решений и нацеленностью прежде всего на личный рост и развитие [9]. Откуда же взялись «бирюзовые» организации?

Термин «бирюзовый» впервые появился в 1966 г. в работах К.У. Грейвза, в том числе в теории спиральной динамики [5]. Ее суть в том, что развитие человека и общества происходит по спиралевидным вихрям, которые развиваются по уровню возрастающей сложности. Каждый виток спирали означает усложнение и большую проработку того, что уже существует. Эта спираль состоит из скрученных цепочек взглядов, ценностей, точек зрения человека, которые соответствуют определенной эпохе и условиям жизни [6]. Ученики К.У. Грейвза – Д. Бек и К. Кован, для наглядности, каждой стадии присвоили определенный цвет и адаптировали эту теорию для управления.

Бельгийский бизнес-практик Ф. Лалу, используя концепции модели Д. Бека и К. Коуэна, в 2014 г. в работе «Открывая организации будущего» представил свою модель, перенесенную на предприятия. По мнению Ф. Лалу, в своем развитии организации прошли семь стадий, для наглядности он каждой стадии определил цвет: инфракрасная, пурпурная, красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая [5].

Первые две стадии организационного развития были примитивными и не осознанными, организации как таковые еще не существовали. Пять последних типов существуют в настоящее время [5]. От красных – самых консервативных организаций, до последних – бирюзовых, которые рассматриваются как «живая система», в которой нет иерархии и преодолена проблема неравного распределения власти [2].

В «бирюзовых» организациях большое внимание уделяется самоуправлению, целостности и эволюционной цели. Их концепция отражает растущий интерес к более сознательным и устойчивым способам организации и ведения бизнеса, в которых цель и смысл важнее прибыли и власти [9].

Факторы, способствующие развитию «бирюзовых» организаций [9]:

1. Есть четкая цель, которая вдохновляет и мотивирует сотрудников на работу.

2. Командам предоставлена высокая степень автономии и полномочий по принятию решений.

3. Лидерство распределяется внутри команд, а не концентрируется наверху. Сотрудники имеют право принимать решения и действовать на основе своих собственных знаний и опыта, а если нужна помощь, то есть небольшое количество коучей, тренеров, которые могут дать совет.

4. Бирюзовые организации часто отличает гибкий подход к работе, они способны быстро реагировать на изменения во внешней среде.

5. Стремление к непрерывному обучению и развитию как на индивидуальном, так и на организационном уровне. Это включает в себя готовность экспериментировать, рисковать и учиться на ошибках.

Отличительной особенностью «бирюзовых» организаций являются самоуправляемые команды.

Самоуправляемая команда – это группа работников, которой предоставлена существенная автономия, заключающаяся, например, в самостоятельном отборе персонала каждой командой [1].

Новый тип организационной модели еще не получил широкого распространения, но есть организации, которые уже начали внедрять «бирюзовые» принципы в свою деятельность и успешно развиваются по сей день. Например, голландская компания Buurtzorg.

В 2006 году в Голландии Й. Блок основал компанию Buurtzorg (по-голландски означает «уход по соседству») с командой из 4 медсестер, предоставляющую услуги по уходу на дому. Он работал медбратом много лет, но был разочарован работой традиционных учреждений по уходу на дому и чувствовал, что бюрократия и зависимость от руководства мешают обеспечить надлежащее медицинское обслуживание.

Группа задалась целью доказать, что альтернативная модель управления, основанная на свободе, доверии и автономии, принесет пользу всем, включая пациентов. Начав с четырех медсестер, они были полны решимости провести революцию в своей отрасли. Именно это и произошло – организация выросла в геометрической прогрессии, и на 2016 год в ней работали более 10000 медицинских сестер, а на 2022 г.– 140000. Программа реализована в более чем 24 странах [10].

В данной «бирюзовой» организации нет отделов планирования, управления персоналом и маркетинга, и нигде не видно ни одного менеджера. Как же все это работает? Основная цель– помочь людям жить полноценной независимой жизнью. То, что они делают, направлено на достижение этой конкретной цели.

В основе лежит модель комплексного ухода под руководством медицинских сестер, предоставляемая самоуправляемыми бригадами.

Команды управляются самостоятельно, имея профессиональную свободу решать, как им организовать работу. Поддержка офиса и региональных тренеров разработана с учетом потребностей команд, а созданная IT-система успешно работает благодаря тому, что в ее разработке принимали участие непосредственно медицинские сестры.

Они работают с государственным сектором через трасты национальной службы здравоохранения и местные органы власти, а также с другими поставщиками медицинской помощи, такими как благотворительные организации и социальные предприятия.

Принципы организации основаны на универсальных человеческих ценностях:

  • люди хотят контролировать свою собственную жизнь как можно дольше,

  • люди стремятся поддерживать или улучшать качество своей жизни,

  • люди стремятся к социальному взаимодействию,

  • люди стремятся к "теплым" отношениям с другими людьми.

Самоуправляемые команды обладают профессиональной свободой и ответственностью. Команда из 12 человек работает «по соседству», заботясь о людях, нуждающихся в поддержке. Каждая новая команда начинает работать в офисе, арендованном неподалеку от обслуживаемой местности; проводит время, знакомясь с местным сообществом, с врачами общей практики, терапевтами и другими профессионалами; решает, как ей организовать работу; распределяет обязанности и с помощью рекомендаций наращивает объем работы.

Эта модель произвела революцию в здравоохранении и социальной помощи в Нидерландах: показатели удовлетворенности пациентов являются самыми высокими среди всех медицинских организаций, была достигнута впечатляющая финансовая экономия, а удовлетворенность сотрудников высока [10].

В России есть небольшой опыт создания «бирюзовых» организаций в медицине, например, некоммерческая организация (НКО) «Забота по соседству».

В 2019 года по приглашению НКО «Забота по соседству» подмосковный город Черноголовка Московской области посетил основатель голландской компании. Й. Блок приехал не только рассказать о своем уникальном опыте, но и поддержать их пилотный проект, который взял за основу основные принципы и систему управления Buurtzorg, при поддержке главы муниципального округа Черноголовка [8]. Основателем, руководителем и идейным вдохновителем является Ирина Смолякова.

Услуги, предоставляемые организацией:

  • помощь в восстановлении после инсульта, травм, операций;

  • контроль за выполнением врачебных рекомендаций;

  • сопровождение при посещении медицинских учреждений;

  • профилактика возрастных изменений и когнитивных нарушений;

  • проведение занятий оздоровительной гимнастикой;

  • сопровождение на прогулках;

  • помощь в осуществлении гигиенических процедур;

  • хозяйственно-бытовая адаптация и др. [4].

Здесь нет иерархии, нет главенства отчетности, есть маленькая команда, административные, менеджерские роли в которой – переходящие. Проблемные, сложные ситуации обсуждаются на еженедельных планерках, постоянно мониторятся новшества в индустрии, а основной критерий при отборе персонала – принимают ли они ценности и эволюционные цели компании [7].

В 2019 году в Черноголовке начали с четырех человек. Но проект настолько зарекомендовал себя, что им начали интересоваться и в других городах.

Осенью 2020 года они стали победителями регионального этапа IV Всероссийского конкурса проектов социального предпринимательства «Лучший социальный проект года» в номинации «Лучший социальный проект некоммерческой организации, направленный на решение проблем в области ухода за пожилыми людьми».

В апреле 2021 года патронажная служба НКО "Забота по соседству" стала исполнителем государственного заказа по госуслуге предоставление социального, социально-медицинского обслуживания на дому. Теперь, обращаясь за помощью в уходе на дому, можно выбрать данную некоммерческую организацию в качестве поставщика социальных услуг по тарифам, установленным государством.

На Всероссийском форуме АСИ "Сильные идеи" данный проект по оказанию медико-социальной помощи на дому вошел в сотню самых перспективных идей современной России из почти 20 тысяч представленных проектов [3].

Возможна ли система, подобная голландской организации, по всей России – вопрос еще открытый. Персонал «Заботы по соседству» работает пока что в нескольких небольших городах, это пилотный проект, но он открыт для сотрудничества: сотрудники приглашают гостей познакомиться с их опытом и сами готовы учиться.

Основатель голландской компании Й. Блок сказал: «Как мне кажется, эти принципы применимы в любой стране мира. Но, если не пытаться, ничего и не получится» [8].

Самая сложная задача дальнейшего развития, по мнению экспертов, это выработка системы государственного финансирования подобных проектов, потому что частной патронажной службой сейчас никого не удивишь, но их услуги может оплатить далеко не каждый [8].

Большой прогресс сделала НКО «Забота по соседству», которая сравнительно недавно появилась, но уже существует в четырех городах Московской области и в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа. Организация успешно работает, существует на спонсорские средства, а самое главное получила госзаказ на предоставление услуг.

Понятия полностью «бирюзовой» организации все еще не существует. Есть только модель организаций «будущего», от которой можно отталкиваться. В том числе и понятие самоуправляемых команд все еще растет и расширяется [2].

«Бирюзовые» компании – больше, чем идея, это образ мышления, который включает в себя создание новых смыслов и идей, толкающих к развитию и прогрессу не только технологически, но и ментально. Глава компании должен понимать, что означает самоуправление, хотеть передать отдать свою власть, и тогда перемены начнут происходить естественным образом. Процесс может быть долгим и очень сложным, но в конце концов, при условии мотивации сотрудников, компания начнет развиваться [6].

«Бирюзовый подход» к организационному развитию может привести к большей вовлеченности сотрудников, большему количеству инноваций и творчества, а также к более сильному пониманию цели и смысла выполняемой работы [9].

Список использованных источников

  1. Борисов, А.Ф., Концепция организационного самоуправления в современном социогуманитарном дискурсе. / А.Ф. Борисов, Т.В. Стрельникова // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2016. – №18(3). – С. – 154-159. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-organizatsionnogo-samoupravleniya-v-sovremennom-sotsiogumanitarnom-diskurse (дата обращения: 15.11.2023).

  2. Волкова, Е.Ю. Бирюзовые организации: особенности и практики в РФ. / Е.Ю. Волкова // StudNet. – 2022. – №6. – С. 5721-5735.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biryuzovye-organizatsii-osobennosti-i-praktiki-v-rf (дата обращения: 10.11.2023).

  3. Забота по соседству [сайт]. – 2023. – URL: https://zabotapososedstvu.ru/about#history (дата обращения: 15.11.2023).

  4. Забота по соседству ЯНАО [сайт]. – 2023. – URL: http://zabotapososedstvu89.ru/ (дата обращения: 24.11.2023).

  5. Костенко, Е.П Особенности управления персоналом в бирюзовых организациях. / Е.П. Костенко, К.А. Ефременко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021. – №4. – С. 93-103. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-personalom-v-biryuzovyh-organizatsiyah (дата обращения: 01.11.2023).

  6. Никоненко, А.Р. Анализ создания и развития «бирюзовых» организаций в России. / А.Р. Никоненко // Новизна. Эксперимент. Традиции. – 2021. – №7(4). – С. 51-63.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sozdaniya-i-razvitiya-biryuzovyh-organizatsiy-v-rossii (дата обращения: 06.11.2023).

  7. Про Паллиатив [сайт]. – 2023. – URL: https://pro-palliativ.ru/blog/prichinyat-dobro-ne-nash-sluchaj/ (дата обращения: 15.11.2023).

  8. Про Паллиатив [сайт]. – 2023. –URL: https://pro-palliativ.ru/blog/patronazhnyj-uhod-buurtzorg-gollandskij-opyt-malyh-komand/ (дата обращения: 15.11.2023).

  9. Рогачёв, И.В. Бирюзовые организации в России. / И.В. Рогачёв, А.Г. Конохова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – №3(79). – С. 42-46. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biryuzovye-organizatsii-v-rossii (дата обращения: 10.11.2023).

  10. Buurtzorg [сайт]. – 2023. – URL: https://www.buurtzorg.com/about-us/history/ (дата обращения: 29.10.2023)

Просмотров работы: 38