Упаковка — это изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации товаров (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником [1; 2; 3].
Известно, что яркая и красочная упаковка необычной формы не только привлекает восторженные взгляды потребителей, но и в некоторых случаях является основной причиной покупки товара. Многая продукция, предлагаемая на рынке, должна быть упакована. Для некоторых продуктов упаковка может играть незначительную роль, в то время как для других она чрезвычайно важна (например, в случае с молочными продуктами) [5, с. 14; 10, с. 3].
Упаковка классифицируется по различным типам, а именно по назначению она делится на:
Внутреннюю (является частью продукции, и вместе с ней товар продают потребителю: флакончики от духов, блистеры от таблеток, конфетные обёртки и коробки от обуви);
Цеховую (создана для внутризаводской или цеховой транспортировки. К ней относят различные виды поддонов, металлических и деревянных ящиков);
Внешнюю (упаковка, необходимая для перевозки продукции от предприятия-производителя к продавцу и далее к потребителю. К ней относят контейнеры, ящики, бочки и мешки).
По свойствам материалов упаковка делится на:
Жёсткую (из железа, стекла, дерева, твердого картона: различные банки, бутылки, ящики, бочки, коробки);
Мягкую (целлофановая, тканевая, бумажная, включая различные веревки, ленты, шпагаты);
Комбинированную (тетрапак и аналоги).
Остальные типы упаковки представлены в таблице 1.
Таблица 1
Типы упаковки
Основание |
Классификация |
По ценовой категории |
Низкой, средней и высшей рыночной сегментации. |
По размерам |
Крупногабаритная, среднегабаритная, малогабаритная, тяжёлая, лёгкая. |
По кратности применения |
Одноразовая и многоразовая (более прочная и, соответственно, более сложная для утилизации). |
По свойствам помещаемого товара |
•Пищевая и непищевая; •Для постоянного и временного хранения (целлофановый пакет, бумажный или тканевый мешок, картонная коробка); •Герметичная и негерметичная. |
По потребительскому составу продукта |
Штучная и комплектная. |
По адресату товара |
•Для детской и взрослой аудитории; •Социальных категорий продукции; •Профессиональных и бытовых товаров; •Продуктов для животных. |
По разнообразным целям и задачам конкретного вида продукции |
Коробки и обёртки могут быть выполнены в подарочном, праздничном, подчёркнуто нейтральном, строгом стиле. [8, с. 9] |
Требования к упаковке и маркировке различных видов продукции изложены в ряде решений и нормативных актов, поэтому упаковка должна соответствовать определённым требованиям.
Требования социального назначения характеризуют соответствие производства различных видов упаковки и упаковочных материалов потребностям общества в целом, отдельных групп населения, оптимальному ассортименту и объёмам производства упакованных товаров.
Упаковочные материалы должны соответствовать следующим функциональным требованиям: защищать упакованный товар от негативного воздействия влаги, кислорода, тепла, света, механических воздействий и т.д., обеспечивая полную сохранность качества и количества товара при транспортировке, хранении и продаже.
Требования к надёжности выражаются в способности сохранять свои функциональные свойства в течение определённого периода времени. В течение этого периода упаковка должна обеспечивать сохранность товара.
Эстетические требования касаются выразительности и рациональности формы упаковки, внешнего дизайна, чёткости и совершенства качества изготовления.
Эргономические требования выражаются удобством использования упаковки, соответствием особенностям человеческого организма, обеспечением оптимальных условий для упаковки и потребления товаров [6, с. 212].
Экологические требования предусматривают отсутствие негативного воздействия на окружающую среду при производстве, транспортировке, хранении и эксплуатации упаковки [4, с. 15; 9, с. 6; 11, с. 15].
Если перечисленные выше требования соблюдены, то упаковка может в полной мере выполнять функции:
Информационно-презентационная — отражающая необходимую информацию о товаре, включая маркировку для распознавания определённого производителя, сроки реализации, условия хранения и т. п.;
Коммуникативная — определяющая необходимость взаимодействия между дизайнером, производителем и потребителем;
Прагматическая — обусловливающая практическую целесообразность, обеспечение гигиенического сохранения товара, а также защиту от повреждений;
Эстетическая — связанная с визуальной привлекательностью упаковки;
Экологическая — одна из наиболее актуальных, касающаяся безопасности упаковки для жизни и здоровья потребителя. Экологическая функция заключается в том, что дизайнер должен не только учесть качество и свойства упаковки, но и позаботиться о возможности её утилизации, вторичной переработки для обеспечения новой жизни стеклу, бумаге, полиэтилену, пластмассе и другим материалам;
Рекламная — принципиальными являются презентабельный внешний вид упаковки, привлекательность для покупателя, вызывающая у него желание приобрести товар;
Аксиологическая — образовательно-воспитательная, отражающая непосредственное влияние дизайнера на формирование вкусов и трендов, а также ценностно-оценочных ориентиров потребителя [7, с 25; 8, с. 10].
Правильно сконструированная упаковка направлена на улучшение функциональных, эстетических и, что более важно, коммерческих характеристик продукта. Очень важно понимать, что потенциальные покупатели обычно воспринимают эти характеристики как нечто само собой разумеющееся. Они редко признают и положительно оценивают преимущества упаковки, но прекрасно видят все её недостатки. Потребители сразу определяют плохо открываемую и некачественно оформленную упаковку, отмечают трудности с извлечением товара, плохо читаемый шрифт и т.д. Очень важно, что все недостатки упаковки ассоциируются и с качеством самого продукта. Недовольные упаковкой покупатели в следующий раз купят тот же товар, но под другим брендом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ГОСТ 17527-2020 Упаковка. Термины и определения Дата введения 2021-06-01;
2. Технический регламент Таможенного союза О безопасности упаковки ТР ТС 005/2011 (с изменениями на 18 октября 2016 года);
3. ГК РФ Статья 481. Тара и упаковка \ КонсультантПлюс;
4. Беляев П.С., Букин А.А., Полушкин Д.Л. Испытания тары и упаковки. Лабораторный практикум. — 2-е изд., с дополнениями — Тамбов: изд-во ТГТУ, 2019. — 117 с.
5. Ильина О.В. Конструирование и дизайн упаковки: учебное пособие / ВШТЭ СПбГУПТД. – СПб., 2019. — 97 с.;
6. Колесник А. А., Елизарова Л. Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: Учеб. Для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2020. — 287 с.;
7. Конструирование и дизайн тары и упаковки : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Технология и дизайн упаковоч. пр-ва" направления подгот. дипломир. специалистов "Технология полиграф. и упаковоч. пр-ва" / Н. Ф. Ефремов, Т. В. Лемешко, А. В. Чуркин; под науч. ред. Н. Ф. Ефремова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию Моск. гос. ун-т печати. — Москва : Моск. гос. ун-т печати, 2021. — 422, [1] с., [10] л. цв. ил. : ил., табл.; 21 см.;
8. Мордвинцев Д.В., Мордвинцева З.В., Пармон К.Ф.: Дизайн упаковки. Образ. Графика. Конструкция. Проектирование серии : учеб.-метод. пособие по выполнению проектных заданий для студ. учреждений высш. образования / Д.В. Мордвинцев, З.В. Мордвинцева, К.Ф. Пармон. — М. : МГХПА им. С.Г. Строганова, 2020. — 122 c. : ил.;
9. Упаковка пищевых продуктов под ред. Ричарда Коулза, Дерека МакДауэлла, Марка Дж. Кирвана ; пер. с англ. яз. под науч. ред. Л. Г. Махотиной. — Санкт-Петербург : Профессия, 2019. — 408 с. : ил.; 24 см.;
10. Локс Ф. Упаковка и экология: Учебное пособие / Пер. с англ. О.В.Наумовой под ред. В.А.Наумова. — 5-е изд., перераб. и доп. М: Изд-во МГУП, 2021. 220 с .;
11. Мюррей Р. Цель — Zero Waste. (Перев. с англ.). — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2019 — 232 с.