Сказочная терапия – это эффективное образовательное и развивающее средство, которое активно используется в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью сказок дети могут не только получать удовольствие от чтения и прослушивания историй, но и развивать воображение, эмоциональную сферу, социальные навыки и когнитивные способности. Она сочетает в себе педагогику, философию, психологию и медицину.
Цель метода сказкотерапия – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Речевая активность ребенка во время прослушивания сказки повышается, так как он слышит новые слова и выражения, которые расширяют его словарный запас [1]. Сказки способствуют развитию речи, так как дети воспринимают информацию через увлекательный и доступный им способ.
Можно найти много разных классификаций сказок:
Народные или художественные сказки. Они позволяют детям развивать духовные и нравственные ценности, учат сочувствовать, сопереживать и помогать друг другу.
Учебные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, к каким последствиям приводит неправильное поведение.
Диагностические сказки. Такие задания позволяют выявить черты характера ребенка и то, как он относится к этому миру.
Психологические сказки. Вместе с героями этих рассказов дети учатся преодолевать трудности, страхи и обретать уверенность в себе.
Логопедические рассказы, предназначенные для развития языка. Эти произведения используются как средство моделирования языкового развития дошкольников.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой познания мира формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу для его творческих способностей. На основе сказок можно составить мнемонические таблицы, с помощью которых дети учатся соединять несколько отрывков сказки в цельный сюжет.
Сказкотерапия также может быть полезным инструментом в логопедии для детей, которые испытывают эмоциональные трудности, например, из-за заикания. Известно, что заикание вызывает ряд неприятных последствий для ребенка, часто в виде эмоциональных расстройств. Таким образом, правильно оформленные сказки могут помочь такому ребенку снять неприятное напряжение и обрести уверенность в себе.
Правильная речь, богатый словарный запас – это ключ к эффективному общению, ключ к коммуникации. Поэтому сказки - хорошее введение к разговорам с вашим ребенком о его проблемах. Они узнают, как вести себя, как реагировать на проблему, как говорить и договариваться в беседах с ребенком. Рассмотрим подробно логопедические сказки для развития речи у дошкольников. Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедическая сказка, помимо совершенствования органов речи ребенка, еще и настраивает на многообразие мира звуков, мобилизует на мышление и правильную вербализацию, подготавливает к обучению чтению. Логопедическая сказка – это небольшой рассказ, главным героем которого может быть ребенок или животные. Оно может быть полностью абстрактным или относиться к текущей ситуации и события в жизни ребенка. Терапевт может составить его сам или взять из литературы. Дети, слушая прочитанные или рассказанные сказки, выполняют упражнения на совершенствование органов речи, заключающиеся в показе движения языка, губ, нижней челюсти определенного фрагмента сказки. Упражнения демонстрирует взрослый, для этого необходимо тщательно отрабатывать их перед зеркалом. Упражнения вплетены в содержание сказки так, чтобы дети не чувствовали скуку и усталость[2].
Существуют следующие виды логосказок:
Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику). Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Использование логопедических сказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление, развивать все стороны речи)[3].
Список использованных источников
Байкова И.П. Использование технологии сказкотерапии для развития связной речи. – URL: https://ped-library.ru/1671439649
Мелихова И.В. Из опыта работы «Использование логопедических сказок в коррекционной работе логопеда» . – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-ispolzovanie-logopedicheskih-skazok-v-korekcionoi-rabote-logopeda.html
Пичугина Л.Ю. Роль сказкотерапии в формировании речи. – URL: https://rufund.ru/economics/rol-skazkoterapii-v-formirovanii-rechi-princip-aktivnosti-i-posilnoi/