СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ

Потехина Л.С. 1, Брутова М.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье поднимаются актуальные вопросы по проблеме адаптации обучающегося с ментальными нарушениями к систематическому обучению, их психолого – педагогическое сопровождение. Психолого – педагогическое сопровождение адаптации первоклассника, безусловно, актуально, так как количество детей с интеллектуальными нарушениями испытывающих трудности в обучении, общении и в вхождении в школьный коллектив, в специальном коррекционном учреждении ежегодно увеличивается. Во всех сферах образовательного процесса диагностика и коррекция дезадаптивного поведения имеют определяющее значение.

В последние годы в Российской Федерации на законодательном уровне были приняты меры по интеграции людей с различными психологическими состояниями в общество. Одной из целей Государственного образовательного стандарта Российской Федерации является гарантия равных возможностей для полноценного развития всех детей в процессе обучения.

Начало обучения в школе – серьезное испытание для обучающегося, связанное с резким изменением всего образа жизни.

Первостепенным на этапе адаптации является включение обучающегося с интеллектуальным нарушением в социальное пространство. Данный процесс должен регулироваться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, и пройти, так чтобы вызвать минимум дискомфорта у первоклассника.

Термин «адаптация» от латинского adaptio – приспособление впервые ввел немецкий физиолог Х. Аубертом. По мнению О.В. Буховцевой, первоначально данная дефиниция употреблялась в рамках биологической науки с целью обозначения приспособления строения и функций организма, его органов к условиям среды, направленного на сохранение гомеостаза. Намного позже понятие адаптация стало использоваться для обозначения процесса и результата приспособления человека к условиям общественной среды, который находиться в зависимости от биологических и социально – психологических условий [2].

Понятие «адаптация к школьному обучению» вошло в науку с целью описания различных проблем и трудностей, возникающих у обучающихся в связи с обучением [3].

Классификация показателей приспособленности ребенка к систематическому обучению:

1) организационная адаптация - это приспособление к новой организационной системе жизни. Она отражает принятие ребенком нового социального положения школьника.

2) адаптация к обучению и мотивация. Формирование системы учебной мотивации является одним из необходимых условий успешной учебной деятельности на протяжении всего учебного периода;

3) психологическая адаптация отражает состояние эмоциональной сферы ребенка во время учебной деятельности и общее психологическое здоровье школьника.

4) социальная адаптация выявляет поведенческие особенности ребенка в процессе систематического обучения в школе, устанавливает контакт с учителем и одноклассниками.

Сочетание этих признаков охарактеризовывает уровень адаптированности ребенка в школе, а отклонения от любого из этих признаков указывает на дезадаптацию или на риск появления ее [1].

Адаптация обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями), его здоровье, напрямую зависит не только от правильно выстроенного распорядка образовательного учреждения, а в первоочередном от психологического комфорта, индивидуализации подхода к такому ребенку, при этом должны учитываться все его и личные особенности [4].

Получается одна из основных проблем в образовании для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается в поиске оптимальных путей развития ребят с особыми потребностями. Эта проблема решается комплексно, с учетом индивидуальных различий в развитии обучающихся. До сих пор вопрос научно обоснованных стратегий психолого-педагогического сопровождения, учитывающих как индивидуальные особенности обучающихся, так и образовательную компетентность родителей, раскрыт недостаточно. Следовательно, с вышесказанным, можно рассмотреть вопрос о сопровождении адаптации обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как актуальным.

Список использованной литературы

1. Ананьев, Б.Г. Классификация методов исследования [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https// studfiles. net/preview/4395575/page:(2022) – Загл. с экрана.

2. Адаптация детей. Проблемы и поиск решений. / сост. Е.А. Долженко – М.: Учитель, 2015. – 32 с.

3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2016. – 298 с.

4. Казакова, Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология //Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: учеб. пособ.; СПб., 2001. С 9 – 14.

Просмотров работы: 43