Концептуальное моделирование предметной области «Авиационное радиоэлектронное оборудование» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Концептуальное моделирование предметной области «Авиационное радиоэлектронное оборудование»

Алтынбаев Э.О. 1, Киргинцева Н.С. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для исследования сложных систем и процессов (таких как развитие коммуникативной компетенции специалистов) применяется моделирование. Для формализованного представления данных о моделируемых системах или процессах, предполагающего описание модели в виде компьютерных артефактов, используется концептуальное моделирование. В стандарте ГОСТ Р 43.0.3-2009 приведено определение концептуальной модели как абстрактной модели, определяющей структуру исследуемого объекта (составные части и связи), свойства составных частей, причинно-следственные связи [1].

Особенностью предметной области «Авиационное радиоэлектронное оборудование» является тот факт, что, по сути, она является частью предметной области «Авиационное оборудование». В англоязычной традиции области «Авиационное оборудование» и «Авиационное радиоэлектронное оборудование» не разграничивают, а оба класса оборудования являются областью профессиональной деятельности одного и того же специалиста. Поэтому частично термины, включенные в концептуальную модель анализируемой области, перекликаются с терминами, содержащимися в концептуальной модели, рассмотренной в предыдущем параграфе. Однако, в модели, описываемой в данном параграфе, содержатся и специфические понятия.

Впроцессеизучениятерминологическогоаппарата, образующегопредметнуюобласть «Авиационноерадиоэлектронноеоборудование» («Radio and communication equipment»), былипроанализированыследующиесуществительные (всего 37): on-board radar, antenna, radome, transceiver, magnetron, duplexer, frequency, amplitude, phase, beam width, aperture, wavelength, oscillation period, period, phased array antenna, dipole antenna, parabolic reflector, loop antenna, top-fed antenna, rope antenna, half-slot antenna, primary surveillance radar, monopulse secondary, receiver, detect and avoid radar system, friend-or-foe system, responder, very high frequency communication, emergency radio station, ultra-short-wave station, short-wave station, radio receiver, extracts, amplifies, precision approach radar, distance measuring equipment, multi-mode receiver.

Таким образом, диаграмму концептуальных классов предметной области «Авиационное радиоэлектронное оборудование» можно представить в виде рисунка 1.

Рисунок 1 – Диаграмма концептуальных классов предметной области «Авиационное радиоэлектронное оборудование»

На основании проведенного анализа лексических единиц представляется возможным выделить следующие лексические группы в составе предметной области «Авиационное радиоэлектронное оборудование» («Radio and communication equipment»): locationequipment, communicationequipment, navigationequipment.Данная классификация может быть представлена в виде следующей схемы (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Диаграмма концептуальных классов групп радио оборудования

    1. Группа«Location equipment» включаетвсебятриподгруппы:«Detect and avoid radar system», «Radar», «Friend-or-foe identification system».

 

Location equipment

 

Radar

Detect and avoid system

Friend-or-foe identification system

Рисунок 3 – Диаграмма концептуальных классов «Радиолокационное оборудование»

Концепт «Detect and avoid system» не подразделяется на классы и описаны через атрибуты.

Подгруппа«Radar»состоитизследующихсуществительных: onboard radar,antenna, radome, transceiver, magnetron, duplexer, frequency, amplitude, phase, beam width, wavelength, oscillation period, phased array antenna, dipole antenna, parabolic reflector, loop antenna, top-fed antenna, rope antenna, half-slot antenna, primary surveillance radar, monopulse secondary, receiver. При этом концепт «onboard radar» наиболее репрезентативен и может быть описан отдельной диаграммой (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Диаграмма концептуальных классов «Бортовая РЛС»

Предметнаяобласть «Связноеоборудование» («Communication equipment») содержитследующиеклассы: Very High Frequency Communication, Emergency Radio Station, Ultra-short-wave Station, Short-wave Station, Radio receiver. Диаграмма концептуальных классов данной предметной области представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 Диаграмма концептуальных классов предметной области «Communication equipment»

Всоставпредметнойобласти «Навигационноеоборудование» («Navigation equipment») входятследующиеклассы: Precision Approach Radar, Distance Measuring Equipment, Instrument Landing System, Marker Beacon, Multi-mode Receiver (Рисунок 6).

Рисунок 6 Диаграмма концептуальных классов предметной области «Navigation equipment»

Концептуальная модель предметной области «Авицаионное радиоэлектронное оборудование» наряду моделями других предметных областей, относящихся к предметной области «Инженерно-авиационная служба» была положена в основу базы данных «Учебный терминологический словарь тезаурусного типа для развития коммуникативной компетенции специалистов ИАС ВКС», разработанной в среде TiddlyWiki.

Список литературы

  1. ГОСТ Р 43.0.3-2009. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. НООН-технология в технической деятельности. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2010. IV, 18 с.

Просмотров работы: 32