Одной из актуальных проблем социальной работы в настоящее время является проблема работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и растущее количество детей-инвалидов.
В нашей стране на 2023г., согласно проведенным исследованиям, количество глухих и слабослышащих взрослых составляет примерно 1% от общей популяции. Это означает, что в России проживает около 1,4 миллиона взрослых с нарушениями слуха.
Что касается детей, то статистика сильно различается в зависимости от возрастной группы. По оценкам специалистов, около 1-2% новорожденных имеют слуховые проблемы. Это означает, что в год в России появляется около 10-20 тысяч глухих или слабослышащих детей. Уже в возрасте 3 лет количество детей со слуховыми нарушениями увеличивается и составляет около 3-5% от общего числа. Для детей школьного возраста эта цифра снижается и составляет примерно 1-2%. Тем не менее, в общей сложности в России проживает около 400-500 тысяч детей с нарушениями слуха[4]. И с каждым годом эта цифра только увеличивается. В связи с этим все больше и больше семей сталкиваются с необходимостью воспитывать детей с нарушением слуха, что является серьезным испытанием для родителей. Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В.В. Ткачева). Появление в семье физически или психически: неполно ценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Поэтому таким семьям требуется особое внимание, поддержка и помощь со стороны специалистов, а именно социальное сопровождение [2].
Согласно ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия [1].
Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, является важным компонентом всесторонней поддержки таких семей. Оно направлено на помощь родителям в обеспечении оптимальных условий развития и образования для ребенка, а также на поддержку самого ребенка в его индивидуальной адаптации в обществе.
Дети, страдающие нарушением слуха, имеют особые потребности и требуют дополнительного внимания и ухода. Поэтому социальное сопровождение этих семей является неотъемлемой частью их жизни. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе. Одной из важнейших функций социального сопровождения является обеспечение доступа к услугам и программам для родителей и их детей с нарушением слуха.
Основная цель таких программ – предоставить семьям всестороннюю помощь и поддержку в процессе воспитания и развития детей с нарушением слуха.
Сопровождение может осуществляться различными специалистами, включая социальных работников, специалистов по ранней интервенции, психологов, логопедов и других профессионалов.
Основные задачи социального сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, могут включать:
1. Помощь родителям в освоении навыков коммуникации с ребенком. Это может включать обучение жестовому или знаковому языку, обучение использованию слуховых аппаратов или других ассистивных технологий.
2. Помощь в поиске и организации подходящих образовательных программ для ребенка. Это может включать консультации по выбору специализированной школы или класса, адаптацию программы обучения под особенности ребенка, помощь в получении дополнительных образовательных услуг.
3. Поддержка в решении практических проблем. Это может включать помощь в поиске финансовых и материальных ресурсов для приобретения слуховых аппаратов или других средств аудиологической реабилитации, помощь в оформлении социальных льгот и пособий, консультирование по вопросам медицинского и организационного характера.
4. Психологическая поддержка всей семьи. Воспитание ребенка с нарушением слуха может стать вызовом для семьи ребенка. Психологическое сопровождение может помочь справиться с эмоциональными трудностями и стрессом, а также восстановить семейные отношения и укрепить связь между всеми членами семьи.
В рамках социального сопровождения также проводятся консультации и тренинги для родителей по вопросам ранней реабилитации, развития речи и слуха детей, использования адаптивных технологий и устройств для слабослышащих. Эти мероприятия помогают родителям лучше понять особенности развития своих детей и научиться эффективному взаимодействию с ними в повседневной жизни.
Социальное сопровождение также играет важную роль в формировании родительской компетентности и осознанности воспитания детей с нарушением слуха. Мероприятия программы включают в себя обучение родителей методам коммуникации, включение в специальные группы поддержки, где они могут обмениваться опытом и находить ответы на свои вопросы.
Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, помогает родителям стать эффективными помощниками для своих детей в обществе. Оно также способствует созданию условий для полноценной интеграции детей с нарушением слуха в общество. Совместный труд родителей и специалистов в рамках программы социального сопровождения помогает формировать уверенность в себе у детей, мотивирует их к развитию и достижению успеха в жизни.
Кроме того, социальные работники, специализирующиеся на сопровождении семей с детьми с нарушением слуха, также оказывают психологическую поддержку родителям, помогая им справиться с ощущением изоляции и непонимания, которое часто переживают в таких ситуациях. Редкий опыт воспитания ребенка с нарушением слуха требует не только терпения и усилий со стороны родителей, но и понимания, обмена опытом и поддержки со стороны профессионалов. Также, социальное сопровождение включает поддержку эмоционального состояния семей, воспитывающих детей с нарушением слуха. Групповые занятия, консультации с психологом, психотерапевтом и тренером могут помочь детям и их родителям справиться с возникающими эмоциональными трудностями.
Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, следует осуществлять в тесном сотрудничестве с другими специалистами и службами, такими как школа, реабилитационные центры, общественные организации и т.д. Целью такого сопровождения является создание условий для полноценного развития и социализации ребенка с нарушением слуха, а также поддержка всей семьи в этом процессе [3].
Таким образом, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, играет важную роль в обеспечении всесторонней поддержки и помощи этим семьям. Оно помогает родителям справиться с трудностями воспитания детей с нарушением слуха и создает условия для их полноценной интеграции в общество.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
2. Соколов, А.Н. Сопровождение семей, имеющих детей с нарушенным слухом // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. - СПб.: Наука-Питер, 2022. С.300-303.
3. Шматко, Н.Д. Организация семейного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом: методическое пособие для родителей [Электронный ресурс] / Н.Д. Шматко, О.В. Польская, Т.В. Куликова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. – 79 с.
4. Статистика: количество глухих и слабослышащих взрослых и детей в России на 2023 год.– [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: https://aktosr.ru/chitayut/statistika-kolichestvo-gluhih-i-slaboslyshaschih-vzroslyh-i-detey-v-rossii-na-2023-god