Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Орлистат в аптечной сети ООО «Аптека А.В.Е» г. Реутов - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Орлистат в аптечной сети ООО «Аптека А.В.Е» г. Реутов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Ожирение - это заболевание хронического характера, возникающее из-за нарушения обмена веществ в организме. Данное заболевание приводит к чрезмерному увеличению массы тела и толщины жировых тканей. Проблема чрезмерной полноты для человечества носит очень серьезный характер, так как слишком большой вес вызывает нарушение функций систем кровообращения, дыхания, мочевыделения, провоцирует боли в области спины, поясницы, а также вызывает различные гормональные нарушения [9]. 

По данным официальной статистики ожирения в мире насчитывается около 1,9 млрд. человек с избыточным весом. Из них более чем 640 млн. с чрезмерной полнотой. За последнее время проблема избыточного веса у россиян становиться наравне со многими серьезными заболеваниями. Официальная статистика ожирения в России уже насчитывает 24,9% от общего населения страны. Исходя из данных, опубликованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), предполагается, что ежегодно около 3,4 млн. взрослого населения умирает вследствие излишнего веса и ожирения. Основными причинами этого является отсутствие физических нагрузок, несбалансированное высококалорийное питание [11].

Современная фармацевтическая промышленность предлагает методы, как избавиться от чрезмерной полноты и ожирения. Существует большое количество лекарственных препаратов (ЛП), способных уменьшать массу тела, однако на сегодняшний день лишь три препарата официально рекомендованы для лечения ожирения в качестве средств выбора - сибутрамин, орлистат и фентермин [7].

Орлистат является препаратом первого ряда, он более эффективно снижает вес, уменьшает выраженность некоторых осложнений ожирения, может назначаться в течение длительного времени (до 2 лет) и при этом не вызывает серьезных нежелательных явлений. Орлистат подтвердил свою высокую эффективность и безопасность. Таким образом, хотя за несколько последних десятилетий ожирение приобрело характер пандемии, охватившей население большинства стран нашей планеты, тем не менее, можно утверждать, что в арсенале современной медицины имеются эффективные способы лечения этого заболевания, которые позволяют не только улучшить качество жизни пациентов, но и существенно снизить смертность от осложнений ожирения [7].

В связи с вышесказанным маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства (ЛС) МНН Орлистат являются необходимыми и актуальными на сегодняшний день.

Цель работы: маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат в аптечной сети ООО «Аптека А.В.Е» г. Реутов.

Задачи работы:

  1. Изучить способы управления ассортиментом и методы анализа ассортимента в аптечной организации.

  2. Провести товароведческую характеристику лекарственного средства.

  3. Провести маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат в аптечной сети ООО «Аптека А.В.Е» г. Реутов.

  4. Провести сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат, предлагаемого на российском и региональном рынке по показателям ассортимента.

  5. Разработать предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат в аптечной организации.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе ЛС МНН Орлистат.

Методы исследования: контент-анализ официальных источников информации о ЛС, маркетинговые методы, метод сравнения.

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

    1. Ассортиментная политика аптечной организации

Одной из основных задач в деятельности аптечной организации является выработка ассортиментной политики, которая представляет собой систему мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом для удовлетворения запросов потребителей, завоевания новых покупателей, улучшения финансовых показателей [12].

Необходимо учитывать особенности основной массы товаров, реализуемых через аптечные организации. Основным признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно - оздоровительной и профилактической целью [13].

Существенное влияние на формирование ассортимента оказывает наличие регламентирующих перечней, представляющих собой обязательный ассортимент, который устанавливается приказом Министерства здравоохранения РФ для аптечных организаций. Кроме того, ежегодно утверждается «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которые в обязательном порядке должны быть в аптечной организации независимо от форм собственности.

Наряду с обязательным, в АО формируется и свободный ассортимент - с учетом заболеваемости населения, расположения близлежащих к аптеке медицинских организаций, учитывается фактор сезонности спроса и т.д. [14].

Ассортимент товара в аптеке регламентируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» Статья 55. Порядок розничной торговли лекарственными препаратами. В пункте 7 приведен перечень товаров, реализуемых через аптечные организации: «Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни» [1].

Основная цель ассортиментной политики, а значит, и результат, к которому в конечном итоге стремятся все руководители аптек - формирование оптимального и рационального ассортиментного портфеля для удовлетворения населения в лекарственной помощи и получения запланированной прибыли [17].

Сложность процесса управления ассортиментом заключается в большом количестве торговых наименований препаратов, которые реализуются через аптечную сеть. Значительные ограничения на работу с ассортиментом накладывает сложность точного расчета потребности в лекарственных средствах. И при всем этом обеспечение лекарственными средствами населения и лечебных учреждений должно быть высококачественным [12].

Ассортиментная политика является одним из основных объектов системы управления, так как именно отношение потребителей к товару определяет возможности существования и развития аптечной организации [19].

Аптечная организация ежедневно сталкивается с необходимостью быстрого реагирования на каждое изменение рыночной ситуации, что в первую очередь отражается на ассортименте.

В целом можно сказать, что в современных условиях конкуренции на рынке формируется структура необходимого ассортимента, поэтому задача аптечных учреждений - удовлетворить спрос в максимально полном объеме и быстрее, чем конкуренты.

Существует несколько этапов работы с ассортиментом: планирование, формирование и управление. Их сущность заключается в своевременном предложении определенной совокупности товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли спрос определенных категорий покупателей.

Планирование ассортимента - это процесс определения перспективных торговых наименований, которые будут наполнять ассортиментный портфель, удовлетворять потребностям потребителей и обеспечивать аптечному предприятию прибыльную работу. Комплексный подход к планированию возможен только на основе полной информации об ассортименте аптечных учреждений конкретного региона, объеме продаж каждой товарной позиции и группы товаров, учитывая особенности месторасположения и организации работы самого аптечного учреждения, и, конечно же, о потребностях и предпочтениях покупателей [19].

На наполнение ассортимента также оказывает влияние промоционная активность производителей, поэтому следует учитывать влияние рекламы и деятельности медицинских представителей.

Широко распространенным способом планирования изменений ассортимента является анализ дефектуры, позволяющий выявить спрос на отсутствующие препараты путем фиксации спроса покупателей первостольником в учетной системе или на бумажных носителях (журнал неудовлетворенного спроса, или учета дефектуры) [12].

На формирование ассортимента влияет много факторов, среди которых -месторасположение аптечного учреждения, его размер и тип, а также форма организации торговли. Так, структура потребления в аптеках, расположенных в спальных или центральных районах города, в оживленных местах и в аптеках самообслуживания будет иметь свою специфику. Также деятельность по формированию ассортимента предусматривает изучение информации об особенностях рынка, выбор дистрибьюторов и определение ценовой политики, необходимые для эффективной прибыльной работы.

Управление ассортиментом - комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию ассортимента, минимизацию товарных запасов и дефектуры. Среди основных способов управления ассортиментом необходимо выделить анализ собственных продаж. Этот метод применяют для определения оптимального размера запасов. Его эффективность зависит от частоты обновления ассортимента с учетом тенденций регионального рынка [13].

При работе над ассортиментом наибольшее внимание уделяется анализу собственных продаж. Так, к основным методам анализа собственных продаж, которые могут использоваться в аптечных учреждениях, относят:

1. Анализ динамики объема продаж по каждой категории препаратов, маржинального дохода, средней суммы покупки и количества покупок - используется для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии.

2. Анализ структуры чеков - для оценки эффективности мерчандайзинга, анализа состава чеков различных групп покупателей и выделения наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых товаров. Мерчендайзинг основывается на стимулировании розничных продаж без дополнительных усилий со стороны сотрудников - за счет выкладки товаров и размещения рекламы в торговом зале. Чем лучше представлен товар, тем более активно он продается.

3. Анализ структуры товарооборота и маржинального дохода (АВС-анализ) предусматривает анализ ассортимента, его разделение по степени влияния на общий объем продаж на три группы и выбор направлений по работе с каждой из них с целью оптимизации ассортимента, и, следовательно, увеличения совокупной прибыли.

4. Анализ эластичности и эффективности использования торговых площадей подразумевает оценку эффективности изменений планировки или выкладки, проведенных в аптеке. Применяется для перераспределения места в торговом зале и на полках [17].

При формировании ассортимента, необходимо осуществить несколько последовательных шагов. Сформировать общую структуру ассортимента на уровне фармацевтических групп. При этом необходимо учитывать следующие параметры:

-  соотношение долей парафармацевтической продукции и лекарственных средств в ассортименте;

-  соотношение долей каждой фармгруппы внутри лекарственного ассортимента и каждой товарной категории внутри других групп товаров;

-  наполняемость отдельных фармгрупп и категорий;

-  соотношение долей отечественных и импортных товаров, рецептурных и безрецептурных лекарственных средств;

-  доля жизненно-важных лекарственных средств [12].

Эффективное управление ассортиментом в аптеке позволяет решить целый ряд важнейших проблем:

-    увеличить оборачиваемость лекарственных средств и других товаров, снизив при этом товарный запас;

-    минимизировать количество потерянных вследствие дефектуры покупателей;

-    предупредить списание товаров в связи с истечением срока годности.

Таким образом, доказано, что рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы, приводит к равенству спроса и предложения, повышая тем самым эффективность хозяйственной деятельности аптечной организации.

    1. Маркетинговый анализ товаров аптечного ассортимента

Все аптечные организации осуществляют деятельность по реализации ЛС и товаров аптечного ассортимента на основании существующего законодательства, т.е. на основании лицензии на фармацевтическую деятельность - именно в этом документе указываются разрешенные виды деятельности.

Аптечная организация в зависимости от ее вида может осуществлять:

- реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

- изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

- отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

- реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения; дезинфицирующих средств; предметов личной гигиены; минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания; косметическую и парфюмерную продукцию;

- отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

- предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

- оказание первой медицинской помощи;

- оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения [17].

В соответствии с требованиями Приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 N 647Н "Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует:

а) обеспечение системы закупок, предотвращающей распространение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента;

б) оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск;

в) доступ к информации о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях (далее - фармацевтическое консультирование);

г) информирование покупателей о наличии товаров, в том числе о лекарственных препаратах нижнего ценового сегмента.

В процессе реализации товара аптечные организации  обращают внимание на анализ ассортимента реализуемых лекарственных препаратов, проводимый периодически с учетом таких факторов, как: 

- прибыльность; 

- сезонность; 

- наличие товара на складе; 

- скорость продаж; 

- другие факторы.

При анализе ассортимента, используют метод АВС-анализа, при котором совокупности товара согласно выбранным критериям (как правило, двум) классифицируются на три группы - А, В и С. Это позволяет выделить в ассортименте приоритетные направления и лекарственные препараты, на которые и следует обратить особое внимание персонала аптеки. Критерии оценки могут быть разнообразными и зависят от цели, которую ставит перед собой аптечная организация [19].

Критериями анализа ассортимента могут быть:

• объем продаж лекарственных препаратов, объем прибыли при реализации и затрат на продвижение данных препаратов;

• фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата.

ABC-анализ - один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. Его синонимами является первоначальный анализ, правило 80/20 и принцип Парето. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления. Как правило, используют два критерия. Они могут быть разными:

• с одной стороны, количество позиций лекарственных средств, аптек, поставщиков и др.;

• с другой - товарооборот, стоимость запасов, объем потребления лекарств, затраты, доход и т. п. [8, 16].

Развитием АВС-анализа является его комбинирование с XYZ-анализом, базирующимся на тех же принципах, что и ABC-анализ. При этом учитывается три критерия, один из которых в большинстве случаев определяется во временном отношении.

В качестве примера необходимо узнать, какая фармакотерапевтическая группа препаратов обеспечивает наибольший объем продаж или прибыль. По результатам применения метода АВС-анализа:

• 10% всех позиций ассортимента (группа А) обеспечивают 80% товарооборота;

• 15% ассортимента (группа В) дают 15% товарооборота;

• остальные 75% ассортимента составляют лишь 5% от общего товарооборота;

• 25% ассортимента компании (группа А и В) обеспечивают 95% товарооборота компании.

Применение ABC-анализ базируется на предвидении того, что незначительная часть ассортимента товара составляет значительную часть товарооборота. При проведении указанного анализа реализованные фирмой за год (или другой период) товары распределяют в порядке уменьшения их стоимости и рассчитывают удельный вес реализации каждой ассортиментной позиции [16].

При этом класс А может составлять около 20% общего количества ассортиментных позиций, на которые приходится 80% товарооборота. Класс В - это почти 30% лекарственных средств, обеспечивающих почти 10% объема реализованного товара. Остальные единицы наименований с низким товарооборотом формируют класс С. Он составляет не менее 10% оборота и 50% от совокупности анализируемых позиций (рисунок 1). Следует отметить, что указанный порядок классификации не является догмой. В зависимости от ситуации можно выходить из других критериев (например, для класса А они могут быть такими — 8/80, 15/80, 10/70) [14, 8].

Рисунок 1. Графическая интерпретация АВС-анализа ассортимента товара

Таким образом, определяются те позиции в ассортименте (фармакотерапевтические группы и лекарственные формы), на которых должна быть сконцентрирована основная работа и которые являются основными в обучении работников аптеки (кроме этого, компании используют результаты этого анализа и при планировании производства, определении стратегии закупок и оптимальных запасов фармацевтической продукции на складе) [14].

VEN-анализ, проводимый параллельно с АВС-анализом  позволяет определить приоритетные группы лекарственных препаратов в соответствии с делением на жизненно важные (Vital, V), необходимые (Essential, E) и второстепенные (Non-essential, N).

Жизненно важные (V) - лекарственные средства (ЛС), необходимые для спасения жизни пациента (например, тромболитические средства), постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикостероиды), и лекарственные препараты, после прекращения приема, которых развивается синдром отмены.

Необходимые препараты (E) применяются для лечения пациентов с менее опасными для жизни заболеваниями, второстепенные (N) - для лечения неопасных заболеваний, с неустановленной эффективностью и применяемые для симптоматического лечения [19].

С точки зрения логистики, управление товарными запасами - это процесс балансирования между двумя взаимоисключающими тенденциями: сокращением суммарных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечением наличия запасов, достаточных для безотказной реализации. При этом увеличение товарных запасов по качеству и количеству целесообразно до тех пор, пока экономический эффект превышает затраты на содержание дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств [17].

Для реализации ассортиментной политики необходимо постоянно осуществлять контроль товарных запасов. Он состоит в подсчете имеющихся в конкретном месте запасов, а также в отслеживании процесса их увеличения или уменьшения. Учет и анализ может проводиться вручную или с помощью компьютерных технологий. Главное отличие в скорости, точности и стоимости.

С целью осуществления желаемой политики управления товарными запасами необходимо разработать процедуры контроля. Они должны определять частоту проверок, уровень запасов и сравнение с параметрами запасов, которые, в свою очередь, будут влиять на время и объем повторного заказа[12].

Расширение ассортимента влечет за собой увеличение издержек и следовательно, уменьшение прибыли. Поэтому использование в практической деятельности такого инструмента, как АВС-анализ, позволит выбрать из всего многообразия ЛС только необходимые покупателям [19].

После выбора структуры ассортимента, каналов распределения товара и принятия решения по выбору целевого клиента перед компанией встает задача построения системы распределения товаров, с помощью которой можно будет эффективно доставлять товары   потребителям. Следовательно, возникает проблема эффективного управления товарными запасами. Для управления товарными запасами с помощью параметров логистики одного метода АВС-анализа недостаточно.

В аптечном ассортименте доля товаров с различной скоростью реализации колеблется:

• группа I – товары с высокой скоростью реализации составляют 12–35% (в среднем 22%);

• группа II – с умеренной скоростью реализации – 25–45%;

• группа III – с низкой и непредсказуемой скоростью реализации – 40%.

Товары группы III будут реализованы лишь частично, а оставшаяся часть должна быть оплачена за счет собственных резервов аптеки, если они есть. При отсутствии финансовых резервов оплата нереализованной массы товара становится невозможной, что может привести к росту задолженности и отказам со стороны поставщиков в последующем в беспроцентном товарном кредите. Меньшая эффективность работы аптеки при реализации товара, приобретенного на условиях кредита, особых доказательств не требует. Однако и при приобретении товара только на условиях предоплаты аптека может не обеспечить высокую эффективность использования собственных оборотных средств [13, 19].

Использование данных методов перспективно для аптек, т.к.:

1. Проведение подобного анализа не требует значительных финансовых затрат и позволяет рационально использовать имеющиеся средства.

2. Результаты АВС-анализа можно использовать как для определения стратегии закупок препаратов, так и для формирования их оптимальных запасов на складе. Например, для группы препаратов с высокой стабильной скоростью продаж возможна высокая точность прогноза, что исключает необходимость в больших запасах на складе. Для группы препаратов, скорость продаж которых изменяется в зависимости от сезона, целесообразно периодическое формирование запасов.

3. Фирмы, занимающиеся мелкооптовой и розничной торговлей, или оптовые компании, ориентированные на эту группу клиентов, должны иметь достаточно широкий ассортимент. В него должны входить все фармацевтические группы ЛС. Ассортимент компании, ориентированный на средний и крупный опт, намного yже, поэтому необходимо больше внимания уделять получению выгодных условий (скидки, отсрочки платежей и т.п.) от поставщиков [12].

ГЛАВА 2. Маркетинговые исследования АССОРТИМЕНТА лекарственных препаратов на основе
лекарственного средства МНН ОРЛИСТАТ
В АПТЕЧНОЙ СЕТИ ООО «АПТЕКА А.В.Е» Г. РЕУТОВ

2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства Орлистат

Международное непатентованное наименование (МНН) - Орлистат

Латинское название вещества Орлистат - Orlistatum (род. Orlistati)

Химическое название - [2S-[2альфа(R*), 3 бета]]-1-[(3-Гексил-4оксо-2-оксетанил)-метил]додециловый эфир N-формил-L-лейцина [23].

Брутто-формула: C29H53NO5

Фармакологическая группа вещества Орлистат - другие гиполипидемические средства [15, 22].

АТХ Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC):

Код АТХ: A08AB01

A - Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

A08 - Препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты)

A08A - Препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты)

A08AB- Препараты для лечения ожирения периферического действия

A08AB01 – Орлистат [20].

Нозологическая классификация (МКБ-10):

E66 Ожирение

Характеристика вещества Орлистат: белый или не совсем белый кристаллический порошок. Практически нерастворим в воде, свободно растворим в хлороформе, легко растворим в метаноле и этаноле. Не имеет pKa в физиологическом диапазоне pH [22].

Рисунок 2. Структурная формула вещества Орлистат

Фармакологическое действие - ингибирующее желудочно-кишечные липазы [15, 22].

Действует в просвете желудка и тонкой кишки путем формирования ковалентной связи с активным радикалом серина желудочной и панкреатической липаз. Инактивированные ферменты не способны гидролизовать триглицериды жиров пищи до абсорбируемых свободных жирных кислот и моноглицеридов. Непереваренные жиры не абсорбируются, создавая дефицит калорий, позитивно влияющий на контроль массы тела. Для проявления активности не требуется системная абсорбция орлистата, в рекомендуемой терапевтической дозе (120 мг 3 раза в сутки) он примерно на 30% ингибирует всасывание поступающих с пищей жиров [15].

Применение вещества Орлистат

По данным Physician Desk Reference (2009), орлистат показан для лечения ожирения, в т.ч.уменьшения и поддержания массы тела, в сочетании с гипокалорийной диетой. Орлистат также показан для уменьшения риска повторной прибавки массы тела после ее первоначального снижения. Орлистат показан пациентам с ожирением при индексе массы тела ≥30 кг/м2 или ≥27 кг/м2 при наличии других факторов риска (сахарный диабет, артериальная гипертензия, дислипидемия).

Противопоказания:

Гиперчувствительность, синдром хронической мальабсорбции, холестаз.

Ограничения к применению:

Детский возраст (безопасность и эффективность не установлены), гипероксалурия в анамнезе, нефролитиаз (кальциевые оксалатные камни).

Применение при беременности и кормлении грудью:

Адекватных хорошо контролируемых исследований орлистата у беременных женщин не проводилось. Орлистат не рекомендуется применять во время беременности, а также не следует применять его у кормящих женщин [22].

Передозировка:

Однократный прием 800 мг орлистата или его многократный прием в дозе до 400 мг 3 раза в сутки в течение 15 дней людьми с нормальной массой тела и с ожирением не сопровождался значимыми побочными явлениями.

Если выявлена значительная передозировка орлистата, следует наблюдать за состоянием пациента в течение 24 ч. По данным исследований на животных и человеке, системные эффекты, связанные с липазингибирующими свойствами орлистата, должны быть быстро обратимыми.

Пути введения - внутрь.

Меры предосторожности вещества Орлистат

Перед назначением орлистата следует исключить органическую причину ожирения, например гипотиреоз.

На время лечения рекомендуют сбалансированную низкокалорийную диету, в которой жиры обеспечивают не более 30% калорий. Вероятность развития побочных явлений со стороны ЖКТ увеличивается при высоком содержании в пище жиров (более 30% суточной калорийности). Суточный прием жиров, углеводов и белков должен быть распределен между тремя основными приемами пищи. Поскольку орлистат уменьшает всасывание некоторых жирорастворимых витаминов, для обеспечения адекватного их поступления в организм пациенты должны принимать поливитаминные препараты, содержащие жирорастворимые витамины [15].

Торговые названия: Орсотен®, Листата, Листата Мини, Ксеникал®, Орсотен® слим, Ксеналтен®, Орлистат-Акрихин, Орлистат, Орликсен 120, Алли , Орликсен 60, Орлистат Канон, КСЕНАЛТЕН® СЛИМ, Ксеналтен® Лайт, Ксеналтен Лого, Ксеникал® [18, 22].

Форма выпуска: капсулы, внутри которых содержится кристаллический порошок светлого цвета; таблетки, покрытые пленочной оболочкой [21, 22].

Условия и сроки хранения:

Препарат следует хранить в тёмном и прохладном месте, защищённом от детей. Срок годности – 2 года. Не применять после истечения срока годности, указанного на упаковке [22, 3].

Условия отпуска из аптек: по рецепту и без рецепта [2, 4].

2.2. Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на

основе лекарственного средства МНН Орлистат, разрешенных к

применению в стране

Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Орлистат, разрешенных к применению в России проводился на основании данных Государственного реестра ЛС России на 01.04.2023.

Проведенный анализ показал, что в Государственном реестре ЛС зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе МНН Орлистат (таблица 1) [22].

Таблица 1

Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат

п/п

МНН

Торговое наименование

Лекарственные формы,

дозировка, фасовка

Страна

Фирма

Рег. номер,

дата регистрации

1

Орлистат

Орлистат

Капсулы

60 мг № 7, 14,

21, 28, 42, 63, 84

Россия

АО "АЛИУМ"

ЛП-№(001164)-(РГ-RU), 30.08.2022

Продолжение таблицы 1

2

Орлистат

Орлистат

Капсулы

120 мг № 7, 14, 21, 28, 42, 63, 84, 126, 252

Россия

АО "АЛИУМ"

ЛП-№(000804)-(РГ-RU), 19.05.2022

3

Орлистат

Орсотен®

Капсулы

120 мг № 21, 42, 84

Россия

ООО "КРКА-РУС"

ЛП-№(000714)-(РГ-RU), 20.04.2022

4

Орлистат

Орсотен® слим

Капсулы

60 мг № 42, 84

Россия

ООО "КРКА-РУС"

ЛП-№(000631)-(РГ-RU), 17.03.2022

5

Орлистат

ОРЛИСТАТ-АЛИУМ

Капсулы

120 мг № 7, 14, 21, 28, 42, 63, 84

Россия

АО "АЛИУМ"

ЛП-№(000627)-(РГ-RU), 15.03.2022

6

Орлистат

ОРЛИСТАТ-ЛекТ

Капсулы 120 мг

№ 20, 40, 80

Россия

ОАО "ТХФЗ"

ЛП-006836, 10.03.2021

7

Орлистат

Листата Мини

таблетки, покрытые пленочной оболочкой

60 мг № 10, 20, 30, 60, 90

Россия

ООО "Изварино Фарма"

ЛП-004982, 08.08.2018

8

Орлистат

Орлистат

Капсулы

60 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100, 42, 84

Россия

ООО «Озон»

ЛП-004765, 29.03.2018

9

Орлистат

Орлистат

Капсулы

120 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 120, 84, 21, 42, 36, 48

Россия

ООО «Озон»

ЛП-004741, 15.03.2018

Продолжение таблицы 1

10

Орлистат

Ксеналтен® Лайт

Капсулы

60 мг № 7, 21

Россия

ЗАО "ФП "Оболенское"

ЛП-002925 23.03.2015

11

Орлистат

Орлистат Канон

Капсулы

120 мг № 7, 14, 10

Россия

ЗАО "Канонфарма продакшн"

ЛП-002507 17.06.2014

12

Орлистат

Листата

Таблетки, покрытые оболочкой 120 мг № 10, 20, 30, 60, 80

Россия

ООО "Изварино Фарма"

ЛП-002174 06.08.2013

13

Орлистат

Орлистат-Акрихин

Капсулы

60 мг № 21, 42, 84

Польша

 Польфарма АО

ЛП-002322, 09.12.2013

14

Орлистат

Орлистат Мини

Таблетки, покрытые оболочкой 60 мг № 10,

20, 30, 60, 90

Россия

ОАО "Биохимик"

ЛП-002353 28.01.2014

15

Орлистат

Орлистат-Акрихин

Капсулы

120 мг № 21, 42, 84

Польша

 Польфарма АО

ЛП-001455 25.01.2012

16

Орлистат

Ксеникал®

Капсулы

120 мг № 21, 42, 84

Италия

Дельфарм Милано С.р.л.

П N014903/01 18.05.2009

 

МНН - 1

ЛП - 86

ТН - 16

ЛФ - 2

Стран - 3

Фирм - 10

 

Анализ данных ГРЛС на 01.04.2023 г. показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Орлистат имеет 86 предложений ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛП 10 фирм в 3 странах в виде двух лекарственных форм. Фармацевтические субстанции (ФС) на основе ЛС МНН Орлистат в лекарственных формах: субстанция-порошок и субстанция-пеллеты («шарики», «гранулы») выпускают в Индии, Китае, Словении. Количество торговых наименований ФС всего – девять, в различной фасовке [22].

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по составу, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по составу

Количество предложений ЛП (всего)

Состав

монопрепарат

комбинированный препарат

К-во

Доля ,%

К-во

Доля,%

86

86

100

0

0

Итого

77

100

0

0

Анализ таблицы 2 показал, что количество предложений на рынке всего – 86 ЛП, из них монопрепараты составляют 100% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по формам выпуска, который представлен в таблице 3.

Таблица 3

Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат, по видам лекарственных форм

№ п/п

Вид лекарственной формы

Количество ЛС

абс. знач.

доля,%

1

Капсулы

71

82,6

2

Таблетки, покрытые оболочкой

15

17,4

Итого:

86

100,0

Как видно из таблицы 3, в структуре ассортимента ЛП на основе МНН Орлистат по видам ЛФ наибольшую долю составляют капсулы – 82,6%. Наименьшее количество производится в форме таблеток, покрытых оболочкой – 17,4% (рис. 3).

Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат, по видам лекарственных форм

На основании данных таблицы 1 была определена структура ассортимента лекарственных средств на основе МНН Орлистат, разрешенных к применению, по производственному признаку, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4

Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по странам-производителям

Страна-производитель

Количество предложений

(лекарственных препаратов)

Доля, %

Россия

77

89,5

Польша

6

7,0

Италия

3

3,5

Всего – 3

Зарубежные

Отечественные

86

9

77

100,0

10,5

89,5

Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат, разрешенных к применению в России, производится в пяти странах. Количество ЛП, произведенных за рубежом составляет 10,5%, количество ЛП российского производства составляет – 89,5% (рис. 4).

Первое место по производству занимает Россия – 89,5%. Наибольшую часть ассортимента, среди зарубежных производителей, составляют препараты, произведенные в Польше, на их долю приходится 7,0 % от общего количества предложений на рынке (рис. 5).

Рисунок 4. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по производственному признаку

Рисунок 5. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по странам-производителям

Таблица 5

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат по фирмам-производителям.

№ п/п

Фирма

Количество ЛП

Доля, %

1

АО "АЛИУМ"

23

26,7

2

ООО «Озон»

26

30,2

3

ЗАО "ФП "Оболенское"

2

2,3

4

ЗАО "Канонфарма продакшн"

3

3,5

Продолжение таблицы 5

5

ООО "Изварино Фарма"

10

11,6

6

ОАО "Биохимик"

5

5,8

7

Дельфарм Милано С.р.л.

3

3,5

8

 Польфарма АО

6

7,0

9

ООО "КРКА-РУС"

5

5,8

10

ОАО "ТХФЗ"

3

3,5

 

Всего - 10

86

100,0

При анализе ассортимента ЛП по фирмам-производителям установлено, что на фармацевтическом рынке присутствует 10 фирм, которые производят по два и более препарату. Наибольшее количество производится фирмой ООО «Озон» - 30,2%.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по датам регистрации.

Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе Орлистата являются 31 препарат (зарегистрированны в 2019-2023 гг.).

Для расчета индекса обновления ассортимента была использована формула (1):

У = n : N , [5, 6]

где: У - индекс обновления; n - количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет (2019–2023 гг.)

N – количество ЛП, зарегистрированных на рынке России.

У = 31 : 86 = 0,36, где n = 31, N = 86.

Ассортимент ЛП на основе МНН Орлистат за последние 5 лет обновился на 36%, т.е. на фармацевтическом рынке России зарегистрированы новые лекарственные препараты для лечения избыточной массы тела и ожирения в новой дозировке и фасовке.

2.3.Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС

МНН Орлистатв аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МННОрлистат проводился во время прохождения производственной практики на базе аптечной организации ООО «Аптека А.В.Е -1», расположенной по адресу: Московская область, г. Реутов, пр. Юбилейный, д. 2 А. Результаты анализа представлены в таблице 6.

Аптечная сеть A.V.E - это современные аптеки европейского уровня, которые обеспечивают население Москвы и Московской области качественной продукцией в области здоровья и красоты. Аптечная сеть А.в.е. сочетает в себе грамотно сформированный ассортимент, верное соотношение цены и качества, легкодоступное месторасположение аптек и высокое качество обслуживания.

Ассортимент A.V.E отличается самым полным ассортиментом лекарственных средств, включая сильнодействующие препараты, широким выбором элитных косметических брендов, аксессуаров и ортопедии.

В соответствии с лицензией аптечная организация является «Аптекой», которой разрешено:

- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таблица 6

Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Орлистат

№ п/п

Торговое наименование

Условия отпуска из аптек

Лек.форма, дозировка, фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер, дата

1

Листата Мини

Без рецепта

таблетки, покрытые пленочной оболочкой

60 мг № 20

605.00

ООО "Изварино Фарма", Россия

ЛП-004982, 08.08.2018

Продолжение таблицы 6

2

Орлистат

По рецепту

Капсулы

60 мг № 42

605.00

Польфарма АО, Польша

ЛП-001455 25.01.2012

3

Орсотен® слим

Без рецепта

Капсулы

60 мг № 42

765.00

ООО "КРКА-РУС" Россия

ЛП-№(000631)-(РГ-RU), 17.03.2022

4

Ксеникал®

По рецепту

Капсулы

120 мг № 21

830.00

Дельфарм Милано С.р.л., Италия

П N014903/01 18.05.2009

5

Орсотен®

По рецепту

Капсулы

120 мг № 21

1000.00

ООО "КРКА-РУС" Россия

ЛСР-007799/08 03.10.2008

6

Орсотен®

По рецепту

Капсулы

60 мг № 84

1415.00

ООО "КРКА-РУС" Россия

ЛСР-007799/08 03.10.2008

7

Листата

По рецепту

Таблетки, покрытые оболочкой 120 мг № 80

2745.00

ООО "Изварино Фарма"Россия

ЛП-002174 06.08.2013

 

ЛП – 7

По рецепту -5

Без рецепта - 2

ЛФ - 2

 

Стран – 3, фирм – 4

 

По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Орлистатв аптечной организации предлагается 7 ЛП в двух формах выпуска - таблетки и капсулы. В ассортименте аптеки имеются ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска, отечественного и зарубежного производства в ценовом диапазоне от 600.00 до 2700 рублей. Большая часть препаратов являются рецептурными.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Орлистат в аптеке по формам выпуска, который представлен в таблице 7.

Таблица 7

Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат по формам выпуска

№ п/п

Вид лекарственной формы

Количество предложений

Доля, %

1.

Капсулы

5

71,4

2.

Таблетки, покрытые оболочкой

2

28,6

 

Итого:

7

100%

По данным таблицы 7, в структуре ассортимента ЛП на основе МНН Орлистат в аптеке по формам выпуска наибольшую долю составляют ЛП в форме капсул – 71,4%. Наименьшее количество представлено в лекарственной форме - таблетки, покрытые оболочкой – 28,6% (рис. 6).

Рисунок 6. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат, по формам выпуска в аптеке

Далее в работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Орлистат, имеющиеся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 8.

Таблица 8

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистатв аптеке по производственному признаку

Страна-

производитель

Количество ЛС

Фирма-производитель

Количество ЛС

абс. зн.

доля,%

абс. зн.

доля,%

Россия

5

71,4

ООО "Изварино Фарма"

2

28,6

ООО "КРКА-РУС"

3

42,8

Польша

1

14,3

Польфарма АО

1

14,3

Италия

1

14,3

Дельфарм Милано С.р.л.

1

14,3

Итого - 3

7

100,0

Фирм - 4

7

100,0

По данным таблицы 8, в аптечной организации большую часть представленного ассортимента составляют ЛП отечественного производства, что составляет 71,4%, ЛП зарубежного производства составляют 28,6% ассортимента (рис. 7).

Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистатв аптеке по производственному признаку

На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистатв аптечной организации.

По данным таблицы 6, в ассортименте аптеки, за анализируемый период (2019-2023 гг.) новым является один лекарственный препарат. Индекс обновления ассортимента составляет:

У = 1:7 = 0,14, т.е. за анализируемый период ассортимент ЛП Орлистата в аптеке обновлен на 14%.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов

на основе ЛС МНН Орлистат, предлагаемого на российском и

региональном рынке по показателям ассортимента

Далее в работе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

  1. Расчет показателя полнота ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты – Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [5, 13].

Kn = Пфакт / Пбаз, (2)

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Орлистат представлен в двух лекарственных формах. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП Орлистата в двух лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,

Кп = 2 : 2 = 1

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Орлистат.

Расчет показателя глубина ассортимента

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины – Кг, который рассчитывается по формуле 3 [5]:

Кг = Гфакт / Гбаз, (3)

где Гфакт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В ассортименте аптеки на момент проведения исследований имеется 7 ЛП на основе ЛС МНН Орлистат, в Госреестре зарегистрировано 86 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно: К г = 7 : 86 = 0,08.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на региональном рынке присутствует 8% препаратов на основе ЛС МНН Орлистат.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 9.

Таблица 9

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Орлистат

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

Группа по АТС классификации

Код АТХ: A08AB01

A - Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

A08 - Препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты)

A08A - Препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты)

A08AB- Препараты для лечения ожирения периферического действия

Код АТХ: A08AB01

A - Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

A08 - Препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты)

A08A - Препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты)

A08AB- Препараты для лечения ожирения периферического действия

Количество предложений

86

7

По составу

Монопрепараты - 100,0%

Комбинированные препараты – 0%

Монопрепараты - 100,0%

Комбинированные препараты – 0%

Продолжение таблицы 9

Производственный признак

Отечественного производства – 89,5%

Зарубежного производства– 10,5%

Отечественного производства – 71,4%

Зарубежного производства – 28,6%

По видам лекарственной формы

Капсулы

Таблетки

Всего - 2

Капсулы

Таблетки

Всего - 2

Индекс обновления

0,36

0,14

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации (таблица 9), показала, что ассортимент ЛП в аптеке на основе ЛС МНН Орлистат насчитывает 7 лекарственных препаратов из 86 имеющихся на фармацевтическом рынке России. В ассортименте аптеки имеются в наличии ЛП во всех видах лекарственных форм. В ассортименте монопрепараты составляют 100% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Орлистат в большей степени представлен ЛП отечественного производства, как на фармрынке России (89,5%), так и в аптеке (71,4%). Рассчитанное значение индекса обновления показало, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России на 36% представлен новыми ЛП, а на локальном рынке лишь на 14% (один ЛП является новым).

2.5. Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля»

лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Орлистат в

аптечной организации

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе ЛС МНН Орлистат в аптечной организации ООО «Аптека А.В.Е -1», которые представлены в таблице 10.

Таблица 10

Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе МНН Орлистат в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося в аптеке

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 1

Поддерживать значение на имеющемся уровне (наличие всех видов лекарственных форм в ассортименте)

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины: 1

Коэффициент глубины: 0,08

Расширить ассортимент ЛП аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармацевтическом рынке.

Индекс обновления

0,36

0,14

Заменить ЛП новыми, зарегистрированными в 2022 г.

Рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 8% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить и обновить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Орлистат за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России. Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Орлистат в аптечной организации «Аптека А.В.Е -1»:

  1. Дополнить ассортимент аптеки новым ЛП на основе ЛС МНН Орлистат:

- Орлистат в форме капсул, в дозировке 60 мг и 120 мг. Производитель АО "АЛИУМ", Россия. Регистрационный номер ЛП-№(001164)-(РГ-RU), дата регистрации 30.08.2022 [22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по теме работы показал, что эффективное управление ассортиментом в аптеке позволяет решить целый ряд важнейших проблем, например, увеличить оборачиваемость лекарственных средств и других товаров, снизив при этом товарный запас, минимизировать количество потерянных вследствие дефектуры покупателей, предупредить списание товаров в связи с истечением срока годности. Таким образом, доказано, что рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы, приводит к равенству спроса и предложения, повышая тем самым эффективность хозяйственной деятельности аптечной организации.

Лекарственные препараты на основе ЛС МНН Орлистат относятся к лекарственным средствам АТХ группы A08AB - Препараты для лечения ожирения периферического действия. ЛП показаны для лечения ожирения, в т.ч. уменьшения и поддержания массы тела, в сочетании с гипокалорийной диетой. А также ЛП Орлистата показаны для уменьшения риска повторной прибавки массы тела после ее первоначального снижения.

Ассортимент лекарственных препаратов на основе МНН Орлистат, разрешенных к применению в России насчитывает 86 ЛП. Выпускают ЛП 10 фирм в 3 странах мира в виде двух лекарственных форм, из которых наибольшую долю составляют лекарственных препараты в форме капсул (82,6%). Фармацевтические субстанции (ФС) на основе ЛС МНН Орлистат в лекарственных формах: субстанция-порошок и субстанция-пеллеты («шарики», «гранулы») выпускают в Индии, Китае, Словении. Количество торговых наименований ФС всего – девять, в различной фасовке. ЛП на основе ЛС МНН Орлистат, зарегистрированные в Госреестре являются монопрепаратами - 100% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют. Количество ЛП, произведенных зарубежными фирмами составляет 10,5%, количество ЛП российского производства составляет – 89,5%. Анализ по датам регистрации показал, что новыми ЛП являются 31 препарат. Индекс обновления составил 36%. Это означает, что фармацевтический рынок России периодически пополняется новыми, современными лекарственными препаратами для лечения избыточной массы тела, ожиренияметаболического синдрома.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МННОрлистат проводился во время прохождения производственной практики на базе аптечной организации ООО «Аптека А.В.Е -1», расположенной по адресу: Московская область, г. Реутов, пр. Юбилейный, д. 2 А. В результате анализа было выявлено, что в аптечной организации предлагается 7 ЛП в двух формах выпуска - таблетки и капсулы. В ассортименте аптеки имеются ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска, отечественного и зарубежного производства в ценовом диапазоне от 600.00 до 2700 рублей. Большая часть препаратов являются рецептурными. В структуре ассортимента ЛП в аптеке наибольшую долю составляют ЛП в форме капсул – 71,4%. Наименьшее количество представлено в лекарственной форме - таблетки, покрытые оболочкой – 28,6%. Большую часть представленного ассортимента составляют ЛП отечественного производства, что составляет 71,4%, ЛП зарубежного производства составляют 28,6% ассортимента.

Сравнительный анализ показал, что ассортимент ЛП в аптеке насчитывает 7 лекарственных препаратов из 86 имеющихся на фармацевтическом рынке России. В ассортименте аптеки имеются в наличии ЛП во всех видах лекарственных форм. В ассортименте монопрепараты составляют 100% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют. Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Орлистат в большей степени представлен ЛП отечественного производства, как на фармрынке России (89,5%), так и в аптеке (71,4%). Рассчитанное значение индекса обновления показало, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России на 36% представлен новыми ЛП, а на локальном рынке лишь на 14% (один ЛП является новым).

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны и внедрены в работу предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе ЛС МНН Орлистат в аптечной организации ООО «Аптека А.В.Е -1».

литературА

  1. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт].– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 12.03.2023).

  2. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 15.03.2023).

  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 12.03.2023).

  4. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401865/ (дата обращения: 20.03.2023).

  5. Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. - 424 с.

  6. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c.

  7. Демичева, Т.П. Анализ медицинской эффективности некоторых методов лечения ожирения / Т.П. Демичева // «РМЖ» - 2018. - №1(I). – С. 40-43.

  8. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Карасев. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 323 с. 

  9. Касимов, Р.А. Избыточная масса тела как фактор риска заболеваемости населения территорий /Р.А. Касимов, А.И. Попугаев, Л.Е. Недосекина//
    Проблемы развития территории  - 2016. - № 3. – С. 137-150.

  10. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.

  11. Крысанова В.С. Социальная и экономическая значимость избыточной массы тела и ожирения в Российской Федерации. Основные подходы к лечению ожирения / В.С. Крысанова, М.В.Журавлева, С.Ю. Сереброва / «РМЖ». – 2017. - №26. - С. 1534-1537.

  12. Лычковская М. Н. Эффективные инструменты формирования оптимального ассортимента в аптечных сетях // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 374-377

  13. Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.

  14. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. – 832 с.

  15. Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

  16. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.

  17. Мнушко, З.Н.. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации: учеб. для студентов вузов. — 2-е изд. / З.Н. Мнуш­ко, Н.М. Дихтярева; Под ред. З.Н. Мнушко. — Харьков: Изд- во НФаУ: Золотые страницы, 2008. – 536 с.

  18. Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.

  19. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.

  20. АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/

  21. Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru.

  22. Регистр лекарственных средств России, 2023. URL: http://www.rlsnet.ru/

  23. Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm

Просмотров работы: 618