ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ (КУРСОВАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ (КУРСОВАЯ РАБОТА)

Васильева Т.А. 1, Семыкина А.А. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие творческих способностей в настоящее время является одним из основных направлений воспитания подрастающего поколения. Хореография, как один из видов искусства, лежащий в основе эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на развитие музыкально-творческих способностей обучающихся.

В основе хореографического искусства лежит тесная связь движения и музыки. Искусство танцора заключается не только в умении точно исполнять движения, но и передавать смысл музыки. Поэтому, кроме педагога-хореографа, на уроке с исполнителями работает концертмейстер, от мастерства которого во многом зависит развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональности и осознанности при исполнении каждого движения обучающимися. В музыкальном словаре слово «концертмейстер» определяется как «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Безусловно, понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: это разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, а также подбор музыкального сопровождения к урокам хореографии.

На занятиях хореографией ребенок обучается не только искусству танца, но и учится распознавать музыкальные образы и их выразительное значение, определять структуру произведения, распознавать и сравнивать музыкальные фразы, определять характер произведения. Все это в итоге помогает учащимся воспринимать единство музыки и хореографии. Хореограф и концертмейстер выполняют одну общую задачу развить у учащихся музыкально-образное мышление, дать им музыкально - хореографическое образование, воспитать в них чувство ритма, привить им хороший музыкальный вкус. Глубокое взаимопонимание в содружестве хореограф концертмейстер дает высокие результаты в образовательном процессе.

Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием в большинстве учебных заведений условий для подготовки концертмейстеров хореографии, что во многом усложняет адаптацию пианиста к концертмейстерской работе в хореографическом классе.

Объект исследования - деятельность концертмейстера и педагога в классе хореографии.

Предмет исследования – взаимодействие педагога и концертмейстера в классе хореографии.

Цель исследования - выявить условия, при которых музыкальное оформление урока будет соответствовать решению поставленных педагогических задач.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить задачи и роль концертмейстера в классе хореографии.

2. Определить танец и музыку как средство эстетического воспитания детей.

3. Выявить роль взаимодействия педагога с концертмейстером.

4. Охарактеризовать подбор музыкальной литературы для уроков по классическому танцу.

5. Охарактеризовать основные элементы экзерсиса классического танца и подобрать к ним музыкальное сопровождение.

6. Выявить необходимые свойства музыкальных фрагментов для сопровождения классического экзерсиса.

Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящий из 25 наименований.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ

    1. Задачи концертмейстера в классе хореографии

Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики. Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.

Во-первых, необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.

Во-вторых, необходимо знать, как, то или иное упражнение исполняется. Нужно четко представлять себе структуру упражнения, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению.

В-третьих, особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое искусство, необходимо знать специфику историко –бытового танца.

В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Работа концертмейстера помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. Во время исполнения нужно учитывать и разные физические способности учащихся. Особенно это важно тогда, когда одно и то же движение учащиеся выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого - наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Подбирая музыкальный материал к занятиям, нужно помнить, что в огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего, есть множество разнообразной музыки высокого художественного уровня, среди которых немало настоящих жемчужин, живо воспринимаемых ребенком. Здесь есть еще одно обстоятельство – ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами нашего балета. Это сознание стимулирует в нем желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств.

Перечислим знания и навыки, необходимые концертмейстеру хореографии:

  • умение читать с листа;

  • знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; осведомленность об основных движениях, умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;

  • умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на народные темы, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре;

  • знание истории музыкальной культуры.

  • уметь работать в тандеме с педагогом - хореографом и вести урок в его отсутствие.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является

способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. От концертмейстера требуется быстрота ориентировки в нотном тексте.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа, музыкант должен мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа.

Специфика работы концертмейстера в школе искусств предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими

умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, проигрышей, заключения.

Концертмейстеру умение играть по слуху дает возможность освободить внимание для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за двигающимся коллективом, концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов выхода, перестройки танцевальной группы), в характере исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.

   Также пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке очень важно.

  1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило, полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдет во благо никому. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают.

  1. Урок хореографии – это живое взаимодействие музыки и пластики.

  1. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.

  1. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создает дополнительные сложности исполнения их в экзерсисе.

  1. Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут выше, и прыгать будет легче, и рукой «допоют» музыкальную фразу. На этом базируется артистизм артиста балета. Никакая техника, не поможет, если танцовщик не музыкален.

  1. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение – одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.

  1. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.

В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

  • репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;

  • изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей

в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;

  • знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;

  • систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.

Концертмейстер хореографии – профессия уникальная. Она требует не только знания разно жанровой авторской и фольклорной музыки, но также специфики классического, народного, историко-бытового, бального танцев; умения импровизировать, точно выражая нюансы экзерсиса у станка или на середине зала, подбирать сопровождение к любой танцевальной композиции с учётом особенностей и индивидуальных задач каждого танцевального номера. Молодым концертмейстерам кажется, что «подыгрывать» танцующим очень просто, но на первом же уроке большинство понимает, что это совершенно особенный вид аккомпанемента. Танец – это не просто набор ритмических движений рук, ног, головы, тела, это воплощение смысла и настроения музыки, выраженных в движении.

    1. Танец и музыка как средство эстетического воспитания детей

Танец рождается из музыки, поэтому велика роль тех, кто эту музыку творит. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поэтому музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии, учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

Танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно и выразительно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Концертмейстер – полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Могучеесвойствомузыкиимеетвоздействиеначеловекаисоздаетопределенную эмоциональнуюнастроенность коллектива. Музыка способнанастроитьнаотражение,напередачучерездвижениясвоихвнутреннихпереживаний,чувств,эмоций.Этоведетквыработкевыразительностидвижений,совершенствуетумениепередаватьразличныйхарактердвижений,что,несомненно,способствуетиулучшениюкачестваобщейфизическойподготовкизанимающихся.Применениемузыкиразличногохарактера,оказываяразличноевлияниенаэмоциональноесостояниезанимающихся,способствуетпередачеилиподчеркиваниюразличныхоттенков в движении. Обыкновенная ходьба под музыку уже сама по себедисциплинирует группу.Четкий ритм марша с динамичностью звучания, сустремленностьювперед,мажорностьютонаявляетсямощнымсредствомдля создания приподнятого жизнерадостного настроения, рабочей установке,обеспечивающихуспешноевыполнениестоящихпередурокомзадач.Равным образом музыка применима и в качестве средства, успокаивающеговозбужденное, нервно-приподнятое состояние исполнителей. Динамические оттенкивмузыкеявляютсябогатымматериаломдляработынадвыразительностьюдвижений.Путемподбораиприменениясоответствующеймузыки,утанцоровсовершенствуетсямастерство передачи характера движения.

Впроцессеобученияхореографииосуществляютсяследующиезадачимузыкального воспитания.

  • Развитие музыкального восприятия метроритма;

  • Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

  • Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

  • Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

  • Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее и расширение музыкального кругозора детей.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале идёт работа по накоплению опыта слушания музыки. Вторым источников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей. В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей выделять в музыке главное и передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало). Это можно делать на любых этапах занятий и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

    1. Взаимодействие педагога с концертмейстером

Зачастую в балетный класс приходят работать пианисты, не имеющие опыта работы в этой области искусства. Преподавателю-балетмейстеру придется набраться терпения и научить концертмейстера, как и что надо играть на уроке классического танца. Это очень непросто для них обоих. Возникают сложности не только технического характера, но и психологического. В основу данных взаимоотношений надо положить следующий тезис: пианист в своей профессии не меньший мастер, чем балетмейстер – в своей. Игре на фортепиано тоже начинают учить в раннем детстве и, так же, как и хореография, музыка требует ежедневных и трудоемких занятий. Неопытному концертмейстеру просто необходимо помочь разобраться в построении урока, объяснить ему смысл и характер каждого pas классического танца. Безусловно, это мешает проведению урока, тормозит его. Однако, если перед вами умный, творческий и не ленивый человек, ваши усилия не пройдут даром.

Большое значение для эффективности работы в классе имеет характер общения концертмейстера и педагога-хореографа. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение, как для работы в целом, так и для воспитания студентов. Основной принцип здесь – заинтересованность концертмейстера, его позитивный настрой, нацеленность на успешный результат. Для педагога-хореографа концертмейстер – правая рука, первый помощник, единомышленник. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер, оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера в классе хореографии предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объём памяти и внимания, высокая работоспособность, мобильность реакции, выдержка, воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он остаётся «в тени», его работа растворяется в общем труде, но он счастлив быть полезным и нужным в классе, на экзамене и на концерте.

Использование музыки на уроках хореографии необходимо для воспитания у студентов эстетического вкуса, развития умения слушать музыку, выработки навыка разбираться в структуре музыкального сопровождения, высокохудожественного музыкального оформления уроков и экзаменов. Художественно содержательная, эстетически привлекательная музыка помогает студентам усваивать как технические, так и художественные задачи хореографического искусства. Музыкальное сопровождение к урокам и экзаменам подбирается согласно методике обучения предмету, выразительности танцевального движения; оно должно быть интересным по мелодике, с чётким ритмическим рисунком и законченной структурой.

К основным принципам музыкального сопровождения можно отнести следующее:

- простота и выразительность мелодии;

- чёткий ритмический рисунок;

- соответствие музыки танцевальному движению;

- разнообразие динамики;

- чёткая структура музыкальных отрывков.

Чаще всего танцевальные экзерсисы являются плодом творческой фантазии педагога-хореографа. Следовательно, здесь открывается и большое поле деятельности для аккомпаниатора: использование «готовых» музыкальных произведений, фрагментов различной танцевальной музыки, а также собственных импровизаций. Деятельность хореографа и музыканта тут слиты воедино и подчинены одной творческой задаче.

Важно отметить, что от того насколько грамотно и творчески концертмейстер подходит к подбору музыкального материала во многом зависит художественный результат его деятельности.

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

2.1. Подбор музыкальной литературы для уроков по классическому танцу

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

  • характеру;

  • темпу;

  • метроритму (размер, акценты и ритмический рисунок);

  • форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках

одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Насущная проблема любого концертмейстера — обилие разнообразнейшего нотного материала, который нужно не только принести из дома, но и уместить на рабочем месте, а потом еще быстро найти нужные страницы во время занятия. А ведь как не хочется играть одну и ту же музыку из урока в урок, тем более что желание познакомить учеников с как можно большим количеством музыкального репертуара продиктовано самыми высокими педагогическими целями. От мастерства концертмейстера зависит многое, его вдохновение и приподнятое настроение обязательно передается ученикам, и тяжелый балетный труд становится легче, приносит радость от общей слаженной работы.

Главным принципом подбора музыкальной литературы является соответствие музыки учебным задачам урока. Далеко не все музыкальные произведения можно включать в урок классического танца. Подбор таких примеров – тщательная и кропотливая работа. Содержание музыки должно быть понятно детям. Поэтому обязательно нужно учитывать возраст учащихся. Рассмотрим деятельность концертмейстера, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии.

В младших классах музыка должна быть более простой по содержанию. Это отвечает и особенностям детского восприятия, и учебным задачам. В данном случае можно обращаться к фортепианной литературе, написанной специально для детей, а также к отдельным номерам из детских балетов. Детской музыке свойственны яркая жанровость, простота фактуры, лаконичность формы – как раз то, что необходимо на первых порах обучения классическому танцу. Несомненно, всегда можно обращаться к многочисленным фортепианным миниатюрам русских, западных и советских композиторов, жанровая природа которых отвечает требованиям урока классического танца.

В средних и особенно в старших классах музыкальное сопровождение усложняется. Сложнее и многообразнее становится фактура, появляется возможность использования более развитого голосоведения. К этому времени дети уже имеют определенный слуховой музыкальный опыт, в связи с чем исчезает необходимость подчеркнутого выделения каждой доли такта и становится возможным обращение к более сложным и разнообразным ритмическим рисункам. В отношении формы, в старших, как и в младших классах, господствует главный принцип – наличие квадратности. Однако внутреннее содержание форм может быть более масштабным и развернутым.

При подборе музыки для средних и старших классов можно также обращаться к фортепианным миниатюрам самых разных композиторов, однако содержание и образный строй их должны соответствовать возрасту учащихся. В старших классах для музыкального оформления медленных движений можно рекомендовать использование адажио из некоторых балетов, а также медленных частей из сонат или балетных сюит композиторов XIX века.

Не следует приспосабливать к уроку музыку известных репертуарных балетов классического наследия, так как она связана с определенной образностью и определенным хореографическим текстом. В обширной музыкальной литературе всегда можно найти нужный музыкальный пример.

Не следует также использовать популярную вокальную музыку (романсы или современные песни), так как они ассоциируются с определенным текстом, что может отвлекать учеников от основного содержания урока.

Эстрадная, джазовая музыка не соответствует стилевой направленности урока классического танца, и поэтому использовать ее на уроке также не следует.

Концертмейстер должен постоянно обновлять музыкальный материал, исполняемый на уроке. Музыкальные темы нельзя заигрывать, так как у учащихся в этом случае притупляется эмоциональное восприятие музыки. Поэтому работа по подбору музыкальной литературы и обновление репертуара должна стать постоянной для педагога и концертмейстера.

2.2. Примеры музыкального сопровождения на уроках

классического танца

Труд концертмейстера хореографии практически не видим. Наиболее ярко его исполнительское мастерство проявляется на экзамене или концерте, где он остается один на один с учащимися и несет ответственность за качество их подготовки. Также концертмейстер ответственен за воспитание их музыкального вкуса у учащихся, которое во многом зависит от правильного подбора музыкального сопровождения.

Классический танец помогает изучать основы хореографического искусства, вырабатывать необходимые профессиональные качества и данные – как физические, так и психологические, и художественные. Музыка, звучащая на уроке классического танца, должна прививать ученикам осознанное отношение к музыкальному произведению, умение слушать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ее ритмическом рисунке, динамике. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера – все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей.

Музыка на уроках — это музыкальные композиции в законченной форме, построенные в характере ритмического рисунка, в полном соответствии с танцевальным движением. Музыкальное сопровождение должно подчеркивать характер исполнения движения. С первых же уроков педагог должен объяснить, что музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью классического урока.

Надо познакомить учеников с музыкальным размером (2/4, ¾, 4/4, 6/8). Сначала усваиваются простейшие музыкальные ритмы размером на 2/4, 4/4, а затем более сложные на ¾, 6/8. Познакомить с темпом, музыкальной фразой, периодом, предложением.

Изучая новое движение, следует объяснить, в каком музыкальном размере делается это движение, в каком характере, на какую долю делается акцент.

Обычно на уроках классического танца для музыкального сопровождения используется балетная, симфоническая, танцевальная, оперная и фортепианная музыка. Концертмейстер подбирает ее самостоятельно или с помощью педагога - хореографа. Музыкальное сопровождение должно быть с ясно прослушиваемой фразировкой и квадратным построением (16, 32 такта), а также соответствовать характеру исполняемых движений. В противном случае учащиеся не будут воспринимать музыку и танец, как единое целое.

Урок классического танца состоит из трех частей: экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала и Allegro (прыжки). Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным.

Рассмотрим, по каким признакам происходит отбор музыкальных фрагментов для основных упражнений классического экзерсиса у палки.

В начале каждого урока и по его завершению делается поклон. Он является приветствием педагогу и концертмейстеру, а также настраивает учащихся на занятие (музыкальный пример – Шопен «Мазурка» ор.7 №1).

Plie – приседание. Характер движения слитный, непрерывный. Темп медленный (moderato или adagio). Музыкальный размер – 2/4, 3/4, 4/4, реже – 6/8. Музыкальное сопровождение должно быть плавным, певучим (например, Э. Хаблер «Plie» из маленького сборника «Концертмейстеру балета»).

Battement tendu - означает отведение работающей ноги в каком – либо направлении и приведение ее к опорной ноге. Темп умеренный. Исполняется в размере 2/4, реже – 4/4. Характер музыкального сопровождения – четкий, бодрый. Можно использовать произведения в жанре марша, гавота, контраданса. Возможны следующие музыкальные примеры: Battement tendu из маленького сборника «Концертмейстеру балета» Неизвестного автора или из сборника Е. Казаковой «Урок классического танца».

Battement tendu jete – натянутые движения с броском ноги на 25˚ или 45˚. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует прием исполнения staccato. Музыкальное сопровождение должно быть резким, энергичным и иметь четкий ритмический рисунок (например, Л. Минкус отрывок (allegretto) из №40 «Сон Дон-Кихота» из II д. балета «Жизель»). Музыкальный размер – 2/4.

Rond de jambe par terre – представляет собой круговые движения ногой по полу. Характер движения плавный и непрерывный. Музыкальное сопровождение должно быть в медленном и спокойном темпе в размере 3/4, реже 2/4, 4/4 (например, А. Адан Вариация Альберта из Приложения II из балета «Жизель» или С. Рахманинов «Вальс» ор10 №2).

Battement fondu – представляет собой сгибание и медленное вытягивание ноги при одновременном demi plie на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plie. Темп медленный (adagio, andante, largo). Музыкальный размер – 2/4 или 4/4. Характер музыкипевучий, плавный (например, «Plie» из «Музыкальной хрестоматии для уроков классического танца»

Battement frappe – ударный батман. Это упражнение отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание раскрытой ноги в положение sur le cou – de – pied. Характер движения резкий, отрывистый, четкий. Для музыкального сопровождения следует подбирать пьесы в характере польки с ритмическим рисунком из мелких длительностей и желательно с приемом исполнения на staccato, в размере 2/4. Темп allegro или allegretto. Большое значение имеет затакт. Возможны следующие музыкальные примеры: Л.Делиб «Праздничный танец» из балета «Коппелия», «Frappe» из сборника Е. Казаковой «Урок классического танца».

Rond de jambe en l’air — это упражнение представляет собой круговые движения ногой в воздухе. Музыкальное сопровождение следует выбирать плавного и в тоже время четкого характера, с затактом, в умеренном темпе и в размере 2/4 или 4/4 (например, «Rond de jambe en lʼair» из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца»).    

Petit battement – маленький батман. Характер движения – четкий, отрывистый. Движение состоит из быстрой и четкой смены положения sur le cou – de – pied спереди в тоже положение сзади и обратно. Музыку предпочтительно подбирать грациозную, легкую с приемом исполнения на staccato, в размере 2/4 (например, М.Глинка «Детская полька»).

Adagio – Это упражнение представляет собой медленное, плавное поднимание ноги на 90˚. Характер музыки плавный, спокойный. Постепенный подъем работающей ноги должен сопровождаться в музыкальном оформлении усилением динамики (crescendo), а опускание ноги – ослаблением звучности (diminuendo). Исполняется в размере 2/4 или 4/4, в медленном темпе. Для музыкального сопровождения можно использовать «Developpe» из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца».

Grand battement jete – большой энергичный бросок свободной ноги на 90˚. Характер движения – волевой, четкий, отрывистый. Музыкальное сопровождение энергичное, целеустремленное с яркой динамикой и пунктирным ритмом. Музыкальный размер – 2/4 или 4/4. Возможны следующие музыкальные примеры: «Grand battement jete» из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца», С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта», Л.Минкус № 10 «Сегидилья» из балета «Дон-Кихот».

Экзерсис на середине зала состоит в основном из тех же движений, что и экзерсис у станка, но исполнять его гораздо сложнее, так как нужно сохранять равновесие тела и выворотность ног без помощи палки.

Прыжки являются технически наиболее трудными движениями в классическом танце.

Музыкальное оформление раздела Allegro имеет свои особенности. Характеру прыжков соответствует живой и энергичный характер музыки в размере 2/4, реже - 4/4. Поскольку в большинстве случаев используется размер 2/4, музыкально-жанровая сторона маленьких прыжков весьма ограничена. Наиболее подходящим музыкальным сопровождением для них являются польки, которые имеют соответствующий размер (2/4), подвижный темп и энергичный характер. Можно использовать сочинения таких композиторов как А. Дворжак, Б. Сметана, поскольку полька – один из популярных танцевальных жанров чешской музыки, а также бальные польки И. Штрауса, Л. Делиба, русских композиторов XIX века: П. Чайковского, М. Глинки, А. Лядова, С. Рахманинова, А. Рубинштейна и др.

Большое значение в музыкальном оформлении прыжков имеет четкий, «удобно» сыгранный затакт, на который приходится demi plie, предшествующее прыжку.

Темп прыжков, который должен соответствовать требованиям программы данного класса, устанавливает педагог – хореограф. Во время разучивания все новые прыжки исполняются в медленном темпе, затем, по мере усвоения движения темп ускоряется. В конце урока снова исполняется поклон.

Представляется важным отметить, что главное и необходимое условие работы концертмейстера в классе хореографии – постоянно повышать свой профессиональный уровень, как пианиста – исполнителя и концертмейстера, учиться у коллег и использовать собственный накопленный опыт, работать в творческом тандеме с педагогом-хореографом, обогащать свои знания, быть в непрерывном поиске нового музыкального материала. В настоящее время большим подспорьем для пианиста являются интернет – ресурсы, которые компенсируют недостаток необходимой методической литературы и нотного материала.

Заключение

Работа концертмейстера хореографии специфична, интересна и многогранна. Его роль в процессе обучения неоспоримо велика. Концертмейстер должен владеть большим репертуаром, уметь импровизировать, подбирать по слуху, знать и постоянно пополнять свой репертуар, уметь читать с листа, знать основы хореографии. Всегда быть в содружестве с педагогом. Хореографический класс – это особый мир. Начиная от полов, зеркал и станка и заканчивая таинственным языком хореографических терминов, понятным только посвященным. В этом мире должна царить доброжелательность и взаимопонимание. Концертмейстер дышит вместе с классом, держит в поле зрения всех и всегда готов помочь акцентом, замедлением или просто весёлой зажигательной полькой, чтобы снять усталость. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера – все это помогает выполнять урок танца с максимальной отдачей.

Особенности работы концертмейстера хореографического класса требуют глубоких знаний музыки и хореографии, умения свое пианистическое искусство поставить на службу танцу. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер.

Есть ещё одна необходимая составляющая для успешной работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен любить танец. Любить его всей душой и вместе с педагогом хореографом создавать ту неповторимую атмосферу урока, которую невозможно передать словами.

Хороший концертмейстер понимает педагога хореографа ещё до того, как тот что-либо произнёс и сыграет лишние такты между периодами.

Для педагога концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Для ученика концертмейстер – наставник, его творческих дел; он и помощник, и друг, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с учениками, в собственном музыкальном совершенствовании.

Список использованной литературы

  1. Ваганова, А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2001.

  2. Волынский, А.Л. Книга Ликований: Азбука классического танца. - Планета музыки, Лань 2008 г.

  3. Боярчиков, Н., Мессерер, А., Сергеев, К., Кондратьева, М., Семенов, В., Комлева, Г. Концертмейстер в балете – профессия или место работы. //Советский балет. - М., «Известия», 1988. № 2.

  4. Крючков, Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1961.

  5. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. / Сост. Климкович, И., Малашева, В.. - М.: Музыка, 1969-1971.

  6. Шабалина, Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.

  7. Шендерович, Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. - М.: 1996.

  8. Ярмолович, Л.И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. - Издательство: Музыка Ленинградское отделение, 1968 год.

  9. Богданов, Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения: учебно-методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2007.

  10. Колесникова, А.А. Роль концертмейстера в детской школе искусств. -Ульяновск, 2009.

  11. Магда, О.Н. Уникальные музыканты // Культурологическое образование нового тысячелетия, вып. 10. - М., 2008.

  12. Прокофьев, А.Н. Разнообразие связей музыки и хореографии: учебно-методическое пособие. - Ульяновск, 2007.

  13. Базарова, Н., Мей, В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. Изд.2 – Л.: Искусство.

  14. Безуглая, Г. Концертмейстер балета:Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. - Спб.

  15. Блок, Л. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство.

  16. Зихлинская, Л., Мей, В. Первые шаги.Примеры уроков для молодых педагогов профессиональных хореографических училищ: практическое пособие по методике преподавания классическоготанца в младших классах (первый год обучения). - К.: ЛОГОС.

  17. Катонова, С. Музыка в балете. - Л.: Государственное музыкальное издательство.

  18. Костровицкая, В., Писарев, А.Школа классического танца. –М.: Искусство,

  19. Тарасов, Н. Классический танец:Школа мужского исполнительства.Изд.2. – М.: Искусство.

  20. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство, педагогика, исполнительство, психология / Е.А. Островская.  – М.: Музыка.

  21. Значение слова концертмейстер. [электронный ресурс] – Режим http://dic.academic.ru/

  22. Электронная библиотека для аспирантов. [электронный ресурс] - Режим http://www.art-education.ru/elektronnaya-biblioteka

  23.  Безуглая, Г. А.Музыкальное сопровождениеурока классическоготанца. Электронное учебное пособие. [электронный ресурс] – Режим http://www.balletmusic.ru/library_books.htm

  24.  Научная электронная библиотека диссертаций. [электронный ресурс] – Режим http://www.dissercat.com/

  25. Учебные пособия, произведения для фортепиано. [электронный ресурс] – Режим http://notes.tarakanov.net/

Просмотров работы: 154