Управление внутренним контролем качества Сестринской деятельности В медицинской организации На уровне подразделения - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Управление внутренним контролем качества Сестринской деятельности В медицинской организации На уровне подразделения

Поликарпова А.М. 1
1Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из актуальных направлений государственной политики Российской Федерации является обеспечение качества и безопасности медицинской помощи. В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения. Совершенствование качества медицинских помощи невозможно без акцента на сестринскую деятельность. В статье рассматриваются вопросы управления качеством сестринской деятельности в современных условиях.

Окунемся в историю сестринского дела. Основоположницей сестринского дела в мире считается Флоренс Найтингейл, которая, работая вместе с 38 сестрами во время Крымской войны смогла добиться снижения смертности в госпиталях с 50% до 2% (1853-1856 гг.) Ф. Найтингейл уже в те времена закладывала основы качества сестринской помощи [9].

Современный мир, в том числе мир медицинский, стремительно меняется. Эти изменения обуславливают радикальное отличие условий нашей работы от работы наших коллег 50 лет назад. Даже год назад.

В 1994 году был выпущен в свет международный стандарт ИСО-8402, в котором качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способностям удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека [1]. Теперь переложим это понятие на отрасаль здравоохранения и рассмотрим что такое качество медицинской помощи.

В настоящее время широко распространены следующие определения понятия качества медицинской помощи:

Определения понятия качества медицинской помощи

Автор определений

Это процесс взаимодействия врача и пациента, обусловленный способностью выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования или возникновения нового заболевания, оптимально использовать ресурсы, обеспечивать удовлетворенность пациентов.

Лисицын Ю.П. [5]

Это совокупность результатов профилактики, диагностики, лечения заболеваний, определяемых установленными требованиями на основе достижений медицинской науки и практики.

Огвоздин В.Ю.[6]

Это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказания медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню науки.

Гладышев А.Г.[8]

Это совокупность свойств или характеристик услуги, уровень которых формируется производителем при ее оказании с целью удовлетворения установленных или предполагаемых потребностей.

Назаренко Г.И.[7]

В статье под качеством сестринской помощи будем понимать процесс взаимодействия медицинской сестры и пациента, обусловленный способностью выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования или возникновения нового заболевания, оптимально использовать ресурсы, обеспечивать удовлетворенность пациентов.

Впервые на федеральном законодательном уровне в 2019 г был утвержден Приказ Минздрава от 07.06.2019 № 381н о внутреннем контроле качества. На данный момент действует Приказ №785н от 31.07.2020 Минздрава России «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [1].

Приказ устанавливает единые Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Российской Федерации [1].

Внутренний контроль осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с:

  • порядками оказания медицинской помощи,

  • правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований,

  • положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи,

  • порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения,

  • порядками проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Внутренний контроль включает следующие мероприятия:

  • оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок;

  • сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ;

  • учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи);

  • мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;

  • анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

  • мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста [4].

Медицинские сестры должны быть заинтересованы в безопасности пациентов. Они должны отдавать себе отчет в том, что источником опасности для пациентов в большом проценте случаев являемся сами медицинские работники. Человеческая ошибка может стоить кому-то жизни. Именно поэтому так важно сочетать клинический опыт специалиста с законодательной базой, на которую он должен опираться в своей ежедневной деятельности. Алгоритмизация процессов снижает риск случайных ошибок, не ограничивая при этом клиническое мышление и определенную творческую составляющую работы каждого сотрудника медицинской организации.

Исходя из опыта клиник мирового уровня, можно говорить об определенных направлениях для повышения качества сестринской деятельности. Материально-техническая база, условия, созданные для работы, оснащение современными средствами и устройствами для ухода и наблюдения за пациентами облегчают работу медицинской сестры и повышают качество оказываемых ею услуг. Немаловажными факторами являются психологический климат в коллективе, налаженная корпоративная культура, ощутимая атмосфера сотрудничества с врачами, система поощрений отличившихся сотрудников, адекватная организация труда, своевременная соответствующая нагрузке заработная плата, поощрение роста и развития сотрудников, организация и реализация научной деятельности среднего медицинского персонала и международные стажировки.

Эффективным является внедрение цикла Эдварда Деминга, или цикла PDCA («Plan – Do – Check – Act», «Планируй – Выполняй – Проверяй – Улучшай») – одного из ведущих ученых, внесших вклад в развитие менеджмента качества. Его философия и основополагающие принципы теории качества применимы ко всем сферам профессиональной деятельности, в том числе и к медицине.

По мнению Э. Деминга, любая деятельность по управлению качеством должна состоять из четырех последовательных этапов, представляющих собой систему:

Р – разработка плана или стандарта для достижения поставленных целей (определение целей и принятие решения о необходимых переменах);

D – реализация плана или выполнение стандарта (осуществление перемен);

С – измерение и анализ результатов (проверка);

А – проведение необходимых изменений, если результаты не отвечают первоначально запланированным, или стандартизация действий в случае успеха .

Одним из основных пунктов цикла контроля качества Э. Деминга является применение новых достижений в области науки и техники. Максимальное применение инноваций, появившихся в медицине благодаря технологическому прорыву, значительно сократит временные и энергетические затраты персонала, что обеспечит повышение качества услуг.

Э. Деминг также относит к приоритетным направлениям повышения качества непрерывное профессиональное совершенствование и личностный рост персонала. Действительно, имея один и тот же уровень образования, нередко сотрудники, занимающие одинаковые должности, значительно отличаются по уровню профессиональных компетенций. Непрерывное повышение знаний и умений будет благотворно сказываться на качестве профессиональной деятельности, возможности ориентироваться и принимать верные решения в нестандартных ситуациях, находить подход к сложным пациентам и их родственникам [8].

С целью оценки достижений Э. Деминг рекомендует ввести определенные стандарты и критерии, используемые как эффективный инструмент для мониторинга качества. Необходимым условием работы при этом должна быть доброжелательная атмосфера сотрудничества. Страх перед руководителем нередко вредит больше, чем кажется. Следует узнать, что именно стоит за ошибкой медицинской сестры, каковы обстоятельства ее совершения. Э. Деминг утверждает, что руководители, ведущие бой против сотрудников, придерживающиеся авторитарной позиции, достигнут меньше, чем те, которые предпочитают более демократичные методы управления коллективом. В условиях давления на персонал ошибка, которая может стать угрозой летального исхода пациента, из-за повышенного страха наказания может быть нераскрыта.

Руководителю следует помнить, что ошибки в деятельности подчиненных будут возникать всегда. Можно эффективно их прорабатывать и делать выводы, которые будут полезны и тому, кто совершил ошибочный шаг, и другим сотрудникам с целью предотвращения подобных ошибок в будущем. Главное, пойти навстречу тем, кто стремится к совершенствованию своих профессиональных и личностных качеств. Ведь большинство медицинских сестер заинтересованы в профессиональных достижениях, получении высшей категории, прохождении курсов повышения квалификации для последующей эффективной работы с пациентами и их семьями и применения на опыте полученных знаний, оказывая более качественно медицинские услуги, совершенствуя свою профессиональную деятельность. Руководителям сестринских служб нужно всего лишь научиться качественно управлять сестринской деятельностью.

Очевидно, что совершенствование качества медицинской деятельности невозможно без акцента на сестринскую деятельность, более того, повышение качества медицинской помощи, оказываемой медицинскими сестрами, положительно повлияет на экономическую эффективность системы здравоохранения.

Выводы:

  1. Внедрение внутренней системы контроля качества повышает результативность работы.

  2. Применение цикла Эдварда Деминга в работе структурного подразделения позволит повысить систему внутреннего контроля качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Международный стандарт ИСО 8402 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://snipov.net/c_4698_snip_98726.html#i191485

  2. Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказ Минздрава РФ от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» : [официальный сайт]. – Москва. – https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId= (дата обращения: 15.11.2023).

  3. Карпов, К.В. Качество медицинской помощи : Учебное пособие / К.В. Карпов, О.В. Ходакова, В.В. Лучкина. – Москва 2002 – 89 с.

  4. Косарева, Н.Н. Управление сестринским персоналом как одна из составляющих качества сестринской медицинской услуги // Главная медицинская сестра. - 2004. - №3. – С. 35 – 37.

  5. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие / Ю.П. Лисицын. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.

  6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие / В.Ю. Огвоздин. – Москва : Дело и сервис, 2002 – 156 с.

  7. Назаренко, Г.И. : Управление качеством медицинской помощи. / Г.И. Назаренко, Е.И. Полубенцева. – Москва : Медицина, 2000. – 367 с

  8. Основы социального управления : учебник / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, А.Г. Гладышев, А.В. Иванов. – Москва : Высшая школа, 2001. – 271 с.

  9. Островская, И.В. Теория сестринского дела : учебник / И.В. Островская, Н.В. Широкова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 288 с. -

Просмотров работы: 214