ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИХ НАРУШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИХ НАРУШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

Битюникова П.В. 1, Медведева Н.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Представление человека об окружающем мире и его свойствах складывается в ходе практического взаимодействия с этим миром. Запечатление и применение прошлого опыта возможно благодаря способности субъекта к перцептивной деятельности при отсутствии раздражителя в данный момент. Такая форма отражения получила название «образ представления».

Образ представления отражает итоги интеллектуальной переработки впечатления о предмете, выделяет в нем наиболее существенные признаки. Это происходит путем обобщения групп понятий и сведения их к наиболее узнаваемому образу.

Поскольку в формировании образов-представлений принимает участие множество психических процессов, нарушения образов-представлений при органических поражениях мозга могут наблюдаться на разных уровнях и зависят от топики поражения мозга. Патология может быть связана с перцептивными нарушениями (нарушение константности восприятия, расщепление восприятия, иллюзии, галлюцинации и т.д.), различными видами афазий, нарушением мыслительных процессов и мнестической деятельности.

Наличие органических поражений мозга, ведущих к нарушениям образов представления, проявляются состоянием общей стабильной психической слабости со снижением внимания, памяти, уровня мышления, аффективными расстройствами и приводят к снижению адаптационных возможностей человека, к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности. Изучение нарушений представления позволит более точно определить специфику патологий мозга, а значит, найти пути психической коррекции и адаптации людей с органическими поражениями мозга. В связи с этим данное исследование является актуальным и значимым.

Целью исследования является выявление патопсихологические особенности нарушений образов-представлений наблюдаются при органических поражениях мозга.

В эмпирическом исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что при различных поражениях головного мозга наблюдаются специфические нарушения образов-представлений.

Исследование проводилось на базе ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница №1". Выборка составила 20 пациентов в возрасте от 38 до 60 лет

Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Экспериментальные методы: проективные методики «Узнавание изображенных (реалистических) предметов» (А.Р. Лурия), «Узнавание конфликтных изображений» (А.Р. Лурия), «Рисование предмета по слову-наименованию» (Е.Г. Гришина).

Обсуждение результатов исследования:

Методика «Узнавание реалистических изображений» А. Р. Лурия направлена на узнавание известных образов и правильное их называние. При прохождении методики ни один из испытуемых не смог дать правильное название всем изображенным предметам. У 85% пациентов наблюдалось неправильное называние объектов (троллейбус-автобус, ремень-ошейник, чемодан-автомобильный аккумулятор), что свидетельствует о невозможности выделить отличительные черты предмета, ориентации лишь на общую форму. В среднем испытуемыми были правильно названы лишь 50% изображений. Пациенты отмечали сложность в определении образов, нечеткость и непонятность рисунков.

В методике «Узнавание конфликтных изображений» А. Р. Лурия было необходимо обнаружить несоответствие или противоречие на изображениях и указать, каким объектам принадлежат вычлененные фрагменты рисунка. 10% испытуемых выполнили пробу безошибочно. 40% испытуемых не нашли несоответствия рисунков реальным объектам. Остальные 50% испытуемых отмечали, что предметы изображены неправильно, но не могли назвать их отличия от реальных объектов или давали неправильное название элементам рисунка (на картинке собака с рогами - «у собаки шляпа на голове»; чайник с носом - «у чайника хобот вниз»).

В методике «Рисование предмета по слову-наименованию» Е. Г. Гришиной испытуемым предлагалось самостоятельно изобразить предметы по устному предъявлению слов (заяц, кот, дуб, ель, ключ, часы, бабочка, пчела, сапог, ботинок). Испытуемые передавали образ предмета, но не изображали его отличительные детали. В связи с этим предметы одной группы (заяц-кот, дуб-ель, сапог-ботинок) были изображены практически одинаково, их особенности не были отражены. Пациенты отмечали сложность в припоминании образа предмета, при этом изображали предмет схематично или существенно искажали детали рисунка.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что пациенты с органическими поражениями головного мозга имеют нарушения образов- представлений. Представления об объектах отличается нечеткостью, диффузностью, отсутствием важных отличительных элементов. Наблюдается тенденция к обобщению предметов из одной категории и неразличение предметов, внешне похожих друг на друга. На представление образа испытуемые затрачивают много времени, прилагают усилия для припоминания объектов. По результатам теоретического и эмпирического исследования гипотезу можно считать подтвержденной.

Список литературы:

1. Алишев Б. С. Понятие представление в современной психологии // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №6.

2. Жмуров В.А. Общая психопатология // Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1986. - 280 с.

3. Зейгарник, Б.В. Практикум по патопсихологии / под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. – М.: Изд-во МГУ,. 1987.

4. Саковская Вера Геннадьевна Патопсихологическое исследование когнитивных процессов при органических поражениях головного мозга c психоорганическим синдромом // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №109.

5. Сысолятина А. А. Образ-представление как основа развития когнитивного пространства личности // Вестник ВятГУ. 2010. №2.

6. Шустова А.В. Теоретико-методологический анализ феномена образа-представления в отечественной и зарубежной психологии // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №4 (7).

Просмотров работы: 73