Основой жизнедеятельности людей является различные формы их совместной деятельности, производство материальных и духовных ценностей. Это является основным фактором, объединяющих людей в социальные группы различных масштабов. При этом, между людьми возникают различные отношения, которые называют общественными.
Общественные отношения возникают не между конкретными людьми, и не между людьми как личностями, а между людьми как представителями определенного класса, партии, профессии и т.п. эти отношения носят объективный характер. Как отмечает один из ведущих специалистов в области социальной психологии Г.М. Андреева «Такие отношения строятся… на основе определенного положения занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер» [2, с. 69].
Однако общественные отношения могут реализоваться в жизни и деятельности конкретного человека лишь посредством и через межличностные отношения (взаимоотношения).
В чем же заключается отличие межличностных отношений, которые называют еще психологическими, от других видов общественных отношений?
Главное отличие состоит в том, что межличностные отношения – это конкретные отношения, в которые вступают конкретные личности.
Поэтому межличностные отношения (взаимоотношения) можно определить как различные формы и виды взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности [4].
Непосредственное общение, реальные связи и взаимные отношения людей в коллективе отражаются в их психологии и проявляются в субъективных межличностных отношениях.
Взаимоотношения являются основополагающим компонентом психологии воинского коллектива. Они характеризуются непосредственным контактом между людьми. Во взаимоотношениях проявляются индивидуальные свойства личности, сама же личность формируется в них, и оценивается по своим взаимоотношениям к окружающим.
Природа межличностных отношений (взаимоотношений) заключается в их важной специфической черте – эмоциональной сфере.
Поэтому они рассматриваются как фактор психологического «климата» группы.
Эмоциональная основа взаимоотношений означает, что они возникают на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Содержание, степень выражаемости эмоций и чувств, которые военнослужащие могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Все многообразие эмоций и чувств, связанных с межличностными взаимоотношениями, можно характеризовать по различным признакам.
Основными признаком считается то, в каком направлении воздействуют эмоции и чувства по отношению к сослуживцу: в положительном или отрицательном.
В первую группу входят эмоции и чувства, способствующие взаимодействию военнослужащих. Это чувства симпатии, уважения, положительные эмоции, возникающие как следствие высокой оценки нравственных, деловых и других качеств человека (в психологии такие чувства называются конъюнктивные – объединяющие, сближающие людей чувства).
Вторую группу составляют эмоции и чувства, препятствующие сотрудничеству. Это чувство антипатии, призрения, другие негативные эмоции (дизъюнктивные – разъединяющие людей чувства).
Однако практические отношения между людьми, в т.ч. военнослужащими, не складываются лишь на основе эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных этой деятельностью (например, отношения подчиненности). Поэтому чрезвычайно важной и трудной задачей психологии, руководителя коллектива является одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью.
Какова бы ни была специфика коллектива, взаимоотношения между воинами складываются на основе определённых принципов, свойственных Вооружённым Силам: единоначалия и субординации; коллективизма.
Требования принципов реализуются в различных сферах жизнедеятельности коллективов подразделений и взаимоотношений военнослужащих: военно-функциональной (служебной), общественной, бытовой (неслужебной).
Военно-функциональная сфера деятельности и отношений жёстко регламентирована. Здесь особенно проявляется принцип субординации.
Общественная сфера деятельности и отношений более демократична. Во взаимоотношениях военнослужащих здесь проявляются такие качества личности, как убеждённость, принципиальность, коллективизм и др.
В бытовой сфере наиболее выпукло проявляются отношения воинов друг к другу на эмоциональном уровне, так как эта сфера в большей мере свободна от официальных рамок и ограничений. Именно здесь выявляются отношения «по горизонтали» (отношения между военнослужащими, занимающими одинаковое правовое положение) в отличие от взаимоотношений «по вертикали» (между начальниками и подчинёнными, старшими и младшими).
Специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинском коллективе.
В ней выделяют следующие подструктуры:
- отношения субординации (отношения «по вертикали»);
- отношения координации;
- отношения сотрудничества (отношения «по горизонтали»).
Взаимоотношения в воинском коллективе выступают в двух основных формах.
Во-первых, это официальные, формальные отношения. Они опосредованы совместной деятельностью и определяются организационной структурой подразделения (службы), которая определяет функции каждого воина, объем его обязанностей, прав и ответственности. Эмоциональная сфера отходит здесь на второй план, хотя и оказывает существенное влияние на формальные отношения.
Эти взаимоотношения являются как бы внешними по отношению к воинам, поскольку они задаются из вне, посредством законов, уставов, инструкций, распоряжений. Структура формирования формальных взаимоотношений предопределена объективными связями военнослужащих, образующимися в ходе их совместной деятельности.
Её основу составляют отношения руководства и подчинения, коллективизма и сотрудничества в процессе совместной деятельности.
Официальные отношения между военнослужащими, начальником и подчиненным во многом предопределены общевоинскими уставами независимо от их индивидуально-психологических особенностей, профессиональной подготовленности, нравственных качеств.
Во-вторых, это неофициальные, неформальные отношения, в основе которых лежит эмоциональная сфера, играя при этом доминирующую роль.
Они формируются как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий, уважения и неприязни.
Структура неформальных взаимоотношений никакими документами не регламентируется и основана на личных особенностях восприятия друг друга.
Эти взаимоотношения определяющим образом зависят от индивидуально-психологических особенностей воинов, и иногда называются внутренними.
Неофициальные отношения весьма динамичны. Они изменяются в связи с постоянным прибытием в коллектив новых членов.
Подвержен быстрым изменениям и характер неформальных отношений между одними и теми же воинами.
Неформальные взаимоотношения каждого члена коллектива со своими товарищами определяют его положение в неформальных микрогруппах, социально-ролевой статус и неформальную структуру коллектива.
Взаимоотношения в воинском коллективе выполняют ряд важнейших функций. Важнейшей функцией межличностных взаимоотношений является прогноз на их основе деятельности и поведения военнослужащих в различных ситуациях. Прогноз качества деятельности и поступков сослуживцев очень важен в процессе совместной деятельности. Для офицера – начальника службы прогноз деятельности и поведения, подчиненных на основе взаимоотношений позволит правильно расставить личный состав по командам, сменам, расчетам, предусмотреть возможность негативных явлений во взаимоотношениях.
Еще одной функцией взаимоотношений является их регулятивный характер. Суть его заключается в том, что отношение сослуживцев к делам и поступкам военнослужащего определяет и регулирует характер его воинской деятельности и поведения, его мотивацию.
На характер и состояние взаимоотношений оказывает влияние множество факторов. Среди этих факторов можно выделить первичные и вторичные факторы, а также зависимые переменные.
Первичные факторы, выступают как независимые переменные, контролируются непосредственно, изменяются и формируются без помощи специальных нововведений в структуре деятельности, общения и воздействия на личность. К первичным факторам относятся:
- количество членов в группе;
- длительность существования группы;
- композиция (социально-демографический, индивидуально-личностный состав) группы;
- окружающая обстановка, физическая, климатическая среда;
- положение группы в организации, определяющее ее взаимосвязь с другими группами;
- уровень изолированности (автономности) группы в деятельности всей организации;
- нормативные (организационно-штатные, уставные, табельные, инструктивные и прочие) требования, предъявляемые к группе.
Вторичные факторы, выступают как промежуточные переменные, контролируются с помощью социально-психологических диагностических средств и изменяются, формируются с помощью специальных нововведений в структуре деятельности, общения и воздействия на личность. Ко вторичным факторам относятся:
- стиль руководства (типичные способы управления и общения официального руководителя);
-уровень военно-профессиональной направленности, подготовленности и служебно-боевого опыта;
- стиль неофициального (позитивного и негативного) лидерства;
- индивидуальная и групповая доминирующая мотивация (служебная, боевая, учебная);
- групповые настроения, мнения, традиции, формы групповых санкций и поведение отдельных военнослужащих;
- сработанность и совместимость членов группы.
Зависимые переменные, выступают как результат взаимоотношений в
группе. Зависимыми переменными являются:
- эффективность деятельности (продуктивность, качество, ресурсозатраты, надежность);
- удовлетворенность членов группы деятельностью и взаимоотношениями, а также своим положением в группе (самим собой);
- профессиональное и социально-психологическое развитие (рост) отдельных военнослужащих и коллектива в целом.
Взаимоотношения в воинском коллективе определяют ряд специфических социально-психологических явлений, протекающих в любой малой группе. Одним из условий успеха в деятельности начальника службы материального обеспечения является знание сущности данных явлений. Рассмотрим их. Психическое заражение – это бессознательная, невольная подверженность человека восприятию психических состояний и поведения других людей. Огромные массы людей в состоянии психического заражения способны совершать положительные и отрицательные действия и поступки. Заражение может использоваться начальником как средство компенсации недостаточной психологической сплоченности коллектива службы или подразделения, а так же для создания обшей уверенности и активности перед учениями, маневрами, стрельбами и т.д.
Психическое подражание – это сознательное психологическое повторение, следование примеру, обстановке в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений воинов.
Психическое внушение – это влияние на поведение и психику, минуя критическое мышление человека. Оно осуществляется с помощью речи, внешнего выражения, эмоций, чувств, убеждений, состояний. Сила внушения увеличивается в торжественной обстановке под воздействием значимости передаваемой информации, авторитета оратора и т.д. Внушение действует путем непосредственного привития психических состояний, «…не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике» [3, с. 3].
Противоречие внушаемых установок взглядам воинов, их недоверие создают сложную психолого-педагогическую ситуацию, которая сказывается на психическом состоянии воинских коллективов.
Идентификация – это полное или частичное отождествление личности с другими людьми. В непосредственном общении идентификацией обусловлена способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему и принимать во внимание его чувства, интересы, потребности. Идентификация может побуждать к активности, но может способствовать и пассивности. Такое парадоксальное сочетание двух сторон внутри групповой психологии бывает свойственно коллективам с круговой порукой.
Конформизм – принятие индивидом определенных норм, свойственных группе, мера подчинения индивида групповому давлению. (Данное явление было рассмотрено в ходе предыдущей лекции).
Самоутверждение личности в коллективе – это действия воина, направленные на занятие соответствующего положения в коллективе с целью повышения своего авторитета.
По мнению западных психологов, в группе возникает еще ряд психических явлений.
Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в процессе коллективной деятельности (попытки спрятаться за спину других).
Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки (потеря собственного лица, «Я»).
Социальная фасилитация – тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других (фактор болельщика).
На основе этих явлений возникают и формируются более сложные социально-психологические явления и процессы.
К таким явлениям относятся: авторитет, конфликты; социально-психологический климат; сплоченность; другие специфические социальные психологические явления.
Авторитет это социально-психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других людей. Основной психологической характеристикой авторитета является внушение, оказание влияния на окружающих. Особое значение имеет авторитет руководителя коллектива, стиль его руководства.
Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, внешняя стадия развития противоречий в системе взаимоотношений. Конфликт характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов, формируется в конкретной ситуации.
Морально-психологический климат – это состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия группой окружающих предметов и явлений и мерой удовлетворенности членов группы различными сторонами общения и взаимодействия. Структура, содержание и направленность взаимоотношений оказывает огромное влияние на морально-психологический климат и нравственно-психологическую атмосферу воинского коллектива.
Одной из важнейших социально-психологических явлений, возникающих в результате взаимоотношений в воинском коллективе является его сплоченность.
Она определяется как социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений воинов в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах совместной деятельности.
Таким образом, взаимоотношения это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы, сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих. Взаимоотношения – основной компонент психологии воинского коллектива. Взаимоотношения выступают в двух основных формах – официальные, формальные отношения и неофициальные, неформальные отношения, каждая из которых имеет свои особенности и специфику. В рамках взаимоотношений формируются и развиваются различные социально-психологические явления, предопределяющие эффективность деятельности воинского коллектива.
Список использованных источников.
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М. 2005.
3. Бехтерев, В.М. Роль внушения в общественной жизни [Текст] / В.М. Бехтерев. – СПб., 1908.
4. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] / под ред. А.Г. Маклакова. – СПб. 2007.
5. Ядов, В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен [Текст] / В.А. Ядов. – М., 1994. Кн. 2.