Проблемы пропаганды и агитации занимали умы многих ученых мира. Наибольшее внимание специалистов в этой области привлекали исследования и практические разработки, которые проводились в разные годы в США, Германии и Советском Союзе, а также – изучение психологии пропаганды в период второй мировой войны в США.
Большое значение для эффективности воздействия пропаганды на военнослужащего имеет доверие к той информации, которую ему предлагают. Она всегда убеждает в пользу одного мнения, одной идеи, принципа. Наиболее устойчивой является информация, рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком. Соединение рационального, эмоционального, логического и психологического начал на равных правах является закономерностью пропагандистского воздействия. Пропаганда является инструментом тотальной политики, такой же, как дипломатия и вооруженные силы.
Войны будущего неизбежно будут вестись не только в военном и экономическом, но и в военно-политическом и информационно-психологическом ключе, что требует усиления внимания к этим направлениям военной подготовки.
Об этом свидетельствует богатый военно-исторический опыт прошлого. Так, уже после первой мировой войны, был проведен детальный анализ военной пропаганды. Было доказано, что современная война должна вестись на трех фронтах: военном, экономическом и пропаганды. Экономическая блокада душит, пропаганда сбивает с толку, а военная сила довершает удар.
Пропаганда, применяемая одновременно, с другими орудиями борьбы, подрывает основы военных и гражданских сил неприятеля и расчищает путь железному кулаку из людей и металла.
Экономическая блокада медленно выдавливает из нации ее жизненность, и для ее наибольшего эффекта необходима длительная борьба.
Пропаганда является в этом случае пассивным вспомогательным орудием, главная функция которого заключается в том, чтобы уничтожить в неприятеле желание борьбы, вселяя уныние, разочарование и разногласие.
Война показала, что мобилизация людей и средств оказалась недостаточной, она требует еще мобилизации мнений. Позднее, была отмечена направленность военной пропаганды в интересах политической поддержки ведущихся военных действии и общих целей, поставленных перед собою воюющими сторонами.
Необходимость информационной защиты Вооруженных сил, личного состава, и формирования у солдат и командиров устойчивого убеждения в необходимости и важности служения Отечеству, явились наиболее значимым фактором организации военно-политической пропаганды и агитации.
На пропаганду вероятного противника против России необходимо отвечать своей пропагандой, опираясь на ее советский опыт, но изменив контент, положив в основу такой работы триаду ценностей: история России, убежденность в ее развитии и традиции народа.
Опыт боевых действий подразделений (частей) показывает, что военно-политическая пропагандистская работа при своевременно поставленных задачах, правильной организации и умелом применении технических средств обладает мощным потенциалом духовного воздействия на умы и сердца воинов. Мероприятия военно-политической пропаганды и агитации в боевой обстановке имеют ярко выраженный патриотический, социально-управленческий, мотивирующий (мобилизующий) и педагогический характер [2].
Военно-политическая пропаганда и агитация в Вооруженных силах РФ вытекает из решений Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, положений Военной доктрины РФ, приказов и директив командования, решений военных советов.
В Военной доктрине РФ используется такое понятие как военная политика – деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников. Она направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и средств поражения
Военно-политическая пропаганда и агитация ориентированы на распространение системы официально принятых в государстве взглядов на подготовку и осуществление вооруженной защиты на основе военных опасностей и военных угроз своему государству и его союзникам, положений военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства.
Военно-политическая пропаганда и агитация – это комплекс согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий (мероприятий), осуществляемых командирами (начальниками), штабами, органами военно-политической работы и военными средствами массовой информации в ходе повседневной деятельности, оперативной и боевой подготовки войск (сил) по распространению среди военнослужащих информации в области военной политики государства. Она направлена на своевременное доведение сведений о военно-политической обстановке и полученных задачах; пропаганду государственных решений в области обороны и строительства Вооруженных Сил; формирование политического сознания и патриотических убеждений у военнослужащих, мобилизация их на обеспечение военной безопасности и защиту суверенитета РФ и ее союзников [5].
Военно-политическая пропаганда и агитация в ВС РФ должна соответствовать вызовам и угрозам, строиться и отвечать духу времени, направляться на информационно-разъяснительную работу с военнослужащими и гражданским персоналом ВС по актуальным вопросам государственной внутренней и внешней политики.
Упор в ней делается на индивидуальную работу, переход от работы с личным составом в целом к работе непосредственно с конкретным человеком. В условиях открытого информационного общества, всеобщего распространения интернета, доступа к социальным сетям нужны неординарные идеи, свежие подходы.
Содержание военно-политической пропаганды и агитации в системе военно-политической работы деятельности подразделений (частей) обусловлено целями, задачами и характером боевых действий.
Основные компоненты военно-политической пропаганды и агитации нацелены на обеспечение высокой боеспособности, устойчивого управления войсками и поддержание морально-политического и психологического состояния личного состава на уровне, позволяющем успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки.
Военно-политическая пропаганда и агитация предполагает постоянный мониторинг, анализ и оценку военно-политической и информационной обстановки, религиозной и криминальной ситуации в районах дислокации (ведения боевых действий), отношения населения к личному составу и других вопросов, влияющих на его морально-политическое и психологическое состояние.
Особое место в ее содержании принадлежит подготовке и распространению в войсках военно-политической и социальной информации, обобщению результатов изучения настроений, нужд и запросов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала. Кроме того, органы по военно-политической работе осуществляют руководство военными средствами массовой информации в интересах решения задач информационно-пропагандистской работы в боевой обстановке.
Основными формами военно-политической пропаганды и агитации в войсках (силах) являются:
- военно-политическая подготовка военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил;
- информирование (боевое, военно-политическое, правовое, техническое, медицинское);
- прослушивание и просмотр информационных материалов;
- собрания личного состава;
- прямое обращение командования к личному составу;
- встречи личного состава с командованием, ветеранами и участниками военных действий, государственными деятелями;
- обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях (боевой службе);
- индивидуальная работа должностных лиц органов по военно-политической работе в боевых порядках;
- доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления [2].
Пропаганда и контрпропаганда должны сыграть нейтрализующую и защитную функции.
Задачи военно-политической пропаганды и агитации отражены в рамках общих задач военно-политической работы:
- обеспечение безусловного понимания, осознания и поддержки личным составом решений Президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и МО;
- формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки;
- разъяснение личному составу основных положений государственной политики в обеспечении военной безопасности страны, перспектив развития современных Вооруженных Сил;
- формирование патриотического сознания военнослужащих;
- повышение качества мероприятий морально-психологического обеспечения войск (сил) в ходе боевой и оперативной подготовки, совершенствование практических навыков должностных лиц с учетом полученного опыта;
- пропаганда примеров мужественного и самоотверженного выполнения военнослужащими воинского долга при выполнении боевых и специальных задач, их достижений в боевой подготовке;
- совершенствование материально-технической базы агитационно-пропагандистской работы;
- предупреждение проникновения в армейскую среду экстремистских взглядов и деструктивных идеологий, профилактика правонарушений экстремистского характера с использованием социальных сетей информационно-телекоммуникационной сети интернет;
- защита подразделений от негативного информационно-психологического воздействия [1].
Военно-политическая пропаганда и агитация организуется и проводится в мирное и военное время в целях:
- военно-политического ориентирования личного состава, формирования у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в их сознании и поведении патриотических идеалов, мотивов служения Отечеству, защиты национальных интересов и высоких духовных потребностей.
Потребность в использовании военно-политической пропаганды и агитации обусловлена возрастающей ролью информации в формировании высокого морально-психологического состояния военнослужащих, повышением значимости и масштабности информационно-психологического противоборства в современных войнах и военных конфликтах.
Военно-политическая пропаганда и агитация при своевременно поставленных задачах, правильной организации использования сил и средств, умелом применении технических средств обладает мощным потенциалом духовного воздействия на умы и сердца воинов. Мероприятия агитационно-пропагандистской работы в боевой обстановке имеют ярко выраженный патриотический, социально-управленческий, мотивирующий, мобилизующий, и педагогический характер.
Принципы организации и проведения военно-политической пропаганды и агитации:
- подчиненность ее целей и задач интересам поддержания высокой боевой готовности подразделений;
- направленность ее форм и методов на обеспечение устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих;
- приоритетность интересов военной политики государства при определении военно-политической пропаганды и агитации;
- учет в проводимых мероприятиях реальной военно-политической и социальной обстановки в мире, стране, районе дислокации части (подразделения);
- оперативность и достоверность информации;
- проведение военно-политической пропаганды и агитации мероприятия с личным составом в ходе повседневной деятельности, оперативной и боевой подготовки войск (сил), выполнения ими учебно-боевых (боевых) задач [3, с. 282].
Характерной чертой военно-политической пропаганды и агитации в части (соединении) является её многофункциональность.
В повседневной и боевой обстановке в зависимости от решаемых задач она выполняет ряд основных функции.
Информационная функция – проявляется в своевременном доведении до частей и подразделений актуальной военно-политической и боевой информации, удовлетворении информационных потребностей личного состава.
Пропагандистская функция – заключается в применении наиболее эффективных в боевой обстановке форм и методов агитационно-пропагандистского влияния на морально-психологическое состояние войск (сил).
Агитационная функция – направлена на перестройку сознания военнослужащих и активизацию их действий.
Воспитательная функция – реализуется через педагогическое воздействие на военнослужащих информационных мероприятий в целях формирования у них необходимых морально-боевых качеств.
Профилактическая функция выражается в предупреждении и нейтрализации негативных социально-психологических явлений среди военнослужащих, связанных с влиянием на них различных факторов боевой обстановки и информационно-психологическим воздействием противника.
Обучающая функция связанна с представлением военнослужащим учебных сведений, данных, знаний, необходимых для выработки профессиональных навыков и умений.
Прогностическая функция позволяет с определенной вероятностью предсказывать (предвосхищать) наступление определенных событий или явлений.
Ориентировочная функция обеспечивает возможность военнослужащим правильно ориентироваться в текущей военно-политической и информационной обстановке, адекватно оценивать происходящее.
Нормативная функция отражает моральные, социальные, правовые и административные нормы поведения и деятельности военнослужащих.
Коммуникативная функция способствует осуществлению служебного и межличностного общения и взаимодействие военнослужащих [3, с. 284].
Основными формами защиты подразделений (частей) от информационно-психологического воздействия противника выступают как отдельные агитационно-пропагандистские и психологические акции, оперативно-профилактические мероприятия, так и специальные операции по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию противника. При этом издаются установочные приказы, проводятся маскировочные мероприятия, инструктажи, организуется агитация, пропаганда и контрпропаганда, осуществляется разоблачение замыслов противника и его дезинформация, проводится индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими с опорой на личный пример и методы психологической помощи.
Опыт боевых действий показывает, что эффективность военно-политической пропаганды и агитации достигается непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до командиров (начальников) и всего личного состава подразделений (частей) социально-политической, оперативной обстановки, оперативной пропагандой решительных и умелых действий личного состава, а также зависит от учета особенностей психологических операций противника и закономерностей восприятия людьми информации; реального морально-политического и психологического состояния подразделений (частей) и складывающейся в районе боевых действий обстановки; непрерывности и системного характера проводимых защитных мероприятий; оснащенности подразделений (частей) современными техническими средствами.
Таким образом, военно-политическая пропаганда и агитация как сердцевина и базовая основа военно-политической работы строится с учетом стоящих перед Вооруженными силами РФ задач и направлена на формирование и поддержание у личного состава высокого морально-политического и психологического состояния.
Она проводится во всех видах учебно-боевой деятельности и ее эффективность зависит от координации усилий всех должностных лиц части и системы их работы по этому направлению.
Список использованных источников.
1. Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в ВС РФ. Приказ МО РФ № 803 от 28 декабря 2021 г.
2. Военно-политическая работа в части, подразделении: электронный. учеб. / под ред. С.А. Сакуна. – М.: ВУ, 2019.
3. Военно-политическая работа: Учеб. пособие / Д.А. Ендовицкий, Ю.Н. Коренчук, В.Г. Шамаев. – М.: КНОРУС, 2021. С. 282-284.
4. Военно-политическая работа в части (подразделении): Электронный учеб. – М.: ВУ, 2019.
5. Управление военно-политической работой в войсках: Электронный учеб. – М.: ВУ, 2019.