Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что фармакотерапия депрессивных состояний на протяжении почти 40 лет остается одной из важнейших проблем современной психиатрии.

Все более актуальной проблема лечения депрессий становится и вследствие их распространенности у лиц, в основном, молодого и среднего возраста, то есть у наиболее трудоспособной и социально-значимой части населения.

Многочисленные исследования, включающие сравнительный анализ эффективности Флуоксетина с эталонными антидепрессантами 1 и 2 поколений подтвердил его бесспорные антидепрессивные свойства, расширил существующие представления о патогенезе депрессивных состояний и открыл перспективы новых подходов к поиску патогенетически обоснованных методов лечения эндогенных депрессий. Несмотря на многолетний опыт использования ингибиторов обратного захвата серотонина, дифференцированные показания к их назначению до конца не разработаны. Всё вышесказанное дает основание считать крайне актуальным дальнейшее изучение спектра психотропной активности наиболее распространенного представителя этой группы — Флуоксетина — и уточнение его клинического места среди традиционных антидепрессантов.

Целью настоящей работы является маркетинговое исследование лекарственных препаратов (ЛП) на основе лекарственного средства (ЛС) МНН Флуоксетин.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Изучить маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств.

2. Изучить ассортимент лекарственных препаратов российского рынка на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин.

3. Проанализировать ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин на примере конкретной аптечной организации.

4.Изучить спрос на лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации.

5.Разработать предложения по оптимизации ассортиментного портфеля ЛП на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации.

6. Сделать выводы на основе проведенных исследований.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин на российском и региональном рынке.

Методы исследования: статистический, математический, контент-анализ.

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

    1. .Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных препаратов

Фармацевтический рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения-потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

В современном мире проведением исследований занимаются квалифицированные специалисты. Эксперты - маркетологи помогают решить значимую для компании, действующей в условиях рыночной экономики, задачу: гарантию такого её функционирования, чтобы на изготавливаемые ей товары и услуги был высокий спрос среди потребителей.

Их спектр направлен на такие вопросы как:

1) изучение рынка лекарственных препаратов;

2) разрешение вопросов в сфере сбыта, ценообразования, рекламы, производстве новой продукции и прочего.

Поэтому так как в рыночной экономике наиболее авторитетной проблемой для компании является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых главных областей консультационного обеспечения бизнеса [4].

При изучении и анализе фармацевтического рынка фирмы проводят анализ его секций, анализ рынка конкурентов, исследование потребительского поведения, исследование целевой аудитории, анализ результативности рекламы, исследование вместимости рынка, оценка распределения частей рынка между компаниями, анализ ценообразования, увеличение ассортимента товаров.

Сейчас фирм, предоставляющих услуги по маркетинговым исследованиям фармацевтического рынка России с реальным опытом, насчитывается не много.

Методы маркетинговых исследований делятся на методы сбора первичных и вторичных данных.

Первичные данные – это информация, собранная исследователем для решения конкретной проблемы.

Вторичные данные – это информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

Преимущества вторичной информации в том, что она дешево стоит, и к ней можно достаточно быстро получить доступ. А недостатки связаны с тем, что эта информация была отобрана для решения другого вопроса [5].

Именно 2011 год на фармацевтическом рынке России был примечателен законодательными преобразованиями и положениями:

1) Вступил в силу закон «Об обращении лекарственных средств, он обязывал российских производителей лекарств перейти на евростандарты качества GMP к 1 января 2014 года [1].

2) Вступило в силупостановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1447 "Об утверждении Правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств».

3) Вступил в силу приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций» и многое другое.

Маркетинговые данные могут помочь при определении и планировании параметров будущего лекарства, таких как потенциальный размер рынка, применяемые конкурирующие лекарственные средства, формы конкретной болезни. Здесь следует указать, что определение размера и потенциала рынка является необходимым как при перспективных, так и при основных исследованиях, так как от этого зависит ответ на вопрос продолжать ли исследования в дальнейшем или нет. Многие компании проводят маркетинговые исследования лекарств для лечения очень маленьких групп населения.

Фармацевтический маркетинг отвечает за:

  • доставку производственных товаров в необходимом количестве в условиях, удобных потребителю;

  • привлечения внимания к продукции компании-производителю

  • реклама и стимулирование сбыта.

  • Сюда относятся все действия, направленные на то, чтобы потребитель выбрал конкретный товар:

  • реклама;

  • развитие коммуникативных связей;

  • поощрение покупателей и т.д.

Фармацевтический рынок России входит в лидирующие фармацевтические рынки мира, но потребление лекарственных средств жителей сейчас не высокое. Поэтому правительством России была поставлена задача, довести этот показатель до среднеевропейского [9].

Таким образом, в ближайшие года среднедушевое потребление лекарственных средств наберет обороты.

Также, маркетинговые исследования могут помочь компаниям определить потенциальное воздействие и риски, связанные с продуктом, что особенно важно в области фармацевтики. Кроме того, они помогают определить оптимальные каналы распространения для продукта, что повышает ее эффективность на рынке. Одним из главных преимуществ проведения маркетинговых исследований является возможность разработки более эффективных стратегий продвижения на рынок, а также повышение эффективности уже существующих стратегий. Например, исследование потребительского спроса и предпочтений позволяет определить, какие типы рекламы и маркетинговых сообщений будут наиболее эффективными в привлечении внимания и продвижении продукта. Кроме того, маркетинговые исследования помогают компаниям узнать о своих конкурентах и их продуктах, что позволяет разработать стратегии, учитывающие сильные и слабые стороны конкурентов, на основе анализа их продуктов и маркетинговых действий.

Однако, стоит помнить, что проведение маркетинговых исследований требует значительных временных и финансовых затрат, особенно на первом этапе, когда необходимо найти и определить целевые группы и сбор информации, хотя эти затраты сравнимы с тем, что при наличии данных можно существенно сократить время и снизить стоимость разработки продукта и его введение на рынок. В целом, проведение маркетинговых исследований в области фармацевтики повышает шансы компаний на успех на рынке, в том числе путем определения потребительских нужд и интересов. Для успешного продвижения на рынке фармацевтических товаров необходимо понимание потребностей и поведения потребителей, обеспечение доступности продукта и проведение высокоэффективных маркетинговых кампаний. Без маркетинговых исследований компании теряют свою конкурентоспособность, возможность узнать о новых рыночных трендах и о важных для клиентов потребностях, что может привести к снижению спроса и доходности компании [13].

Из представленного выше следует вывод о том, что маркетинговые исследования играют важную роль в изучении фармацевтического рынка. Эксперты-маркетологи помогают компаниям решать задачи по обеспечению высокого спроса на их продукцию, проводя анализ рынка, конкурентов, потребительского поведения, целевой аудитории и других факторов. Для исследования используются как первичные, так и вторичные данные, имеющие свои преимущества и недостатки. Законодательные преобразования и положения также оказывают влияние на фармацевтический рынок. Фармацевтический маркетинг играет ключевую роль в доставке товаров, стимулировании сбыта и привлечении внимания к продукции компаний-производителей.

    1. .Методы анализа ассортимента лекарственных средств

Для фармацевтической сферы необходимо чёткое представление об специфике рынка лекарственных средств - спросе и предложении, структуре и особенностях потребительских желаниях и т.д.

Ассортимент фармацевтики имеет важное социально-экономическое значение. Ассортимент — номенклатурный перечень видов и разновидностей товаров, различаемых по маркетинговым показателям, перечень видов и сортов товара на производственном или в торговом предприятии.

Знание товарного ассортимента – основная цель маркетинговой деятельности, фармацевтического производителя. Для повышения результативности деятельности на этом рынке, его участнику необходимо разумно создать ассортимент, достичь баланса движения определенных групп лекарственных средств, только тогда можно рассчитывать на развитие товарооборота [6].

Сформирована маркетинговая классификация лекарственных средств на основе комплекса их товарных признаков, среди которых важное значение для маркетингового анализа ситуации на рынке лекарственных средств имеют следующие:

1) финансово-экономические (страна происхождения, предприятие-изготовитель, условия поставки, цена и др.);

2) правовые (регистрация в РФ, статус отпуска из аптеки, включение в различные перечни: жизненно важных и необходимых, льготного отпуска и др.);

3) фармацевтические (международное непатентованное наименование (МНН), торговое название (ТН), лекарственные формы, состав, срок годности и др.);

4) фармакотерапевтические (группа анатомо-терапевтическо-химической классификации - АТХ (АТС), показания, побочные действия и др.) [7].

Классификация представлена на рисунке 1.

На первом уровне выделены 4 группы по вышеприведенным признакам — это типы лекарственных средств.

На втором уровне типы подразделяются на классы лекарственных средств (16 классов). Классы этого уровня далее подразделяются на группы (168 групп) и подгруппы 3-го уровня. Четвертый уровень классификации образуют виды лекарственных средств.

Сформированная маркетинговая классификация положена в основу изучения целевых элементов рынка отдельных групп лекарственных средств.

Рисунок 1. Маркетинговая классификация лекарственных средств

Маркетинговые исследования - одно из четырех составляющих маркетинговый информационной системы, представляющая собой систематическую деятельность по определенью круга и объема данных, необходимых для решения стоящей маркетинговый задачи их сбор, обработка и анализ с последующим представлением отчета о результатах [9].

На фармацевтическом рынке существуют следующие методы анализа, которые представлены ниже.

Методы анализа ассортимента:

1. ABC-анализ (объемно-стоимостной);

2. XYZ-анализ (стабильность потребления);

3. Комбинированный анализ «ABC-XYZ»;

4. VEN-анализ.

В основе ABC анализа лежит принцип Парето, который ставит акцент на том, что 20% усилий обеспечивают 80% результата. Остальные 20% результата достигаются через 80% усилий. Этот принцип актуален для любой сферы бизнеса, направлен на оценку эффективности. В соответствии с принципом Парето ассортимент классифицируется по объему продаж и прибыли, а все товары разделяются на три объемные группы:

  1. А – основная группа, обеспечивающая доходность бизнеса. Сюда входят около 20% позиций, реализация которых обеспечивает до 80% выручки. Речь идет о продукции, являющейся локомотивом. Она должна присутствовать в ассортименте постоянно.

  2. В – группа, в которую входит около 15% товарных позиций, обеспечивающих аналогичный объем выручки. Она что-то среднее между группами А и С, но имеет стратегическую ценность, хорошо дополняя основные позиции.

  3. С – группа, к которой в соответствии с принципом Парето, относятся около 75% товаров. Их много, но они обеспечивают всего 5% выручки.

Группа А является самой главной, группа В – дополнительной, а в группе С собрано большое количество «пустой» продукции. Она может годами пылиться на складе, занимая место и принося убытки предпринимателю. Товары, входящие в группу С, являются кандидатами на исключение. Такой анализ позволяет оценить и изучить ассортимент, однако в нем не предусмотрены сезонные колебания и другие факторы, что может искажать общую картину [6].

Рассматриваемый вид анализа выполняется поэтапно, для удобства стоит использовать программу для работы с таблицами Microsoft Excel или готовый шаблон с заданными формулами.

К плюсам АВС-анализа традиционно относят:

  • простоту и возможность брать за основу разные показатели;

  • четкий и достаточно точный результат, выраженный в процентном соотношении;

  • универсальность, ведь анализ можно применять для оценки любого компонента бизнеса – от ассортимента до клиентов;

  • получение данных, которые позволяют оптимизировать каталог и складское хранение, выделить приоритетные группы, направить маркетинг в нужное русло, уменьшить численность персонала.

XYZ – анализ ориентирован на определение стабильности продаж, а также колебаний спроса. Чаще всего эти модели применяются совместно, что позволяет получить четкую картину и правильно расставить приоритеты. Принцип расчета XYZ-анализа базируется на коэффициенте, который выражается в процентах. За основу можно брать объем или сумму продаж, на финише осуществляется группировка позиций в категории.

Для проведения XYZ - анализа используется сложная многоступенчатая формула, поэтому лучше скачать готовый шаблон для расчета с заданными параметрами, чтобы предупредить ошибки [7].

XYZ - анализ помогает получить четкую картину, найти товары, продажи которых являются нестабильными и подвержены сезонным колебаниям. С его помощью можно выявить проблемные моменты, организовать своевременные закупки у поставщиков, гибко реагировать на колебания спроса и рынка.

XYZ-анализ не даст точный результат в случае работы с новыми товарами или теми, которые на протяжении определенного периода не поступали. на склад и не продавались [8].

Результатом XYZ - анализа является выделение 3 групп товаров:

- категории Х - группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;

- категории Y - группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;

- категории Z - группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса.

Распределение товара на категории Х, Y и Z и определяется значением коэффициента вариации. Согласно классическому подходу к категории Х относятся товары с коэффициентом вариации 0-10%, к категории Y – 10 - 25%, а к категории Z - более 25%. Однако в аптеках целесообразно использовать большие интервалы, т.к. использование классического подхода часто приводит к тому, что значительное количество товаров неоправданно попадает в категорию Z. То есть применительно к аптечному ассортименту категория Х должна включать товары с коэффициентом вариации 0 - 15%, категория Y - 15 - 40%, категория Z - больше 40%.

Алгоритм проведения XYZ - анализа включает следующие этапы:

l. Выбор объектов анализа (товарная группа, товарная единица, поставщики, клиенты и Т.Д.);

2. Определение параметров анализа (единицы продаж, доход, средний запас, количество заказов и т.д.) и периода анализа (неделя, месяц, квартал, полугодие, год);

3. Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;

4. Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;

5. Распределение по категориям X, Y, Z;

6. Графическое представление результатов анализа.

Смысл XYZ - анализа в изучении стабильности продаж, изучение отклонений, скачков, нестабильности сбыта продукции.

Цель XYZ - анализа - дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.

Таким образом, с помощью контент - анализа литературных источников изучены теоретические основы маркетинговых исследований, из которых видно, что они играют важную роль в фармацевтической деятельности. Также выяснили, что на сегодня основными и наиболее эффективными методами анализа ассортимента лекарственных средств являются: ABC - анализ и XYZ – анализ [11].

Специфика медицинских и фармацевтических товаров – их значимость и жизненная важность для каждого человека и населения в целом обусловливают необходимость проведения VEN–анализа.

VEN–анализ – это метод группировки используемых ЛС по степени их клинической значимости.

VEN–анализ, как правило, проводят параллельно с АВС-анализом. VEN–анализ позволяет установить приоритеты отбора и закупок ЛС в соответствии с их классификацией по степени жизненной важности:

Жизненно важные (Vital) - ЛС важные для спасения жизни (например, вакцины); имеющие опасный для жизни синдром отмены, постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулины, стероиды, пропранолол и т.п.);

Необходимые (Essential) - ЛС эффективные при лечении менее опасных, но серьезных заболеваний;

Второстепенные (Non-essential) - ЛС для лечения легких заболеваний, ЛС сомнительной эффективности, дорогостоящие ЛС с симптоматическими показаниями [18].

При проведении аналитической работы по действующему в аптечной организации ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:

- широта ассортимента;

- полнота ассортимента;

- глубина ассортимента;

- насыщенность ассортимента;

- гармоничность ассортимента;

- полнота использования;

- устойчивость ассортимента;

- степень обновления ассортимента

Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной структуре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т.д [17].

Широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.

Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.

Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте).

Кш = Ш факт/Ш базовая

(1)

Полнота ассортимента лекарств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся наличии фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = П факт/П базовая

(2)

Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.[26]

Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций:

Кг=Г факт/Г базовая

(3)

Насыщенность номенклатуры (ассортимента) — это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.

Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности ассортимента по отношению к предпочтениям врача, пациента.

Полнота использования ассортимента - важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент.

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств организации мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.

Степень обновления ассортимента — это доля новых лекарственных средств, введенных в ассортимент за определенный промежуток времени. Этот показатель должен периодически анализироваться [22].

Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать, как отношение количества новых товаров к фактической насыщенности ассортимента в данной группе.

Y= n: N

(4)

Где: Y – индекс обновления; n – количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет.

N – количество ЛП, зарегистрированных на рынке России.

Для характеристики ассортимента аптечной организации может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛП.

Полнота использования ассортимента характеризует степень использования, имеющегося в аптечной организации ассортимента лекарственных средств за определенный период времени [19].

Анализ индексов обновления ассортиментных групп свидетельствует о появлении в ассортименте новых зарегистрированных в России в последние годы, ЛС. В случае незначительных величин этого показателя необходимо провести информационный поиск и определить ЛС для обновления ассортимента.

На основании результатов проведенных исследований рынка лекарственных средств можно сделать вывод, что ассортимент имеет важное социально-экономическое значение, а знание товарного ассортимента является основной целью маркетинговой деятельности фармацевтического производителя. Для успешной деятельности на рынке необходимо разумно формировать ассортимент, достигать баланса движения определенных групп лекарственных средств и учитывать финансово-экономические, правовые, фармацевтические и фармакотерапевтические показатели. В работе представлена маркетинговая классификация лекарственных средств, которая положена в основу изучения целевых элементов рынка отдельных групп лекарственных средств. Были рассмотрены методы анализа ассортимента, такие как ABC-анализ, XYZ-анализ, комбинированный анализ «ABC-XYZ» и VEN-анализ, при этом в основе ABC-анализа лежит принцип Парето, который актуален для любой сферы бизнеса и позволяет классифицировать ассортимент по объему продаж и прибыли.

ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН ФЛУОКСЕТИН

2.1 Товароведческая характеристика лекарственного средства
Флуоксетин

Русское название: Флуоксетин

Латинское название: Fluoxetinum

Фармакологическая группа вещества Флуоксетин: Антидепрессанты

Химическое название: (±)-N-Метил-гамма-[4-(трифторметил) фенокси] бензолпропанамин (и в виде гидрохлорида); рацемическая (50/50) смесь R- и S-энантиомеров

Брутто – формула: C17H18F3NO

Код CAS: 54910-89-3

Структурная формула:

Код ATX: N06AB03

N -Препараты для лечения заболеваний нервной системы

N06 - Психоаналептики

N06A - Антидепрессанты

N06AB - Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина

Фармакокинетика Флуоксетина:

При приёме внутрь хорошо всасывается из ЖКТ (до 95 % принятой дозы), применение с пищей незначительно тормозит всасывание флуоксетина. Эффект «первого прохождения» через печень слабо выражен. Cmax в плазме крови достигается через 6—8 ч. Биодоступность флуоксетина после приёма внутрь составляет более 60 %. Препарат хорошо накапливается в тканях, легко проникает через ГЭБ.

Связывание с белками плазмы крови — более 90 %. В печени энантиомеры деметилируются при участии изофермента CYP2D6 цитохрома Р450 до норфлуоксетина и других неидентифицированных метаболитов, причём S-норфлуоксетин по активности равен R- и S-флуоксетину и превосходит R-норфлуоксетин. Выводится почками, клиренс флуоксетина — 94-704 мл/мин, норфлуоксетина — 60—336 мл/мин. Недостаточность почек не оказывает заметного влияния на скорость выведения флуоксетина. Около 12 % препарата выделяется через ЖКТ.

Период полувыведения (T1/2) флуоксетина составляет 1—3 сут. после однократного приёма и 4—6 сут. при длительном введении. T1/2 норфлуоксетина — 4—16 сут. в обоих случаях, что вызывает значительную кумуляцию веществ, медленное достижение их равновесного уровня в плазме и длительное присутствие в организме после отмены. У больных с циррозом печени T1/2 флуоксетина и его метаболитов удлиняется. Выводится в течение 1 недели в основном почками (80 %): в неизменённом виде — 11,6 %, в виде глюкуронида флуоксетина — 7,4 %, норфлуоксетина — 6,8 %, глюкуронида норфлуоксетина — 8,2 %, более 20 % — гиппуровой кислоты, 46 % — других соединений; 15 % выводится кишечником. При нарушении функции почек выведение флуоксетина и его метаболитов замедляется. При гемодиализе не выводится (из-за большого объёма распределения и высокой степени связывания с белками плазмы). Препарат выделяется с грудным молоком (до 25 % от концентрации в сыворотке крови).

Особенностями фармакокинетики флуоксетина объясняется тот факт, что его побочные эффекты могут сохраняться более длительное время, чем у других СИОЗС; риск развития серотонинового синдрома на фоне лекарственных взаимодействий также выше.

Поскольку фармакокинетика флуоксетина носит нелинейный характер, повышение его дозы приводит к непропорциональному повышению уровня препарата в крови, соответственно к непропорционально выраженному клиническому действию и таким же непропорционально выраженным проявлениям побочных эффектов.

Способ применения и дозы:

Депрессии (независимо от степени депрессивного расстройства — слабая, умеренная, тяжёлая), в том числе в структуре других психических расстройствшизофрении биполярного расстройства, шизоаффективных психозов. Нервная булимия, алкоголизм, навязчивые состояния.

Применяется внутрь; при депрессии начальная доза — 20 мг/сут. 1 раз, утром; при необходимости еженедельно дозу увеличивают на 20 мг/сут. Максимальная суточная доза 80 мг в 2—3 приёма. При булимии — 60 мг в 3 приёма. Для пожилых пациентов суточная доза составляет 20 мг. При навязчивых состояниях 20—60 мг/сут. Поддерживающая терапия — 20 мг/сут. Курс лечения 3—4 недели, при обсессивно-компульсивных состояниях — 5 недель и более, при нервной булимии — от 3 мес. и возможен бессрочный приём при повторном лечении.

Побочные действия:

Со стороны нервной системы: головокружение, головная боль, сонливость или бессонница, вялость, повышенная утомляемость, астения, бруксизм, нарушение равновесия, деперсонализация, раздражительность, дистония, акатизия, тремор, ажитация, усиление тревоги, нервозность, агрессивность, усиление суицидальной наклонности (свойственной больным с депрессивными расстройствами), маниакальный синдром или гипомания, эпилептические припадки, обострение параноидного синдрома.

Со стороны пищеварительной системы: снижение аппетита, сухость во рту или гиперсаливация, тошнота, диарея, диспепсия, анорексия, рвота.

Аллергические реакции: кожная сыпь, покраснение кожи, крапивница.

Сексуальная дисфункция — частый побочный эффект ингибиторов обратного захвата серотонина. В частности, он может включать в себя трудности сексуального возбуждения, эректильную дисфункцию, потерю интереса к сексу и аноргазмию (невозможность достижения оргазма). Также возможны генитальная нечувствительность, нарушение эякуляции, утраченный или сниженный ответ на сексуальные стимулы и ангедония при эякуляции. Хотя побочные эффекты в сексуальной сфере обычно обратимы, они могут длиться месяцами, годами или даже постоянно после прекращения приёма препарата; такая ситуация получила название пост-СИОЗС-сексуальной дисфункции.

Прочие: озноб, лихорадка, повышенное потоотделение, мышечная и суставная боль, васкулиты, увеличение молочных желез или боль в них[1], гиперпролактинемия, гипогликемия, гипонатриемия, нарушение остроты зрения, гинекологические кровотечения, алопеция, дизурия, дисфония, фарингит, чувство жара, нарушение дыхания, серотониновый синдром (в высоких дозах), артропатии (редко), тахикардия, похудение, системные нарушения со стороны лёгких, почек или печени, мидриаз.

При применении флуоксетина (крайне редко) наблюдались случаи смертельно опасного побочного эффекта — злокачественного нейролептического синдрома, возникающего чаще всего при приёме нейролептиков.

Приём флуоксетина в первом триместре беременности повышает риск нарушений развития сердца у плода.

Противопоказания:

Гиперчувствительность к препарату, заболевания печени, хроническая почечная недостаточность (клиренс креатинина менее 10 мл/мин.), атония мочевого пузыря, глаукома, доброкачественная гиперплазия предстательной железы, декомпенсированная эпилепсия, судорожные реакции в анамнезе, сахарный диабет, суицидальная настроенность, маниакальные состояния (как на текущий момент, так и в анамнезе), отравления алкоголем, психотропными препаратами и другими лекарственными средствами, беременность, кормление грудью, возраст менее 15 лет.

С осторожностью:

Компенсированные почечная и/или печёночная недостаточность, заболевания сердечно-сосудистой системы, болезнь Паркинсона, кахексия.

Передозировка:

Симптомы: тошнота, рвота, состояние возбуждения, судороги.

Лечение: промывание желудка, назначение активированного угля, при судорогах — анксиолитических лекарственных средств (транквилизаторов), симптоматическая терапия.

Особые указания:

С осторожностью применять флуоксетин у пациентов с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями.

При лечении больных с дефицитом массы тела следует учитывать анорексигенные эффекты (возможна прогрессирующая потеря массы тела). У больных сахарным диабетом назначение флуоксетина повышает риск развития гипогликемии, а при его отмене может возникать гипергликемия. В связи с этим доза инсулина и/или любых других гипогликемических лекарственных средств, применяемых внутрь, должна быть скорректирована.

До наступления значительного улучшения в лечении больные должны находиться под наблюдением врача.

Во время лечения флуоксетином следует воздерживаться от приёма алкоголя. С осторожностью назначают флуоксетин при видах деятельности, требующих высокой концентрации внимания и быстроты реакций.

В пожилом возрасте лечение флуоксетином следует начинать с ½ дозы.

Использование в педиатрии:

Флуоксетин показан для применения в педиатрической популяции для лечения больших депрессивных расстройств и обсессивно-компульсивных расстройств. Во всех случаях назначения флуоксетина детям и подросткам следует проводить тщательную оценку клинической необходимости и потенциального риска.

Сроки и условия хранения:

Срок годности - 3 года. В сухом, защищенном от света месте при температуре не выше 25°C. Хранить в недоступном для детей месте.

Препарат отпускается по рецепту [30].

2.2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, разрешенных к применению в Российской Федерации

Российский рынок ЛС на основе МНН Флуоксетин представлен ассортиментом разрешенных к применению и выпускаемых зарубежными и отечественными производителями лекарственных препаратов.

В государственном реестре ЛС зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин (приложение 1) [27].

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по составу, который представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин

Количество предложений

Состав

Монопрепарат

Комбинированный препарат

К-во

Доля, %

К-во

Доля, %

161

161

100

0

0

Итого

161

100

0

0

Анализ данных таблицы 1 показал, что количество препаратов на рынке всего – 161, из них монопрепараты составляют 100% от общего количества препаратов, комбинированные препараты - 0 %.

Рис.2 Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по видам лекарственных форм (ЛФ), который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин, по видам лекарственных форм

№ п/п

Виды лекарственных форм и форм выпуска

Количество ЛС

Абс. значение

Доля, %

1

Твердые лекарственные формы:

161

100,0

Капсулы

161

100,0

Итого:



161

100,0

Как видно из таблицы 2, в структуре ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по видам ЛФ 100% составляют твердые лекарственные формы такие, как капсулы.

Рис.3 Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин, по видам ЛФ

На основании данных таблицы 2 была определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Флуоксетин, разрешенных к применению, по производственному признаку, которая представлена в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по странам производителям

Страна-производитель

Количество лекарственных препаратов

Доля, %

Россия

126

78,3

Канада

33

20,5

Швейцария

2

1,2

Итого:

161

100%

Анализ данных таблицы 3 показывает, что анализируемый ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин, разрешенных к применению, производится в трех странах. Наибольшую часть ассортимента составляют препараты, производимые в России, на их долю приходится 78,3 % от общего количества препаратов на рынке. Второе место по производству занимает Канада, на их долю приходится 20,5 %. А на третьем месте выступает Швейцария, на их долю приходится 1,2 %.

Рис. 4 Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по производственному признаку

Таблица 4

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по фирмам-производителям

Фирма

Количество

Доля, %

АО «Медисорб»

20

12,4

ЗАО «АЛСИ Фарма»

10

6,2

ЗАО «ЗиО-Здоровье»

26

16,2

ЗАО «Канонфарма продакшн»

7

4,3

ЗАО «Биоком»

6

3,7

АО «АКРИХИН»

1

0,6

«Апотекс Инк»

33

20,6

АО «ФП "Оболенское»

3

1,9

ООО «Бауш Хелс»

1

0,6

ООО «Озон»

48

29,8

ООО «Производство Медикаментов»

4

2,5

«Эли Лилли Восток С.А.»

2

1,2

Всего: 12

161

100,0

Согласно анализу ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по фирмам-производителям установлено, что на фармацевтическом рынке присутствует 12 фирм.

Первое место по наибольшему количеству производимых лекарственных препаратов занимает фирма ООО «Озон» -29,8%.

На втором месте фирма «Апотекст Инк» – 20,6%.

Третье место заняла фирма ЗАО «ЗиО-Здоровье» - 16,2%.

Рис.5 Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по фирмам-производителям

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин по датам регистрации по формуле: 4.

6/161=0,037

Анализ полученных данных показал, что за последние 5 лет было зарегистрировано 6 ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин. Индекс обновления равен 3,7%.

2.3 Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин проводился на базе аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав». На момент изучения лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин ассортимент был представлен следующими наименованиями лекарственных средств (таблица 5).

Таблица 5

Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, предлагаемых в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав».

№п/п

Наименование ЛС, вид лекарственной формы, дозировка

Фирма-изготовитель, страна

Дата регистрации

1

Флуоксетин-ОЗОН капс. 20мг №20

Общество с ограниченной ответственностью «ОЗОН» (ООО «ОЗОН»), Россия

10.03.2009

Итого:

ЛФ: 1

Страны:1

Фирмы:1

ЛП (с учетом фасовки и дозировки): 1

Анализ данных таблицы 5 показал, что в аптечной организации предлагается 1 лекарственный препарат на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин.

Согласно полученным результатам, представленным в таблице 5, проведен анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, предлагающегося в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» по составу. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» по составу

Количество препаратов (всего)

Состав

Монопрепарат

Комбинированный препарат

К-во

Доля, %

К-во

Доля, %

1

1

100,0

0

0

Итого:

1

100,0

0

0

Как видно из таблицы 6, в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» 100% предложений лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин приходятся на монокомпонентные препараты.

Далее был проведен анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин по видам лекарственных форм, который представлен в таблице 7.

Таблица 7

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав», по видам лекарственных форм

№ п/п

Виды лекарственных форм и форм выпуска

Количество ЛС

Абс. значение

Доля, %

1

Капсулы

1

100,0

Итого

1

1

100,0

В результате анализа установлено, что препараты на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» имеются в одной форме выпуска-капсулы.

На основе данных таблицы 5 определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» по странам-производителям, которая, представлена в таблице 8, а также по фирмам-производителям в таблице 9.

Таблица 8

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» по странам-производителям

Страна-производитель

Количество предложений (лекарственных препаратов)

Доля, %

Россия

1

100,0

Всего -1

1

100,0

Анализ данных таблицы 8 показывает, что все лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, представленные в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» изготавливают отечественные производители (100%).

Таблица 9

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин по фирмам-производителям

Фирма

Количество

Доля, %

Общество с ограниченной ответственностью «ОЗОН» (ООО «ОЗОН»), Россия

1

100%

Итого:1

1

100%

Согласно анализу ассортимента лекарственных препаратов по фирмам-производителям установлено, что в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» ЛП на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин является отечественным препаратом, фирма-производитель ООО «ОЗОН», Россия.

Далее был произведен анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» по датам регистрации.

Анализ данных показал, что новых лекарственных препаратов (2019-2023гг.) на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин нет в ассортименте аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав». Исходя из этого, индекс обновления за 5 лет равен нулю.

2.4 Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, предлагающихся на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля».

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, предлагаемых на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав».

Для этого были рассчитаны показатели полноты и глубины ассортимента:

1) расчет показателя полнота ассортимента

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты Кп. Показатель полноты ассортимента определяется по формуле 2:

Кп=Пфакт/Пбаз

(2)

Где, Пфакт-количество наименований лекарственных форм ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации;

Пбаз- количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» сортимент представлен одним видом лекарственной формы (капсулы). В России зарегистрированы на основе МНН Флуоксетин один вид лекарственной формы (капсулы). Исходя из имеющихся данных,

Кп=1/1=1

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеки присутствуют все виды лекарственных форм на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин.

2) расчет показателя глубина ассортимента

Глубина ассортимента характеризуется наличием разновидностей одного вида товара. Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины Кг, который рассчитывается по формуле 3:

Кг=Гфакт/Гбаз

(3)

Где, Гфакт-количество наименований лекарственных препаратов одного лекарственного средства, имеющихся в аптечной организации;

Гбаз-количество наименований лекарственных препаратов этого лекарственного средства, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» ассортимент представлен 1 лекарственным препаратом, в стране зарегистрировано 161 лекарственных препаратов.

Значение коэффициента глубины равно:

Кг=1/161=0,006

 

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует 0,6% лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин. Поэтому в аптечной организации при формировании заявки на ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин можно учесть факт наличия на фармацевтическом рынке достаточно большего числа предложений и пополнить ассортимент аптеки недостающими лекарственными препаратами.

На заключительном этапе проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, предлагающегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав». Сравнительная характеристика представлена в таблице 10.

Таблица 10

Сравнительная характеристика ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, предлагающихся на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав»

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организацией

Количество предложений

161

1

По составу

100 % монопрепаратов

100% монопрепаратов

Производственный признак

78,3% препараты российского производства

100% препараты российского производства

По видам лекарственной формы

1 вид: капсулы

1 вид: капсулы

Индекс обновления

3,7%

0

Как видно из таблицы 10, ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» представлен только 1 лекарственным препаратом.

В аптечной организации в наличии имеется только одна лекарственная форма.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что в аптечной организации 100% лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин отечественного производства, в то время как на региональном рынке отечественные производители имеют долю рынка 78,3%.

На следующем этапе на основе рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента в исследуемой фармацевтической организации, которые представлены в таблице 11.

Таблица 11

Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав»

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организацией

ПАО «Аптечная сеть Горздрав»

Предложения по оптимизации ассортимента в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав»

Коэффициент

полноты

1

1

Необходимо периодически проводить информационный поиск лекарственных форм для обновления ассортимента.

Коэффициент глубины

1

0,006

Расширить ассортимент ЛС, за счет добавления непредставленных в аптеке лекарственных препаратов.

Как видно из таблицы 11, значение коэффициента полноты удовлетворяет потребности. А значение показателя коэффициента глубины ассортимента свидетельствует о том, что ассортимент аптеки представлен малым количеством ЛП на основе ЛС МНН Флуоксетин (0,6%).

Предлагается расширить ассортимент ЛП в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» на основе ЛС МНН Флуоксетин за счет добавления новых ЛП, которые отражены в таблице 12.

Таблица 12

Рекомендации для включения в ассортимент аптеки лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин.

№ п\п

Торговое наименование

Форма выпуска

Фирма производитель

Номер и дата регистрации

1.Прозак®

Флуоксетин

Капсулы, 20 мг, №14, пачки картонные

Эли Лилли Восток С. А.

П N014206/01
05.02.2010

2.Флуоксетин

Флуоксетин

Капсулы 10мг №10, пачки картонные

ЗАО "Биоком"

ЛП-№ (001133) -(РГ-RU)
15.08.2022

3.Флуоксетин

Флуоксетин

Капсулы 20мг, №10 пачки картонные.

ЗАО "Биоком"

ЛП-№ (001133) -(РГ-RU)
15.08.2022

Данные препараты смогут увеличить показатели коэффициентов глубины и широты ассортимента, а также индекс обновления, за счет новых препаратов, зарегистрированных за период 5 лет (2019-2023 год).

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Изучение литературы по теме дипломной работы показало, что маркетинговое исследование и методы анализа ассортимента лекарственных препаратов являются одной из ключевых факторов развития фармацевтического рынка.

2.Рыночные маркетинговые исследования имеют важную роль. Их основная задача–найти новые возможности для конкретного предприятия, обозначить конкурентов и разработать конкретные рекомендации для эффективной реализации продукта. Из представленного выше следует вывод о том, что маркетинговые исследования играют важную роль в изучении фармацевтического рынка. Эксперты-маркетологи помогают компаниям решать задачи по обеспечению высокого спроса на их продукцию, проводя анализ рынка, конкурентов, потребительского поведения, целевой аудитории и других факторов. Для исследования используются как первичные, так и вторичные данные, имеющие свои преимущества и недостатки. Законодательные преобразования и положения также оказывают влияние на фармацевтический рынок. Фармацевтический маркетинг играет ключевую роль в доставке товаров, стимулировании сбыта и привлечении внимания к продукции компаний-производителей.

3.Лекарственные препараты на основе МНН Флуоксетин относятся к группе антидепрессантов и оказывают антидепрессивное и психостимулирующее действие.

4.Лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин, зарегистрированные в Государственном реестре являются монопрепаратами. Ассортимент разрешенных к применению на российском рынке лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Флуоксетин представлен 161 лекарственным препаратом, из которых все представляют собой твердые лекарственные формы-капсулы. Выпускают лекарственные препараты на основе МНН Флуоксетин производители 3 стран и 12 фирм. Наибольшее количество лекарственных препаратов производится в России 78,3%, фирмой ООО «ОЗОН» - 29,8%. Анализ данных по датам регистрации показал, что за последние 5 лет ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Флуоксетин обновился на 3,7%.

5. Общий ассортимент предложений лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин в аптечной организации ПАО «Аптечная сеть Горздрав» составляет 1 лекарственный препарат. В аптеке предлагаются лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин из России -100%. В фармацевтической организации имеется один вид лекарственных форм – капсулы. Значение рассчитанного показателя индекса обновления аптечной организации равен 0, это означает, что в аптечной организации ассортимент не был обновлен, в ассортименте не представлены лекарственные препараты, зарегистрированные в ГРЛС за период с 2019-2023 год.

6. Изучение рассчитанной величины коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент фармацевтической организации лишь на 0,006 представлен от возможного.

На основании этого необходимо расширить ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Флуоксетин за счет добавления новых лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Флуоксетин, таких как:

  1. Прозак®; Флуоксетин; капсулы, 20 мг, №14, пачки картонные; Эли Лилли Восток С. А.; Швейцария

  2. Флуоксетин; капсулы 10мг; №10; пачки картонные; ЗАО "Биоком"; Россия

  3. Флуоксетин; Флуоксетин; капсулы 20мг; №10; пачки картонные; ЗАО "Биоком" Россия.

Данные препараты смогут увеличить показатели коэффициентов глубины и широты ассортимента, а также индекс обновления, за счет новых препаратов, зарегистрированных за период 5 лет (2019-2023 год).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. №61: с ред. от 22.12.2020 г. // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 26.05.2023)

  2. Авксентьева М.В. Клинико-экономический анализ деятельности медицинской организации / М.В. Авксентьева, М.В. Сура // ГлавВрач. – 2019. — № 2. – с. 10-15.

  3. Аляутдин Р. Н., Переферанская Н. Г., Переферанский Н. Г., Самылина И. А., Морохина С. Л., Сокольский И. Н. Лекарствоведение: учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Р. Н. Аляутдин [и др.]. – М.: ГЭОТАЗ-Медиа, 2019 – с. 200-201.

  4. Беляевский, И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И.К. Белявский. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 319 с.

  5. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2019. — 122 с.

  6. Бодрякова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC - анализа и XYZ – анализа. Глава из книги Бузуковой Е.А. "Закупки и поставщики" Курс управления ассортиментом в рознице. Издательство "Питер". 2019. — 176 с.

  7. Бодряков Р.Е. ABС и XYZ: — составление и анализ итоговой матрицы. — URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/352/54174/ (дата обращения: 26.05.2023)

  8. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. — 280 с.

  9. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования / С.Г. Божук, JI.H. Ковалик. СПб.: Питер, 2019. — 304 с.

  10. Бородина К.В, ВП Голубович, ОГ Воскресенская, АС Белякова Пинск Поиск новых антидепрессантов и анксиолитиков на основе пептидов, аналогов природных биорегуляторов: Полесский государственный университет, 2019. — 250 с.

  11. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа. — URL: https://www.studmed.ru/buzukova-ea-analiz-assortimenta-i-stabilnosti-prodazh-s-ispolzovaniem-avs-i-xyz-analiza_11a75a0.html (дата обращения: 22.05.2023)

  12. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2019. — 89 с.

  13. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент [Текст]: Конспект лекций/ Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2019. - 58с

  14. Диксон, П. Управление маркетингом: / П. Диксон. – М.: Бином, 2019. – 101 с.

  15. Концевая А.В. Роль фармакоэкономического анализа в современной системе здравоохранения / А. В. Концевая, А. М. Калинина, Е. Ю. Спивак // Качественная клиническая практика. — 2020. — № 3. — с. 59−64.

  16. Косова И. В. Экономика и организация фармации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [И. В. Косова и др.] – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – с. 413-415

  17. Котлер Ф. и др. «Основы маркетинга» - Москва: Санкт-Петербург Издание: Эксмо, 2020 г. – 240 с.

  18. Котлер, Ф. Основы маркетинга, 9-е издание [Текст]: учебное пособие / Г. Амстронг, Ф.Котлер. – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2019. - 419с.

  19. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2021. - 488 с.

  20. Кузнецова Н.В., Клиническая фармакология: учебник / Н. В. Кузнецова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 272 с. — URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970431085.html (дата обращения: 21.05.2023)

  21. Машковский М. Д. Лекарственные средства. – 16-е издание перераб., испр. и доп. – М.: Новая волна, 2020. – с. 164-166

  22. Суслов Н.И., Добрусина М.Е., Чурин А.А., Лосев Е.А. Фармацевтический маркетинг / Н. И. Суслов, М. Е. Добрусина, А. А. Чурин, Е. А. Лосев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 319 с.

  23. Фролов М. Ю., Барканова О. Н., Шаталова О. В. Методика проведения ABC/VEN-анализа. — URL: https://www.volgmed.ru/ uploads/journals/articles/1348045361-drugs-bulletin-2012-6-1521.pdf (дата обращения 23.05.2023)

  24. Шашкова Г.В., Лепахин В.К., Колесникова Г.Н. Справочник синонимов лекарственных средств / Г. В. Шашкова, В. К. Лепахин, Е. Д. Бешлиева. - Изд. 15-е, перераб. и доп. - Москва: Фармединфо, 2020. - 619 с.

  25. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2020. — 89 с.

  26. Шишкин С.В., Шейман И.М., Колосницына М.Г. Экономика здравоохранения. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2020. — 101 с.

  27. Государственный реестр лекарственных средств — URL: https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx?s=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB&m=mnn (дата обращения: 21.05.2023)

  28. Основные показатели ассортимента аптечной организации. — URL: http://www.ecopharmacia.ru/publ/farmacevticheskij_marketing/marketing_osnovy/osnovnye_pokazateli_assortimenta_aptechnoj_organizacii/15-1-0-1104(дата обращения: 26.05.2023)

  29. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. Издательство: Видаль Рус, 2020 г. – 1120 с.

  30. Справочник лекарств РЛС. — URL: https://www.rlsnet.ru/mnn_index_id_500.htm (дата обращения: 23.05.2023)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 13

Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на российском рынке на основе ЛС МНН Флуоксетин

№ п/п

ТН

МНН

Форма выпуска

Фирма-производитель

Страна

Регистрационный номер

Дата гос. регистрации

1

Флуоксетин

Флуоксетин

капсулы; 10 мг, 20мг

Акционерное общество "Биоком" (АО "Биоком")

Россия

ЛП-№(001133)-(РГ-RU)

15.08.2022

2

Флуоксетин

Флуоксетин

капсулы; 10 мг, 20мг

Акционерное общество "Медисорб" (АО "Медисорб")

Россия

ЛП-003118

29.07.2015

3

Флуоксетин

Флуоксетин

капсулы; 10 мг, 20мг

ЗАО "АЛСИ Фарма"

Россия

ЛС-002375

02.12.2011

4

Флуоксетин

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

Закрытое акционерное общество "ЗиО-Здоровье" (ЗАО "ЗиО-Здоровье")

Россия

Р N003923/01

25.05.2010

5

Флуоксетин Канон

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

Закрытое акционерное общество "Канонфарма продакшн" (ЗАО "Канонфарма продакшн")

Россия

ЛС-000352

27.04.2010

6

Профлузак®

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

Акционерное общество "Химико-фармацевтический комбинат "АКРИХИН" (АО "АКРИХИН")

Россия

Р N003957/01

05.02.2010

Продолжение таблицы 13

7

Апо-Флуоксетин

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

Апотекс Инк

Канада

П N015916/01

06.10.2009

8

Флуоксетин-OBL

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

Акционерное общество "Фармацевтическое предприятие "Оболенское" (АО "ФП "Оболенское")

Россия

Р N003164/01

31.08.2009

9

Флуоксетин Ланнахер

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

Общество с ограниченной ответственностью "Бауш Хелс"

Россия

П N015843/01

29.05.2009

10

Флуоксетин

Флуоксетин

капсулы; 10 мг, 20 мг

Общество с ограниченной ответственностью "Озон" (ООО "Озон")

Россия

ЛСР-001746/09

10.03.2009

11

Флуоксетин

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

ООО "Производство Медикаментов"

Россия

ЛСР-002456/09

03.04.2008

12

Прозак®

Флуоксетин

капсулы; 20 мг

Эли Лилли Восток С.А.

Швейцария

П N014206/01

17.03.2008

Торговых
наименований - 12

МНН - 1

ЛФ - 1

Фирм - 12

Стран - 3

ЛП - 161

 
Просмотров работы: 2194