Современное общество заинтересовано в креативных и инициативных гражданах, отличающихся особой любознательностью, творческой активностью, готовностью к обновлению знаний, высокой восприимчивостью. Огромный креативным потенциалом в социально-культурной сфере обладает молодежь. Они способны развивать новые форматы мероприятий и развлекательной активности, которые привлекают к себе внимание широкой аудитории. Так, они могут организовывать фестивали, вечеринки, концерты, выставки, спортивные соревнования, квесты и многое другое. Наличие у молодого поколения креативных качеств в дальнейшем может стать основой для их приобщения к проектно-исследовательской работе, полученные навыки положительно скажутся в будущей профессиональной деятельности.
Задача учреждений культурно-досуговой сферы заключается в развитии граждан, способных к креативной деятельности, творческой самореализации, к генерированию новых идей, к развитию новых технологий, самовыражению и самосовершенствованию. Перед современными выпускниками образовательных учреждений ставится задача развития творческого мышления, понимания проблем и грамотного их решения, поиска необходимой информации, умения работать в группе. Решение может быть найдено в формировании творческой личности. Интеллектуально развитый, креативный специалист сегодня востребован как никогда, он должен уметь учиться, мастерски использовать приобретенный багаж знаний в практике, без труда и ловко приспосабливаться к довольно часто сменяющимся жизненным обстоятельствам, искать рациональные и нестандартные решения возникающих препятствий.
Современное общество и все субъекты его деятельности стоят перед необходимостью постоянно приспосабливать существующие ресурсы к изменяющимся требованиям времени, чтобы оставаться востребованными и конкурентоспособными, что прямо связано с творческой деятельностью и креативностью личности. В этом контексте творчество способствует переосмыслению традиционного видения ситуации и миропонимания в целом, нахождению новой интерпретации и приоритетов, движению по пути прогресса.
Цивилизованное общество объективно заинтересовано в появлении творцов и талантов и в результатах их деятельности. О зрелости, прогрессивности общества все чаще судят по отношению в нем к талантам и одаренным людям. В той стране, где таланты находятся в бедственном положении, трудно говорить о сколько-нибудь существенных перспективах в экономическом, социальном или культурном развитии [3].
Творческий подход, креативность наряду с развитием интеллектуальных способностей и усвоением специальных знаний в настоящее время осознается как основополагающий компонент культурно-образовательной и профессиональной парадигмы.
Воспитание творцов, созидателей и новаторов – одна из важнейших задач любого прогрессивного социума, поскольку «креатив – творчески ориентированная личность, склонная к нестандартным способам решения задач, действующий оригинально способный к открытию нового, уникального.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом, Тем не менее, дифференциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, – это тип творческой личности [4].
Необходимо отметить, что для того, чтобы реализовать креативный потенциал молодежи в сфере досуга, необходима поддержка со стороны государства и бизнеса. Необходимо стимулировать развитие новых форматов культурно-развлекательных мероприятий и обеспечивать соответствующую инфраструктуру.
Создание креативной среды для современной молодежи необходимо для развития новых идей и творческих проектов.
В этой среде молодые люди могут раскрыть свой потенциал и найти свое место в обществе. Для формирования такой среды необходимо обеспечить доступ к инновационным технологиям, культурным мероприятиям, а также возможности для обучения и саморазвития.
Организация совместных проектов и мероприятий с участием молодежи, создание сети коммуникаций и поддержка творческих инициатив – это дополнительные способы создания креативной среды, которая поможет молодежи реализовывать свои самые амбициозные идеи. Следует отметить, что такая среда будет способствовать не только креативному развитию молодежи, но и новаторству в обществе в целом.
Технологии формирования креативной среды молодежи включают в себя:
Создание проектов в области культуры и искусства. Проекты могут включать организацию выставок. Фестивалей концертов. Они могут быт ориентирован на какую-то конкретную область искусства, например, дизайн, фотография или кино. Эти проекты могут быть осуществлены с помощью социальных сетей или других онлайн-платформ.
Создание команд в области интересов. Молодежь может создавать команды увлеченных людей, которые смогут работать над решением каких-либо задач или участие в различных проектах. Это может стимулировать молодежь на развитие собственных навыков и возможностью общаться с другими увлеченными людьми.
Помощь молодежи создавать различные новшества. Современные технологии могут помочь молодежи создавать новую музыку, визуальные эффекты, аннимацию и т.д.
Создание коворкингов. Такие офисные пространства предназначены для для крупных и малых групп. Они создаются в окружении небольших компаний или индивидуальных предпринимателей. Но для молодежи это будет уникальной возможностью общения и работы в коллективе.
Рассмотрим наиболее эффективные способы и средства стимулирования креативности личности в процессе проектной деятельности:
Метод «Мозговой штурм» (мозговая атака, англ. brainstorming) –оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Каждый участник в процессе мозгового штурма выдвигает идеи, собираются решения, идет творческий процесс размышления и фантазии. Брейн-райтинг является немым вариантом мозгового штурма, когда идеи записываются на бумаге, участники передают листки с идеями друг другу, внося корректировки и новые идеи [6, с. 273].
«Мозговой штурм» включает следующие этапы:
1.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников «штурма», определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2.Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего «мозгового штурма».
3. Отбор, группировка и оценивание идей. На данном этапе идеи взвешиваются с позиции соответствия критериям (содержание, стоимость, сроки, качество), определяются наиболее ценные идеи и оформляется окончательный результат «мозгового штурма» [1].
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.
Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе.
Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.
Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели [1].
Метод инверсии – переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок. Данный метод ориентирован на поиск идей в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям.
Метод ментальных карт (автор Т. Бьюзен). Данный метод связан с с ассоциациями, с образной памятью, которые возникают с тем или иным словом. Автор предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. В процессе рисования карты появляются новых ассоциаций, а образ древа закрепляется в памяти.
Метод шести шляп (автор Э. Боно). Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой шляпе человек беспристрастно анализирует цифры и факты. Затем надевает черную шляпу, и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую шляпу, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции, в синей подводятся итоги.
В процессе реализации проектной деятельности студентов наиболее эффективны алгоритмические и эвристические методы (проблемное изложение, диалоговая дискуссия, решение ситуационных задач), методы игрового моделирования. В области социально-культурной деятельности предлагается защита проектов в форме открытых занятий, концертов, выставок.
С целью погружения студентов колледжа в реальную практическую деятельность, рекомендуется организовывать проектную деятельность с привлечением работодателей и на базе учреждений культуры, что будет способствовать развитию самостоятельности, креативности, гибкости мышления, мобильности, профессиональной и коммуникативной компетентности.
В процессе учебной и внеучебной деятельности в Областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Ульяновский колледж культуры и искусства» осуществляется реализация программ и проектов по различным направлениям: профессиональное, военно-патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, экологическое, художественно-эстетическое, социально-психологическое. Большое внимание в ходе реализации проектных мероприятий уделяется стимулированию и развитию креативности у студентов колледжа; проводится много конкурсов, фестивалей, смотров по различной проблематике и направленности, тематических классных часов, внеурочных мероприятий, открытых творческих показов, таких как:
- Открытый творческий показ «Душа поэзией полна».
- Внеурочное мероприятие «Они просто служили своей Родине».
- Театр теней «И только любовь бесконечна…»
На базе колледжа культуры и искусства реализованы проекты творческой и социально-культурной направленности. Проект «Культура для школьников» был реализован в рамках Десятилетия детства, в ходе которого студенты колледжа провели русский праздник «Масленица», творческий мастер-класс по изготовлению традиционной куклы-оберега, тематический вечер «Знакомство с симфоническим оркестром», видео-лекторий «Честь мундира», творческий мастер-класс по созданию арт-кубиков, концертно – игровую программу «Раскрасим мир ярче!», развлекательную программу «В стране счастливой детства!».
Особое внимание обращено к проекту регионального волонтерского центра в сфере культуры на базе ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» «Волонтеры культуры». Основной целью деятельности центра является поддержка регионального добровольческого движения в отрасли культуры, в том числе в сфере сохранения культурного наследия.
Волонтерский центр в сфере культуры решает следующие задачи:
1. Формирование сообщества волонтеров, задействованных в добровольческой деятельности в сфере культуры.
2. Поддержка волонтёрских проектов в сфере культуры, в том числе в сфере сохранения культурного наследия.
3. Содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры.
4. Популяризация волонтёрского движения в сфере культуры на территории региона.
5. Обеспечение методологической, информационной, консультационной и ресурсной поддержки деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия.
6. Формирование базы данных волонтеров в сфере культуры.
7. Обеспечение участия общественных организаций в реализации мероприятий по сохранению культурного наследия народов Поволжья.
Спектр направлений деятельности волонтерского центра определяется следующим образом:
1. Реализация творческих и социокультурных проектов в области событийной сферы (арт-волонтерство).
2. Реализация проектов в области сохранения культурного наследия, восстановление памятников истории и культуры («Волонтёры наследия»).
3. Сотрудничество с учреждениями культуры (музеями, библиотеками, парками, домами культуры) и с учреждениями социальной сферы (больницами, стационарными учреждениями социального обслуживания).
4. Реализация благотворительных и иных мероприятий (программ, проектов, акций и т.п.).
5. Архивное волонтёрство, которое предполагает помощь ветеранам, маломобильным гражданам, ульяновским землячествам в других регионах в восстановлении истории семьи.
Достижению цели по созданию условий для формирования сообщества волонтеров, а также решению задач, поставленных перед центром способствует весь комплекс реализуемых центром мероприятий.
Таким образом, креативная досуговая среда способствует развитию творческого мышления у молодежи, которое является, согласно современным исследованиям, ключевым навыком для успешной адаптации в современном обществе. Предоставление молодым людям возможности заниматься творчеством и экспериментировать в различных сферах, таких, как искусство, музыка, хореография и т.д., помогает им развивать свои таланты и способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абраухова, В. В. Педагогика творчества: учебное пособие: [16+] / В. В. Абраухова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 127 с.
Банников, В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и позанавательной активности учащихся / В.Н. Банников, М.А. Банникова // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 3. – С. 83 – 86.
Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – М.: Наука; Смысл, 2000. – С. 186–198.
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 371 с.
Жиркова, З.С. Проектная деятельность как фактор творческого развития студентов / З.С. Жиркова // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 5. – С. 72 – 78.
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
Основы волонтерской деятельности: учебное пособие : [16+] / С. Л. Балова, И. А. Безденежных, Е. Водолеева и др. ; под ред. И. А. Фирсовой, Р. К. Крайневой ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва: Прометей, 2020. – 215 с.
Штифанова, Е. В. Педагогика творческого образования: учебник / Е. В. Штифанова, А. В. Киселева, Н. С. Солопова. – Екатеринбург: Архитектон, 2018. – 234 с.