ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования проблемы формирования экономической компетентности у студентов бакалавриата – будущих учителей посредствам применения цифровых образовательных технологий.

Ключевые слова: цифровизация образования, образовательный процесс, цифровые образовательные технологии, профессиональные компетентности, экономическая компетентность.

Современная эпоха бурного увеличения объемов информации и феноменальные технологические достижения ставят перед обществом новые вызовы и требования. В наши дни все большее значение приобретает информационная грамотность и способность адаптироваться к информационно насыщенной среде. Для успешной работы с этими задачами необходимы специалисты нового типа, способные принимать ответственные решения в условиях быстро меняющихся обстоятельств, легко осваивать новые знания и практически применять их в создании инноваций.

Активное использование цифровых образовательных технологий в образовании на сегодняшний день является одной из актуальных педагогических парадигм и связано с трансформацией экономических и социальных отношений в цифровой среде. В Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» отмечается, что «содействие и регулирование этих процессов – значимые приоритеты государственной политики Российской Федерации» [1, с. 2]. На сегодняшний день, как отмечается в аналитических документах Министерства науки и высшего образования, «использование информационных систем в современном образовательном процессе чаще всего сводится к визуализации и наглядной демонстрации учебного материала, упрощению процессов тестирования или проведению экзаменов» [1, с. 5].

Цифровая трансформация образования непосредственно отражается на образовательных процессах и требует повышенных требований к профессиональной подготовке учителей общеобразовательных школ. Они должны быть оснащены знаниями и умениями в различных сферах педагогической деятельности, а также обладать высокоразвитыми профессиональными компетенциями в своей предметной области. Все это является необходимым условием успешного интегрирования российской системы образования в мировое образовательное пространство.

Сегодняшняя цель обучения заключается не только в получении квалификации, но также в развитии компетенций – способностей и навыков, необходимых для профессиональной деятельности. Обучение должно превратиться из простой передачи знаний в активную деятельность, которая играет важную роль в производстве новых знаний. Философская трактовка понятия «деятельность» полагает, что в любой деятельности, даже если она прямо и сознательно направлена лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, человек всегда воспроизводит и самого себя иным, нежели он вошел в этот процесс. Мыслящий человек, по словам К.Маркса, создает «новые связи и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» [5, с. 18]

Для достижения целей образования в новых информационно-технических условиях необходимо адаптировать систему обучения в вузах к требованиям информационного общества и создать инновационную образовательную среду, обеспечивающую саморазвитие, высокий социальный статус и компетентность будущих специалистов.

По нашему мнению, пристального внимания требует вопрос формирования экономической компетентности с использованием информационно-коммуникационных технологий и современной образовательной среды вуза. Стремительное развитие ИКТ, усложнение технических и программных средств, лавинообразное нарастание потоков информации, существенно влияют на профессиональную деятельность педагога. Она становится многомерной, изменяются методы организации труда и взаимодействия компьютерной техники с людьми и производственным оборудованием, возникают связанные с этим новые социальные, экономические и культурные отношения, существенно возрастают качественные требования к специалисту. Поэтому жизненно важным фактором становится сформировать у студентов бакалавриата – будущих учителей экономической компетентности.

Современные реалии рыночных отношений требуют соответствующей подготовки учителей любого профиля подготовки, в том числе и учителя экономики. Осознание экономической реалии отдельно взятыми членами общества дает им возможность сознательного выбора построения и реализации собственной модели поведения.

В настоящее время в литературе, посвященной вопросам профессионального становления личности, очень большое внимание уделяется рассмотрению того или иного вида профессиональной компетентности. Особенно это касается подготовки студентов бакалавриата – будущих учителей, так как только компетентный педагог способен максимально эффективно и грамотно сформировать личность обучающихся школьников – будущее поколение страны.

Таким образом, проблема формирования экономической компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей в процессе внедрения цифровых образовательных технологий сохраняет свою актуальность и значимость в настоящее время.

В результате проведенного теоретического анализа были выделены три группы исследований, которые способны раскрыть и решить научную проблему в области профессиональной педагогики учителя.

Первая группа работ посвящена методологии исследования проблем профессионального образования, научным подходам к обновлению его содержания, методикам и технологиям. Среди авторов этой группы можно отметить В.П. Беспалько, Мухаметшин С.В., Е.П. Верховская, Н.А. Дмитриев, С.М. Маркова, А.И. Сазонов, О.В. Тимофеев и других [2].

Вторая группа работ связана с реализацией компетентностного подхода при организации образовательного процесса для специалистов различных направлений подготовки. В этой группе исследователей можно выделить А.С. Середа, Б.Д. Эльконина, И.А. Зимнюю, Г.А. Кручинину, С.А. Хазову и др. Также рассматривается экономическая компетентность, методы и средства ее формирования, где известны О.Е. Кузовенко, О.Ю. Муллер, Е.А. Жилкина, Э. Вуттке, К. Зигфрид и другие авторы [3].

К третьей группе исследований относятся работы, посвященные возможностям использования цифровых технологий в обучении студентов, организации цифрового формата обучения и оценке влияния таких технологий на их учебные результаты. В этой группе можно упомянуть М.Л. Груздева, Э.К. Самерханову, М.Е. Вайндорф-Сысоеву, Л.Б. Андрющенко и многих других исследователей. Также исследуются вопросы формирования экономической компетентности студентов в вузе с использованием цифровых технологий, о чем свидетельствуют работы О.В. Михалевой, О.А. Козлова, О.А. Пучковой, Н.Ш. Козловой, Н.А. Кувардиной и др.[4].

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс и доказательство их эффективного влияния на формирование экономической компетентности студентов бакалавров – будущих учителей.

Объектом представленного исследования является процесс формирование экономической компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей.

Предмет исследования: цифровые образовательные технологии как средство и инструмент формирования экономической компетентности у студентов.

Гипотеза исследования. Применение цифровых образовательных технологий как инструмента и средства формирования экономической компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей будет эффективен если, если:

  • раскрыты сущность, структура, уровни и компоненты экономической компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей;

  • раскрыть понятие цифровых образовательных технологий и их влияние на результаты обучения студентов бакалавриата – будущих учителей;

  • разработана модель процесса внедрения цифровых образовательных технологий, развивающих экономические компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей.

  • разработана методика подготовки студентов бакалавриата – будущих учителей посредствам применения цифровых образовательных технологий.

В научном исследовании в соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния научных исследований в области формирования экономической компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей и выявить сущность понятия «экономическая компетентность студентов бакалавриата – будущих учителей»

2. На основе анализа научно-педагогической литературы определить понятие цифровых образовательных технологий и их влияние на результаты обучения студентов бакалавриата – будущих учителей.

3. Разработать модель процесса внедрения цифровых образовательных технологий, развивающих экономические компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей.

4. Разработать методику подготовки студентов бакалавриата – будущих учителей посредствам применения цифровых образовательных технологий.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели процесса внедрения цифровых образовательных технологий, развивающих экономические компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования будет заключатся в разработке образовательных форм и методов цифрового обучения, эффективных для формирования экономической компетентности студентов бакалавриата – будущих учителей.

Научная значимость результатов исследования будет состоять в том, что будет проведен анализ современных цифровых образовательных технологий и определены принципы их использования в образовательном процессе в условиях цифровой образовательной среды вуза.

Практическая значимость исследования будет заключаться в разработке программы дополнительного образования «SMM продвижение как инструмент формирования профессионального имиджа педагога», которая может использоваться в системе высшего профессионального образования и подготовки студентов бакалавриата – будущих учителей.

Список использованных источников:

1. Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" от 9 мая 2017 № 203 // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71670570/ - Дата доступа: 05.12.2023.

2. Терюкова Т.С. Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций / Т.С. Терюкова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecschool.hse.ru - Дата доступа: 05.12.2023.

3. Левина Е.Ю. Цифровизация - условия или эпоха развития систем высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал, 2019. № 5. С. 8-13.

4. Мисаилов А.Ю., Роганов А.А., Теодорович Н.Н., Мохов А.И. Педагогические инновации в современном высшем профессиональном образовании // Интернет-журнал «Науковедение» 2014. №6. http://naukovedenie.ru/PDF/67PVN614.pdf

5. Модель цифрового университета: современные вызовы и новые задачи / И. А. Калиниченко, О. В. Зиборов, К. В. Ярмак [и др.]. – Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2022. – 134 с. – ISBN 978-5-9694-1168-5. – EDN IPUEKD.

Просмотров работы: 35