На данный момент деятельность многих организаций напрямую связана с выпуском готовой продукции, продажей товаров. Для многих именно производство и выпуск, и дальнейшая её продажа — является основной целью, по достижению которой организация получит желаемую прибыль. [11]
На смену ПБУ 5/2001 «Учёт материально-производственных запасов» в 2020 году вступил в силу ФСУ 5/2019 «Запасы». Новый стандарт, как и ранее могут не применять микро-предприятия, у которых есть право на упрощённый учёт, могут признавать стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 13.2 ФСБУ 5/2019). Однако остальные организации с упрощённым учётом обязаны применять ФСБУ «Запасы» в полном объёме. [1]
В то же время любая организация может относить на расходы стоимость запасов для управленческих нужд, организации на упрощённом бухгалтерском учёте могут не применять. Всё это положение нужно закрепить в учётной политике (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019). [1]
ФСБУ 5/2019 заменил собой три действовавших ранее документа:
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Методические указания по бухучету МПЗ (утв. приказом Минфина от 28.12.01 № 119н).
Методические указания по бухучету спецодежды, специального инструмента, приспособлений и оборудования (утв. приказом Минфина от 26.12.02 № 135н). [13]
Организация должна использовать федеральный стандарт «Запасы», если она:
не относится к бюджетной сфере;
и не является микропредприятием, которое вправе вести упрощенный бухучет. [13]
Организация, применяющая ФСБУ 5/2019, может сделать исключение для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Их допустимо списывать на расходы того периода, в котором они были приобретены. Если организация выбрала такой вариант учета, его нужно раскрыть в бухгалтерской отчетности. [13]
До начала учёта актив признаётся в состав запасов. Для признания актива в составе запасов нужно, чтобы одновременно выполнялись два условия:
затраты, понесенные в связи с покупкой или созданием актива, обеспечат экономические выгоды в будущем;
определено, какая сумма израсходована на данный актив. [11]
Организация должна сама решить, в каких единицах учитывать те или иные объекты. Можно выбрать инвентарный или номенклатурный номер, однородную группу, партию, отдельный объект или другую единицу. Впоследствии единицу учета можно изменить. [11]
Оценку следует производить несколько раз. Впервые — при признании запасов. После этого — регулярно на отчетную дату. [11]
В момент признания объект оценивают по фактической себестоимости. В фактическую себестоимость, в частности, включаются:
сумма, которую следует заплатить поставщику;
издержки на заготовку и доставку запасов до места потребления (продажи, использования);
стоимость фасовки, доработки, сортировки и улучшению технических характеристик;
величина оценочного обязательства по восстановлению окружающей среды, демонтажу и утилизации объекта;
иные затраты, связанные с созданием и покупкой запасов.[11].
К фактической себестоимости не относятся: затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями; управленческие расходы (если они не связаны непосредственно с покупкой или созданием запасов); издержки на хранение (если оно не составляет часть производственного процесса). Не нужно включать и иные расходы, которые не являются необходимыми для приобретения или создания запасов. [13]
На отчетную дату организации, ведущие упрощенный учет, вправе оценить запасы по фактической себестоимости. Остальные компании — по наименьшему из двух показателей:
Фактическая себестоимость.
Чистая стоимость продажи. [13]
Если фактическая себестоимость больше чистой стоимости продажи, разницу надо отразить как резерв под обесценение:
Д 91 К 14 — создание резерва под обесценение запасов. [13]
Балансовой стоимостью актива будет фактическая себестоимость за минусом резерва. [13]
Если впоследствии чистая стоимость продажи повысится, резерв необходимо восстановить. [13]
При списании, а также при отпуске в производство, отгрузке покупателю себестоимость запасов считается одним из способов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени поступления единиц (ФИФО). [13]
В случае продажи запасы списывают одновременно с признанием выручки. Балансовую стоимость включают в расходы в периоде, когда выручка признана. [13]
Во всех прочих случаях балансовую стоимость показывают в затратах в периоде выбытия. [13]
Основные изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/01 представлены в таблице 1.
Таблица 1-Изменения при переходе на новые правила с ПБУ 5/01 на ФСБУ 5/2019
Порядок, действующий по ПБУ 5/01 |
Порядок, действующий по ФСБУ 5/2019 «Запасы» |
1 |
2 |
Состав запасов |
|
В состав МПЗ могли включаться активы до 40 000 руб. сроком использования более 12 мес. Поэтому в составе МПЗ учитывалась спецодежда, спецоснастка и другой инвентарь сроком службы более 12 мес., который по новому Стандарту относится к основным средствам (ОС). |
К запасам относятся активы используемые, потребляемые:
К запасам дополнительно отнесены:
|
Учёт несущественных запасов |
|
К такой категории активов, как правило, относились ТМЦ стоимостью до 40 000 руб., а также спецодежда и спецоснастка. Они учитывались по правилам МПЗ через транзитный счет 10. В новом стандарте они должны списываться сразу на расходы в периоде приобретения. |
Новый стандарт перестал делить активы на МПЗ и ОС в зависимости от стоимости. Классификация актива осуществляется исходя из срока использования:
Можно упростить учёт активов (ОС и МПЗ), стоимость которых несущественна (определить критерии и лимит стоимости в УП). Тогда затраты на приобретение несущественных активов сразу признаются в расходах периода, в котором понесены (Дт 20, 25, 26, 44 Кт 60). |
Продолжение таблицы 1
Приобретение неденежными средствами |
|
Фактическая себестоимость запасов определялась исходя из рыночной стоимости передаваемого имущества. |
Фактической себестоимостью запасов, приобретённых неденежными средствами (бартер, мена), считается справедливая стоимость передаваемого имущества. Справедливая стоимость определяется в порядке МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». Организации на упрощённом бухучете вправе определять себестоимость исходя из стоимости передаваемых активов (закрепить в УП). |
Безвозмездное получение запасов |
|
Фактическая себестоимость запасов определялась по рыночной стоимости на дату принятия к учету. |
Фактической себестоимостью запасов, полученных безвозмездно, считается справедливая стоимость полученных запасов. Справедливая стоимость определяется в порядке МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». |
Исключение из себестоимости запасов |
|
Не был конкретизирован состав затрат, не включаемых в себестоимость запасов. |
В фактическую себестоимость запасов не включаются:
|
Оценка запасов при выбытии |
|
Порядок не поменялся. Момент признания расходов при выбытии запасов не был указан в старом стандарте. |
Способ оценки запасов при выбытии (отпуск сырья в производство, отгрузка товаров, готовой продукции, списание запасов):
Стоимость выбывающих запасов признается расходом периода, в котором:
|
Списание запасов |
Продолжение таблицы 1
Способы оценки запасов: по стоимости единицы, по средней стоимости и ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01) |
Способы оценки запасов при списании остались те же, которые действовали ранее (п. 36 ФСБУ 5/2019). При этом отпуск материалов в производство считается не выбытием запаса, а лишь изменением вида запасов (п. 42 ФСБУ 5/2019) |
Отчётность |
|
В отчетности необходимо было раскрывать, как минимум информацию обо всех способах оценки, применяемых в организации и последствиях их изменений, стоимости МПЗ (на пример в залоге, резервах под снижение стоимости МПЗ) (п. 27 ПБУ 5/01) |
В рамках новых правил был дополнен порядок раскрытия информации в финансовой отчётности. Это коснулось, авансов под приобретение и создание запасов, где требуется раскрывать в соответствующей строке указанного вида запасов (п. 45, 46 ФСБУ 5/2019) |
Следует отметить, что за само неприменение стандарта не повлечёт штрафа, но неиспользование приведёт к искажению показателей бухгалтерской отчётности. Если искажение составит 10 и более процентов, организации грозит штраф по ст. 120 НК РФ:
10 тысяч рублей за нарушение в одном налоговом периоде,
30 тысяч рублей за нарушение в течение ряда налоговых периодов. [9]
Если ошибки бухучета повлекли занижение налога, штраф составит 20 процентов от неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей. [9]
Оштрафовать могут не только организацию, но и главного бухгалтера по ст. 15.11 КоАП РФ:
За однократное нарушение — от 5 до 10 тысяч рублей,
За повторное нарушение — от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификация. [9]
Помимо штрафа возможны другие последствия: отрицательное аудиторское заключение или заключение с оговорками, отказы в предоставлении кредитов или лизинга. [9]
Таким образом, рассмотрев основные различия ФСБУ5/2019 «Запасы» и ПБУ 5/01. Важность понимания изменений, вступающих в нормативно-правовом поле, будет способствовать уяснению бухгалтерами каждой организацией какими методами и способами необходимо учитывать свои запасы приобретённые и принятые к учёту. Каждая организация с помощью своих внутренних регулирующих документов имеет права использования основные субсчета к счёту запасы или же могут их дополнить и использовать подходящий выбранному методу принцип работы учётных отделов организации в соответствии с вступившими правилами стандарта ведения бухгалтерского учёта. [11]
Материально-производственные запасы поступают от поставщиков, подотчётных лиц, собственного производства, от списания пришедших в негодность основных средств и в других случаях.
В отделе снабжения по приобретению производственных запасов ведут журнал учёта поступающих грузов (форма № МХ-4). В нем содержится информация о поступлении грузов, включая согласие на оплату или отказ от акцепта. [3]
Для получения материалов со склада поставщиков представителю организации (экспедитору) выдают доверенность (форма № М-2), в которой указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приёмке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приёмку. [3]
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдаёт заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами (форма № М-4). Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. [3]
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приёмку материалов производит комиссия и оформляет акт о приёмке материалов (форма № М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику. [3]
Если перевозка материалов осуществляется автотранспортом, то в качестве первичного документа применяется товарно-транспортная накладная, получаемая от грузоотправителя. [3]
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют требованиями-накладными (форма № М-11), которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35). [3]
Подотчётные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций, у физических лиц за наличные деньги. Документами, подтверждающими стоимость приобретённых материалов, являются товарные чеки, счета магазинов, квитанции к приходному кассовому ордеру, акты или справки о покупке у населения или на рынке, которые прикладываются к авансовому отчёту.
Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. [3]
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами (форма № М-8).
Один экземпляр лимитно-заборной карты передаётся в цех-получатель, другой — на склад. Материалы со складов отпускают в пределах установленного лимита. Лимиты устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями на основе норм расхода материалов. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляются требованием-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов).
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют требованиями-накладными (форма № М-11), которые выписывает цех-получатель в двух экземплярах: первый (с распиской кладовщика) остаётся в цехе, второй (с распиской получателя) — у кладовщика. [3]
Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:
продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;
подразделениями организации осуществляется возврат материалов на склад или цеховую кладовую;
производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;
осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;
в других аналогичных случаях. [3]
Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов. [3]
Отпуск материалов сторонним организациям или структурным подразделениям организации оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (форма № М-15), которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. [3]
При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяется товарно-транспортная накладная. [3]
Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляет специально созданная комиссия, с участием материально ответственного лица. [3]
Цель внутреннего аудита операций с товарно-материальными ценностями состоит в обеспечении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, проверке соблюдения экономическим субъектом установленного порядка их учёта и списания, отражения в отчётности, выявления и исправления недостатков. Внутренний аудитор обязан проверить соблюдение работниками бухгалтерии основных задач учёта материально-производственных запасов, таких как:
формирование фактической себестоимости запасов;
правильное и своевременное документальное оформление операций, и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или получения иных возможностей вовлечения их в оборот;
анализ эффективности использования запасов. [4]
Внутренний аудитор проверяет выполнение основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, а именно:
осуществляется ли сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода) товарно-материальных ценностей;
как проводятся учёт количества и оценка запасов;
оперативно ли и своевременно осуществляется учёт запасов;
достоверны ли данные аналитического и синтетического учёта;
соответствует ли синтетический учёт данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
соответствуют ли данные складского и оперативного учёта движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учёта. [4]
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что типичными ошибками, которые выявляются в аудите учёта производственных запасов, являются: отсутствие договоров о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами; неимение первичных документов или их оформление с нарушением установленных требований; неправильное исчисление фактической стоимости заготовления запасов; несвоевременное или неверное оприходование производственных запасов; нерегулярное проведение инвентаризации материальных ценностей; отсутствие норм расхода материальных ценностей или их несоблюдение; отсутствие аналитического учёта материальных ценностей в бухгалтерии; некорректная корреспонденция счетов. [4]
Эффективное использование материально-производственных запасов, особенно актуально в нынешних условиях ведения бизнеса, когда кризисные явления не прекращаются, и усиливается накал конкурентной борьбы за рынок сбыта между экономическими субъектами. [10]
Именно поэтому учёт материально-производственных запасов очень важен, так как они непосредственно влияют на всю деятельность организации в целом. Таким образом, именно внутренний контроль (аудит) играет очень серьёзную роль в правильном отражении операций с материально-производственными запасами и особенно это касается малых предприятий, которые являются важным сегментом экономики.
Для этих целей следует использовать алгоритм формирования системы внутреннего контроля. [10]
Первым и важным шагом, является назначение исполнительного органа по осуществлению внутреннего контроля в организации, деятельность которого должна быть направлена на эффективность функционирования системы внутреннего контроля предприятия. На предприятии необходимо разработать и утвердить положение о системе внутреннего контроля, где будут сформулированы цели и задачи созданной структуры контроля. Что касается прав и обязанностей лиц, ответственных за осуществление контрольных функций, то они должны быть указаны в должностных инструкциях, с которыми работников службы внутреннего контроля необходимо ознакомить под роспись. Затем, необходимо определить виды или способы контроля — это может быть, как документальный, так и физический способы контроля. Что касается физического способа контроля, тут важно обеспечение охраны и предотвращение возможности хищения материально-производственных запасов, ограничение доступа к ним и проведение инвентаризации в установленные сроки. Следующий вид контроля – это использование документов или записей в компьютерных программах, при этом необходим контроль за полнотой внесения данных информации по всем хозяйственным операциям с использованием процедур внутреннего контроля. Необходимо применять следующие процедуры внутреннего контроля учёта материально-производственных запасов:
Проверка наличия и правильности оформления первичной документации.
Проверка правильности и своевременности, отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.
Оценить процесс документооборота и документального оформления наличия и движения МПЗ.
Проверка и сопоставление фактов оплаты и поступления МПЗ, а также правомерности списания МПЗ.
Проверка правильности применения норм списания МПЗ.
Контроль своевременности проведения инвентаризации МПЗ их охрану и ограничения доступа к ним. [10]
Далее, необходимо собрать всю информацию в ходе процесса внутреннего контроля и грамотно провести её анализ, поэтому важным этапом, является составление рабочих документов внутреннего контроля отчёта внутреннего контролёра, форма и порядок составления, которых, должны быть определены положением о внутреннем контроле организации. Необходимо сформировать следующие формы документов внутреннего контроля: – форма внутреннего документа для проверки наличия и правильного оформления первичных документов; – форма внутреннего документа для проверки сохранности и движения материально-производственных запасов в организации; – форма внутреннего документа для проверки полноты отражения в учёте операций с материально-производственными запасами; – отчёт внутреннего контролёра по итогу проведения проверки. Разработанные направления внутреннего контроля необходимы для проверки эффективности использования материально-производственных запасов. [10]
Таким образом, внутренний контроль учёта МПЗ следует рассматривать как механизм защиты интересов собственников организации от ошибок в системе учёта движения МПЗ. Элементы внутреннего контроля определяются экономическим субъектом самостоятельно. В частности, элементы внутреннего контроля учёта МПЗ включают в себя нормативно-правовую базу, цели, контролирующие и контролируемые субъекты, предметы и объекты. [12]
Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н) утратили силу с 2021 года вместе с ПБУ 5/01. Все нормативные предписания по учёту МПЗ теперь нужно искать в ФСБУ 5/2019.
Учёт приобретения материалов в организации зависит от источников их поступления: от поставщиков, подотчётных лиц, из отходов производства, собственного производства, при безвозмездной передаче в случае излишков, выявленных в результате инвентаризации, и др. [5]
Для учёта поступления от поставщиков материалов и их оплаты используют специальный учётный регистр, предусматривающий позиционные записи по каждому расчётному документу и группировку по кредиту счета 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Этот регистр позволяет отражать в единстве данные расчётных документов, приходных ордеров, актов приёмки материалов, акцепт счетов и их оплату, а также выявлять суммы материалов, не поступивших к концу отчётного периода и находящихся в пути, поступивших грузов без документов (неотфактурованных) и не оплаченных в установленные сроки. Данный учётный регистр открывают на месяц. [5]
На суммы поступивших материалов от поставщиков по учетным ценам на основании приходных документов делают запись по счетам: Д 10 «Материалы» — К 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». [5]
Формирование фактической себестоимости материалов, приобретенных организацией, в бухгалтерском учёте может осуществляться следующим образом:
1) непосредственно на счёте 10 «Материалы»;
2) с использованием дополнительных счетов к счёту 10 «Материалы» — 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
При первом варианте учёта материалов все расходы, связанные с их приобретением и доставкой в организацию, учитываются на счёте 10 «Материалы». На договорную стоимость материалов, поступивших от поставщиков, делается запись на основании приходных документов:
Д 10 «Материалы» — К 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». [5]
Транспортно-заготовительные расходы, оплачиваемые сверх договорной цены или другим организациям, отражаются отдельно на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы», открываемом к счёту 10 «Материалы»:
Д 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» — К 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму расходов по транспортировке материалов и их погрузке в транспортные средства, подлежащих оплате покупателем сверх продажной цены согласно договору купли-продажи; железнодорожных, водных, авиационных и других видов перевозок; комиссионное вознаграждение посреднику и др. [5]
При отпуске материалов в производство списывают также и соответствующий процент транспортно-заготовительных расходов, относящийся к израсходованным материалам:
Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве» — К 10 «Материалы» — на покупную стоимость материалов (соответственно дебет этих же счетов, а кредит счета 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» — на долю транспортно-заготовительных материалов, приходящуюся на списываемые материалы). [5]
При учёте материалов возникают трудности следующего характера. Счета транспортных организаций могут отставать по времени от даты оприходования материалов, то есть такие расходы не могут быть включены в фактическую себестоимость материалов в момент их поступления в организацию. Аналогичная ситуация может возникнуть и со счетами посреднических организаций, через которые приобретались материалы, и так далее. [5]
Таким образом, формирование фактической себестоимости заготовления материалов происходит не единовременно, и материал может быть списан на расходы, связанные с производством ещё до того, как будет окончательно сформирована его фактическая себестоимость. В этом случае необходимо использовать учётные цены. Организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учётной цены, закрепив выбранный вариант в учётной политике. [5]
Суть данного способа состоит в том, что информация о фактической себестоимости заготовленных (приобретенных) материалов выявляется путём суммирования данных, учтённых по дебету счета 10 «Материалы» и дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». [5]
Стоимость материалов по учётным ценам отражается по дебету счета 10 «Материалы». Фактические расходы, связанные с заготовлением и приобретением материалов, собираются на дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» при поступлении в организацию расчётных документов поставщика независимо от момента поступления самих материалов, а разница между учётной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов отражается на счёте 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». [5]
Порядок списания отклонений, учтённых на счёте 16, определяется организацией самостоятельно при принятии учётной политики. [5]
Типовые записи на счетах бухгалтерского учёта будут следующими. [5]
Покупная стоимость материалов на основании расчётных документов поставщика отражается бухгалтерской записью: Д 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». [5]
На сумму транспортных расходов по приобретённым материалам: Д 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
На сумму комиссионного вознаграждения посреднику: Д 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
На сумму НДС: Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» — К 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
На сумму командировочных расходов, связанных с приобретением материалов: Д 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К 71 «Расчёты с подотчётными лицами».
На сумму начисленных процентов по займам и кредитам использованных на закупку материалов до момента их принятия к учёту осуществляется запись: Д 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» — К 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», субсчет «Проценты по кредитам и займам»;
Д 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступившие материалы в организацию приходуются по учётным ценам: Д 10 «Материалы» — К 15» Заготовление и приобретение материальных ценностей». [5]
Списание материалов на производство продукции по учётным ценам отражается записью на счетах: Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» — К 10 «Материалы».
Порядок списания выявленных отклонений фактических расходов по приобретению материалов от их учётной цены устанавливается организацией самостоятельно при принятии учётной политики. [5]
Для оперативного учёта важно, чтобы каждый вид расходов мог быть чётко отнесён к конкретному виду и партии материалов. Поэтому аналитический учёт к счёту 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» целесообразно организовать аналогично аналитическому учёту к счёту 10 «Материалы», то есть по отдельным наименованиям материалов и местам их хранения. [5]
Как видно из записей на счетах бухгалтерского учета, на дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» формируется информация о фактической себестоимости материалов, а на кредите счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — учётная цена этих же материалов. [5]
Разница между бухгалтерским и налоговым учётом состоит в том, что в налоговом учете стоимость МПЗ формируется из цены их приобретения без учета НДС и акцизов. Сюда нужно приплюсовать комиссионные вознаграждения посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, и иные подобные затраты. [5]
Важным аспектом организаций является правильный учёт своей уставной деятельности. Неважно, для каких организаций крупных и более мелких необходимо правильно выстроить работу своей бухгалтерии в соответствии с выбранной методологией и регулирующими документами организации. Необходимо уметь правильно учитывать не только приобретение, выпуск, но и расчёты с поставщиками, покупателями, продажи товаров и услуг, коммерческих расходов и финансового результата. Именно благодаря правильно выстроенному учёту можно достичь поставленные перед компанией задачи. Это поможет не только провести правильный учёт своей хозяйственной деятельности, но и увеличить финансовый результат, который в дальнейшем может быть направлен на расширение организации. [11]
Список используемых источников
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта «Запасы» ФСБУ 5/2019 (Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2019 N 180н)
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» ФСБУ 27/2021 (Утверждён приказом Минфина России от 16 апреля 2021 г. N 62н)
Дьяконова О.С., Гузь В.А., Пономарёва С.В. Внутренний аудит: Учебник. Под ред. Т. М. Рогуленко. //Москва: КноРус – 2023. Режим доступа: https://book.ru/book/948320
Миргородская, Т.В. Аудит: Учебное пособие. //Москва: КноРус – 2023. Режим доступа: https://book.ru/book/947631
Зонова А.В., Бачуринская И.Н., Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник. //Москва: КноРус – 2022. Режим доступа: https://book.ru/book/942854
Муравицкая Н.К., Лукьяненко Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник. //Москва: КноРус – 2023. Режим доступа: https://book.ru/book/947537
Лавров А. ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте. //Журнал Контур – 2020. Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5927
Разъяснения по обязательному применению ФСБУ 5/2019 «Запасы» с 2021 года. //Статья – 2021. Режим доступа: https://buhexpert8.ru/obuchenie-1s/1s-buhgalteriya-8-3/razyasneniya-po-obyazatelnomu-primeneniyu-fsbu-5-2019-zapasy-s-2021-goda.html
Самарина В. Новый ФСБУ 5/2019 Запасы: что нового в учете в 2022 году. / /Статья – 2022. Режим доступа: https://www.buhsoft.ru/article/4078-novyy-fsbu-52019-zapasy-razyasneniya-i-uchet-v-2022-godu
Бжассо А.А., Тикишан А.В. Внутренний контроль использования материально-производственных запасов: значение, этапы, процедуры контроля. //Журнал Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2021. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-kontrol-ispolzovaniya-materialno-proizvodstvennyh-zapasov-znachenie-etapy-protsedury-kontrolya
Верников В.А., Коноваленко И. Е. Основные отличия учёта запасов по ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019. //Журнал Научный вестник: финансы, банки, инвестиции – 2022. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-otlichiya-ucheta-zapasov-po-pbu-5-01-i-fsbu-5-2019/viewer
Сульдина Е.С. Внутренний контроль учета материально – производственных запасов в организации. //Журнал Экономика и бизнес: теория и практика – 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-kontrol-ucheta-materialno-proizvodstvennyh-zapasov-v-organizatsii/viewer
Маврицкая Е., Никитченко Н. Учёт запасов по ФСБУ 5/2019. //Статья Бухонлайн – 2023. Режим доступа: https://www.buhonline.ru/pub/articles/2022/3/17961_uchet-zapasov-po-fsbu-5-2019
Евдокимова В. Годовая бухгалтерская отчетность организации в 2023 году. //Статья КонтурЭксперт – 2022. Режим доступа: https://www.kontur-extern.ru/info/godovaya-buhgalterskaya-otchetnost-organizacii