Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налоговая система – это система налоговых отношений между налогоплательщиком и стороной, взимающей налоги, включающая определение налогов, условия установления налогов и сборов, определение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также всех элементов налогов.
Широко известно, что налоговая система будет эффективно функционировать при соблюдении ряда условий:
установлен порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;
определен перечень налоговых правонарушений, установлена ответственность за совершение каждого из них;
отлажено налоговое законодательство (различные законы, постановления в сфере налогообложения не противоречат друг другу);
регламентированы способы защиты интересов и прав всех категорий налогоплательщиков;
сформирована система налогов (перечень видов налогов оговорен);
установлены не только права, но и обязанности налогоплательщиков;
соблюдаются принципы налогообложения, которые лежат в основе построения налоговой системы;
утверждены не только функции и права, но и обязанности таможенных и налоговых органов.
Итак, под налоговой системой следует понимать совокупность структурированных, взаимодействующих элементов единой системы, которые ориентированы на выполнение главных целей, функций и принципов налоговой системы на определенном этапе социально-экономического развития государства. Налоговая система обладает главными признаками системности и целым рядом особенностей функционирования. Налоговая система не способна эффективно функционировать без установленных принципов ее построения, в связи с чем их необходимо подробно рассмотреть.
Существует определенный эталон налоговой системы, к которой нужно стремиться. К таковым принципам сегодня следует относить принцип обязательности, справедливости, определенности, удобства плательщиков, экономичности, пропорциональности, подвижности, однократности налогообложения, стабильности, оптимальности, стоимостного выражения и единства.
Принцип обязательности означает принудительность, обязательность, и неотвратимость уплаты налогов и сборов.
Принцип справедливости означает контроль двух условий – горизонтальной (физические и юридические лица, которые находятся в равных условиях по 8 объектам обложения, должны платить одинаковые налоги) и вертикальной справедливости (богатые должны платить пропорционально больше налогов, чем бедные).
Принцип определенности означает, что определенными нормативно-правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены все правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате тех или иных налогов и сборов.
Принцип удобства или привилегированности плательщиков подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения. Принцип экономичности подразумевает, что система налогообложения должна быть продуктивной.
Принцип пропорциональности предполагает установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.
Принцип эластичности или принцип подвижности подразумевает способность налоговой системы к быстрому расширению в случае каких-либо чрезвычайных дополнительных расходов страны и, наоборот.
Принцип однократности налогообложения состоит в том, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз (имеется в ввиду за определенный законом период налогообложения).
Принцип стабильности подразумевает стабильность действующей налоговой системы во времени (в развитых странах налоговая система реформируется с интервалом от 3 до 5 лет).
Принцип оптимальности подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов) выбор источника и объекта налогообложения.
Принцип стоимостного выражения подразумевает денежный характер налогообложения (налоги следует уплачивать исключительно в денежной форме, взаимозачет невозможен).
Принцип единства предполагает действие налоговой системы на всей территории государства и для всех физических и юридических лиц. Однако, его реализация связана с организационно-правовой формой предприятия, вида его деятельности, права на получение налоговых льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, уменьшению, росту или отмене налогов.
Однако, на практике налоговая система государств, как правило, отличается от этого эталона. В связи с этим рассмотрим принципы построения налоговой системы в РФ:
законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации;
на налогоплательщика не может быть возложена обязанность уплачивать налоги (сборы), что не предусмотрены НК РФ;
акты нормативно-правовые акты о налогах (сборах) должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, когда, какие налоги и в каком размере он должен платить;
все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Элементами налоговой системы Российской Федерации являются:
система налогов и сборов Российской Федерации как совокупность обязательных платежей, которые взимаются в бюджеты разных уровней, установлены и действуют в настоящее время на определенной территории; система участников налоговых отношений – налогоплательщиков и их представителей, с одной стороны, и налоговых органов – с другой;
система налогообложения, включающая в себя порядок установления, а также введения, изменения, отмены налогов (сборов); порядок их распределения между бюджетами различных уровней; методы и формы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений и защиту прав плательщиков налогов и интересов страны.
Систему налогов и сборов России следует определять как совокупность федеральных, региональных, а также местных налогов (сборов) и специальных налоговых режимов.
Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет.
К федеральным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:
налог на имущество организации;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог.
В целом налогообложение в России делится на пять видов:
традиционное (общее) устанавливается автоматически, в случае если не выбрана другая форма сборов (ОСН);
упрощенная система (УСН);
единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.
Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:
по способу изъятия – прямые и косвенные;
Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;
по характеру налоговых ставок - твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Таким образом, под налоговой системой следует понимать совокупность структурированных, взаимодействующих элементов единой системы, которые ориентированы на выполнение главных целей, функций и принципов налоговой системы на определенном этапе социально-экономического развития государства. Налоговая система обладает главными признаками системности и целым рядом особенностей функционирования. Налоговая система не способна эффективно функционировать без установленных принципов ее построения. Так, налоговая система в Российской Федерации построена на ряде принципов, а именно – на принципе всеобщности и равенства налогообложения, экономии, справедливости и т.д. Элементами налоговой системы являются система налогов и сборов и система налогообложения.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: – учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. – 544 с.
4. Баснукаев М.Ш. Противоречия и недостатки функционирующей налоговой системы: российский опыт и практика // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. Коста Левановича Хетагурова. – 2017. – № 1. – С. 110 – 113.
5. Мандрощенко О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 45. – С. 62 – 68.
6. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под науч. ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Юрайт, 2015. – 541 с.
7. Манушин Д.В. Уточнение сути налогового противоречия и меры по его ослаблению в условиях кризиса: борьба с теневой экономикой и переход на справедливые правила налогообложения // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 1-2. – С. 103 – 120.
8. Гринемаер Е.А., Филиппова Ю.О., Королева М.В., Брызгалин А.В., Ильиных Д.А., Аникеева О.Е., Гаврилова А.Ю., Загвоздина В.Н., Бастрикова А.М., Иванов В.В., Бунько В.А., Куликова Е.И., Мишина Е.Б., Рассохина Л.А., Найденко А.Е., Гаврик Е.В., Мамонова И.В. / Налоги и финансовое право. – 2015. – № 6. – С. 7 – 134.
9. Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – 368 с.
10. Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина, Н.С. Бондарь, В.В. Гриценко, И.И. Кучеров; отв. ред. Ю.А. Крохина. 5-е изд., испр. – М.: Норма; НИЦ «ИНФРА-М», 2015. – С. 143.