ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач приоритетного национального проекта «Здоровье» является сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни граждан. Главным инструментом для решения данной задачи является организация эффективной фармацевтической помощи (ФП), которая предполагает лекарственное, информационное и организационно-методическое обеспечение индивидуализированной фармакотерапии конкретных заболеваний, а также устранение конфликта между качеством лекарственной терапии, с одной стороны, и ее доступностью – с другой [7].
Вестибулярные нарушения являются наиболее распространенным синдромам в практике терапевта и невролога. Клинические проявления вестибулярной функции обнаруживаются у 15-31 % населения и сопровождают практически все заболевания, связанных с недостаточной микроциркуляцией сосудов головного мозга, а также встречаются и у здоровых людей [5].
Бетагистин – лекарственное средство (ЛС) от головокружения. Обычно его назначают при нарушениях равновесия или для облегчения симптомов головокружения, связанных с болезнью Меньера. Препарат расширяет прекапиллярные сфинктеры сосудов внутреннего уха, улучшает микроциркуляцию [9].
Отечественный фармацевтический рынок (ФР) предлагает множество лекарственных препаратов (ЛП), различных по составу, форме выпуска и дозировке. Рациональное использование имеющегося ассортимента невозможно без проведения маркетинговых исследований.
Цель выпускной квалификационной работы – маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бетагистин.
Задачи работы:
1. Изучить основные направления маркетинговой деятельности аптечной организации и существующие методы маркетингового анализа, используемые в фармацевтической практике.
2. Изучить товароведческую характеристику ЛС Бетагистин.
3. Провести анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бетагистин, разрешенных к применению в Российской Федерации.
4. Изучить ассортимент лекарственных средств на основе ЛС МНН Бетагистин, предлагаемых на региональном фармацевтическом рынке.
5. Провести сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов Бетагистина по показателям глубины и полноты ассортимента.
6. Разработать предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации «Таблеточка» ООО ТОП-Фарм.
Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе лекарственного средства МНН Бетагистин.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, сравнительный анализ, расчеты показателей ассортимента, статистический метод (таблицы, диаграммы).
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Основные направления маркетинговой деятельности аптечной организации
Американская ассоциация маркетинга определяет маркетинговое исследование как систематический поиск, сбор, обработку и интеграцию информации, которая связана или относится ко всем проблемам маркетинга товаров и услуг.
Исследование рынка рассматривается как систематическая деятельность, направленная, прежде, всего на анализ способности рынка воспроизводить оборот товаров и услуг. X. Мефферт считает, что маркетинговое исследование, с одной стороны, шире (включает как получение внешних сведений, так и внутренней производственной информации), а с другой – уже (затрагивает рынок только собственного продукта или организации и не исследует другие рынки) понятия "исследование рынка" [6].
Швейцарский ученый X. Верли в 1992 г. ввел понятие "социальные исследования", которые включают маркетинговые исследования, исследования рынка и окружающей среды (экономики, экологии, политики, технологии и культуры).
Членами Международной Торговой Палаты и Европейского общества по изучению общественного мнения было принято следующее определение маркетинговых исследований:
Маркетинговые исследования – систематический сбор и объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям и т.д. отдельных личностей и организаций в контексте их экономической, общественной, политической и каждодневной деятельности [11].
Объектами маркетинговых исследований могут быть:
- субъекты рынка (поставщики, конкуренты, покупатели, потребители и др.);
- объекты рынка (товары и услуги);
- процессы и технологии (обслуживание, складирование, транспортировка и др.);
- окружающая среда (экономика, экология, политика, технология и культура) [10].
Традиционно маркетинговые исследования проводят по следующим основным направлениям:
- исследование рынков: международные, национальные и региональные рынки; прогноз рынков; тенденции развития; количественные характеристики (объем, емкость); построение рыночных моделей; исследование конкуренции; сегментирование рынка; определение целевых групп и др.;
- исследование товара: анализ жизненного цикла, конкурентоспособности; тестирование названия и т.д.;
- анализ ценовой политики: тест цен; анализ соотношения цена/качество и др.;
- анализ эффективности мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта: расчет эффективности рекламных мероприятий; анализ мотивов и т.д.;
- исследование покупателей или потребителей: анализ структуры; исследование потребительского поведения, мотивов покупки; сегментация и типологизация и др. [6].
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.
Все маркетинговые исследования осуществляются с двух позиций:
- оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени;
- прогнозирование их значений в будущем [11].
Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития предприятия в целом, так и ее маркетинговой деятельности. Предприятие, которое заказало проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.
Маркетинг – это комплекс деятельности в условиях рынка, фирмы, аптеки, аптечного склада, который направлен на удовлетворение нужд потребителей. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг представляет собой рыночную концепцию системного управления деятельностью предприятия, ориентированную на удовлетворение требований потребителей [12, 13].
Общие принципы маркетинга справедливы для работы аптечной организации и находят воплощение в конкретных направлениях маркетинговой деятельности, к которым следует отнести:
1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка:
- исследование и анализ его основных показателей;
- прогноз развития;
- изучение потребителей;
- определение «ключевого» фактора экономической эффективности;
- сегментация рынка и его отдельных параметров.
2. Осуществление товарной политики.
3. Осуществление ценовой политики.
4. Проведение коммуникационной политики.
5. Планирование ассортимента лекарственных средств.
6. Развитие сбытовой политики:
- выбор каналов сбыта;
- анализ и прогноз сбыта;
- планирование товарооборота;
- определение оптимальных условий по реализации фармацевтических препаратов.
7. Управление маркетинговой деятельностью и контроль за ее осуществлением [14].
Маркетинговая деятельность по исследованию рынка должна начинаться со сбора информации. Ценность маркетинговой информации определяется уменьшением неопределенности представлений аптечного предприятия о состоянии рынка и, как следствие, снижением коммерческого риска по результатам анализа собранной информации [13].
Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговых исследований. Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности своей и составляют систему маркетинговой информации: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований и анализа маркетинговой информации [6].
Система внутренней отчетности - отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объем маркетинговых запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности.
Система сбора внешней текущей маркетинговой информации поставляющая руководителям маркетинга повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.
Система маркетинговых исследований призвана обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы [11, 6].
Усиливающаяся конкуренция в розничном звене фармацевтического рынка заставляет аптечные организации постоянно работать над поиском способов повышения рентабельности и улучшения результатов хозяйственной деятельности. Большинство розничных аптечных организаций стремятся к улучшению своих социальных и экономических показателей путем совершенствования ассортиментной и товарной политики в целом. Важно отметить, что рост конкуренции вызвал изменения и в самой ассортиментной политике (АП): привел к диверсификации ассортимента, его изменению в качественном и количественном отношении, ведению самостоятельной ценовой политики [21].
Поэтому, одной из основных задач в деятельности аптечной организации является выработка ассортиментной политики (АП), которая представляет собой систему мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом для удовлетворения запросов потребителей, завоевания новых покупателей, улучшения финансовых показателей [22].
Необходимо учитывать особенности основной массы товаров, реализуемых через аптечные организации. Основополагающим признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно - оздоровительной и профилактической целью.
Среди мероприятий, которые способствуют формированию заданных параметров ассортимента, можно выделить:
1. Расчет основных показателей ассортимента и анализ его рациональности.
2. Определение спроса и потребности в конкретных товарах аптечного ассортимента.
3. Выявление источников товарных ресурсов для формирования рационального ассортимента.
4. Определение возможности АО для производства, распределения и реализации конкретных товаров.
5. Определение направлений формирования ассортимента (расширение, обновление, стабилизация, сокращение, гармонизация) [15, 18].
Рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товара, приводит к равенству спроса и предложения, повышая тем самым эффективность хозяйственной деятельности АО. Формирование товарной номенклатуры определяется объективными и субъективными факторами.
К объективным можно отнести: местоположение аптеки, контингент жителей, уровень заболеваемости населения, участие в выполнении социальных программ, т. е. обслуживание больных по льготным рецептам, наличие оборотных средств, укомплектованность штата аптеки. К субъективным: приоритеты врачей и предпочтения потребителей, технологии управления аптечным ассортиментом, опыт и профессионализм всех фармацевтических специалистов, занимающихся изучением спроса, формированием услуг, мониторингом запасов и т. д. [22].
Для анализа аптечного ассортимента (АА) часто используют деление ЛП на следующие группы:
Ходовые позиции - те, которые стоят недорого и пользуются стабильно высоким спросом. Необходимо заботиться об их постоянном присутствии на полках.
Прибыльные позиции - те препараты, которые имеют высокую цену и достаточно высокий спрос.
Выгодные - те, которые имеют очень высокую цену и низкий, непрогнозируемый спрос.
Все остальные.
Следует отметить, что существенное влияние на формирование ассортимента оказывает наличие регламентирующих перечней, представляющих собой обязательный ассортимент, который устанавливается соответствующим приказом МЗ РФ для аптечной организации. Кроме того, ежегодно утверждается «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которые в обязательном порядке должны быть в аптечной организации независимо от форм собственности. Наряду с обязательным, в АО формируется и свободный ассортимент – с учетом заболеваемости населения, расположения близлежащих к аптеке медицинских организаций, учитывается фактор сезонности спроса и т.д. [15, 4].
Таким образом, рациональный ассортимент аптечной организации предусматривает поддержание такого соотношения товаров частого и нерегулярного спроса, которое обеспечивает высокую оборачиваемость запасов при удовлетворительном уровне обеспечения покупателей ЛС и другими товарами аптечного ассортимента при оптимальных расходах на содержание запасов.
1.2. Методы анализа ассортимента лекарственных средств
Ассортимент лекарственных средств - это перечень различных препаратов объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику и профилактику заболевания [8].
Ассортимент складывается из ассортиментных групп - это группы товаров, связанные между собой по одному из признаков:
- по функциональному назначению;
- по применению;
- по способу отпуска;
- по возрастной группе [17].
Существующие на сегодня подходы к анализу и формированию ассортимента в крупных аптечных сетях можно свести к двум крайним моделям:
- централизованная: ассортимент аптек, входящих в аптечную сеть,
формируется в центральном офисе, и на его основании делаются запасы на центральном складе сети;
- децентрализованная: ассортимент создается непосредственно в аптеках, товарные запасы на центральном складе аптечной сети составляются в результате наблюдения за динамикой продаж всех аптек [18].
При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям, как широта ассортимента, полнота ассортимента, глубина ассортимента, насыщенность и гармоничность ассортимента, полнота использования и устойчивость ассортимента, а так же степень обновления ассортимента [21, 8].
В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т. д.
Широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке [8].
Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.
Полнота ассортимента лекарств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.
Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства [17].
Насыщенность номенклатуры (ассортимента) - это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.
Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента. Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизирован по основным покупателям, видам предприятий (учреждений) [17].
Полнота использования ассортимента - важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени. Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д. [8].
Степень обновления ассортимента - это доля новых лекарственных средств, введенных в ассортимент за определенный промежуток времени. Этот показатель должен периодически анализироваться. Показатель обновления ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок [17].
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.
Полнота использования ассортимента ЛП (Пи) характеризует степень использования имеющегося в аптечном учреждении ассортимента ЛС за определенный период времени.
В аптечных организациях для проведения анализа ассортимента достаточно часто используют ABC-анализ, который опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему [14].
Существует матрица Бостонской консультативной группы, представляющей собой важный инструмент для проведения ассортиментного анализа, оценки рыночных перспектив товаров, выработки эффективной сбытовой политики, формирования оптимального товарного портфеля [13].
В основе матрицы АВС лежит модель жизненного цикла товара/бизнеса, в соответствии с которой товар/бизнес в своем развитии проходит четыре стадии жизненного цикла. Каждый из квадрантов матрицы описывает различные ситуации, требующие особого подхода с точки зрения финансирования и маркетинга, или четыре группы рынков с разными стратегическими целями и финансовыми потребностями (таблица 1) [14].
Таблица 1
Матрица АВС – анализа
Доля в ТО Кол-во упаковок |
А |
В |
С |
А |
АА «Лидер» ассортимента |
АВ |
АС |
В |
ВА |
ВВ |
ВС |
С |
СА |
СВ |
СС |
АА - «лидер»ассортимента. Имеют высокие темпы роста рынка сбыта и высокие доли на рынке. Несмотря на большой спрос, нужно вкладывать финансовые средства на поддержание его положения на рынке.
АВ и ВА - это товары с высоким показателем по одному из параметров - прибыли или обороту, и средним показателем – по другому.
СА -это товары с низким оборотом, но высокой прибыльностью.
Возможно, это уникальные или редкие препараты, или новый товар, поступивший в продажу со стратегией цены “снятие сливок”. По такому товару нужно прилагать усилия для увеличения объема продаж - с помощью специальных консультаций продавцов или рекламных кампаний.
ВВ - устойчивые «середняки». Можно все оставить как есть или заниматься ими в последнюю очередь.
ВС -малоприбыльные лекарственные препараты (товары), но имеющие средний уровень оборачиваемости.
Простое повышение цены без дополнительных мероприятий по продвижению приведет только к потере оборотов.
СВ - товары с невысоким оборотом, но средней прибыльностью.
По ним можно предусмотреть акции по увеличению объема продаж за счет придания товару новых привлекательных свойств в глазах клиента, за счет дополнительной выкладки в зонах основного покупательского потока, лучшего места на полке и др.
СС - все позиции, которые не вносят существенного вклада в результаты работы фармацевтического предприятия [11, 21].
Прежде чем эти лекарственные препараты (товары) будут изъяты из ассортимента, необходимо тщательно проанализировать, какую роль они играют в общем ассортименте и почему показывают такие результаты. Возможно, дело в плохой выкладке или неправильной цене.
Матрица позволяет определить позиции предприятия в составе единого портфеля и выделить наиболее перспективные стратегии развития (быстрорастущие направления нуждаются в капиталовложениях, медленно растущие – имеют избыток средств) [13, 10].
Таким образом, можно сделать вывод, что проведение ассортиментного анализа позволит сформировать оптимальный товарный портфель, повысить эффективность продаж в аптеке, оценить рыночные перспективы товаров, а также разработать эффективную сбытовую политику.
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН БЕТАГИСТИН
2.1. Товароведческая характеристика лекарственного препарата Бетагистин
«Бетагистин» как лекарственный препарат в Европе был зарегистрирован в 1970 г., это синтетический препарат, обладающий способностью соединяться с рецепторами гистамина типа Н1, которые заложены в нейрорецепторных клетках внутреннего уха. Он оказывает местное мощное стимулирующее действие, увеличивая высвобождение нейромедиаторов (гистамина) из нервных окончаний рецепторных клеток внутреннего уха в синапс[16].
Латинское название вещества Бетагистин - Betahistinum (род. Betahistini)
Русское название - Бетагистин
Химическое наименование - N-Метил-2-пиридинэтанамин (в виде дигидрохлорида) [25].
Рисунок 1. Структурная формула
Брутто-формула - C8H12N2
По АТХ-классификации «Бетагистин» относится к группе препаратов, применяемых для лечения заболеваний нервной системы.
Код АТХ N07CA01 Бетагистин. Полная расшифровка кода:
N - Препараты для лечения заболеваний нервной системы
N07 - Другие препараты для лечения заболеваний нервной системы
N07C - Препараты для устранения головокружения
N07CA - Препараты для устранения головокружения
N07CA01 Бетагистин[23].
Фармакологические группы: ангиопротекторы и корректоры микроциркуляции; гистаминомиметики.
По нозологической классификации (МКБ-10) Бетагистин может применяться при таких заболеваниях как [25]:
- H81.0 Болезнь Меньера
- H81.9 Нарушение вестибулярной функции неуточненное
- H83.3 Шумовые эффекты внутреннего уха
- H91.9 Потеря слуха неуточненная
- R11 Тошнота и рвота
- R42 Головокружение и нарушение устойчивости
- R51 Головная боль
Фармакологические свойства: средство против головокружения.
Синтетический аналог гистамина, проявляет гистаминоподобное действие. Бетагистин является частичным агонистом гистаминовых Н1- и антагонистом Н3-гистаминовых рецепторов внутреннего уха и вестибулярных ядер центральной нервной системы. Улучшает микроциркуляцию и проницаемость капилляров внутреннего уха, увеличивает кровоток в базилярных артериях, нормализует давление эндолимфы в лабиринте и улитке. Нормализует трансмиттерную передачу в нейронах медиальных ядер вестибулярного нерва на уровне моста стволовой части головного мозга. В результате нормализуются нарушения вестибулярного аппарата и кохлеарные расстройства, снижаются частота и интенсивность головокружений, уменьшается шум и звон в ушах, улучшается слух [16].
Показания к применению: симптоматическое лечение рецидивирующего головокружения с наличием или без кохлеарных симптомов.
Противопоказания: повышенная чувствительность к любому из компонентов лекарственного средства, активная форма язвенной болезни, феохромоцитома [19].
Способ применения и дозы: внутрь, во время еды, таблетки проглатывают, не разжёвывая, запивая стаканом воды.
Меры предосторожности:
Пациенты с бронхиальной астмой требуют тщательного наблюдения во время терапии Бетагистином (риск бронхоспазма)
Бетагистин не рекомендуется применять для лечения следующих патологических состояний:
- доброкачественное пароксизмальное головокружение;
- головокружение, связанное с поражением центральной нервной системы.
Не рекомендуется принимать Бетагистин в период беременности в период грудного вскармливания [16].
Передозировка
Симптомы: после приёма лекарственного средства в дозах до 640 мг – тошнота, сонливость, боль в животе. Более серьёзные осложнения (судороги, сердечно-лёгочные осложнения) наблюдаются при преднамеренном приёме повышенных доз «Бетагистина», особенно в сочетании с передозировкой других лекарственных средств [19].
Побочное действие: желудочно-кишечные расстройства, такие как рвота, желудочно-кишечные боли, вздутие живота. Со стороны иммунной системы и кроветворения: реакция гиперчувствительности. Тромбоцитопения. Со стороны кожи и подкожно-жировой клетчатки: реакции гиперчувствительности, такие как ангионевротический отёк, крапивница, зуд и сыпь [16].
Торговые названия: Бетасерк®, Бетагистин, Вестибо, Тагиста®, Бетавер®, ВЕРТРАН®, Вестикап, Бетагистин Канон, Вестинорм-НЕО, Бетагистина дигидрохлорид, Микрозер, Бетагистина гидрохлорид, Аснитон, Бетацентрин, Бетагистин-Акрихин [20, 25].
Условия хранения: в защищённом от света и влаги месте, при температуре не выше 25 ºС [3].
Срок годности - 2 года.
Условия отпуска из аптек - по рецепту [2].
Форма рецептурного бланка для выписывания лекарственных препаратов: 107-1/у, 148-1/4- 04 (л) [2].
Лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2023 год [4].
2.2. Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Бетагистин, разрешенных к применению в Российской Федерации
По данным Государственного реестра лекарственных средств, на 01.05.2023 г. российский рынок лекарственных средств на основе международного непатентованного наименования (МНН) Бетагистин представлен ассортиментом разрешенных к применению и выпускаемых зарубежными и отечественными производителями лекарственных препаратов.
В Государственном реестре ЛС зарегистрировано 260 лекарственных препарата на основе МНН Бетагистин в пяти лекарственных формах под 28 торговыми наименованиями. Производят ЛП Бетагистина 21 фирма-производитель в 7 странах мира (приложение 1) [24].
Кроме лекарственных препаратов в ГРЛС зарегистрированы фармацевтические субстанции на основе ЛС МНН Бетагистин в количестве семи торговых наименований в различной фасовке. Производят фармацевтические субстанции Бетагистина дигидрохлорида семь стран: Франция, Испания, Италия, Германия, Китай, Индия и Россия [24].
На основании данных Госреестра ЛС был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистиа по составу, который представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин по составу
Количество предложений ЛП |
Состав |
|||
260 |
Монопрепараты |
Комбинированные |
||
Количество |
Доля, % |
Количество |
Доля, % |
|
252 |
97,0 |
8 |
3,0 |
|
Итого: |
252 |
97,0 |
8 |
3,0 |
Лекарственные препараты на основе ЛС МНН Бетагистин, представлены в виде комбинированных и монопрепаратов. Большая часть ЛП на основе ЛС Бетагистин являются монопрепаратами, что составляет 97% от общей массы ЛП по Госреестру ЛС (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин по составу
Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин по формам выпуска, который представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин по формам выпуска
Вид ЛФ |
Количество ЛП |
Доля, % |
Таблетки |
226 |
87,0 |
Капсулы |
26 |
10,0 |
Капли для приема внутрь |
1 |
0,4 |
Таблетки диспергируемые в полости рта |
4 |
1,5 |
Продолжение таблицы 3 |
||
Таблетки с модифицированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой |
3 |
1,1 |
Итого: |
260 |
100,0 |
Лекарственные препараты рассматриваемой группы представлены следующими лекарственными формами: капсулы, таблетки, капли для приема внутрь.
Наибольшее количество ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин приходится на таблетки – 87%; капсулы составляют – 10%. Наименьшее количество ЛП представлено в лекарственной форме капли для приема внутрь, что составляет – 0,4% от имеющегося ассортимента (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин по формам выпуска, %
На следующем этапе в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин по производственному признаку. Анализ данных Государственного реестра лекарственных средств позволил определить долю каждой из стран-производителей в товарном ассортименте на фармацевтическом рынке России. Результаты анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин по странам-производителям и фирмам-производителям
Страна |
Количество ЛП |
Доля, % |
Фирма |
Количество ЛП |
Доля, % |
Россия |
225 |
86,5 |
ООО "Озон Фарм" |
15 |
5,7 |
ООО "Хемофарм" |
12 |
4,6 |
|||
АО "ВЕРОФАРМ" |
14 |
5,4 |
|||
АО "ПФК Обновление" |
5 |
1,9 |
|||
АО "Медисорб" |
26 |
10,0 |
|||
АО "ИИХР" |
8 |
3,0 |
|||
ООО «Пранафарм» |
12 |
4,6 |
|||
ООО "Озон" |
44 |
17,0 |
|||
АО "Рафарма" |
18 |
6,9 |
|||
ООО «Изварино Фарма» |
18 |
6,9 |
|||
ЗАО «Вертекс» |
5 |
1,9 |
|||
ЗАО Канонфарма продакшн» |
12 |
4,6 |
|||
АО "АЛИУМ" |
30 |
11,5 |
|||
ОАО «Мосхимфа- рмпрепаратыим. Н.А. Семашко» |
3 |
1,1 |
|||
НАО "Северная звезда" |
3 |
1,1 |
|||
Нидерланды |
12 |
4,6 |
Фармасютиш Аналитиш Лабораториум Дуйвен Би.Ви. |
12 |
4,6 |
Хорватия |
6 |
2,3 |
Белупо, лекарства и косметика д.д. |
6 |
2,3 |
Турция |
4 |
1,5 |
Абди Ибрахим Иляч Санайи ве Тидж А.Ш. |
4 |
1,5 |
Италия |
1 |
0,4 |
Продотти Форменти С.р.Л. |
1 |
0,4 |
Франция |
4 |
1,5 |
Фамар Л'Эйль |
4 |
1,5 |
Германия |
8 |
3,0 |
Каталент Германия Шорндорф ГмбХ |
8 |
3,0 |
Итого: 7 |
260 |
100,0 |
Фирм - 21 |
260 |
100,0 |
Лекарственные препараты на основе ЛС МНН Бетагистин поставляют на российский фармацевтический рынок 21 фирма-производитель из 7 стран мира.
Лидирующие место по производству данного препарата занимает Россия – 86,5% (рисунок 4).
На втором месте фирмы - производители Нидерландов – 4,6% и Германии – 3,0%, а затем идут другие страны-импортеры, которые производят от одного до шести ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин (рисунок 5). Наибольшее количество ЛП среди российских производителей производит фирма ООО «Озон» - 17%, наименьшее ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н. А. Семашко» - 1,1% и НАО "Северная звезда"- 1,1%.
Рисунок 4. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин по производственному признаку
Рисунок 5. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин по странам производителям
Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин по датам регистрации. Анализ показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин являются 54 препарата, т.е. зарегистрированы в Российской Федерации в период с 2019 года по 2023 год [24].
Индекс обновления показывает способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок.
Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле:
Y= n : N, где (1)
n – число предложений на рынке, зарегистрированных в течение последних 5 лет (2019 – 2023 гг);
N – общее число предложений на рынке (см. приложение 1) [8].
Y= 54 : 260= 0,21
Y=0,21
Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин обновился за 5 лет (2019 – 2023 гг.) на 21%, т.е. на фармацевтическом рынке России имеются новые лекарственные препараты против головокружения в новых лекарственных формах, дозировках и фасовках.
2.3. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бетагистин в аптечной организации
Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин проводился на базе аптечной организации «Таблеточка» ООО «ТОП-Фарм», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Садовая, 10.
На момент изучения ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин ассортимент был представлен следующими наименованиями лекарственных препаратов. Данные представлены в таблице 5.
Таблица 5
Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Бетагистин
№ п/п |
Торговое наименова-ние |
МНН |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Цена |
Фирма производитель |
Страна |
Регистр. номер, дата |
1 |
Вестикап |
Бетагистин |
Капсулы 24 мг № 30 |
261.00 |
ООО «Озон» |
Россия |
ЛП-001642 12.04.2012 |
2 |
Вестикап |
Бетагистин |
Капсулы 16 мг № 30 |
159.00 |
ООО «Озон» |
Россия |
ЛП-001642 12.04.2012 |
3 |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 30 |
79.00 |
ООО «Озон» |
Россия |
ЛСР-008459/10 19.08.2010 |
4 |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 24 мг № 30 |
90.00 |
ООО "Озон Фарм" |
Россия |
ЛП-№(002160)-(РГ-RU), 12.04.2023 |
5 |
Бетагистин Канон |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 30 |
90.00 |
ЗАО Канонфарма продакшн» |
Россия |
ЛС-002330 15.09.2011 |
6 |
Бетагистин Канон |
Бетагистин |
Таблетки 24 мг № 60 |
278.00 |
ЗАО Канонфарма продакшн» |
Россия |
ЛС-002330 15.09.2011 |
7 |
Бетагистин-СЗ |
Бетагистин |
Таблетки 24 мг № 60 |
205.00 |
НАО "Северная звезда" |
Россия |
ЛСР-009783/08 08.12.2008 |
ЛП – 7 |
МНН - 1 |
ЛФ - 2 |
Фирм - 4 |
Стран - 1 |
По данным таблицы 5, на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации «Таблеточка» предлагается 7 ЛП в двух формах выпуска – таблетки и капсулы (таблица 6).
Все ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин, имеющиеся в ассортименте аптеки являются монопрепаратами, комбинированные ЛП отсутствуют.
Таблица 6
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин по формам выпуска в аптечной организации
Вид ЛФ |
Количество ЛП |
Доля, % |
Таблетки |
5 |
71,4 |
Капсулы |
2 |
28,6 |
Итого: |
7 |
100,0 |
Анализ ассортимента аптечной организации по формам выпуска показал, что наибольшее количество ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин приходится на таблетки – 71,4%; капсулы составляют – 28,6% (рисунок 6).
Рисунок 6. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин по формам выпуска, %
Далее в работе были проанализированы лекарственные препараты на основе ЛС МНН Бетагистин по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин по производственному признаку в аптечной организации
Страна- производитель |
Количество ЛС |
Фирма-производитель |
Количество ЛС |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Россия |
7 |
100,0 |
ООО «Озон» |
3 |
42,8 |
ООО "Озон Фарм" |
1 |
14,3 |
|||
ЗАО Канонфарма продакшн» |
2 |
28,6 |
|||
Продолжение таблицы 7 |
|||||
НАО "Северная звезда" |
1 |
14,3 |
|||
Итого |
7 |
100,0 |
Фирм - 7 |
7 |
100,0 |
По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеются в наличии лекарственные препараты на основе МНН Бетагистин только отечественного производства – 100,0%. Лекарственные препараты зарубежного производства в ассортименте аптеки отсутствуют (рисунок 7).
Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП на основе МНН Бетагистин в аптечной организации, по производственному признаку
На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации.
С этой целью были изучены даты государственной регистрации ЛП, на основе ЛС МНН Бетагистин.
Для определения индекса обновления ассортимента проводится анализ ассортимента ЛП, были выявлены ЛП зарегистрированные за последние 5 лет (2019-2023 гг).
По данным таблицы 5, в ассортименте аптеки, на основе ЛС МНН Бетагистин из 7 ЛП за анализируемый период зарегистрирован один ЛП -
Бетагистин в форме таблеток 24 мг № 30, произведенный фармацевтической ООО "Озон Фарм", Россия. Зарегистрирован 12.04.2023.
Таким образом, индекс обновления ассортимента составляет:
У= 1 : 7 = 0,14.
Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента, равное 0,14, говорит о том, что ассортимент препаратов аптечной организации обновлен всего на 14,0% и недостаточно представлен современными лекарственными средствами на основе ЛС МНН Бетагистин.
Таким образом, изучение ассортимента ЛП, предлагаемого аптечной организацией «Таблеточка» на основе ЛС МНН Бетагистин показало, что общий ассортимент предложений ЛП на локальном фармацевтическом рынке составляет семь лекарственных препаратов. В аптеке предлагаются препараты на основе ЛС МНН Бетагистин только российского производства. В аптеке имеются ЛП в двух лекарственный формах – таблетки и капсулы, наибольшее количество ЛП представлено в форме таблеток – 71,4%.
Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента говорит о том, что ассортимент препаратов аптечной организации давно не обновлялся и представлен устаревшими лекарственными средствами на основе ЛС МНН Бетагистин. Это необходимо учесть на будущее для формирования более рационального ассортимента, так как на фармацевтическом рынке России имеются новые ЛП в новых дозировках, фасовках и формах выпуска.
2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин по показателям полноты и глубины ассортимента
На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации «Таблеточка» ООО «ТОП-Фарм». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.
Расчет показателя полнота ассортимента:
Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты – Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [17, 8].
Kn = Пфакт / Пбаз, (2)
где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,
Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.
В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин представлен в двух лекарственных формах: таблетки и капсулы. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП Бетагистина в пяти лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,
Кп = 2 : 5=0,4
Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,4 – менее 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин. В частности отсутствуют капли для приема внутрь, таблетки диспергируемые в полости рта и таблетки с модифицированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой.
Расчет показателя глубина ассортимента
Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины – Кг, который рассчитывается по формуле 3 [17, 8]:
Кг = Гфакт / Гбаз, (3)
где Гфакт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,
Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.
В аптечной организации ассортимент насчитывает 7 ЛП, в России зарегистрированы 260 ЛП. Значение коэффициента глубины равно:
К г = 7 : 260= 0,02.
Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует только 2% наименований препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин.
Для формирования более полного ассортимента в фармацевтической организации при формировании заявки на ЛП, необходимо учесть факт наличия на фармацевтическом рынке достаточно большого числа предложений и пополнить ассортимент аптеки отсутствующими лекарственными препаратами.
Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации, которая представлена в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Бетагистин
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации |
1 |
2 |
3 |
Группа по АТС классификации |
N - Препараты для лечения заболеваний нервной системы N07 - Другие препараты для лечения заболеваний нервной системы N07C - Препараты для устранения головокружения N07CA - Препараты для устранения головокружения N07CA01 Бетагистин |
N - Препараты для лечения заболеваний нервной системы N07 - Другие препараты для лечения заболеваний нервной системы N07C - Препараты для устранения головокружения N07CA - Препараты для устранения головокружения N07CA01 Бетагистин |
Количество предложений |
260 |
7 |
По составу |
Монопрепараты - 97,0 Комбинированные препараты – 3,0 |
Монопрепараты - 100,0 Комбинированные препараты – 0 |
Продолжение таблицы 8 |
||
Производственный признак |
Отечественного производства – 86,5% Зарубежного производства –13,5% |
Отечественного производства – 100% Зарубежного производства – 0% |
По видам лекарственной формы |
5 |
2 |
Индекс обновления |
0,21 |
0,14 |
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Бетагистин показала, что ассортимент ЛП в аптеке насчитывает всего лишь 7 лекарственных препаратов. Из пяти видов лекарственных форм в аптечной организации в наличии два вида. В аптеке отсутствуют следующие лекарственные формы: капли для приема внутрь, таблетки диспергируемые в полости рта и таблетки с модифицированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой, что необходимо учесть на будущее для формирования более полного ассортимента. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало наличие в аптечной организации ЛП только отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента говорит о том, что ассортимент на фармацевтическом рынке России представлен новыми лекарственными препаратами на 21%, а в аптечной организации «Таблеточка» на 14%.
2.5. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации «Таблеточка»
На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации «Таблеточка» ООО «ТОП-Фарм», которые представлены в таблице 9.
Таблица 9
Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации «Таблеточка»
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке |
Коэффициент глубины |
Коэффициент глубины: 1 |
Коэффициент глубины: 0,02 |
Расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации за счет новых ЛП зарубежного производства. |
Коэффициент полноты |
Коэффициент полноты: 1 |
Коэффициент полноты: 0,4 |
Дополнить ассортимент ЛП отсутствующими в аптеке лекарственными формами: капли для приема внутрь, таблетки диспергируемые в полости рта, таблетки с модифицированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой. |
Индекс обновления |
0,21 |
0,14 |
Заменить ЛП Бетагистина новыми ЛП, зарегистрированными в период с 2019-2023 г. |
По данным таблицы 9, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптечной организации представлен лишь на 2% от имеющегося в Государственном реестре ЛС. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин за счет новых лекарственных срепаратов зарубежного производства, имеющихся на фармацевтическом рынке Российской Федерации.
Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,4, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин путем включения в него лекарственных препаратов в форме капель для приема внутрь, таблеток диспергируемые в полости рта и таблеток с модифицированным высвобождением, покрытых пленочной оболочкой. Данные предложения помогут аптечной организации оптимизировать ассортимент, сделать его более полным, а также учесть все предпочтения покупателей, что увеличит объем продаж в аптеке.
Учитывая вышесказанное, аптечной организации «Таблеточка» ООО «ТОП-Фарм» предлагается:
Дополнить ассортимент лекарственными препаратами Бетагистина в форме таблеток диспергируемых в полости рта и капель для приема внутрь (зарубежного производства), таблеток с модифицированным высвобождением, покрытых пленочной оболочкой (российского производства).
Заменить ЛП Бетагистина новыми ЛП, зарегистрированными в период с 2019 – 2023 гг. и отсутствующими в аптеке.
Рекомендованы для включения в ассортимент следующие ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин:
- Бетасерк®, таблетки, диспергируемые в полости рта 24 мг № 20, 30, 40, 60 Производитель Фамар Л'Эйль, Франция. Регистрационный номер ЛП-005323, дата регистрации 31.01.2019.
- Бетасерк® Лонг , таблетки с модифицированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой 48 мг № 28, 56, 98. Производитель АО "ВЕРОФАРМ", Россия. Регистрационный номер ЛП-006452, дата регистрации 10.09.2020.
- Микрозер, капли для приема внутрь 12,5 мг/мл флакон-капельница темного стекла 30 мл. Производитель Продотти Форменти С.р.Л., Италия. Регистрационный номер П N015727/02. Дата регистрации 29.06.2010 [24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В теоретической части выпускной квалификационной работы (ВКР), с помощью теоретического анализа литературных источников, были изучены основные направления маркетинговой деятельности аптечной организации и существующие методы маркетингового анализа, используемые в фармацевтической практике.Изучение литературных источников показало, что в ходе маркетинговых исследований анализируются различные направления деятельности организации, среди которых первостепенным по важности является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации.
2. В практической части ВКР была проведена товароведческая характеристика ЛС Бетагистин, в соответствии с которой «Бетагистин» относится к группе препаратов, применяемых для лечения заболеваний нервной системы, а именно препараты для устранения головокружения (код АТХ N07CA). ЛП применяются для лечения и профилактики вестибулярного головокружения различного происхождения.
3.Анализ ассортимента лекарственных препаратов по данным Государственного Реестра показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин насчитывает, всего 260 предложений ЛП, под 28 торговыми наименованиями. Производят ЛП 21 фирма-производитель в 7 странах, в виде пяти лекарственных форм. Кроме лекарственных препаратов в ГРЛС зарегистрированы фармацевтические субстанции на основе ЛС МНН Бетагистин в количестве семи торговых наименований в различной фасовке. Производят фармацевтические субстанции Бетагистина дигидрохлорида семь стран: Франция, Испания, Италия, Германия, Китай, Индия и Россия. Большую часть ассортимента составляют монопрепараты - 97%, комбинированные препараты представлены в меньшем количестве - 3% от общего количества предложений. Анализ ассортимента по формам выпуска показал, что ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин производится в основном в форме таблеток, что составляет 87% имеющегося ассортимента. Большую часть ассортимента ЛП составляют препараты российского производства (86,5%). На долю зарубежного производства приходится 13,5% от общего количества предложений на рынке. Лидирующую позицию среди российских производителей занимает ООО «Озон» - 17% об общего количества ЛП. Среди зарубежных лидируют фирмы - производители Нидерландов – 4,6% и Германии – 3,0%. Анализ ассортимента ЛП на основеЛС МНН Бетагистин по датам регистрации показал, чтоновыми являются 54 препарата. Индекс обновления составил 0,21.
4. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бетагистин проводился на базе аптечной организации «Таблеточка» ООО «ТОП-Фарм», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Садовая, 10, который показал наличие в аптеке 7 ЛП в двух формах выпуска – таблетки и капсулы. Все ЛП, имеющиеся в ассортименте аптеки являются монопрепаратами, комбинированные ЛП отсутствуют. Анализ ассортимента аптечной организации по формам выпуска показал, что наибольшее количество ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин приходится на таблетки – 71,4%; капсулы составляют – 28,6%. В наличии лекарственные препараты только отечественного производства – 100,0%. Лекарственные препараты зарубежного производства в ассортименте аптеки отсутствуют.
5. Сравнительный анализ ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показал, что общий ассортимент предложений ЛП на локальном фармацевтическом рынке составляет 7 лекарственных препаратов. Из пяти видов лекарственных форм в аптечной организации в наличии два вида. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало наличие в аптечной организации ЛП только отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента говорит о том, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России обновлен на 21%, а в аптечной организации на 14%. Для более полного анализа в работе были рассчитаны показатели ассортимента: коэффициент полноты и глубины.
6. На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин в аптечной организации «Таблеточка» ООО «ТОП-Фарм», которые помогут аптечной организации оптимизировать ассортимент, сделать его более полным, а также учесть все предпочтения покупателей, что увеличит объем продаж в аптеке.
Литература
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт].– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 10.05.2023).
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 15.05.2023).
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 12.05.2023).
Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 г. (ред. от 24.12.2022)
N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2023 год. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=433859 (дата обращения: 17.05.2023).
Абдулкеримов, Х.Т. Эффективность Бетасерка при вестибулярных нарушениях /Х.Т. Абдулкеримов, И.С. Марков, В.И. Усачев// Журнал неврология и психиатрия. - 2019 – С. 50–52.
Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с. - ISBN 978-5-534-08764-2.
Бойко, А.Н. Бетасерк в симптоматическом лечении рассеянного склероза /А.Н. Бойко, С.Н. Деревянко, Л.А. Лучихин, А.В. Сланова, Е.И. Гусев// Журнал неврология и психиатрия. – 2020. - С. 42–45.
Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. - 424 с.
Вершинина, С.В. Тагиста при головокружениях /С.В. Вершинина, И.В. Рябоконь // «РМЖ» - 2019. - № 30. - С. 1893.
Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга : учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 292 с. - ISBN: 978-5-16-014862-5
Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом : учебник / Ю.Н. Егоров. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 238 с. - - ISBN: 9785160104300.
Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.:
Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.
Кузьмина, Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Е. Е. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 419 с. - ISBN 978-5-534-16648-4.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 433 с. - ISBN 978-5-9916-9070-6.
Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. - 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.
Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. - С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.
Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия, 2017. - 324 c.
Мнушко, З.Н.. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации: учеб. для студентов вузов. — 2-е изд. / З.Н. Мнушко, Н.М. Дихтярева; Под ред. З.Н. Мнушко. — Харьков: Изд- во НФаУ: Золотые страницы, 2008. – 536 с.
Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.
Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. - Изд. 18-е, перераб. и доп. - М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. - 640 с. - ISBN: 978-5-85556-082-4.
Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.
Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит и др. – М.: Литерра, 2014. - 392 с. - ISBN: 5-98216-019-9.
АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/
Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru.
Регистр лекарственных средств России, 2023. URL: http://www.rlsnet.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бетагистин, зарегистрированных в ГРЛС на 01.05.2023 года
№ п/п |
Торговое наименова-ние |
МНН |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Фирма производитель |
Страна |
Регистр. номер, дата |
1. |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 24 мг № 10, 20, 30, 40, 60, 80, 90, 100, 120, 150, 160, 180, 200, 240, 300 |
ООО "Озон Фарм" |
Россия |
ЛП-№(002160)-(РГ-RU), 12.04.2023 |
2. |
Тагиста® |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг 30,50,60, 90; 24 мг 30,50,60, 90; 8 мг 30,50,60, 90; |
ООО "Хемофарм" |
Россия |
ЛП-№(001928)-(РГ-RU), 14.03.2023 |
3. |
Бетагистин-Акрихин |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 30 24мг № 20, 30 8 мг № 30 |
Абди Ибрахим Иляч Санайи ве Тидж А.Ш. |
Турция |
ЛП-№(000271)-(РГ-RU), 09.06.2021 |
4. |
Бетасерк® |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 30, 60 8 мг № 30, 60 |
АО "ВЕРОФАРМ" |
Россия |
ЛП-№(000144)-(РГ-RU), 25.02.2021 |
5. |
Бетагистин Реневал |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 30 24мг № 30, 60 |
АО "ПФК Обновление" |
Россия |
ЛП-006720, 26.01.2021 |
6. |
Бетасерк® |
Бетагистин |
Таблетки 24 мг № 20, 30, 40, 50, 60, 25,100 |
АО "ВЕРОФАРМ" |
Россия |
ЛП-№(000092)-(РГ-RU), 18.11.2020 |
7. |
Бетасерк® Лонг |
Бетагистин |
таблетки с модифицированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой 48 мг № 28, 56, 98 |
АО "ВЕРОФАРМ" |
Россия |
ЛП-006452, 10.09.2020 |
Продолжение |
||||||
8. |
Бетагистин Реневал |
Бетагистин |
Таблетки 8 мг № 30, 28 |
АО "ПФК Обновление" |
Россия |
ЛП-006133, 10.03.2020 |
9. |
Бетасерк® |
Бетагистин |
таблетки, диспергируемые в полости рта 24 мг № 20, 30, 40, 60 |
Фамар Л'Эйль |
Франция |
ЛП-005323, 31.01.2019 |
10. |
Бетагистин Медисорб |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг 10, 20, 30, 50, 60, 70, 100, 14, 28, 42, 21, 35, 140 24 мг 10, 20, 30, 50, 60, 70, 100, 14, 28, 42, 21, 35, 140 |
АО "Медисорб" |
Россия |
ЛП-004744, 15.03.2018 |
11. |
Бетасерк® Комби |
Бетагистин+Пирацетам |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой 16 мг+800 мг № 30, 60, 28, 56 24 мг+800 мг № 30, 60, 28, 56 |
АО "ИИХР" |
Россия |
ЛП-004436 29.08.2017 |
12. |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 10,30,40 № 50 24 мг № 10, 20, 30, № 50 8 мг № 10, 20, 30, № 50 |
ООО «Пранафарм» |
Россия |
ЛП-003159 31.08.2015 |
13. |
Вертран® |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 30, 60 24 мг № 30, 60 8 мг № 30, 60 |
Белупо, лекарства и косметика д.д. |
Респу-блика Хорва-тия |
ЛП-002432 17.04.2014 |
14. |
Вестикап |
Бетагистин |
Капсулы 24 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80. 90, 100, 120, 150, 180 |
ООО «Озон» |
Россия |
ЛП-001642 12.04.2012 |
Продолжение |
||||||
15. |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60 24 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60 8 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60 |
АО "Рафарма" |
Россия |
ЛП-000732, 29.09.2011 |
16. |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 10, 20, 30 24 мг № 10, 20, 30 8 мг № 10, 20, 30 |
ООО «Изварино Фарма» |
Россия |
ЛП-000655 28.09.2011 |
17. |
Денойз |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 10,20,30; 24 мг №10,20,30 8 мг №10,20,30; |
ООО «Изварино Фарма» |
Россия |
ЛП-000655 28.09.2011 |
18. |
Бетагистин-ВЕРТЕКС |
Бетагистин |
Таблетки 24 мг №10, 20, 30, 50, 60 |
ЗАО «Вертекс» |
Россия |
ЛП-000593 21.09.2011 |
19. |
Бетагистин Канон |
Бетагистин |
Таблетки 8 мг 10,20,30, 60 16 мг 10,20,30, 60 24 мг 10,20,30, 60 |
ЗАО Канонфарма продакшн» |
Россия |
ЛС-002330 15.09.2011 |
20. |
Вестибо |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг 30,28; 8 мг 30,28; |
Каталент Германия Шорндорф ГмбХ |
Германия |
ЛС-001807 09.06.2011 |
21. |
БЕТАГИСТИН-АЛИУМ |
Бетагистин |
Таблетки 8 мг 10, 30, 20, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 16мг 10, 30, 20, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 24 мг 10, 30, 20, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 |
АО "АЛИУМ" |
Россия |
ЛП-000084 15.12.2010 |
Продолжение |
||||||
22. |
Вестикап® |
Бетагистин |
Капсулы 16мг № 10, 20, 30, № 40, 50, 60, 100 8 мг 10, 30, 20, 40, 50, 60, 100 |
ООО «Озон» |
Россия |
ЛСР-009120/10 31.08. 2010 |
23. |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг 10,20,30,40,50,60, 100 8 мг 10,20,30,40,50,60,80,90, 100,120, 150 |
ООО «Озон» |
Россия |
ЛСР-008459/10 19.08.2010 |
24. |
Микрозер |
Бетагистин |
Капли для приема внутрь 12,5 мг/мл Флакон-капельница темного стекла 30 мл |
Продотти Форменти С.р.Л. |
Италия |
П N015727/02 29.06.2010 |
25. |
Бетагистин |
Бетагистин |
Таблетки 16мг № 20, 30, 50 |
ОАО «Мосхимфа- рмпрепаратыим. Н.А. Семашко» |
Россия |
ЛСР-003585/10 29.04.2010 |
26. |
Бетацентрин |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг 20, 30, 60, 90, 180, 200 8 мг 20, 30, 60, 90, 180, 200 |
Фармасютиш Аналитиш Лабораториум Дуйвен Би.Ви. |
Нидерланды |
ЛСР-001572/08, 14.03.2008 |
27. |
Бетагистин-СЗ |
Бетагистин |
Таблетки 16 мг № 30; 24 мг № 30; 8 мг № 30 |
НАО "Северная звезда" |
Россия |
ЛСР-009783/08 08.12.2008 |
28. |
Вестибо |
Бетагистин |
Таблетки 24 мг № 30; 60, 28, 100 |
Каталент Германия Шорндорф ГмбХ |
Германия |
ЛСР-004481/07 06.12.2007 |
ТН – 28 ЛП - 260 |
МНН - 1 |
ЛФ - 5 |
Фирм - 21 |
Стран - 7 |
Ассортимент ФС на основе ЛС МНН Бетагистин, зарегистрированных в ГРЛС на 01.05.2023 года
№ п/п |
Торговое наименова-ние |
МНН |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Фирма производитель |
Страна |
Регистр. номер, дата |
1. |
Бетагистин |
Бетагистина дигидрохлорид |
Субстанция 1 кг, 5 кг, 10 кг, 25 кг, 50 кг, 100 кг |
Енал Драгс Прайвит Лимитед |
Индия |
ФС-000193, 07.10.2011 |
2. |
Бетагистин |
Бетагистина дигидрохлорид |
Субстанция 1 кг, 10 кг, 5 кг, 25 кг |
АО "Активный Компонент" |
Россия |
ЛСР-000119/09, 14.01.2009 |
3. |
Бетагистин |
Бетагистина дигидрохлорид |
Субстанция 10 - 25 кг |
Олон С.п.А. |
Италия |
ЛСР-007713/09, 01.10.2009 |
4. |
Бетагистин |
Бетагистина дигидрохлорид |
Субстанция 5 кг, 10 кг, 15, 20, 25 |
Финорга |
Франция |
ФС-001460 20.07.2016 |
5. |
Бетагистин |
Бетагистина дигидрохлорид |
Субстанция 0,5 кг, 1 кг, 10 кг, 15, 2 кг, 25, 30 кг |
Грюненталь ГмбХ |
Германия |
ФС-000317 17.02.2012 |
6. |
Бетагистин |
Бетагистина дигидрохлорид |
Субстанция 10 кг, 25 кг |
Лабораториос Еспинос И Бофил, С.А.(Лебса) |
Испания |
ФС-000166 28.09.2011 |
7. |
Бетагистин |
Бетагистина дигидрохлорид |
Субстанция 1 кг, 5 кг, 10 кг, 25 кг, 50 кг, 100 кг |
Цзиньчжоу Цзютай Фармасеутикал Ко.Лтд |
Китай |
ЛСР-006581/09 17.08.2009 |