В условиях усиления конкуренции важная роль в повышенииэффективности деятельности хозяйствующих субъектов принадлежиткоммерческой деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях растущей конкуренции коммерческая деятельность играет важную роль в повышении эффективности экономических единиц с целью получения прибыли
Коммерческая деятельность выступает как способ реализации коммерческих отношений между субъектами рынка, которые в условиях рыночно ориентированной экономики становятся доминирующими. Эти отношения призваны стимулировать производство, развивать потребности, активизировать товарно-денежный обмен. Поэтому коммерческая деятельность, являясь объективно необходимой категорией рыночной экономики, имеет приоритетное значение и занимает ведущее место.
Суть коммерческой деятельности состоит в комплексном подходе к организации совокупности коммерческих процессов и операций, направленных на выполнение коммерческих функций при осуществлении товарно-денежного обмена на всех его фазах.
Коммерческая деятельность (КД) включает процессы и операции организационно-управленческого, правового и экономического характера. Она не охватывает технологические операции, выполняемые на всем пути движения товаров от производства до потребителя, такие, как погрузка, разгрузка, упаковка, расфасовка, хранение, сортировка, подготовка товаров к продаже. Эти операции отражают технологию торговых процессов. Коммерческая деятельность и технология торговых процессов взаимосвязаны, но каждая из них имеет свое место и функции.
Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности предприятия вытекает из того факта, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает. Это, в свою очередь, требует повышенного внимания к вопросам цены, стимулирования сбыта, маркетинга, качества, то есть к организации коммерческой работы. Выбор темы исследования также обусловлен тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия являются одним из важнейших элементов системы взаимодействия компаний и потребителей как субъекта экономических отношений.
Официальный статус термин «коммерческий» получил в РФ с принятием I Части Гражданского Кодекса РФ (с 1 января 1995 г.) [1].
С юридической точки зрения коммерческая деятельность представлена как торговая деятельность (торговля), являющаяся частью
предпринимательской деятельности, ее многообразием, по той причине, что она обладает всеми основными признаками предпринимательской деятельности, которые четко регламентированы законом. Так, пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что: «предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [1].
Следует отметить, что на современном этапе в официальной экономической учебной литературе нет единого мнения в определении сущности категории «коммерческая деятельность»
Коммерческая деятельность – это, согласно законодательству Российской Федерации, деятельность, самой главной целью которой, является извлечение прибыли.
В целом, различные определения термина «коммерческая деятельность», которые чаще всего встречаются в научных кругах, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Трактовки понятия «Коммерческая деятельность»
Автор |
Определение |
Р. И. Бунеева [13] |
Коммерческая деятельность - это деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением сделок купли-продажи с целью удовлетворения спроса и получения прибыли |
М.А. Егорова [17] |
Коммерческая деятельность - вид предпринимательской деятельности, осуществляемый самостоятельно и на свой страх и риск физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке, целью которого является систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от производителей до оптовых потребителей. |
Ю.В. Вылгина [14] |
Коммерческая деятельность: товарно-денежный обмен, в ходе которого товары от поставщика становятся собственностью коммерческого предприятия, ориентированного на потребности рыночного спроса; особый вид деятельности, связанный с продажей товаров, от которого зависят конечные результаты торгового предприятия: это все, что обеспечивает максимальную прибыльность бизнес-сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и требований потребителей; это комплекс операций, которые обеспечивают покупку и продажу товаров и вместе с бизнес-процессами представляют собой торговлю в широком смысле этого слова; - оперативная и организационная деятельность по осуществлению операций по обмену товарно-материальных ценностей с целью удовлетворения потребностей населения и получения прибыли. |
Г.С. Тютюшкина [29] |
Коммерческая деятельность является необходимым условием потребительского рынка, сферы коммерческого бизнеса, где деньги обмениваются на товары, а товары на деньги. |
В представленных в таблице определениях отчетливо видны юридический и экономический подходы к понятию «коммерческая деятельность». Несмотря на то, что М.А. Егорова (юридический подход) всецело опирается на ГК РФ [1], нельзя не согласиться с утверждением, что коммерческая деятельность - это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям [30, с.68 ].
Структура и содержание коммерческой деятельности весьма различны, существуют различные подходы, характеризующие ее сущность (рис. 1).
Сопровождение оптовой продажи товара
Коммерческая деятельность предприятия
Сопровождение розничной продажи товара
Управление товарными потоками
Определение потребности в товарах
Организация рекламной деятельности
Выбор партнёров для сотрудничества
Сервисное и информационное обеспечение
Рис. 1 – Структура коммерческой деятельности предприятия [24, с. 102]
Подходы к эффективной организации коммерческой деятельности изложены в трудах Ю.Н. Богдановой [8], В.В. Бочарова [11], Е.Ф. Борисова [10], Т.Л. Крутяковой [20] и других авторов.
Функции коммерческой деятельности являются взаимосвязанными и проявляются в своём единстве в сельскохозяйственной организации
в различные периоды её осуществления (рис. 2).
Обоснование поведения организации на рынке, усиление влияния на неё с целью оптимизации ассортимента и прибыли, повышения конкурентоспособности продукции и деятельности
Комплексный подход к организации коммерческой деятельности, обеспечивающий эффективную работу всех подразделений организации
Управление куплей-продажей с целью обеспечения экономической заинтересованности всех участников коммерческого процесса, стабильности хозяйственных связей
Изучение и развитие потенциальных потребностей, рынков, сегментов с целью формирования конкурентных преимуществ
Адаптация коммерческой деятельности к рыночной среде с целью своевременной и адекватной реакции на ее изменения
Оптимизация издержек, связанных с коммерческой деятельностью, подготовкой, совершением коммерческих сделок
Рис. 2 – Функции коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность компаний также подчиняется определенным принципам: развитие и осуществление коммерческой деятельности на основе современных достижений в теории и практике маркетинга-менеджмента; эффективное обучение и мотивация труда специалистов коммерческой службы; сочетание личной инициативы и высокой ответственности специалистов-коммерсантов; подчиненность оперативной и тактической работы всех функциональных подразделений стратегическим целям предприятия на рынке [21, с.128-129].
Цель коммерческой деятельности - максимизация прибыли.
Задачи коммерческой деятельности полностью определяются механизмом взаимодействия двух вышеназванных сред и представлены на рисунке 3.
Формирование отношений хозяйствующих на рынке субъектов на взаимовыгодной основе
Повышение уровня работы по изучению спроса, экономическому обоснованию потребности в товарах
Задачи коммерческой деятельности
Повышение роли договоров поставки, укрепление договорной дисциплины
Развитие стабильных прямых хозяйственных связей, повышение их эффективности
Защита интересов потребителей, обеспечение их приоритета
Внедрение прогрессивных методов оптовой и розничной торговли
Совершенствование механизма управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного ассортимента
Рис. 3 – Задачи коммерческой деятельности [23]
Следовательно, эффективная организация коммерческой деятельности предприятий, направлена, с одной стороны, на минимизацию издержек по приобретению производственных ресурсов и снижению внепроизводственных затрат и, с другой стороны, реализацию продукции по более высоким ценам, что обеспечивает не только получение ими прибыли, но и обеспечит её максимизацию во времени.
Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Возросла роль коммерческих служб предприятий, на деятельность которых в настоящее время оказывают влияние различные факторы. Одним из факторов, определяющих успешное функционирование предприятия в условиях постоянно меняющейся рыночной среды, выступает:
- анализ коммерческой деятельности, систематическое проведение которого способствует осуществлению быстрой, качественной и профессиональной оценке результативности коммерческой работы предприятия;
- точному и своевременному выявлению и учету факторов, влияющих на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров;
- выбору оптимальных путей решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Коммерческая деятельность торговых предприятий представляет зону пристального внимания со стороны руководства и специалистов в области маркетинга и коммерции. Организация коммерческих процессов, их оптимизация требуют системного и комплексного анализа отдельных показателей и результатов деятельности, принятия опережающих управленческих решений. Мониторинг всей совокупности коммерческих процессов и операций торгового предприятия создает условия для повышения эффективности коммерческой деятельности.
Изменения в содержании коммерческих процессов происходят крайне редко, поскольку требуют сбора дополнительных данных, проведения детализированного анализа и оценки системы показателей, распределенных по отдельным процессам.
В таблице 2 представлены укрупненные коммерческие процессы торговых предприятий, указаны фактически оцениваемые на предприятии показатели и рекомендованный перечень с направлениями оптимизации отдельных параметров и процессов.
Таблица 2
Направления совершенствования методов оценки коммерческих
процессов торгового предприятия
Коммерческие |
Показатели оценки |
Рекомендованные к оценке показатели |
Направления оптимизации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Изучение и прогнозирование покупательского спроса |
Изучение неудовлетворенного спроса (информация продавцов-консультантов) |
- оценка потенциального покупательского спроса; - сегментирование рынка; - исследование поведения и предпочтений отдельных групп потребителей |
- детализация знаний о потребительских группах; - планирование продаж на основе прогноза спроса |
2. Формирование и управление ассортиментом товаров |
- объем продаж; - структура товарооборота; - коэффициент устойчивости ассортимента; - размер и структура товарных запасов |
- анализ показателей продаж, запасов и пр. в динамике; - товарооборачиваемость в целом по предприятию и по отдельным товарным группам |
- оптимизация структуры товарооборота с помощью оценки точки безубыточности; - оптимизация товарных запасов |
3. Развитие |
- заключенные договора с поставщиками; - рекламации, нарушения, судебные разбирательства; - длительность хозяйственных связей |
- поиск новых поставщиков товаров; - равномерность поступления товаров на предприятие; - возможность гибкого реагирования на изменения в заказе торгового предприятия |
- предпочтение поставщиков из своего региона; - экономическое обоснование выбора поставщика; - оптимизация графика завоза товаров на предприятие |
4. Организация продажи товаров |
- метод продажи; - основные услуги потребителям |
- возможность изменения метода продажи; - расширение списка оказываемых предприятием услуг потребителям; - частота совместных покупок; - АВС-анализ |
- совершенствование организации продаж товаров; - рациональная планировка, размещение товарных групп на площади торгового зала; - расширение спектра предлагаемых предприятием услуг |
5. Информационно-рекламное сопровождение |
- внутримагазинная информация |
- возможность применения элементов продвижения товаров (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда); - квалификация продавцов |
- экономическое обоснование применения отдельных элементов продвижения товаров; - оценка эффективности личной продажи |
6. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия |
основные экономические показатели (бухгалтерская отчетность предприятия) |
- динамика показателей; - влияние отдельных показателей на прибыль; - эффективность коммерческих процессов предприятия |
- определение «узких» мест предприятия; - оптимизация коммерческих процессов |
Повышение эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия и оптимизация коммерческих процессов возможна при рассмотрении данных аспектов как одного из элементов системы.
Система оценки эффективности коммерческой деятельности и коммерческих процессов торгового предприятия приведена на рисунке 4.
Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия
Повышение эффективности
коммерческой деятельности
Оптимизация коммерческих процессов и операций
Оценка эффективности коммерческих процессов торгового предприятия
Рис. 4 – Система оценки эффективности коммерческой деятельности и коммерческих процессов торгового предприятия [22]
При проведении мероприятий по оптимизации коммерческих процессов торгового предприятия необходимо учитывать не только собственные усилия сотрудников предприятия, но и факторы внешней среды. Система оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия и оптимизации коммерческих процессов является авторской разработкой Т.Н. Макаровой [22].
Результаты предпринимательской деятельности и эффективность коммерческих процессов предприятия находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Однако сравнение фактических критериев оценки эффективности коммерческих процессов предприятия с возможными и/или рекомендуемыми параметрами дает четкое представление о слабой работе специалистов коммерческого отдела в этом направлении.
Расширение аналитики коммерческих процессов укажет на возможные направления их оптимизации.
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее. Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей.
Полный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет выявлять результаты эффективности торговой деятельности предприятия, а также возможности для развития предприятия. Такой анализ проводится путем использования системы различных показателей и коэффициентов, наиболее полно отражающих состояние и перспективы дальнейшего развития предприятия.
По мнению авторов, анализ и оценку результативности деятельности организации необходимо проводить в несколько этапов (рисунок 5).
Анализ динамики показателей, характеризующих результат как по текущей, так и в целом по всем видам деятельности организации, и оценка их динамической соподчиненности
Оценка преобладания интенсивных и экстенсивных факторов в динамике результатов как по текущей, так и в целом по всем видам деятельности организации
Выявление соблюдения рекомендуемых нормативных динамических зависимостей между показателями, характеризующими результат, и потребленными и примененными ресурсами и активами организации
Оценка и анализ динамики показателей, характеризующих результативность как текущей, так и в целом по всем видам деятельности организации, и оценка их динамической соподчиненности
Оценка и анализ влияния факторов на динамику результативности деятельности организации и выявление направлений ее повышения
Рис. 5 – Этапы оценки и анализа результативности деятельности
коммерческой организации [26, с.215]
В целях повышения эффективности коммерческой деятельности необходимо проводить мероприятия по совершенствованию управления основными ключевыми показателями предприятия, а также разрабатывать конкурентоспособную стратегию предприятия. Так, к ключевым показателям деятельности предприятия можно отнести: товарооборот; прибыль от продаж; рентабельность продаж; чистую прибыль; коэффициент автономии; оборачиваемость активов; положительный чистый денежный поток.
Важнейшим показателем работы торгового (коммерческого) предприятия является товарооборот. К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:
а) объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
б) ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров в стоимостном и относительном выражении (проценты);
в) прирост товарооборота характеризует изменение как валового товарооборота, так и по отдельным видам и формам;
г) однодневный объем товарооборота;
д) объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
е) объем товарооборота на один квадратный метр общей площади, в том числе торговой площади; время обращения товаров (дни оборота);
ж) скорость товарооборота (число оборотов) [12, с. 153].
Еще одним значимым показателем является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия.
Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и её уровень.
Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций – один из показателей эффективности их деятельности.
Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту (выручке). Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности торговой или коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота.
В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения):
Рз= (П / З) ⋅ 100 %, (1)
где РИО – рентабельность затрат (или рентабельность продукции);
П – прибыль торгового предприятия за определенный период (в сумме);
З –затраты торгового предприятия (в сумме).
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.
К другим показателям эффективности этой группы можно отнести: отношение прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие (рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность основной деятельности). Методики расчета данных показателей отражены в трудах многих авторов, занимающихся теорией и методологией экономического анализа [4, 5, 7, 10, 11, 15].
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности).
Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.
Товарооборачиваемость – это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.
Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путём деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле:
О = Зс / Тс/д , (2)
где О – товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота);
Зс – средний запас товаров за определенный период;
Тс/д – среднедневной товарооборот за тот же период.
Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитывается по следующим формулам:
К = П / Зс (3)
К = Ч / О, (4)
где К – количество оборотов товарной массы за отчетный период, об.;
П – объём продажи товаров за тот же период;
Зс – средний запас товаров за указанный период;
Ч – число дней в отчетном периоде;
О – товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота).
Рассчитанная товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее время, в течение которого товары находились в данной организации с момента получения их от поставщика до момента их продажи.
Вспомогательными показателями скорости обращения товаров являются такие показатели, как розничный товарооборот на один квадратный метр торговой площади, оптово-складской оборот на 1 м2 (1 м3) складской площади, имеющие органическую связь со скоростью обращения товаров и эффективностью использования основных средств торговой организации.
Эффективность коммерческой деятельности предприятия может быть достигнута только в том случае, когда предприятие ориентировано на повышение прибыли и рентабельность своей деятельности.
Для успешного функционирования торгового предприятия при постоянно изменяющейся рыночной среде необходимо систематически проводить комплексный анализ его коммерческой деятельности. Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения деятельности предприятия и определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Любое коммерческое предприятие является сложной системой,
взаимодействующей с рыночной средой, поэтому для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей. Эффективность любой коммерческой деятельности характеризуется результативностью коммерческих операций и определяется как сумма доходов или прибыли, которые соотносятся с объемом привлеченных ресурсов либо затрат. Так как конечным результатом деятельности торгового предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг, то эффективность коммерческой деятельности предприятия выражается отношением стоимости реализованных товаров или услуг к реальным издержкам обращения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 14.04.2023) [Электронный ресурс] – Режим доступа: КонсультантПлюс https://consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ _5142 (дата обращения 14.05.2023г.)
Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2» от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (в ред. от 29.05.2023) [Электронный ресурс] – Режим доступа: КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165 (дата обращения 20.05.2023г.)
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ (в ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819 (дата обращения 29.05.2023г.)
Алклычев А.М. Экономика торговли: учеб. пособие – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2019. – 160 с.
Анализ финансовой отчетности: учебник/ под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник/ Л.В. Андреева. – М.: КНОРУС, 2018 – 279 с.
Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М., 2018. – 315 с.
Богданова Ю. Н. Организация коммерческой деятельности предприятия: учеб. пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2017 – 138 с.
Болт Г.Д. Практическое руководство по управлению сбытом. – М.: Юнити, 2018. – 364с.
Борисов Е.Ф. Коммерческая деятельность: учебник для студентов вузов по направлению и спец. «Экономика в торговле». – М.: Юристъ, 2019.-568 с.
Бочаров В.В. Организация коммерческой деятельности. – С.-П.: Питер, 2019. – 408 с.
Брежнева В.М. Коммерческая деятельность: учебное пособие. Курский филиал Белгородского университета кооперации, экономики и права. - Курск: ИП Бескровный А.В. , 2019 - 157 с.
Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник/ Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 350 с.
Вылгина Ю.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие/ Ю. В. Вылгина. – Иваново, ИГЭУ, 2019 – 100 с.
Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (для бакалавров) / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотова. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
Дейян А., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи – М.: Прогресс, 2019. – 189 с.
Егорова М.А. Коммерческое право: учебник / М.А. Егорова. –М.: «РАНХиГС при Президенте РФ», «Статут», 2017 –640 с.
Иванов И.В., Баранов В.В. Коммерческая деятельность. Стоимостной подход. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. — 504 с.
Коммерческая деятельность: учеб. пособие для бакалавров всех форм обучения направления 38.03.06 «Торговое дело», 38.03.02 «Менеджмент». Часть 2 / сост. Е. В. Неверова, М. С. Порт. – Хабаровск : РИЦ ХГУЭП, 2020. – 92 с.
Крутякова Т.Л. Коммерческая деятельность. – М.: АйСи Групп, 2019. — 224 с.
Кузнецов С.А. Коммерческая деятельность предприятия// Матрица научного познания. 2019. № 5. С. 126-136.
Макарова Т.Н. Методика оптимизации коммерческих процессов розничных торговых предприятий// Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 2 (48). С. 171-176.
Овсянникова А.А., Краснов А.П. Коммерческая деятельность: понятие, сущность, функции// Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50364331_41960275.pdf
Политов А.Н., Марченкова Л.М.Коммерческая деятельность предприятия торговли: сущность и основные направления// Экономическая среда. 2019. № 4 (30). С. 100-104.
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник/ Ф.П.Половцева.– М.: «ИНФРА-М», 2018 – 248 с.
Прудникова Л.В., Жиганова Т.В. Методические аспекты анализа и оценки результативности деятельности коммерческой организации// Вестник Витебского государственного технологического университета. 2020. № 1 (38). С. 213-230.
Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия/А.Н. Соломатин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 541с.
Строков В.А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя. – М.: Хорс, 2018. – 329 с.
Тютюшкина Г.С. Основы коммерческой деятельности/ Г.С. Тютюшкина. – Ульяновск : УлГТУ, 2018 – 112 с.
Юдина Д.А. Коммерческая деятельность в торговом предприятии// В сборнике: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ПРАВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 66-69.