АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Попов В.Н. 1, Долгушина Н.А. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития является важной задачей, которая помогает им успешно взаимодействовать с окружающим миром и общаться с другими людьми.

Использование технологий в обучении общению играет значительную роль в этом процессе. Современные технологии предлагают широкий спектр интерактивных программ, приложений и игр, которые могут помочь детям с задержкой психического развития развивать коммуникативные навыки.
Одним из важных аспектов использования технологий в обучении общению является возможность индивидуализации процесса обучения. Программы и приложения могут быть адаптированы под нужды каждого ребенка, учитывая его уровень развития и особенности коммуникативных способностей. Такие программы могут предлагать различные уровни сложности, подходящие для разных стадий развития ребенка.
Другим важным аспектом использования технологий является их интерактивность. Многие программы предлагают возможность коммуникации с помощью голосового или письменного ввода, а также использование символов и изображений для выражения мыслей и эмоций. Такие возможности могут существенно облегчить процесс обучения общению для детей с задержкой психического развития, которым может быть сложно выражать свои мысли словами.

Технологии также позволяют создавать интерактивные среды, в которых дети могут практиковать свои коммуникативные навыки в реальных ситуациях. Например, с помощью виртуальных симуляций дети могут тренировать общение в магазине, на улице или в школе. Это помогает им освоить социальные навыки и научиться эффективно взаимодействовать с окружающими.
Однако, необходимо помнить, что технологии не могут полностью заменить межличностное общение и взаимодействие с реальными людьми. Поэтому важно использовать технологии как одно из средств обучения общению, а не единственное. Регулярное участие в коммуникативных играх с другими детьми и взрослыми, а также общение в реальных ситуациях важно для развития навыков общения у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, использование технологий в обучении общению является важным средством развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Однако, необходимо использовать технологии в сочетании с другими методами и формами обучения, чтобы обеспечить полноценное и эффективное развитие коммуникативных навыков у детей [1, с. 18].

Одно из самых привлекательных занятий для детей – это игра. В игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

      Игры вырабатывают у детей понятие сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

     Детские игры во всем их многообразии предоставляют ребёнку возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

      Поэтому, решая проблему коррекции коммуникативной и эмоциональной сферы у дошкольников и учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

     В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.

      Задача педагога – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь проявляется ценность выводов, сделанных самими детьми. 

    Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается [2, с. 4].

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт детей между собой и взрослого с ребенком. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игры. Ребенок запоминает эти правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Сюжетно-ролевые игрыпедагог организует с детьми раннего возраста, концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Соберём куклу на прогулку», «Полечим собачке лапку» и т.д.). В сюжетно-ролевых играх ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.) [3, с. 3].

       Воспитатель должен стимулировать появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрировать и поощрять игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживать самостоятельность детей в подборе игрушек.

    Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

     Ребёнок, беря на себя роль в игре, передаёт характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

    Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

     Уровень диалогического общения можно выявит на примере наблюдения игры.

Наблюдения проводится за специально организованной игровой деятельностью детей (игры парами).

Оценка проводится по следующим параметрам:

  • содержание (ориентировка на взрослого; на ребенка-партнера);

  • диалогические отношения (инициативность высказываний; активная ответная позиция);

  • средства общения (единичное высказывание; два взаимосвязанных высказывания двух партнеров; три взаимосвязанных высказывания двух партнеров);

  • коммуникативно-семантический тип высказывания (вопрос, комментарий, обсуждение, побуждение);

  • способы общения (адресность, аргументированность, доброжелательность).

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и другие [4, с. 25].

Народные игры используют различные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Дети с задержкой психического развития могут иметь трудности с мышлением и логическим анализом. Однако, использование игр и творческих занятий может быть полезным для развития этих навыков у таких детей. Перечислим несколько способов, как это можно сделать.
Игры на развитие логики: можно использовать различные настольные игры, головоломки и игры на развитие логического мышления, такие как шашки, шахматы, головоломки с пазлами или лабиринтами. Эти игры помогают развить у детей навыки планирования, анализа и принятия решений.
Творческие задания: детям с задержкой психического развития может быть сложно выразить свои мысли и идеи. Творческие занятия, такие как рисование, лепка из глины и конструирование, помогут детям развить свое воображение и способность выражать свои мысли через творческую деятельность. Это также может способствовать развитию мелкой моторики и координации движений.

Процесс развития творчества должен проходить в форме обучения, которая ориентирована на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются навыки, гибкие умения, развивающие способности, которые позволяют ребенку реализовать какой-либо замысел. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также уделять внимание и темпераменту, и характеру, и особенностям психических процессов, и настроению ребенка.

В работе по развитию творческого потенциала у детей с задержкой психического развития применяются следующие приемы и методы: использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров для развития эстетического восприятия; сенсорное обследование предметов для обогащения сенсорного опыта ребенка; «вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для включения слухового, зрительного, тактильного анализаторов; создание вариативных ситуаций для предоставления возможности самостоятельного выбора и развития креативного мышления; игровые приемы, как наиболее приемлемые и интересные для детей дошкольного возраста; вопросы, объяснение задания, ориентирование на творчество, применение опорных элементов (тема, идея), организующих работу воображения; рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка.

Использование загадок и головоломок помогает развить логическое мышление и способность к абстрактному мышлению, а также улучшает внимание и концентрацию. Дети могут решать простые загадки, судоку, кроссворды и другие головоломки подходящего уровня сложности. 

В настоящее время существует множество программ и приложений, специально разработанных для развития мышления и логического анализа у детей с задержкой психического развития. Эти программы включают в себя различные интерактивные игры и задания.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может нуждаться в индивидуальном подходе к развитию своих навыков мышления и логического анализа. Поэтому рекомендуется консультироваться с педагогом или специалистом, работающим с детьми с задержкой психического развития, чтобы определить наиболее эффективные методы и инструменты для каждого конкретного случая [5, с. 23].

Список использованной литературы:

  1.  Адилова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. 1988. №4. С. 18-21.

  2. Белопольская Н. Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1975. 432 с.

  3. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть I. М.: Генезис, 2001. 160 с.

  4. Екжанова Е. А, Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. № 6. С. 25-34.

  5. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии. М.: Полиграф сервис, 2002. 128 с.

Просмотров работы: 83