Если рассматривать развитие физической культуры и спорта в России и странах зарубежных, то можно сделать вывод, что раньше, при первобытно-общинном строе, когда упражнения только начинали зарождаться, понятия «спорт» вообще не существовало. Лишь в бытовой и военной деятельности отражалось то, что сейчас принято называть спортивными видами деятельности.
История физической культуры и спорта подвергалась эволюционированию с глубокой древности и по сей день продолжает развиваться, меняться. Спортивной науке в настоящее время уделяется особое внимание и закономерности возникновения и развития физической культуры на разных этапах существования человечества являются предметом ее изучения [3].
Система физического воспитания в 4-6 веках лишь начинает складываться. Наблюдать то, что сейчас называют «физические упражнения», возможно было в обрядах, танцах, различных магических церемониях. Борьба, езда на лошадях, стрельба и кулачные бои являлись элементами физического воспитания людей. Массаж и лечебная физкультура появились от знахарей, которые жили в деревнях [2].
В глубокой древности в государстве очень популярны были рыцарские бои, проводимы с целью выявления лидера, которые считались лишь играми, которые отвергала церковь.
В мире существует не один вид деятельности и физическая культура отличается от них тем, что направлена именно на развитие наших двигательных умений и навыков. Ее целью принято считать положительное влияние на наше здоровье и функционирование организма. Даже нашим предкам было известно, что они развиваются физически, начинают лучше воевать только тогда, когда находятся в постоянном совершенствовании своих двигательных возможностей. Размышляя над этим, они положили начало формированию физической культуры [2].
На рубеже 17-18 веков, во время проведения реформ, русская армия подвергалась возникновению системы военно-физической подготовки, в результате чего сила духа и физические качества солдат повышались. Реформы 17-18 веков также коснулись и физического воспитания, что отразилось на армии, где была создана система военно-физической подготовки, которая была направлена на развитие у солдат физических качеств и воспитании силы духа. В развитии системы физической подготовки в России большой вклад внесли Петр 1, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, Петр Иванович Багратион.
Активно стало использоваться древнелатинское слово «диспортаре», что в переводе означает развлекаться и дает шанс рождению понятия «спорт». В России данный термин был впервые упомянут в 1851 году. В газете «Северная пчела». Булгарин Ф.В. отмечал, что под спортом подразумеваются забавы или гимнастические упражнения. К этому же понятию он относит, как известно, конный спорт, охоту, рыбную ловлю и мореплавание [3].
Результатом большого интереса ученых, врачей к физическим упражнениям, здоровью, его профилактике становится выделение физической культуры как отрасли науки во второй половине 19 века. На этом фоне уже в конце 19 века считают необходимостью научно обосновать физическое воспитание в армиях, школах, гимназиях, лицеях и в целом в любых учебных заведениях. Николай Иванович Пирогов с точки зрения научного деятеля внес в этот вопрос вклад, который не остался незамеченным.
Конечно в дворянских учебных заведения, по сравнению с обычными школами, наиболее лучше было поставлено физическое воспитание. Здесь на учеников действительно возлагались большие надежды и уделялось наибольшее внимание. В дворянских лицеях наиболее распространенными видами спорта являлись фехтование и гимнастика, где преподавали специально и профессионально обученные люди.
Первую систему физического воспитания создал Петра Францевич Лесгафт, а также большой вклад в развитие спорта внесли Сеченов И.М., Павлов И.П. В результате их идей и высказываний были сформулированы цели, задачи и принципы физического воспитания [4].
На рубеже 20 веков русский генерал входит в состав олимпийского международного комитета, что позволяет нам принимать участие в олимпийских играх и является началом развития конькобежного спорта, тяжелой и легкой атлетики, а также стрельбы и футбола [1].
По началу олимпийский спорт в России не получил широкого распространения. Российские спортсмены не принимали участия в первых трех проходящих олимпиадах, но потом они выходят неофициально на арену. Вскоре мы стали официальными участниками проходящих олимпийских соревнований, где наши спортсмены показывают неплохие результаты.
Олимпийские игры продолжаются, физическому воспитанию в России отводится все больше внимания, спортсмены чуть ли не ежедневно посещают тренировки и все это находит свои плоды в результатах. Ведь с каждым разом проведения игр, медалей становится все больше.
Впервые за всю свою историю Россия в 2014 году провела зимнюю Олимпиаду в Сочи, на которой выдающихся результатов достигли спортсмены российской сборной и завоевали 13 золотых медалей, 11 серебряных и 9 бронзовых.
Таким образом, можно сделать вывод, что, прослеживая закономерности развития физической культуры, мы видим ее существенную роль на всех этапах существования человечества. Благодаря спорту, постоянному развитию физических упражнений меняется в целом общественная жизнь. Также следует отметить нестабильность эволюции физической культуры, так как на нее оказывают влияние материальные условия, особенности наций и географические условия.
Мир на современном этапе развития человечества невозможно представить без занятий спортом. Люди из разных точек мира посещают спортзалы, фитнес клубы, горнолыжные курорты, занимаются на спортплощадках даже в районе пляжа. Большинство стараются прийти к идеальным формам. Физическая культура становится неотъемлемой частью жизни как взрослых людей, так и малышей, которых с самого раннего детства отдают в такие секции как: танцы, борьба, акробатика, чирлидинг, футбол и другие. В дошкольных образовательных организациях, школах, колледжах и университетах проводятся физкультурные занятия.
В современной педагогике можно выделить задачи физического воспитания, такие как оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи направлены на гармоничное психофизическое здоровье (поддержание бодрого и жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов), охрану и укрепление здоровья, повышение работоспособности организма, приобщение к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи направлены на развитие двигательных умений и навыков, психофизических качеств (ловкости, выносливости, быстроты, силы). В этом же блоке задач уделяется внимание развитию координации движений, равновесию, умению ориентироваться в пространстве. Здесь формируются способности к навыку самоконтроля за качеством выполняемых движений, знания о видах спорта и собственном теле, об оздоровительном воздействии физических упражнений на организм. Усвоение спортивной терминологии, формирование основ физической культуры, последовательное обучение движениям и двигательным действия – все это образовательные задачи физического воспитания.
Задачи, направленные на воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, положительных нравственно-волевых качеств, на бережное отношение к спортивному инвентарю, называются воспитательными.
Изучая физическую культуру и спорт ушедших поколений, история устанавливает этапы и закономерности их развития, место и роль в социально-экономической и культурной жизни нашего государства. Анализ накопленного человеческого общества позволяет дать объективную оценку современной практике физической культуре и спорта и, по возможности, определить тенденции, перспективы их развития в будущем.
Список литературы:
Воронцов, О.В. Первая российская олимпиада [Текст]: учебное пособие / О.В. Воронцов. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 128 с.
Мельникова, Н.Ю. История физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Мельникова. – М.: Советский спорт, 2013. – 392 с.
Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие / Е.М. Нахаева, Н.В. Минина – М.: Республиканский институт профессионального образования, 2022. – 203 с.