В последние годы возрос интерес путешественников к жизни народов России, их культуре, быту, творчеству, искусству. Туристы с удовольствие посещают не только крупные культурно-исторические центры России, но и места проживания небольших этносов. На пути ознакомления с ними особую роль приобретают этнографические музеи-заповедники. Познакомимся с одним из них и рассмотрим его туристский потенциал, делающий этот архитектурно-этнографический музей-заповедник привлекательным для туристов. Архитектурно-этнографический музей-заповедник представляет традиционную культуру этносов или этнических групп, проживающих в пределах определенного ареала. Он является сложным социо-культурным и хозяйственным организмом, развитие которого обусловлено множеством взаимосвязанных факторов.
Муниципальное автономное учреждение культуры «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щёлоковский хутор», включает памятники деревянного зодчества - уникальные образцы русской архитектурно-строительной культуры конца XVII - начала ХХ вв. Территория музея составляет 35,9 га и представляет собой участок леса 1 категории (памятник природы регионального значения), разделенный двумя глубокими оврагами на три неравных части [1].
Музей был создан 1 января 2014 года на основе имущества Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (филиал ГБУК НО Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника), открытого 3 июня 1973 года. Решение о создании музея было принято 19 декабря 1958 года (распоряжение Совета Министров РСФСР). Цель деятельности музея была определена как сохранение, изучение и пропаганда разнообразных проявлений культурного наследия народа на базе движимых и недвижимых памятников народной культуры.
В 1959 году был разработан эскиз генерального плана музея архитектором – реставратором С.Л.Агафоновым и искусствоведом М.П.Званцевым, но дальнейшие работы по созданию музея были приостановлены на 10 лет. По решению облисполкома г. Горького в 1968 году музею было отведено 38 га земли в черте города.
Концепция музея предполагала очередность освоения выделенной для музея территории, т.к. создание музеев подобного типа требует значительных интеллектуальных и материальных затрат. В окончательном варианте генеральная планировка была разработана архитектором Ю.Г.Самойловым в 1969 году. Основное внимание при этом уделялось народной архитектуре Нижегородского края, спасению выдающихся памятников народного зодчества.
Щелоковский хутор – одно из самых уникальных исторических мест Нижнего Новгорода. Его история тесно связана с формированием и развитием города, и его важное значение нельзя недооценивать. Он был основан в начале XVII века и долгое время оставался небольшим поселением, служащим в основном центром сельского хозяйства и ремесленников. Однако, со временем, с ростом влияния Нижнего Новгорода, хутор приобретает все большее значение. Он становится своеобразным «дворцом» для богатых купцов и их семей, которые стремились вести более комфортный образ жизни вдали от шумного и тесного города.
Одной из наиболее интересных исторических фигур, связанных с Щелоковским хутором, была семья троицких купцов. Именно они внесли значительный вклад в развитие этого уникального места: они строили дома в стиле классицизма и барокко, озеленяли участки и создавали уникальные сады, о которых говорили не только в России, но и за ее пределами. Хутор славится не только своими архитектурными и историческими памятниками, но и красивой природой вокруг него. Величественные дубы и липы, красивые полевые цветы и пахучие травы создают великолепные пейзажи, на которых можно насладиться в любую погоду. В Щелоковском хуторе можно увидеть редкие образцы деревянной архитектуры, которые сохранились до наших дней. Одиночные срубы, являющиеся отличительными чертами этой местности, наполняют воздух атмосферой истории и позволяют почувствовать себя в сказочном мире.
Сейчас архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щёлоковский хутор» (до 2014 года – Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья в составе Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника) – музей в Нижнем Новгороде, расположенный в Советском районе, на 36 гектарах территории лесопарка «Щёлоковский хутор». Первоначально хутор назывался Махотинским по имени его основателя – нижегородского полицмейстера А. Е. Махотина, ветерана Отечественной войны 1812 г. Основан в 50-х годах XIX века. В 1870-е гг. хутор выкупил один из бакалейщиков Щёлоковых. Под фамилией купца-чаеторговца он и увековечен в топонимике города [3]. Краевед Д.Н. Смирнов приводит другое объяснение: хутор принадлежал толстовской колонии, во главе которой был статистик уездного земства Д.Ф. Щёлок. По его фамилии и назвали хутор.
В настоящее время на территории музея располагается 16 объектов, представляющих интерес для туристов:
1) Изба Обухова, д. Ульянково, Городецкий район, середина XIX в. представляет собой тип «избы связью» на невысоком подклете. Она состоит из зимней избы, выходящей на улицу, сеней и горницы. Фасад богато украшен барельефной резьбой в виде пышных растительных завитков и розеток-цветов.
2) Изба Салтыкова, д. Кошелево, Ковернинский район (конец XVIII-начало XIX вв.). Это одно из наиболее старых сохранившихся в области сооружений с безгвоздевой самцовой кровлей.
3) Дом Пашковой, д. Перелаз, Семёновский район (середина XIX в.) – высокий рубленный дом на высоком подклете. Внутри избы и горницы хорошо сохранились подлинные интерьеры сер. XIX в.
4) Дом Павловой, д. Раково, Ковернинский район (середина XIX в.). Большой двухэтажный дом принадлежал крестьянину-предпринимателю.
5) Дом титулярной советницы А. А. Клочковой построен в 1837-1838 гг. по проекту первого нижегородского городского архитектора Георга Кизеветтера. Он находился в центре города, на улице Варварской (дом № 27). В 2007 году был разобран и перенесён в музей, а на его месте было построено новое здание.
6) Мельница-столбовка ранее находилась в д. Петухово Городецкого района (конец XIXв.). Отреставрирована в 2022 году.
7) Мельница водяная из д. Рябиновки Ковернинского района (конец XIX в.)
8) Колодец со ступальным колесом из г. Городца (конец XIX в.)
9) Ямный овин из д. Михайлово Уренского района (конец XIX в.) был предназначен для просушки снопов дымом перед ручной молотьбой.
10) Верховой овин из д. Шашки Семёновского района (конец XIX в.) представляет собой двухэтажный сруб с двускатной крышей «на курицах» с прирубленным сбоку пеледом для входа в подовин – помещение для очага, с верхним ярусом – садилом и окном для подачи снопов.
11) Амбар А. У. Коневой из д. Малая Дуброва Семёновского района (вторая половина XIX в.). В нем сохранилось внутреннее оборудование – сусеки.
12) Амбар из с. Пятницкого Семёновского района (конец XIX в.)
13) Амбар Грошевой из д. Малая Дуброва Семёновского района (конец XIX в.). Амбары предназначались для хранения зерна. Они имеют выступ-повал на главном входе и предмостье-площадку.
14) Покровская церковь, построенная в с. Старые Ключищи Кстовского района в 1731 г.
15) Покровская церковь из с. Зелёное Городецкого района, выстроенная в 1672 г. [3]
16) Баня Сутягиной (конец XIX века) была перевезена из деревни Яндовы Семёновского района в 1992 году [1].
Дом Обуховой, середина XIX века. Перевезен из деревни Ульянково Городецкого района в 1969 году. Представляет собой трехчастную избу «в одну связь» на невысоком подклете и состоит из зимней избы, сеней и горницы. Фасад украшен по карнизу глухой барельефной резьбой. Наряду с традиционными деталями конца ХVIII- начала XIX века – резными досками-причелинами с «полотенцем» на концах, дом имеет наличники, крыльцо на боковом фасаде, карниз из подшивных досок, растительный орнамент, характерные для народного зодчества середины XIX века. Одноэтажный двор с двухскатным покрытием примыкает длинной стороной к избе сбоку. Это одна из характерных взаимосвязей дома с двором -двухрядная связь или «мокрый двор». В интерьере дома – встроенная мебель, украшенная резьбой. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Дом Салтыкова, конец XVIII века. Перевезён из деревни Кошелево Ковернинского района в 1972 году. Наиболее ранний образец деревянных жилых строений в Нижегородской области. Представляет собой тип «изба связью». Рублен из толстых брёвен с остатком. Брёвна треугольного «самца» снаружи отёсаны. Дом перекрыт двускатной крышей, имеющей конструкцию на «курицах». Торцы несущих тесовую кровлю слег далеко вынесены вперёд и прикрывают причелины с плоскорельефной резьбой в виде полотенец на концах. По фасаду – одно «красное» и два волоковых окна. Объект культурного наследия регионального значения. Утрачен в результате пожара в 1998 году [1].
Дом Пашковой, 1-я половина XIX века. Перевезен из села Перелаз Семеновского района в 1978 году. Высокий, рубленный из толстых бревен дом, покрытый двускатной кровлей на «курицах», представляет собой лишь часть комплекса из двух изб (летней и зимней) и крытого двора между ними. Дом состоит из жилого помещения с русской печью, горницы с кладовой и обширных сеней. Причелины, полотенца и наличники «красных» окон украшены неглубокой резьбой, орнаментированы накладными розетками и ромбами, на филенчатых ставнях резные узоры. В избе, горнице, сенях подлинные интерьеры XIX века, в экспозициях которых представлены кованые изделия, изготовленные хозяином дома – кузнецом. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Дом Павловой, середина XIX века. Перевезен из деревни Раково Ковернинского района в 1982-1984 годах. Большой двухэтажный дом со сложной планировкой. Относится к так называемым "избам с горницей на вереях", у которых над воротами и подворотней, ведущей в крытый двор, устраивались жилые помещения. В двух этажах постройки располагаются четыре жилых помещения с русскими печами, несколько сеней с лестницами и кладовками, мастерская, горница и моленная. Наличники второго этажа, вереи ворот и калиток, карнизы покрывает богатая барельефная резьба. Особенно сложный и изысканный узор в виде местного варианта волнообразного побега с листьями, завитками, львами, фараонками располагается на фризовой доске и подбое карниза. Крупное сооружение (17 на 23 м в плане) включает в себя бревенчатый хозяйственный двор с сеновалом на втором этаже. В доме проживали два брата с семьями, сохранились подлинные интерьеры. Объект культурного наследия регионального значения [1].
В начале XIX века улица Варварская в районе срытого крепостного вала Большого острога оканчивалась заставой (это место отмечено сохранившейся до наших дней Варварской часовней). В дальнейшем ул. Варварская была продолжена до. пл. Свободы (ранее пл. Острожной), а свободный земельный участок был отдан под застройку титулярной советнице А.А.Клочковой.
Дом А. А. Клочковой был построен в 1837 - 1838 гг. по проекту городского нижегородского архитектора Г. И. Кизеветтера, который был утверждён самим императором Николаем I. Император был неплохим архитектором и внес существенный вклад в улучшение архитектурного облика Нижнего Новгорода. Дом деревянный, одноэтажный с мезонином, обшит тёсом, на каменном оштукатуренном цоколе и является примером частного жилого дома, построенного на основе образцовых классицистических проектов XIX века. В 1884 году классицистическое убранство фасадов было заменено на эклектичный декор. В 1999 г. дом № 27 был включен в список объектов культурного значения Нижегородской области.
Но ул. Варварская развивалась и застраивалась новыми, многоэтажными домами, а дом Клочковой не вписывался в современную застройку. Поэтому в 2007 г. он был перенесен на Щёлоковский хутор - в Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья [2].
Мельница толчея-столбовка, конец ХIХ века. Перевезена из деревни Петухово Городецкого района в 1970 году. Ветряная мельница-толчея относится к наиболее архаичному типу мельниц-столбовок. Сооружение состоит из ряжевой конструкции вокруг осевого столба, вкопанного в землю, и высокого, с перекрытиями в три яруса мельничного амбара, внутри которого установлен механизм толчеи. Весь объём мельницы, установленный на опорную конструкцию в виде рамы, вращается вокруг мощного вертикального столба. В нижнем ярусе мельничного амбара находятся 4 ступы и 4 песта. Ступы выдолблены в толстом бревне. Мельница предназначалась для дробления зерна в крупу. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Водяная мельница, конец XIX века. Перевезена из деревни Рябиновка Ковернинского района в 1971 году. Стояла на реке Белбеж. Мельница с комплексом гидротехнических сооружений - земляной плотиной, водосливом из бревенчатых венцов-ряжей, мостом и водопроводящим лотком, подающим воду на водяное колесо подливного типа с корытообразными лопастями. Внутри размещаются механизмы мельницы с жерновами и толчеи с пестами и ступами, снаружи мельницы работал станок для изготовления дранки. Мельница на один постав (так называется пара мельничных жерновов или вальцов, один из которых неподвижен, а другой вращается на нем, размалывая зерно). Объект культурного наследия регионального значения [1].
Колодец со ступальным колесом, конец XIX века. Перевезен из города Городца в 1974 году. Колодец характерен для возвышенных мест Нижегородской области. Состоит из двускатного навеса на четырех столбах и механизма подъема воды, который представляет собой вал диаметром 38 см, врубленный в поперечное бревно, укрепленное на трех боковых столбах. В другой конец вала врублены спицы огромного колеса. Во время хождения по колесу намотанная на вал цепь с бадьей опускалась в колодец, бадья наполнялась водой, и женщина, шагая ногами по ступенькам колеса, «выступала» (поднимала) бадью. Объект культурного наследия регионального значения. Реставрационные работы выполнены ООО «Партнер-Строй» в 2014 году [1].
Овин ямный, XIX век. Перевезен из деревни Михайлово Уренского района в 1974 году. Ямный овин представляет собой квадратный сруб с двускатной самцовой крышей на «курицах». Овин имеет два яруса: подземный ямник или подовин, где расположен был очаг, и надземное помещение – садило, куда на специальные жерди (колосники) укладывались снопы для просушки. Тепло в верхний ярус (садило) поступало через пазы, расположенные с трех сторон межъярусного перекрытия. В подовин спускались по лестнице через дверной проем на заднем фасаде. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Верховой овин, конец XIX века. Перевезен из деревни Шашки Семеновского района в 1972 году. Овины использовались для подсушивания снопов зерновых перед обмолотом. Верховой овин имеет основной двухэтажный объем с двускатной самцовой крышей на «курицах», сбоку прирублен одноярусный объем (пелед) с дверным проемом. В первом ярусе (подовин) располагалось помещение для очага или печки-каменки. Тепло в верхний ярус (садило) поступало через пазы, расположенные с трех сторон межъярусного перекрытия. На верхнем ярусе на специальные жерди (колосники) укладывались для просушки снопы, которые подавались через окно. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Амбар Коневой, 2-я половина XIX века. Перевезен из деревни Малая Дуброва Семеновского района в 1990 году. Амбар отличается изящными пропорциями и красивыми деталями. На главном фасаде амбар имеет выступ-повал на резных столбах, образующих галерею перед входом. Повал поддерживают четыре резные колонки, между которыми невысокое ограждение с балясинами из досок. Дверь украшена секирообразной накладкой – личиной с просечным узором и чеканкой. Торцы слег, выступающих на боковых фасадах, защищены причелинами с несложной порезкой по контуру доски и простым ромбическим орнаментом. Объект культурного наследия федерального значения. Реставрационные работы выполнены фирмой «Практика» в 2006 году [1].
Амбар, конец XIX века. Перевезен из села Пятницкое Семеновского района в 1972 году. Амбар является одним из типичных амбаров с предмостьем - площадкой и повалом (навесом) над ней. Декоративное убранство очень скромное и состоит из кованой личины замка и арочного проема двери. На Руси амбары предназначались для хранения запасов зерновых культур, второй этаж - сушеных трав, ягод, грибов или небольшой сезонной домашней утвари. Изнутри амбары делились на отделения, которые назывались закромами (сусеками). Объект культурного наследия регионального значения [1].
Амбар Грошевой, конец XIX века. Перевезен из деревни Малая Дуброва Семеновского района в 1990 году. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Покровская церковь, 1731 год. Перевезена из села Старые Ключищи Кстовского района в 1975 году. Представляет собою пирамидальную композицию из трех уменьшающихся восьмериков на массивном четверике, к которому примыкает трапезная и пятистенный алтарь. Четверик и восьмерики вытянуты по поперечной оси. Трапезная и алтарь покрыты редко встречающимися двускатными с «переломом» кровлями. С запада и севера к церкви примыкает галерея на врытых в землю столбах с односкатной тесовой крышей. В конце XVIII века храм перестраивался. В середине 70-х годов XX века во время реставрации был восстановлен первоначальный облик церкви. Объект культурного наследия федерального значения [1].
Покровская церковь, конец XVII века, была перевезена из села Зеленое Городецкого района в 1970 году. Архаичный тип культового зодчества - небольшая, клетского типа церковь состоит из трех основных частей: трапезной, собственно молельного помещения и алтаря. С западной стороны пристроено обширное крыльцо - паперть. Трапезная и четверик основного объема срублены из толстых сосновых бревен с углами "в обло" (т.е. с короткими остатками), а алтарь - из брусьев, перевязанных между собой без остатка "в лапу". Центральный объём церкви покрыт тесовой кровлей и увенчан небольшим четвериком с главкой. Главка покрыта «лемехом» - осиновыми дощечками с геометрическим орнаментом. Причелины резные. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Баня Сутягиной (конец XIX века) была перевезена из деревни Яндовы Семёновского района в 1992 году. Баня, рубленная из бревен, покрыта двускатной кровлей на «курицах», состоит из двух частей: из собственно бани и предбанника. Баня топилась по-чёрному, имела печь-каменку. Трубы в бане по-черному нет, и дым из топки, пройдя через камни, аккумулирующие жар, циркулирует по помещению, обогревая стены, потолок, и затем уходит через отверстия в крыше (потолке) и стенах, а также через полуоткрытую дверь. Потолок и стены в такой бане всегда закопченные, отсюда и название бани – по-черному. Бани располагали всегда в стороне от жилья. Ставили их поодиночке или группами ближе к воде, на берегу озера, реки или на задворках в огородах. Объект культурного наследия регионального значения [1].
Щёлковский хутор, расположенный в уединенном уголке живописного Нижнего Новгорода, является неотъемлемой частью богатой истории этого замечательного города. Это уникальное место, где сочетаются прекрасные природные ландшафты с богатой культурной и архитектурной наследием. С первых минут пребывания в Щёлковском хуторе охватывает ощущение умиротворения и покоя. Старинные деревянные дома восстанавливают историческую атмосферу, перенося гостей в далекое прошлое, когда эти уютные постройки были свидетелями многочисленных событий и перипетий национальной истории.
Необычайные природные пейзажи вокруг хутора поражают своей красотой и величием. Плывущая вдоль него река создает уникальные условия для отдыха и релаксации: прогулки на яхте или рыбалка станут незабываемым опытом для любого посетителя. Здесь каждый сможет найти что-то по душе: от пешеходных экскурсий по окрестностям до спортивных мероприятий на свежем воздухе, что немаловажно для развития туризма в этом регионе.
Щёлоковский хутор также славится своим богатым культурным наследием. Многочисленные музеи и галереи, разбросанные по его территории, хранят множество ценных экспонатов и произведений искусства. А местные учреждения культуры исключительно активны и предлагают гостям хутора широкий выбор культурных мероприятий, включая театральные постановки и концерты.
Несомненно, Щёлоковский хутор - это место, где можно не только получить дозу исторической информации и насладиться великолепными природными пейзажами, но и отдохнуть душой и телом. Здесь каждый сможет найти что-то особенное для себя и подарить себе незабываемые эмоции и впечатления. А это ведь главная цель туризма!
Посетив Щёлоковский хутор, можно понять, что это необычное место в Нижнем Новгороде, которому стоит быть включенным в список туристических обязательных точек. Местные жители с радостью покажут и расскажут о нем, делясь своим гордым наследием. Так что туристам стоит открыть для себя этот оазис спокойствия, истории и красоты в сердце Нижнего Новгорода.
Подытоживая, следует отметить, что в соответствии с анализом крестьянского жилища различных районов Нижегородской области, при организации архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щёлоковский хутор» были выделены Северная, Поволжская, Срединная и Южная зоны, каждая из которых имела свои отличительные особенности в застройке поселений и конструктивных решениях построек. Концепция архитектурно-этнографического музея-заповедника позволяла показать все разнообразие народной архитектуры Нижегородского Поволжья, ее оригинальные инженерные решения и художественную выразительность, сохранить максимальное количество разрушающихся памятников.
Формирование музея происходило в 1970-80-х гг. В настоящее время в музее собрано более 10 памятников деревянного зодчества 17-19 веков, перевезённых из Городецкого, Семеновского, Ковернинского, Кстовского районов Нижегородской области.
Архитектурно-этнографический музей-заповедник, как и любой другой музей, ведет активную исследовательскую, экспозиционную, просветительскую работу, ищет новые формы работы с молодежью, привлекает к сотрудничеству образовательные учреждения, способствует сохранению и трансляции традиционной народной культуры. В современных условиях музей во все большей степени является едва ли не единственным источником знания новых поколений о народном зодчестве и строительной культуре прошлого.
Именно это и делает туристско-экскурсионный потенциал архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щёлоковский хутор» интересным и привлекательным для путешественников.
Список литературы
Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» Электронный ресурс]; Режим доступа: http://hutormuzey.ru/custom/8
Виртуальный Нижний Новгород: ул. Варварская - прошлое и настоящее (часть 8). [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://dzen.ru/a/YLPHEx5Z5wEVhNIo
Щёлковский хутор // Википедия [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щёлоковский_хутор