Введение в тему
В предыдущих исследованиях профессиональное образование считалось эффективным способом развития творчества и ремесленных навыков в школе. В то же время образование в области нематериального культурного наследия также постепенно привлекло внимание ученых и практиков в области образования. Однако вопрос о том, как эффективно объединить обе эти области, чтобы дети могли испытать и изучить китайскую традиционную культуру в художественном образовании, остается открытым для обсуждения.
Ситуация с сохранением нематериального культурного наследия довольно серьезная. Согласно "Отчету о защите и развитии нематериального культурного наследия Китая (2022 г.)" и "Отчету о состоянии развития нематериального культурного наследия Китая", несмотря на определенный прогресс в защите нематериального культурного наследия Китая, 44,1% опрошенных наследников считают, что сфера нематериального культурного наследия сталкивается с кризисом сохранения, и в основном зависит от защиты государства и правительства.
Только 5,9% респондентов считают, что сфера нематериального культурного наследия находится в расцвете. С экономической точки зрения, доходы от продукции нематериального культурного наследия не внушают оптимизма, годовой доход половины наследников не превышает 30 тысяч юаней. Кроме того, 70,59% опрошенных наследников считают, что "потеря технологии производства нематериального культурного наследия, исчезновение искусства" является кризисом, с которым сталкивается развитие нематериального культурного наследия, и 45,1% респондентов чувствуют "недостаток осознания защиты нематериального культурного наследия" среди населения.
Эти данные анализа демонстрируют множественные вызовы, с которыми сталкиваются сохранение нематериального культурного наследия, включая экономическое давление, кризис сохранения и недостаток осознания защиты. Это также предполагает, что через инновационные методы обучения изобразительному искусству у детей у нас есть возможность повысить общественное осознание и уважение к нематериальному культурному наследию, предоставить более широкую социальную базу для проектов сохранения, а также заложить основы для культурного самосознания детей.
Сохранение нематериального культурного наследия сталкивается с множеством проблем, включая несоответствие традиционной культуры и современного образа жизни, отсутствие наследников, недостаточное осознание общественности и отсутствие образовательных ресурсов. На этом фоне исследование инновационных подходов к обучению изобразительному искусству детей становится важным средством для продвижения сохранения нематериального культурного наследия.
Это образовательное новшество не только открывает новые возможности для сохранения нематериального культурного наследия, реализуя органичное сочетание культурного и художественного образования. Так, китайские ученые предлагают концептуальный метод «динамического культурного наследия».
Искусство лакированной эмалевой посуды
Искусство лакированной эмалевой посуды с его уникальным мастерством и эстетикой привлекло внимание многих. Однако из-за сложности производственного процесса и специфики материалов большинство людей могут только наслаждаться этим искусством, не имея возможности лично попробовать и практиковаться. Особенно для детей, прямое взаимодействие с производством лакированной посуды представляет определенный риск.
Поэтому, как интегрировать просвещение нематериального культурного наследия в обучение изобразительному искусству детей, стало темой данного исследования.
Процесс изготовления включает инкрустацию цветной эмали на черный лаковый слой, после чего многократное лакирование и полировка, благодаря чему эмаль изысканно выделяется на черном фоне.
Чтобы дети могли безопасно познакомиться с этим искусством, мы придумали использование скретч-картинки как упрощенного "реквизита для переживания нематериального культурного наследия". Принцип работы скретч-картинки заключается в том, что на цветном изображении наносится слой черного воска или чернил, и дети, соскребая верхний черный слой, обнаруживают разноцветный фон, имитируя тем самым процесс изготовления лакированной эмали, что является простым, безопасным и интересным способом.
Чтобы дети могли по достоинству оценить и почувствовать это древнее искусство, мы спланировали и провели практическое занятие на тему "Опыт переживания нематериального культурного наследия: лакированная эмаль":
Сначала мы показали короткометражный фильм о лакированной эмали с китайскими традиционными историями, чтобы представить историю и контекст создания эмали. Посмотрев фильм, дети были поражены красотой произведений лакированной эмали. Затем мы специально выбрали несколько ярких фотографий лакированной эмали, чтобы дети могли передать их для просмотра, и ответили на связанные вопросы учащихся. Дети были в восторге от красочных фотографий и проявили большой интерес к традиционному искусству.
Для дальнейшего стимулирования и удовлетворения исследовательского интереса детей мы организовали мероприятие по имитации технологии эмали. Из-за сложности самой технологии эмали мы выбрали упрощенные материалы для имитации, такие как восковая бумага и детские ножницы. Под руководством учителя дети имитировали процесс изготовления лакированной посуды на бумаге, и через личное участие, обучение и опыт дети смогли близко познакомиться с этим древним искусством. Эта практическая деятельность не только позволила детям узнать основные знания традиционного искусства в приятной атмосфере, но и вдохновила их на уважение и интерес к традиционной культуре и искусству.
Через эту серию инновационных учебных мероприятий мы предоставили детям наглядную, интересную и образовательную платформу для сопереживания в контексте традиционной культуры - искусства лакированной эмали. Взаимодействуя с проектами нематериального культурного наследия, дети могут изучать и понимать традиционную культуру, развивая уважение и признание своей национальной культуры.
Проекты нематериального культурного наследия часто включают богатство ручного труда и творческих элементов. Интеграция проектов нематериального культурного наследия в обучение изобразительному искусству может стимулировать творчество и практические навыки детей.
Обсуждая инновационные подходы к обучению детей изобразительному искусству, мы не можем не столкнуться с некоторыми возражениями.
Во-первых, критики могут указать, что из-за технических и ресурсных ограничений суть нематериального культурного наследия может быть упрощена и игровая природа процесса может ослабить его основное содержание.
Во-вторых, вопросы безопасности и соответствия также необходимо учитывать. Некоторые проекты нематериального культурного наследия могут включать сложные или потенциально опасные техники, что безусловно увеличивает трудности интеграции этих проектов в обучение детей изобразительному искусству.
Именно благодаря инновационным методикам обучения и образовательным ресурсам мы можем предложить детям возможность изучать и испытывать традиционную культуру, обеспечивая их безопасность, а также предоставить новые возможности для сохранения и продвижения нематериального культурного наследия.
Несмотря на то, что упрощенный опыт может не полностью отразить всю сложность оригинального мастерства, он открывает для детей окно в понимание и переживание традиционной культуры, позволяя им встретиться и познакомиться с нематериальным культурным наследием в расслабленной и веселой обстановке. Через это упрощение мы не только предложили новые возможности для сохранения и продвижения нематериального культурного наследия, но и внесли новый фактор креативности в обучение детей традиционной культуре.
Заключение: предложенный метод упрощениясложной технологии может предложить детям безопасную, интересную и образовательную платформу для сопереживания искусства лакированной эмали. Через глубокое объединение традиций и современности, культуры и образования, мы можем предложить детям разнообразный учебный опыт, а также внести вклад в сохранение и развитие традиционной культуры. Мы надеемся через практическую работу открыть больше возможностей для интеграции нематериального культурного наследия в обучения детей изобразительному искусству.
Спсок литературы
1.Жу Сяоли, Лю Сяоцин. Развитие креативности учащихся на уроках изобразительного искусства [A]. Редакционный комитет серии книг по китайскому образованию и преподаванию. Избранная компиляция теоретических и практических исследовательских работ по китайской педагогике (Том 3) [C].: Редакционный комитет серии книг по китайскому образованию и преподаванию, 2010:2.
2.Гу Юн. Обучение ремесленным навыкам и креативность детей [A]. Образовательная ассоциация провинции Цзянсу. Сборник трудов ежегодной конференции Образовательной ассоциации провинции Цзянсу 2006 года (Обширный том 2) [C]. Образовательная ассоциация провинции Цзянсу: Образовательная ассоциация провинции Цзянсу, 2006:4.
3.Хе Шилинь, Сунь Шань. Исследование живого наследования нематериального культурного наследия Мьянчжу Новогодних картин в детских садах [J]. Образовательное наблюдение, 2021,10(36):61-63.DOI:10.16070/j.cnki.cn45-1388/g4s.2021.36.019.