Сегодня все больше внимания уделяется развитию личности ребенка и его творческого потенциала. Одним из способов достижения этой цели является включение в образовательную программу начальных классов курсов по декоративной живописи. В данном эссе мы рассмотрим значение данных курсов для развития личности ребенка, его творческих способностей и эстетического воспитания.
Во-первых, курсы декоративной живописи способствуют развитию художественного мышления и фантазии ребенка. Это позволяет ему видеть мир в новых, ярких красках, воспринимать его как источник вдохновения. Ребенок учится находить красоту в обыденных вещах, что способствует его творческому развитию.
Кроме того, занятия декоративной живописью помогают ребенку развить свои коммуникативные навыки. Работа в группе над совместным проектом или участие в выставках и конкурсах требует от ребенка умения общаться со сверстниками, слушать и уважать мнение других, находить компромиссы. Все это способствует формированию личности ребенка, учит его быть терпимым и открытым к общению.
Курсы декоративной живописи также помогают ребенку развить моторику рук и координацию движений. Рисование и работа с различными художественными материалами требуют от ребенка точности и аккуратности, что положительно влияет на развитие его моторики. Кроме того, занятия живописью способствуют развитию мелкой моторики пальцев, что в свою очередь положительно сказывается на развитии речи ребенка.
Еще одним важным аспектом является то, что курсы декоративной живописи помогают ребенку развить эстетический вкус и чувство прекрасного. Он учится видеть красоту в окружающем мире, оценивать произведения искусства и создавать свои собственные. Это способствует формированию его личности и воспитанию эстетических ценностей.
Важным аспектом также является то, что занятия декоративной живописью позволяют ребенку выразить свои эмоции и чувства, что помогает ему справиться со стрессом и негативными эмоциями. Рисование помогает ребенку расслабиться,
Значение курсов декоративной живописи для учащихся начальной школы заключается в следующем:
Развитие художественного мышления: Декоративная живопись помогает развивать фантазию, творческое воображение, умение видеть красоту в обыденном и создавать оригинальные образы.
Формирование эстетического вкуса: Занятия декоративной живописью учат детей понимать и ценить прекрасное, отличать красивые образы от некрасивых.
Воспитание культуры и уважения к искусству: В процессе изучения декоративной живописи дети знакомятся с произведениями известных художников, учатся ценить их творчество и понимать его значение.
Развитие моторики и координации движений: Рисование требует от детей точности и аккуратности движений, что помогает развивать мелкую моторику и координацию.
Обучение работе с разными материалами и техниками: Учащиеся знакомятся с различными техниками и материалами декоративной живописи, учатся использовать их для создания своих произведений.
В настоящее время большое значение уделяется развитию творческих способностей учащихся, в том числе и в начальной школе, где одним из способов реализации этого направления является введение курсов декоративной живописи. Декоративная живопись – это вид искусства, который предполагает создание художественных образов с помощью различных техник и материалов, с акцентом на декоративные качества произведения.
Декоративное рисование на уроках изобразительного искусства в начальных классах призвано познакомить детей с традициями народного искусства, научить приемам составления декоративной композиции, обучить конкретным приемам росписи, развить творческие способности, художественный вкус, эстетические чувства.
Уроки декоративного рисования тесно связаны с уроками труда. Особенность этой взаимосвязи обусловлена единством практического назначения и художественного оформления вещи.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на базе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на базе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков, дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В содержании раздела "Декоративная работа" раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений зрительного равновесия форм и цвета͵ полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек вышивке.
Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на базе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выполняются по ним. Связь уроков декоративной работы с уроками труда продолжает укрепляться.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят.
Повышение самооценки и уверенности в себе: успехи в области декоративной живописи могут повысить самооценку и уверенность ребенка в своих силах, что важно для его дальнейшего развития.
Социальное развитие: Занятия живописью предполагают работу в команде, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению слушать и уважать чужое мнение, находить компромиссы в спорах.
Психологическая разгрузка: Рисование способствует снятию стресса, помогает справиться с негативными эмоциями, развивает умение контролировать свои чувства и эмоции.
Таким образом, введение курсов декоративной живописи в программу начальной школы является важным и необходимым шагом в развитии творческих способностей учащихся и формировании их эстетического восприятия мира.
Вывод. Можно сказать, что курсы декоративной живописи играют важную роль в развитии личности ребенка. Они помогают ему развить свои творческие способности, коммуникативные навыки, моторику, эстетический вкус и умение справляться со стрессом. Все это делает занятия декоративной живописью неотъемлемой частью образовательной программы начальных классов, способствующей всестороннему развитию ребенка.
В настоящее время большое значение уделяется развитию творческих способностей учащихся, в том числе и в начальной школе, где одним из способов реализации этого направления является введение курсов декоративной живописи. Декоративная живопись – это вид искусства, который предполагает создание художественных образов с помощью различных техник и материалов, с акцентом на декоративные качества произведения.
Литература
Ткалич С.К, д.п.н. Консультации к научно-исследовательской работе. - ХГФ, Институт изящных искусств, МПГУ. 2023 год