В условиях ускорения изменений в обществе и времени, а также углубления урбанизации спрос на таланты в области экологического проекта не только отражается в количестве, но также имеет более высокие ожидания в качестве. В последние годы сфера проектного художественного образования столкнулась со следующими проблемами: как определить характеристики инновационного развития этой специальности, как обновить систему знаний и как идти в ногу с потребностями времени.
В ответ на этот запрос общества специалисты по всему миру также изучают и пробуют различные подходы. Высшее образование, несомненно, несет в себе важную миссию и ответственность за наследование и развитие культуры в новую эпоху, а проектное художественное образование, тесно связанное с культурой, должно укореняться в глубокой почве традиционной культуры и черпать из нее суть.
Изучение эффективных стратегий интеграции и культурной уверенности в этнохудожественных достижениях поможет воспитать прочные профессиональные качества студентов проектных художественных колледжей, способствовать пониманию и признанию студентами национальной культуры, а также распространять и продвигать выдающуюся культуру страны.
Текущая ситуация с подготовкой талантов
для этнохудожественных проектов
(1) В Китае подавляющее большинство студентов, специализирующихся на проектах в колледжах и университетах, сдают вступительные экзамены в художественные колледжи, а оценки по культуре у поступивших студентов-художников часто на 1/3–1/2 ниже, чем у обычных студентов. Тем не менее, эти студенты-художники с прочным фундаментом в живописи станут в будущем одним из основных источников для различных экологических проектов, анимационных проектов, проектов одежды и проектов визуальных коммуникаций.
Студенты, участвующие в проекте, имеют слабую подготовку, культурную основу, а вступительные экзамены в художественные колледжи в основном ориентированы на устный экзамен. Перед поступлением в университет эти студенты могут освоить только самые основные формы живописи (эскиз, гуашь, эскиз) и никогда не сталкивались с проектом, а общей концепции проекта не существует.
Кроме того, программе подготовки талантов на уровне бакалавриата также не хватает изучения и назидания традиционных культурных курсов. Различные причины стали основной причиной, которая не позволяет современным университетам развивать прекрасные таланты для этнических проектов, а также являются основными причинами того, почему на современном рынке этнических проектов мало высококачественных работ.
(2) С точки зрения планов подготовки талантов для проектного образования в китайских университетах, на примере специальностей по экологическим проектам, только некоторые проектные школы в крупных университетах Китая четко предлагают в своих планах обучения талантам активное повышение осведомленности студентов о национальных проектах.
Например, в плане подготовки кадров Гуансийского педагогического университета национальностей по специальности «Экологический проект» четко указано, что факультативные курсы по этой специальности включают в себя: этнические декоративные узоры, китайскую живопись и каллиграфию, китайскую и зарубежную архитектурную историю, дизайн мебели из красного дерева.
В плане подготовки профессиональных талантов Юго-Западного университета Цзяотун указано, что факультативные курсы по этой специальности включают: историю китайских проектов, традиционное народное искусство, оценку традиционных китайских жилищ, проверку народного искусства и другие курсы, связанные с традиционными культурными особенностями. В результате у подготовленных дизайнеров отсутствует глубокое знание о национальном культурном наследии и проектная грамотность, что приводит к низкому уровню инноваций в нашей стране через национальные дизайнерские работы.
(3) Цели обучения талантов определяют направление образовательной реформы и прогресса. Целью подготовки проектных профессиональных талантов в большинстве китайских университетов является развитие прикладных талантов для социального и экономического развития. Мы больше уделяем внимание развитию навыков, необходимых студентам для трудоустройства, а также усиливаем обучение и применение профессиональных навыков в процессе подготовки талантов.
Однако мы не уделяем достаточного внимания способностям студентов идентифицировать и наследовать культуру в авторских проектах. Недостаточное внимание уделяется воспитанию у студентов осознанности и чувства ответственности за служение обществу. При постановке целей подготовки профессиональных талантов в университетских проектах особенно важно, чтобы национальная культура была систематически интегрирована в процесс подготовки талантов как важная часть.
Рисунок 1. Проект сельского центра активности
Как показано на рисунке 1, представлен проект центра сельской деятельности. Хотя этот студент полностью учел образ жизни людей в этом районе: из-за дождя в этом районе люди привыкли проводить ряд общественных мероприятий под карнизами, поэтому этот студент преобразовал «карнизы» и сохранил территорию в наибольшей степени.
Архитектурный стиль в определенной степени изменил дизайн зданий в этом районе. Однако ему не хватало глубокого понимания и исследования культуры региона, в результате чего этот проект не нес в себе коннотацию национальной культуры, а лишь демонстрировал внешний вид национальной культуры региона.
Этнические проекты являются не просто наследием и повторением, но также требуют переработки и реорганизации уникальной культуры региона, ее перепроектирования с учетом собственных проектных качеств.
В статье Ван Цзиньфэна (王金凤) «Развитие и использование традиционной культуры в практическом преподавании специальности «Художественный дизайн»» [1] цитируются «Руководящие принципы улучшения качества образования в области традиционной культуры Китая», обнародованные Министерством образования 26 марта 2014 года, чтобы продемонстрировать важность и актуальность укрепления традиционного культурного образования.
На основе своего собственного педагогического опыта он предложил модель развития и использования традиционной культуры в практическом преподавании специальностей художественного дизайна:
повышение традиционной культурной грамотности профессиональных учителей;
на основе изучения традиционных культурно-теоретических курсов;
интеграцию традиционного культурного образования и построение основ профессиональной педагогической практики внутри и за пределами университета.
В статье Гу Яньянь (顾燕燕) «Исследование пути интеграции местной традиционной архитектурной культуры в качественную компетентность колледжей и университетов на примере района Цзиньхуа» внимание фокусируется на практике. Далее автор предлагает конкретные модели и пути образования, опираясь на традиции. Культура ее собственного региона является отправной точкой для создания курсов художественного образования с учетом местных особенностей Цзиньхуа [2].
В книге Хуан Линъюй (黄凌玉)«Исследование значения и мер противодействия интеграции культурной уверенности в художественное образование в области дизайна в колледжах и университетах» [3] основное внимание уделяется культурной части и обсуждается взаимосвязь между образованием в области дизайнерского искусства и культурной уверенностью в себе. В ней разъясняется зависимость между культурной уверенностью в себе и традиционной культурой, тем самым дополнительно объясняя важность традиционной культуры в художественном образовании в области дизайна.
Лю Цзо (刘作)«Традиционное архитектурное образование должно стать важной частью китайского архитектурного образования» [4] рассматривает репрезентативные здания в качестве эталонных объектов, анализирует и обобщает их, а также объединяет свой собственный опыт проектирования и историю того времени для разработки традиционной архитектуры.
Хотя эти исследования, исследовательские точки соприкосновения или методы исследования сильно различаются, их конечная цель — обсудить важность традиционной или национальной культуры в дизайне, но не существует подробного и систематического метода обучения студентов колледжей.
Роль и ценность талантов этнических проектировщиков
в университетском проектном образовании
Если колледжи и университеты смогут уделять внимание развитию инновационных талантов для современных национальных проектов, они смогут постоянно обеспечивать регион, страну высококачественными национальными проектировщиками, а уникальная национальная цивилизация может быть унаследована, продолжена и продвинута вперед. «Специалисты современных проектов должно найти точку прорыва дизайна моей страны в культуре; найти проекты, которые соответствуют физическим, психологическим и эмоциональным потребностям китайцев; найти путь творческого созидания между традиционной культурой и полем современных проектов» [5].
Можно сделать вывод, что развитие талантов для этнохудожественных проектов должно опираться на то, что местные колледжи и университеты привнесут богатые этнические культурные ресурсы, позволяя учащимся впитывать и унаследовать превосходную местную традиционную культуру. В результате можно развивать таланты местных этнических проектов со своими специальностями и стилями.
Роль и значение активного развития инновационных талантов для национальных проектов в университетском проектном образовании в основном заключаются в следующих аспектах.
1. Сделать подготовленные кадры (проектные таланты) ближе к местным особенностям и создать высококачественные проекты, которые могут сыграть важную роль в определении тенденции этнических проектов на местном уровне и даже во всем мире.
2. Активно продвигать потребности развития местной экономики и давать возможность профессионалам проекта вносить более «точный» вклад в местное экономическое развитие.
3. Повысить способность студентов получить высшее образование и найти работу, а также уделять больше внимания развитию теоретических качеств студентов и их прикладных способностей по специальностям, связанным с этническими проектами.
4. Ответить на призыв времени к «культурной самоуверенности» и «культурной самобытности» и сознательно унаследовать и продвигать историческую миссию традиционной культуры.
3. Создание учебных курсов по подготовке талантов
для этнических проектов
(1) Активно помогать учащимся изучать традиционную культуру и повышать культурную уверенность учащихся и чувство культурной идентичности. Например, на практических курсах подробно объясняются превосходные традиционные культурные знания, такие как традиционное древнее архитектурное искусство, традиционные обычаи и культура, понимание садов Мин и Цин, понимание мебели в стиле Мин и традиционные философские мысли, что позволяет студентам получить четкое представление. понимание и овладение контекстом традиционной культуры.
(2) Правильно направлять учащихся к изучению культуры проектов этнических меньшинств в регионе, а также улучшать внимание учащихся и понимание культуры местных этнических меньшинств. Помогите учащимся классифицировать и проанализировать архитектурные проекты, проекты одежды, проекты посуды, проекты моделей из разных регионов и разных этнических групп, а также поручите учащимся представить это содержание в виде слайдов.
В частности, необходимо анализировать, иллюстрировать и фиксировать собранные художественные формы на основе профессионального опыта студентов-специалистов проекта, чтобы соответствующие культурные материалы этнического проекта можно было запрашивать и использовать в любое время в будущем.
(3) Помочь учащимся провести углубленное исследование выдающихся инновационных проектов в истории дизайна и проанализировать причины их успеха и методы реализации проектов. Например, студентам предлагается изучить великолепное искусство Дуньхуана, впечатляющее искусство гротов Лунмэнь, чудесное народное искусство Синьцзяна, а также некоторые уникальные и выдающиеся национальные проекты (рис. 4). Анализируйте причины его успеха, используемые методы обработки и формы выражения. Благодаря изучению и анализу этих случаев учащиеся получают возможность проводить параллели и гибко учиться у древних мастеров зодчества.
Р
исунок 4. Гроты Дуньхуан Могао.
(4) Изучите успешные примеры из развитых регионов или репрезентативные работы мастеров национальных стилей планирования и проанализируйте их основные методы. Например:
план музея Сучжоу, План Музея истории Шэньси,
план гостиницы «Пекин Сяншань» мастера архитектуры И. М. Пэя,
план кампуса Сяншань Китайской академии искусств в Ханчжоу архитектора, лауреата Пулитцеровской премии Ван Шу,
план Художественного музея Нинбо. Автор Чжан Цзиньцю, Архитектор «нового стиля Тан» (рис. 5).
О
тель Пекин Сяншань Музей Сучжоу
Рисунок 5. Работы выдающихся современных мастеров-«зодчих»
(5) Обучение на месте. Пригласите наследников «традиционной нематериальной» культуры продемонстрировать учащимся в классе и показать им традиционные ремесла. Студентов приводят на строительную площадку, чтобы изучить и увидеть традиционные здания с деревянным каркасом с подъемными балками или ковшами, а также понять методы строительства и методы, такие как изготовление мебели с пазами и шипами или внутреннюю отделку, чтобы студенты могли по-настоящему почувствовать отличное традиционное мастерство.
(6) Избегайте повторного применения традиционных тотемных моделей. Посоветуйте учащимся, как избежать проблемы механического применения традиционных тотемных моделей в этнических проектах, и помогите учащимся использовать элементы этнической культуры не для простого копирования, вставки, удаления и других поверхностных элементов, а для рассмотрения возможности их интеграции в современных людей с более глубокой точки зрения. уровень в жизни и работе.
(7) Попросите учащихся не сосредотачиваться только на поверхностной эстетике проекта, пренебрегая при этом его функциональностью при составлении планов дизайна этнических проектов. Другими словами, учащихся следует направлять не только на то, чтобы увидеть формы или стили традиционных культурных символов, но и на изучение социальных причин, традиционных обычаев, эстетической философии, экономических систем, стоящих за традиционными творениями. Только помогая учащимся сочетать традиционные модели тотемов с конкретными функциональными потребностями современных людей, мы можем эффективно избежать накопления поверхностных национальных тотемных символов.
(8) Подумав о собранных прототипах традиционного искусства, обработайте, преобразуйте и объедините их, а также новаторски примените некоторые новые формы дизайна и материалы содержания.
4. Установление механизма оценивания проекта
Чтобы проверить эффект обучения и обеспечить контроль и мотивацию учащихся, при оценке преподавания используется метод оценки процесса. Оценка основана на презентациях в классе, групповых занятиях, ежедневных домашних заданиях и, наконец, практической оценке, позволяющей оценить всесторонние способности учащихся. Форма итоговой оценки представляется в виде отчета.
В качестве примера можно назвать отчетность китайских студентов магистратуры ХГФ МПГУ в формате он-лайн по единой композиции, но с разным содержанием отчетных заданий [6].
Конкретные требования:
1. Выберите здание или интерьер с национальным культурным подтекстом в вашем родном городе, создайте проект, обобщите его внешние характеристики, структурный стиль и используйте полученные знания для научного и рационального планирования проекта.
2. В сочетании с местной этнической культурой провести детальный анализ, обобщить и уточнить этнические элементы, перепроектировать этнические элементы и применить их в проекте.
3. Превратите проект в рекламный плакат и разместите его в выставочном зале школы или в Интернете по окончании курса. Продвигая национальную культуру, он также может играть определенную надзорную роль в предотвращении присвоения и плагиата.
Оценка итогового отчета будет отражать не только характер и эстетику проекта, но также помогает сосредоточить внимание на степени извлечения и перепроектирования национальной культуры в качестве стандарта оценки, тем самым полностью мобилизуя творческое мышление учащихся.
Список литературы
[1] Ван Цзиньфэн,Ли Чжэн. Развитие и использование традиционной культуры в практическом преподавании специальности «Художественный дизайн [J]. Сравнительные исследования культурных инноваций, 2018, 2 (11): 86-87.
[1] 王金凤,李争. 传统文化在艺术设计专业实践教学中的开发和利用[J]. 文化创新比较研究, 2018, 2 (11): 86-87.
[2] Гу Яньянь, Сунь Пань. Исследование пути интеграции местной традиционной архитектурной культуры в качественную компетентность колледжей и университетов на примере района Цзиньхуа [J]. Архитектура провинции Чжэцзян, 2021, 38 (03): 67-70. DOI:10.15874/j.cnki.cn33-1102/tu.2021.03.016
[2] 顾燕燕,孙攀. 本土传统建筑文化融入高校品质素养的路径研究—以金华地区为例[J]. 浙江建筑, 2021, 38 (03): 67-70. DOI:10.15874/j.cnki.cn33-1102/tu.2021.03.016
[3] ХУАН Линъюй, ЧЭНЬ Чэньян,ВАН Цзэн. Исследование значения и мер противодействия интеграции культурной уверенности в художественное образование в области дизайна в колледжах и университетах [J]. Журнал Наньчанского университета Хангконг (издание социальных наук), 2023, 25 (02): 119-124.
[3] 黄凌玉,陈晨阳,王增. 文化自信融入高校设计艺术教育的意义及对策研究[J]. 南昌航空大学学报(社会科学版), 2023, 25 (02): 119-124.
[4] ЛЮ Цзо. Традиционное архитектурное образование должно стать важной частью китайского архитектурного образования [J]. Древняя архитектура и ландшафтные технологии, 2018, (03): 90-93.
[4] 刘作. 传统建筑教育应当成为中国建筑教育的重要组成部分[J]. 古建园林技术, 2018, (03): 90-93.
[5] ХУАН Хунчунь. Исследование образования в области экологического дизайна на основе регионального культурного наследия [J]. Популярная литература и искусство, 2017, (16): 266.
[5] 黄红春. 基于地域文化传承的环境设计教育研究[J]. 大众文艺, 2017, (16): 266.
[6] Ткалич С.К., Ткалич А.И. Научная среда Вуза: вектор НИРС. Монография. – 156 c. – 2019 г.- Москва, ИИИ МГОУ, ISBN 978-5-7017-3067-8.