Актуальность проведения анкетирования медицинских сестер по вопросам повышения квалификации заключается в необходимости понимания и удовлетворения их потребностей в образовании. Анкетирование помогает выявить актуальные темы обучения, а также проблемы, с которыми сталкиваются медицинские сестры в своей работе. Полученные данные позволяют разработать программы дополнительного образования, которые будут наиболее полезны и эффективны для медицинских сестер.
Медицинские работники в начале своей трудовой деятельности опираются на знания, полученные в ВУЗах или учреждениях среднего профессионального образования. Однако развитие современных науки и техники не знает остановок, однажды полученные базовые знания неизбежно устаревают, что означает неизбежность расширения и углубления теоретической и практической подготовки медицинских работников в ходе всего срока профессиональной деятельности [7].
Обучение медицинских сестер с большим стажем имеет свои особенности, которые следует учитывать при планировании обучения. Взрослые обучаются не только для получения новых знаний, но и для решения конкретных проблем и задач, с которыми они сталкиваются в своей работе. Они имеют богатый опыт и предпочитают активное участие в образовательном процессе, где они могут применять свои знания на практике [1].
С целью изучения мнения медицинских сестер в ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России по вопросам актуальных тем при повышении квалификации проведено их анкетирование. «Анкета для среднего медицинского персонала об оптимизации повышения квалификации», сформированная с применением Google Forms, распространялась через сестринские чаты отделений. Анкетирование проводилось анонимно.
В анкетировании приняли участие 322 сотрудника со средним медицинским образованием, что составило 41% от общего количества среднего медицинского персонала. Средний возраст респондентов 36 лет (Рисунок 1).
Рисунок 1 Возраст респондентов
Стаж работы в Центре наибольшего числа респондентов 10 лет.
Респонденты, принявшие участие в анкетировании, это специалисты со средним медицинским образованием, работающие по специальности «сестринское дело» (52%) и «сестринское дело в педиатрии» (27%) (Рисунок 2).
Рисунок 2 Специальность респондентов
По мнению сотрудников, принявших участие в анкетировании, молодым медицинским сестрам и лаборантам не хватает знаний по вопросам действий при неотложных состояниях - 43%, коммуникации с пациентом - 39%, знаний по этике – 30%.
По мнению сотрудников, принявших участие в анкетировании, опытным медицинским сестрам и лаборантам не хватает знаний по юридическим вопросам - 39%, работе в программах Word, Eхсel - 32%, действий при неотложных состояниях» – 32%.
При трудностях в работе и недостатке знаний большинство сотрудников со средним медицинским образованием обращаются за помощью к врачам отделения (57%), коллегам (55%), 41% респондентов дополнительно проходят дистанционное обучение.
Большинство сотрудников мотивацией к обучению указали «получение новых знаний» (63%), «желание профессионально развиваться» (53%) и «возможность лучше помочь пациенту» (42%).
Личный кабинет на Портале непрерывного медицинского образования для поиска курсов повышения квалификации используют 69% опрошенных сотрудников.
Большинство медицинских сестер готовы делиться своими знаниями с коллегами (78%).
Делиться своими знаниями с коллегами в большинстве случаев специалисты со средним медицинским образованием готовы в качестве наставника молодых специалистов (61%) и участвуя в сестринском совете (28%).
Наиболее предпочтительным форматом обучения большинство респондентов выбрали видеолекции (63%) (Рисунок 3).
Рисунок 3 Формат обучения
По продолжительности обучения наибольшее количество респондентов отметили 30 минут (Рисунок 4).
Рисунок 4 Продолжительность обучения
Выводы:
Специалисты со средним медицинским образованием мотивированы и заинтересованы в получении новых знаний, пользуются личным кабинетом на портале НМО.
На основании мнения медицинских сестер о необходимости получения дополнительных знаний в план обучения необходимо включать дополнительные лекции по алгоритмам действий при неотложных состояниях, преаналитическому этапу лабораторных исследований, профилактике пролежней, правовым вопросам и вопросам, связанным с коммуникацией с коллегами и пациентами.
У специалистов со средним медицинским образованием с большим стажем работы есть потребность в дополнительном обучении по работе в программах Word, Eхсel.
Повышение квалификации среднего медицинского персонала должно быть ориентированно не только для получения новых знаний, но и для решения конкретных проблем и задач, с которыми они сталкиваются в своей работе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Витольник, Г.А. Современная андрагогика в обеспечении качественного процесса непрерывного образования взрослых обучающихся / Г.А. Витольник, В.Н. Витольник // Современное педагогическое образование. – 2022. - №5. – С. 119-123.
Екимова, Н.А. Научное обоснование непрерывного профессионального развития специалистов сестринского дела в условиях оказания высокотехнологичной медицинской помощи: автореферат дис. 14.02.03 / Н.А. Екимова; [Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения]. - Самара, 2020. - 25 с.
Захаркина, Н.В., SWOT-анализ как инструмент управления профессиональным развитием персонала в современных условиях / Н.В. Захаркина, Л.В. Плахова // Фундаментальные исследования, 2015. – № 2-12. – С. 2673-2678 - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37544 (дата обращения: 15.03.2023).
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14387-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516994 (дата обращения: 02.05.2023).
Землякова, В.И. Организация непрерывного профессионального обучения медицинских сестер на рабочем месте в условиях медицинской организации / В.И. Землякова, Т.В. Новицкая // Медсестра. - 2017. -№ 2. - 56 с.
Каткасова, Л.Г. Непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием на рабочем месте / Л.Г. Каткасова, Л.А. Карасева // Медсестра. -2018. - № 5. - С. 44-53.
Порох, Л.И. Система повышения квалификации в представлениях среднего медицинского персонала (на материалах социологического анализа) / Л.И. Порох // Фундаментальные исследования, 2014. – № 4-2. – С. 338-342 - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33840 (дата обращения: 15.03.2023).
Синенко, Т.А. Оценка персонала как фактор стратегического развития медицинского учреждения / Т.А. Синенко, С.Ю. Соболева // Фундаментальные исследования, 2020. – № 3. – С. 96-100 - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42706 (дата обращения: 15.03.2023).
Щербинин, П.П. Дефекты оказания медицинской помощи: сквозь призму сестринских ошибок / П.П. Щербинин // Вестник российских университетов. Математика, 2016. - №2. – С. 603-612 - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/defekty-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-skvoz-prizmu-sestrinskih-oshibok (дата обращения: 02.04.2023)
1