В случае недостаточного количества собственных средств для приобретения современного производственного оборудования, предприятия обращаются к дополнительным источникам финансирования, самым распространенным из которых является банковский кредит, альтернативным видом которого выступает лизинг. Так, актуальность темы исследования обусловлена тем, что лизинговые сделки выступают частью новой сферы банковских услуг и набирают все большую популярность.
Лизинг – это вид финансовых услуг, форма приобретения основных средств предприятиями и других товаров физическими и юридическими лицами. Обычно, в лизинговых договорах участвуют три стороны: производитель оборудования (поставщик), лизингодатель и лизингополучатель. Лизинг – договор особого рода: он включает в себя элементы договора аренды и договора о предоставлении кредита.
В соответствии с Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинговая деятельность – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг на основании договора лизинга. Согласно договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование [2].
Существует огромное множество форм лизинговых услуг, из которых важно выбрать наиболее подходящие для совершения эффективной сделки. Выбранная форма лизинга должна устраивать все стороны сделки.
Коммерческим банкам на рынке лизинговых услуг выделено особое место, т.к. из-за высокой конкуренции на финансовом рынке банки вынуждены пользоваться различными новыми видами услуг и операций. Исходя из того, что банки имеют весомые ресурсы, они могут:
– самостоятельно заниматься таким бизнесом, как лизинг;
– вкладывать ресурсы в определенные лизинговые компании, тем самым кредитовать их;
– организовывать дочерние лизинговые компании;
– выступать гарантом в лизинговых сделках;
– оказывать консультации относительно лизинга;
– проводить анализ, какие источники финансирования (лизинг или ему альтернативные) выгодно использовать в конкретных случаях.
Можно прийти к выводу, что рынок лизинговых услуг позволяет коммерческим банкам увеличивать прибыль посредством использования множества возможностей. Можно выделить следующие преимущества лизинга:
– уменьшение потребности в собственном стартовом капитале;
– практически полное отсутствие сложностей при заключении договора;
– возможность сформировать удобную систему выплат лизинговых платежей;
– срок более длительный, по сравнению с кредитным договором;
– снижение риска морального и физического износа для лизингополучателя;
– уменьшение налогооблагаемой прибыли, так как лизинговые платежи в целом относятся на себестоимость, возможность использования ускоренной амортизации.
На современном рынке непрерывное обновление во всех видах деятельности является большим конкурентным преимуществом для любой организации. Лизинг можно считать самостоятельным видом инновационной деятельности. При применении лизинга, в немного отличной форме от прежде распространенного классического представления о нем, проводится реализация уже знакомого рынку продукта.
Исключительно грамотное и профессиональное применение инновационного лизинга принесет весомый результат лизингополучателю и самому банку-лизингодателю, ведь инновационный лизинг является достаточно непростым инструментом в инвестиционном портфеле коммерческого банка.
Одновременно, значительное распространение лизинговых операций было вызвано необходимостью введения инноваций в производственной сфере. Постоянно растущее число прежде всего малых и средних предприятий по всему миру использует лизинг основных фондов, и для большего числа предприятий лизинг является единственным источником финансирования новшеств.
Также, по причине усиления конкуренции на банковском рынке, осуществление лизинговых операций банками содействует оперативному увеличению сферы их влияния. Помимо всего прочего, деятельность на лизинговом рынке (который предоставляет все условия для развития инновационной деятельности), позволяет банкам не только обладать некой экономической эффективностью и другими преимуществами, но еще и обеспечивает определенную защиту от инфляции.
В условиях инфляции предоставляемые кредитные ресурсы, вместе с возмещаемыми в будущем процентными ставками, обесцениваются, а значит, выгоднее в таком случае использовать финансовый лизинг. Оборудование, предоставляемое в лизинг, в отличие от денежных средств, которые могут обесцениться, не теряет своей стоимости (за вычетом износа). Благодаря этому, сохраняется и реальная стоимость банковских активов, вне зависимости от уровня инфляции. Лизинговые сделки стимулируют инновационный процесс, повышают финансовое положение лизингополучателей и способствуют повышению их конкурентоспособности.
Рассмотреть лизинговую деятельность можно на примере компании ВТБ Лизинг, которая является частью Корпоративно-инвестиционного бизнеса Группы ВТБ – лидера на российском рынке инвестиционно-банковских услуг и крупнейшей лизинговой компании в России. ВТБ Лизинг осуществляет финансирование проектов разных масштабов в России и мире начиная с 2002 года. ВТБ Лизинг совмещает устойчивые позиции на финансовых рынках, международный опыт и масштаб [3].
В настоящий момент среди клиентов ВТБ Лизинг тысячи компаний: от ИП до крупных корпораций, для развития бизнеса которых лизинговая компания постоянно совершенствуется. ВТБ Лизинг, вне зависимости от величины бизнеса клиентов, стремится предоставить максимально выгодные условия финансирования, оказывая квалифицированную помощь и абсолютное содействие на каждом этапе лизинговой сделки.
Создание и внедрение новых предложений для клиентов, развитие бизнес-процессов способствуют удержанию компанией ведущих позиций на рынке. ВТБ Лизинг регулярно улучшает качество предоставляемых услуг, обеспечивая для клиентов возможность на наиболее выгодных условиях обновлять и поддерживать свою техническую базу.
Также, ВТБ Лизинг, как и любая другая лизинговая компания, сталкивается с определенными рисками. Система управления рисками компании ориентирована на сокращение вероятных потерь в результате реализации характерных для лизинговой деятельности рисков:
– кредитного;
– рыночного;
– риска снижения/потери стоимости предмета лизинга;
– риска ликвидности;
– операционного риска.
Один из важнейших принципов риск-менеджмента компании – управление деятельностью ВТБ Лизинг с учетом аппетита к риску, определяемого согласно с требованиями группы ВТБ. Этот подход предполагает установление и контроль показателей агрегированного целевого уровня (профиля) рисков на основании поставленных стратегических целей и интеграции риск-аппетита в процедуры бизнес-планирования и принятия управленческих решений.
Например, для оценки кредитного риска компания использует следующие методы:
– установление степени кредитоспособности контрагентов по итогам анализа финансовых показателей и экспертной оценки – с учетом уровня рейтинга определяются стоимостные условия кредитных сделок;
– исследование степени концентрации кредитных рисков, принимаемых ВТБ Лизинг на отдельных заемщиков, отрасли, виды лизинговых продуктов;
– анализ вероятных потерь в результате осуществления кредитного риска в пределах процесса расчета и формирования резервов на вероятные потери;
– измерение внутренней потребности в капитале по кредитному риску включая фактическое качество кредитного портфеля.
Основные риск-параметры, применяемые для оценки кредитного риска, складываются на базе собственной статистики дефолтов, с учетом особенностей лизинговых операций. Пересмотр величины данных параметров проводится ежегодно.
Итак, для эффективного управления рисками лизинговой деятельности, коммерческим банкам следует регулярно наблюдать за потребительским спросом на лизинг, реакцией конкурентов на увеличение предоставляемых лизинговых услуг, наблюдать за объемами и условиями предоставления лизинга на аналогичную продукцию конкурентами, а также изучать их схемы лизинга, рекламы, системы скидок, слабые и сильные стороны. В качестве итогов таких наблюдений должна выступить разработка ответных мер на действия конкурентов, а также исследование изменения спроса, мнений клиентов и других сторон лизинга.
Можно прийти к выводу, что лизинговые операции выгодны всем сторонам: банку, производителю (поставщику), и клиенту. Для банка-лизингодателя предоставляемое в лизинг имущество – это объект собственности, за эксплуатацию которого ответственен лизингополучатель. Банки посредством лизинга имеют возможность получать дополнительные доходы, увеличивать сферу влияния. Поставщик имущества получает новые каналы сбыта продукции. Лизингополучатель, в свою очередь, может внедрять на свое предприятие новую, передовую технику. Лизинг служит стимулом для эффективного использования основных средств и исключает его нерациональное использование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2)
2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ (последняя редакция)
3. Официальный сайт АО ВТБ Лизинг, [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vtb-leasing.ru/ (дата обращения: 06.11.2023).