В настоящее время статистика показывает, что с каждым днем появляется все больше и больше корпораций и их распространение происходит очень быстро, поэтому немаловажное значение на мировом рынке имеет понятие «корпоративное управление». Например, вид корпораций в форме акционерного общества наиболее распространен в России, его несложно воплотить в жизнь и получить немало прибыли в виде дивидендов. Экономика страны на данном этапе формируется, и немаловажную роль играет корпоративное управление, с помощью которого можно наиболее точно изучить структуру корпорации и всех процессов, происходящих внутри нее.
Так, понятий корпоративного управления существует немало и его можно рассматриваться как в узком смысле, так и в широком. В узком смысле корпоративное управление предполагает, что менеджеры за счет поощрения, принуждения и убеждения должны совершать такие действия, благодаря которым они будут удовлетворять интересы акционеров и защищать их корпоративные права. Наиболее точное и широкое определение: корпоративное управление – это система, которая контролирует компанию и имеет четкую структуру, помогающую определить цели компании и найти пути их достижения. Так, существуют внутренние и внешние участники корпоративного управления. Внутренние: акционеры, управленцы, менеджеры, владельцы предприятия. Внешние: кредиторы, государство.
Корпоративное управление помогает уладить конфликты, возникающие между участниками и оказать на них влияние.
Наиболее общими признакам корпоративного управления являются:
1. Открытость финансовой информации. Федеральная служба по финансовым рынкам и акционеры должны получать раскрытую и полную информацию о финансах компании, которая будет представлена по определенным стандартам бухгалтерского учета.
2. Максимизация прибыли для акционеров. Работа компании должна предполагать такой результат, который поможет акционерам извлечь максимальную прибыль.
3. Прозрачность. Каждый собственник должен видеть четкую структуру собственности компании.
Так, компании, которые находятся под корпоративным управлением, являются финансово устойчивыми и помогают обеспечить высокую стоимость работникам, акционерам и странам в целом.
На данный момент существует довольно много исследований, связывающих эффективность деятельности и корпоративное управление, которое должно быть эффективным. К особенностям эффективного корпоративного управления можно отнести:
1. Соблюдение этических норм и законов в компании;
2. Контроль и надзор за деятельностью менеджера;
3. Честность и прозрачность.
Эффективно управляемая компания может внести вклад в национальную экономику и общество в целом. Существуют основные условия эффективности бизнеса (рис. 1)
Рисунок 1. Условия Эффективности бизнеса
Эффективное корпоративное управление имеет ряд преимуществ, например:
- облегчается доступ к рынку капиталов. Возможность корпораций выходить на внешние и внутренние рынки капиталов появляется благодаря практической деятельности корпоративного управления.
- снижается стоимость капитала. Стоимость капитала тесно связана с риском, который присваивается инвесторами. Когда права инвесторов нарушаются, возникает риск и чем выше будет риск, тем выше будет и стоимость капитала. Если же права инвесторов будут защищены, то стоимость капитала снизится.
- растет эффективность. Благодаря повышению качества корпоративного управления снижается риск внутреннего мошенничества в компании. Кроме того повышаются вознаграждения менеджерам, с ростом результатов компании, улучшается контроль.
Данные преимущества говорят о том, что благодаря эффективному корпоративному управлению, предприятие сможет выйти на более высокий доход и добиться поставленных целей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность бизнеса очень сильно зависит от корпоративного управления. Чем лучше эффективнее работает корпоративное управление, тем эффективнее будет бизнес компании. Поэтому соблюдая принципы и стандарты корпоративного управления, любая компания сможет максимизировать свою прибыль и снизить объем требуемых капиталовложений.
Литература
1. Макаров А.М., Учебное пособие «Корпоративное управление». – Ижевск, 2012. – 26 с. /Электронный ресурс / http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/10231/2012831.pdf?sequence=1 (дата обращения 27.11.23)
2. Мишурова И. В., Панфилова Е.А. Корпоративное управление : учеб. пособие. М. : Дашков и К ; Академцентр, 2012. /Электронный ресурс / http://tricon.vvsu.ru/newcatalog/getfile.php?file=147795D.pdf (дата обращения 27.11.23)
3. Богданов Е. В. Место корпоративного права в российской правовой системе // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 3. С. 30—34. . /Электронный ресурс / https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77177/1/978-5-7996-2663-1_2019.pdf (дата обращения 27.11.23)
4. Морозова Н.Н. Методы оценки эффективности деятельности организации // Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск, 2018. - С. 3 - 33. /Электронный ресурс / https://elib.bsu.by/handle/123456789/157497 (дата обращения 27.11.23)
5. Кустова И.Н. Повышение эффективности деятельности предприятия //Евразийский Союз Ученых, - № 11 (56), - 2018. - С. 43 – 47 /Электронный ресурс / https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-obschestvennogo-proizvodstva (дата обращения 27.11.23)