В настоящее время безработица - это одна из самых серьезных и глобальных социально-экономических проблем. Она оказывает огромное влияние на все сферы жизни общества. Современное российское общество на постоянной основе борется с безработицей, уделяется особое внимание методам ее снижения в экономике.
Существуют разные виды безработицы: структурная, сезонная, фрикционная, циклическая.
При фрикционной безработице человеку требуется определенное время, чтобы найти полностью устраивающую его работу (должность, оплата, место и др.). Фрикционная безработица отражает свободу продажи людьми своих трудовых услуг и присутствует при любой экономической ситуации в стране. Это форма безработицы обычно связывается с движением населения из одного района в другой, с одного предприятия на другое. На поиск работы при фрикционной безработице требуется в среднем 1–3 месяца.
Основой возникновения структурной безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест, появляющееся в результате особенностей развития отдельных регионов и отраслей, а также структурных преобразований в экономике. Некоторые профессии устаревают и на их место приходят новые, ранее не существовавшие, в связи с чем возникают сложности трудоустройства людям определенных профессий. То есть спрос на рынке труда не совпадает с предложением. На поиск работы при структурной безработице ттребуется достаточно много времени.
- рост численности населения в трудоспособном возрасте (увеличивает предложение труда, а, следовательно, и вероятность безработицы);
- избыток населения (в мировой экономике на рынке труда имеются большое число безработных, предложения труда находится в избытке, чему способствует стремительный рост населения);
- наличие монопсонии на рынке труда (наличие на рынке труда единственного покупателя трудовых ресурсов, который ставит условия оплаты труда, занижают мобильность работников, объем занятости);
- низкий платежеспособный спрос (в процессе снижения спроса на товары и услуги снижается спрос на труд и, как следствие, возникает безработица).
На уровень безработицы так же могут влиять различные факторы:
1. Демографические: рост численности населения, изменение уровня рождаемости, смертности, уровня миграции, средней продолжительности жизни.
2. Технико-экономические: активно внедряется автоматизация, которая заменяет рабочую силу во многих отраслях, создавая рабочие места в других отраслях. Характерны быстрое развитие научно-технического прогресса, высвобождения рабочей силы.
3. Экономические: национальное производство, уровень цен и доходов, инвестиционная активность, инфляционные процессы. Снижение реального объема ВНП приводит к повышению уровня безработицы - сущность закона Оукена.
Все данные причины приводят к росту безработицы, влекут за собой серьезным последствия, как для государства, так и для человека, оставшегося без источника доходов. К таким последствиям относят:
- недовыпуск продукции;
-снижение уровня жизни населения;
- сокращение налогов;
- недоиспользование экономического потенциала общества;
- потерю профессиональных навыков, устаревание знаний;
- рост преступности и проституции;
- разногласия в семье на фоне стресса у человека, подверженного финансовым трудностям из-за потери работы;
- усиление социальной напряженности в обществе.
Активный рост безработицы, особенно среди молодежи, характерен для стран Западной Европы. Молодые специалисты имеют некоторые особенности. Например, высокую профессиональную и территориальную составляющую в поисках работы, но в то же время неконкурентоспособность, которая выражается в отсутствии трудового опыта. Потеря работы негативно сказывается на молодом специалисте и снижает возможности трудоустройства с хорошей заработной платой в будущем.
В европейских странах растет доля населения на социальном обеспечении, а также количество долгосрочных безработных (людей, которые находятся без работы более 1 года).
Исходя из данных последствий, можно утверждать, что безработица является опасным явлением как для отдельной личности, так и для общества в целом. Безработица обязательное явление, но существует множество путей ее ограничения. Если же не регулировать безработицу, образуются социальные, экономические, а также политические проблемы. Государственная политика занятости должна регулировать безработицу для увеличения потенциала рабочей силы и снижения социальной напряженности в обществе.
Безработица циклична, полностью избавиться от нее невозможно, но можно свисти к минимуму, поэтому в государствах разрабатываются способы борьбы с безработицей. Конечно, выявить один единственный способ по сокращению уровня безработицы практически невозможно, поэтому государства разрабатывают целый комплект мер. Эти меры направлены на помощь гражданам найти работу по их профессии, то есть поддержание их покупательной способности.
Государства разрабатывают программу по развитию миграции граждан из регионов с высоким уровнем безработицы в более развитые регионы.
Также государство повышает конкурентоспособность социально незащищённых слоев населения на рынке труда, вводит новые вакансии на предприятиях для людей с ограниченными возможностями, молодежи, людей в возрасте и дает большую возможность трудоустройства на государственных предприятиях.
Активно внедряются организации временного трудоустройства для студентов, только окончивших учебные заведения, так как этой части населения сложно найти работу из-за отсутствия опыта.
Государство внедряет программы поддержки малого бизнеса, вводит налоговых льгот для работодателя, что способствует снижению уровня безработицы.
Правительством устанавливаются программы финансовой поддержки, программы по ограничению налогов и сборов с предприятий. Происходит упрощение налогового и бухгалтерского учета, что также положительно влияет на безработицу.
Таким образом, любое государство в обязательном порядке должно регулировать занятость населения на рынке труда. Обеспечение минимального уровня безработицы в стране позволит повысить экономическую активность населения, уровень и качество жизни, что окажет положительное влияние на экономику государства.
Список использованных источников и Интернет-ресурсов.
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) О занятости населения в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Конституция РФ. URL: http://constitution.kremlin.ru/
3. Трудовой кодекс РФ. URL: https://base.garant.ru/12125268/
4. 24. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) Режим доступа – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/
5. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова; под ред. Е.Н. Барикаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 599 с.
6. И.Н. Волков, Г.Ю. Карпова. Рабочая сила, занятость и безработица в России 2022, Статистический сборник, 21.07.2022