Криминологическая характеристика «скулшутинга»:
В науке криминологии не выработано единого определения совершению массового убийства с применением оружия в помещении или на территории образовательных учреждений. Наиболее часто используется английский термин – скулшутинг.
Скулшутинг – это планирование, организация, совершение вооруженного нападения в/на территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства. Скулшутинг необходимо рассматривать как явление, при котором злоумышленники индивидуально трудно предсказуемы, поскольку мотивированы одной идеей или одной проблемой, умысел зачастую не конкретизирован, применение насилия считают оправданным и единственно возможным средством достижения цели. По уголовному законодательству Российской Федерации такие преступления квалифицируют по ст.105, 111, 112 УК РФ.
Такого рода деяния не относятся к преступлениям террористического характера, но имеют некоторые схожие признаки:
Обладают достаточно схожими механизмами: применение оружия, массовость жертв, устрашение населения, создание опасности гибели человека.
Публичность заявления намерений в том числе через соцсети.
Вместе с тем, при совершении данного преступления преступниками не выдвигается никаких требований, поскольку умысел, зачастую не конкретизирован
В результате этого, скулшутинг стал одной из самых серьезных проблем в современном обществе, и требует комплексного подхода для изучения причин и условий, формирующих данный вид преступления и разработки комплексного механизма по его противодействию.
Детерминанты формирующие «скулшутинг»:
Для того, чтобы человек совершил такое серьёзное преступление он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.
Причины и условия, формирующие данный вид преступления, можно разделить на 2 группы:
1) Внешние факторы связаны с социальной средой, в которой живет, воспитывается, общается ребёнок и которая оказывает на него непосредственное влияние. Это: семья, друзья, школа, улица, увлечения и т.д. Например, отсутствие внимания родителей к ребенку, постоянные конфликты в семье, трудности общения со сверстниками, конфликты с одноклассниками и педагогами, травля, как в школе, так и во дворе, смерть (серьёзная болезнь) родственников или друзей, которые имеют для подростка авторитет, доступ к огнестрельному и холодному оружию, повышенный интерес к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а такжеего доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию«Скуллшутинга».[1]
2) К внутренним факторам относится психо-физиологическое состояние ребёнка, внутреннее принятие себя и проецирование своего «Я» на собственное поведение в микро и макро среде. Например, это депрессивное состояние ребенка, подчинённость, зависимость, внушаемость ребёнка, наличие психических отклонений, эмоциональное состояние и т.д.
Анализ приговоров по наиболее известным указанным преступлениям, позволил составить криминологический портрет такого преступника.
Исследование показало, что в основном дети воспитывались в полной семье (3 из 4 рассмотренных приговоров), родители сыновей материально обеспечивали, подростки в свободное время занимались либо спортом, либо компьютерными играми, однако в мир ребёнка родители вовлечены не были.[1] В основном подростки вели, с одной стороны, замкнутый образ жизни, но, с другой стороны, отмечалось, что тяготели к общению, однако сверстники считали их странными, поэтому не имели с ними тесных отношений, подростки были несколько отстранёнными, вели разговоры о смерти или по ту стороннем мире, конфликтны с учителями или одноклассниками, из-за этого сами становились объектами травли или насмешек и шуток со стороны одноклассников, имели доступ к оружию или сами им владели.[4]
Старались в социальных сетях подражать «Колумбайнерам» фотографиями, постами, полностью погрузится в их облик, одеваться как они.
Итак, в исследованных приговорах, преступниками, являются лица мужского пола, имеют различные увлечения: оружие, охота, борьба, деструктивные компьютерные игры.
Анализируемые лица имели определенный перечень отмеченных в приговорах положительных качеств: доброта, предрасположенность к общению, высокая приспособляемость к социальной среде.
Обстановка в семье характеризовалась как неблагоприятная: в одной семье не было отца, во всех семьях отмечалось либо отсутствие интереса к миру ребёнка со стороны родителей, либо тотальный контроль за ребёнком.
На момент совершения преступления отмечалось как наличие эмоционального срыва, так и чётко продуманное решение.
Итак, для подростка семья имеет большое значение, так как она закладывает основу социализации ребёнка и его дальнейшие отношения в социуме.
Необходимо отметить и ещё одинфактор, влияющий на формирование деструктивного поведения подростка - психическое заболевание или расстройство. Причём, такие расстройства могут быть как врождённые, так и приобретённые вследствие социальной изоляции, издевательств со стороны сверстников, формирование в будущем чувства ярости и желания отомстить. В 50% случаев отмечалось наличие психических расстройств или эмоциональных срывов.
Как показало исследование основной причиной деструктивного поведения подростка, который в последствии хватается за оружие, становится травля.
Жертвой травли может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Причины, из-за которых возникает такая проблема, заключаются в сложностях и противоречиях растущих детей, внутренних и внешних условиях их развития.
Школьную травлю можно разделить на две формы: физическую - это толчки, пинки, удары и другие различные травмы, нанесенные умышленно и психологическую – это оскорбления и унижения, которые наносят психологическую травму ребенку, а также это преследования, запугивания и угрозы.
В том случае, если ребёнок или подросток становится свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
В одиночку ребенок не в состоянии справиться с унижениями. Нужен комплексный подход. Со стороны родителей требуется поддержка. Если они сами не понимают, как с этим справиться, то следует обратиться к психологу. После консультации родители уже могу спокойно поговорить с ребенком, используя следующие фразы: «Я верю тебе», «Мне жаль, что с тобой это случилось», «Это не твоя вина», «Хорошо, что ты мне об этом сказал», «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». В силу возраста ребенок не всегда может сам разобраться с травлей, но родители должны дать советы как этого избежать. Например, обязательно рассказывать о случаях травли взрослым, которым доверяешь, нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно.[2]
В завершении можно сделать вывод, что никто не защищен от травли и жертвой может стать любой ребенок. Для того, чтобы не допустить такого нужно регулярно проводить беседы родителей и учителей с ребенком. Родители должны придавать ребенку веры в себя, а задача учителя объяснить, что такое хорошо, что плохо и конечно же сплотить коллектив детей
Список использованных источников:
Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах
Кувичкин Н.М., Дорошева М.И. Школьный буллинг как психологическая и педагогическая проблема в обществе // Вестник науки, 2022, № 1 (46), Т.5 с. 34 – 38.
Решение Бутырского районного суда г. Москвы № 01-0003/2015 // СПС Консультант Плюс
Решение Басманного районного суда г. Москвы № 3/2-0458/2018 //СПС Консультант Плюс