Появление в семье ребенка требует перестроения функционирования всей семьи, предъявляет дополнительные требования к эмоциональному состоянию родителей, повышает необходимость быть более чувствительным к потребностям появившегося в семье нового человека; родители нередко испытывают стресс в связи с адаптацией к новой роли, нехваткой сна, согласованием воспитательского подхода разными взрослыми членами семьи, а также с особенностями ребёнка, его поведением, темпераментом и другими характеристиками ребенка, которые могут повлиять на эмоциональное состояние ухаживающего взрослого [1].
Исследование проводилось в октябре 2023 года. В опросе приняли участие 60 родителей в возрасте от 27 до 65 лет. Исследование проводилось в виде анкетирования в двух группах: родители дошкольников и школьников. Были определены базы для исследования: «детский сад № 21» и «Лицей № 1» города Лысьва.
Обязательным условием был возраст ребёнка – от 3 до 12 лет. В этот возраст ребёнок проходит первый свой кризис и существует сильная связь между ребенком и родителем.
При оценке уровня эмоциональной тревожности у родителей, у которых дети дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что больше половины (62,5%) опрашиваемых находятся в состоянии повышенной тревожности. При этом нормальный уровень тревожности показали только 17,5% респондентов. Средний уровень тревожности у 20%.
При оценке уровня эмоциональной тревожности у родителей, у которых дети школьного возраста, были подведены итоги: больше половины (70%) опрашиваемых находятся в состоянии повышенной тревожности. При этом нормальный уровень тревожности показали только 11% респондентов. Средний уровень тревожности у 19%.
Выводы: уровень эмоциональной тревожности выше у родителей школьников, чем у дошкольников на 7,5%. В основном это связано со сложностями воспитания детей-подростков. В данном возрастом периоде проявляются особенности психологического и физиологического поведения у ребенка, связанные с гормональными перестройками организма. Часто родители обозначают у ребенка ежедневные истерики, перепады настроения [6]. Для родителей также актуальны проблемы трудности обучения ребенка, в связи с отсутствием мотивации для хорошей учебы в школе. Плохая успеваемость беспокоит родителей, что вызывает тревогу за будущее своих детей. Возникают переживания за результаты экзаменов, дальнейшее обучение и выборе среднего профессионального или высшего образования. Также в этом возрастном периоде у детей начинается формироваться собственное представление о том, как следует одеваться красится. Часто это мнение отличается от родительского, что снова провоцирует тревожность [2,3].
Родители детей дошкольного возраста, также проявляют повышенную тревожность, но она менее выражена. Чаще беспокойство возникает за здоровье, питание, привязанности ребенка к маме, ревности по отношению к другим членам семьи [1].
На фоне вышеперечисленных причин у родителей формируется тревожность. Родительская тревога – эмоционально нестабильное состояние, связанное с воображаемой, потенциальной опасностью или неприятностью. Это чувство не всегда зависит от каких-либо реальных факторов и не связано с социальным статусом. Душевное волнение может быть, как постоянным, так и кратковременным, а также являться следствием психического заболевания. Тревога проявляется у всех по-разному: одни родители постоянно крутят в своей голове разные мысли о возможных опасностях, а другие навязывает свои волнения детям, создавая атмосферу напряжения, в которой ребёнок сам начинает бояться или тревожиться [4].
Стараясь уберечь ребёнка от опасностей, родители полагают, что таким образом они заботятся. Однако зачастую это скрытая тревога. Она может проявляться в повышении голоса, эмоциональных срывах без повода, молчании, чрезмерном контроле, запугивании, критике, наказаниях за поступки. Чаще всего взрослые высказывают свои опасения детям, ругают их за то, что они делают что-то по-своему и обижаются, если ребёнок не поддерживает внутренние страхи взрослого. Из-за повышенной тревожности родители излишне опекают ребёнка. При этом, если что-то идёт не по плану, то они чувствуют себя виноватыми [2].
Иногда тревога возникает без повода, как предостережение, необоснованное опасение [1]. Родители начинают бояться, когда с ребёнком уже что-то случилось (травма, конфликт со сверстниками), либо предстоит сделать какой-то важный шаг в жизни. Порой взрослые тревожатся из-за собственных опасений по поводу того, что они недостаточно хорошие родители. Некоторые боятся плохой наследственности: считают, что ребёнок может повторить судьбу родственников с асоциальным прошлым [5].
Таким родителям необходимо избегать сравнений себя с другими и помнить о том, что главное – это личный пример. Любой родитель будет хорошим, если является положительным примером. Важно научиться заботиться о ребёнке так, чтобы не уделять ему слишком много внимания, избегать гиперопеки и дать возможность проявлять ему самостоятельность. Нужно прислушиваться к своему ребёнку, быть рядом с ним и осознавать, что он является отдельной личностью, а не копией родителя [1].
Состояние тревожности – это проблема самого взрослого человека. Поэтому прежде всего родителю необходимо работать с проблемами взрослого. В ситуациях явного преувеличения опасности происходящего необходимо успокоиться и осознать, заметить тревожность [1]. Необходимо понимать, что ребёнок не отвечает за родительскую тревогу и не обязан прислушиваться ко всем опасениям взрослого. Чтобы переключиться с негативных мыслей, можно сосредоточить своё внимание на других заботах. Эмоциональное состояние хорошо стабилизирует физическая активность. Если родителю самостоятельно не удаётся справиться с чувством беспокойства, то лучше проработать это с психологом, т.к. тревожные расстройства часто возникают наряду с другими психическими расстройствами, в частности депрессией, которая может возникнуть у целых 60% людей с тревожными расстройствами.
Список литературы
Kochanska G., Friesenborg A. E., Lange L. A., Martel M. M. Parents’ Personality and Infants’ Temperament as Contributors to Their Emerging Relationship // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 86 № 5. 744-759.
McGrath J. M., Records K., M Rice M. Maternal depression and infant temperament characteristics // Infant Behavior and Development. January 2008. Vol. 31. Issue 1. 71-80.
Solmeyer A. R., Feinberg, M. E. Mother and father adjustment during early parenthood: The roles of infant temperament and coparenting relationship quality // Infant Behavior and Development. December 2011. Vol. 34. Issue 4. 504-514.
Захарова особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. №1. 2008. – С. 9-17.
Камзина О. А. Социальные явления – журнал международных исследований, номер: 1(4), год: 2016, – С. 55-60.
Эриксон. Э. Детство и общество. СПб., Питер, 2008. – с. 276.