В условиях роста информационной насыщенности экономики информационное обеспечение эффективной деятельности предприятия приобретает все большую значимость. Информация стала важным фактором обеспечения движения товара от производителя к потребителю.
Информационный кризис – это несоответствие между быстро растущим из поколения в поколение умственным способностям людей и еще более быстро растущим потоком информации. В результате этого несоответствия возникает противоречие, суть которого состоит в том, что современный человек на данный момент пока не в состояние в полной мере воспринимать и обрабатывать информацию, которая была получена [1, с.211].
В современном мире информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации и вызывает такое понятие, как «информационная перезагрузка». Затрудняется восприятие полезной для потребителя информации, это связано с тем, что возникает большое количество избыточной информации.
На данный момент, трудно предсказать или выделить последствия информационного кризиса и информационной перегрузки, но причины обозначить уже можно: стремительный рост количества новой информации; простота дублирования и передачи данных через интернет; увеличение доступных каналов входящей информации; большое количество недостоверных сведений; противоречия и неточность в информации, низкое соотношение сигнал/ шум; отсутствие полезных методов сравнения и обработки различных видов информации; элементы информации не связаны или не имеют общей структуры для выявления их отношений [2, с.78 ].
Итак, информационный кризис приводит к информационному голоду, профессиональному кризису, который выражается в падении производительности и уменьшении творческого потенциала, к ухудшению здоровья людей, увеличению социальной тревоги и беспокойства, к неэффективности государственного исполнения функции управления информационными потоками и влияниями, к потере контроля над ситуацией.
Информационное обеспечение антикризисного управления деятельностью предприятия требует создание соответствующего уровня инновационной инфраструктуры, в рамках которой формируются коммуникационные связи для обеспечения трансфера технологий. Важными составляющими инновационной структуры являются технологические платформы, научные парки и соответствующее операционное обеспечение. В результате проведенных исследований определено, что технологическая платформа является важным коммуникационным инструментом информационного обеспечения. Исследование показывают необходимость разработки организационного инструментария информационного обеспечения системы антикризисного управления предприятиями. [7, с.114 ].
Системная оценка антикризисного управления предприятия требует проведения финансово-экономической диагностики рамках обеспечения надежной и качественной информации для принятия необходимых управленческих решений.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что использование обычных методик недостаточно, нужен стратегический анализ информационного обеспечения создания антикризисной инфраструктуры предприятия.
Информационное обеспечение антикризисного управления требует создания коммуникационной инфраструктуры на основе программно-целевого метода, в рамках которой формируются технологические стандарт, профили – технологические платформы.
Задачи по созданию технологической платформы решаются в 3 этапа.
Этап 1. Формирование долгосрочных экономических прогнозов (более пяти лет). Формирование коммуникационной стратегии технологической платформы. Долгосрочная оценка конкурентоспособности предприятия, создание стратегического антикризисного набора, разработка долгосрочных планов научной и инновационной деятельности. Стратегический маркетинговый анализ рынка наукоемкой продукции, стратегический анализ экспортных возможностей и трансфера технологий.
Этап 2. Формирование плана научно-технических исследований и внедрения инноваций на предприятиях:
Создание научных кооперативных объединений (технологическая и проектная кластеризация), обеспечение преобразований научного продукта в инновации на предприятиях;
Оценка необходимого объёма финансирования исследований и разработок;
Формирование финансового профиля инвестирования исследований и разработок;
Сценарный анализ вариантов дальнейшего развития инновационной инфраструктуры;
Обучение персонала, специалистов-инноваторов на предприятиях.
Этап 3. Реализация стратегии инновационного развития предприятий. На данном этапе формируется технологический портфель, который содержит план научно-исследовательских разработок, апробации, внедрения, маркетингового сопровождения наукоемкой продукции на рынке. [3, с.146 ].
Последовательно пройдя все 3 этапа в своем развитии, технологическая платформа для информационного обеспечения антикризисного инновационного развития, как показывает научно-практический и методический опыт, играет ключевую роль в более тесной связи научных приоритетов с инновационными потребностями предприятия, а также обеспечивает преобразование научных продуктов в конкурентоспособную инновационную продукцию, востребованную рынком.
Процесс диагностики, являющийся важным элементом функции контроля и позволяющий оценить степень отклонения, обеспечивает процесс управления необходимой информацией, которая позволяет принимать антикризисные решения.
Для эффективного антикризисного управления предприятием необходимо формирование технологической платформы, поскольку это позволит своевременно реагировать на изменение рыночной конъектуры, тщательно проводить анализ конкурентов, технологий, прогнозировать цены и возможность появления новых конкурирующих продуктов.
На сегодня менеджеры и экономисты, так или иначе, вынуждены заниматься вопросами обеспечения информационной безопасности, в связи с тем, что в ближайшее время придется жить в среде именно информационных технологий, где обретут свое новое место социальные проблемы человечества, включая вопросы экономической безопасности и антикризисного управления предприятием. [6, с.34 ].
По нашем мнению, система антикризисного управления предприятием должна обеспечивать раннюю диагностику кризисных явлений в деятельности предприятия, незамедлительно реагировать на угрозы среды и реализовать возможность выхода из кризисного состояния, при необходимости. В таком случае система в деятельности фирмы будет считаться успешной.
Создание системы информационного обеспечения антикризисного управления предприятием на базе технологической платформы, с одной стороны, обеспечит диффузию инноваций, а с другой стороны – взаимный контроль среди предприятий над информационной безопасностью друг друга. Технологическая платформа для предприятия выступает интегратором информационной системы, объединяющей составляющие инновационной инфраструктуры.
Список использованных источников
Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. // Санкт-Петербург: Лань, 1999. – 524 с.
Магафуров, К.Б. Информационный кризис как причина глобального экономического кризиса / К. Б. Магафуров / Каталог научных статей и публикаций, 2012. – 258 с.
Жариков, В.В. Антикризисное управление предприятием. //Тамбов: ТГТУ, 2009. – 269 с.
Ицхак, К. Адизес. Управляя изменениями. //Санкт-Петербург: Питер, 2011.- 224 с.
Семке, Ю.С. Сущность и основные элементы инновационной инфраструктуры. //Вестник-Экономист ЗабГУ, 2012. – 346 с.
Ясенев, В. Н. Финансовый менеджмент: монография. // Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017. – 428 с.
Корягин, Н.Д. Антикризисное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата. //Москва: Юрайт, 2019\ -367 с.