Теоретические основы потребительского кредитования - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Теоретические основы потребительского кредитования

Севрюгова В.А. 1
1Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной экономике кредитование является одним из основных условий экономического кредитования физических и юридических лиц. С каждым годом, банки увеличивают свои возможности, идут в ногу со временем, дополняют новыми видами и условиями свою линию кредитования. Внедряются новые технологии, способствующие минимизировать затраченное время клиентов. Клиенты могут, не выходя из дома подавать заявку на кредит, оплачивать его через свое мобильное устройство и т.д.[6, с. 5].

Кредитование физических лиц распространено во всех странах мира, является залогом социальной и экономической стабильности, внося свой вклад в реализацию основных направлений государственной политики. Государство, в свою очередь, занимается контролем и поддержкой всех кредитных организаций, предоставляя им государственные гарантии.

Сегодня потребительское кредитование является основным направлением банковской деятельности.

Под потребительскими кредитами понимаются кредиты, предоставляемые физическим лицам (потребителям) в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлениемпредпринимательской деятельности. Однако, здесь следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире.

Потребительским кредитом может стать покупка недвижимости в рассрочку, кредит для получения образования, ежедневные текущие покупки заемщика посредством кредитных карточек, ссуды индивидуальным предпринимателям и т.д. Хоть они и не в полной мере соответствуют классической трактовке понятия потребительского кредита, но в ряде случаев могут рассматриваться именно как таковые.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», потребительский кредит (заем) –«денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [5].

Финансирование расходов населения, направленное на удовлетворение потребительских потребностей, является основной целью потребительского кредитования.

Объектами потребительского кредитования могут быть товары (в том числе предметы длительного пользования), услуги (медицинские, туристические, образовательные и другие), деньги. Потребительский кредит является средством удовлетворения различных потребительских нужд населения.

Субъектами потребительского кредита, с одной стороны, выступают кредиторы (коммерческие банковские организации, специальные учреждения потребительского кредитования, торговые предприятия и прочие небанковские кредитные организации), а с другой стороны - заемщики (население)[7, с. 10].

Субъектами кредитных отношений являются: кредитор и заемщик.

Кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация,предоставляющие или предоставившиепотребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Заемщик - сторона, получающая кредит и принимающая на себя обязательство возвратить в установленный срок ссуженную стоимость, а также уплатить процент за пользование ссудой[13, с. 57].

В рамках кредитных отношений один и тот же экономический субъект может быть одновременно и кредитором, и заемщиком. Если предприятие получает в банке ссуду, последний является кредитором, а первое - заемщиком. Если предприятие хранит деньги в банке, то кредитор - предприятие, а заемщик - банк. Действуя как посредник, банк во всех случаях выступает от своего имени и принимает на себя все связанные с предоставлением кредитов риски.

Сущность потребительского кредитования отражена в его названии -данный вид кредита всегда связан с удовлетворением потребительских нужд заемщика.

Сегодня существуют разные взгляды на определение понятия потребительского кредитование.

Так, Т.Е. Родина определяетпотребительский кредит как «кредит, предоставляемый конечному потребителю товаров и услуг»[16, с. 80].

Г.Н. Белоглазоваи Л.Л.Кроливецкаяотмечают, что потребительский кредит «служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения, при этом заемщиком является физическоелицо, а кредиторами - кредитные организации, а также организации и предприятия различных форм собственности»[9, с. 127].

Долан Э.Дж. отмечает, что «потребительский кредит выдается частным лицам для приобретения товаров длительного пользования -автомобилей, бытовой техники» [250, с. 5].

В работах российских экономистов Лагутина В.Д., Лаврушина О.И., Грязновой А.Г., Думной Н.Н., Черненко В.А., Енапова А.Ж., Махамат А.Х., и других, потребительский кредит, общеостановочно рассматривают с точки зрения формирования финансовых ресурсов при условии постоянного обмена благами и деньгами, как средство повышения благосостояния[20, с. 55]. Однако в современных условиях требуется дальнейшее исследование рынка потребительского кредита в направлении анализа современного его развития и факторов, оказывающих воздействие на этот процесс.

Потребительский кредит можно рассматривать, как самостоятельную форму кредитования и как один из видов банковского кредитования. Как самостоятельная форма кредитования, потребительский кредит представляет собой кредитные отношения между заемщиком и кредитором, направленные потребительские нужды. При этом заемщиком выступает физическое лицо, а в качестве кредитора могут выступать как физические лица, так и организации. Ключевым моментом в данном случае будет удовлетворение различных потребностей заемщика6[18, с. 127].

Потребительское кредитование характеризуется следующими особенностями:

  1. Целевой характер потребительского кредита. Потребительский кредит может быть использован заемщиком только в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных бытовых и иных аналогичных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

  2. Особый субъективный состав. В качестве кредитора выступает кредитная или иная коммерческая организация, в то время как заемщиком всегда выступает физическое лицо.

Особенность современной практики кредитования заключается в многообразии приметаемых форм, видов и способов выдачи кредитов вообще и потребительских кредитов в частности, постоянно появляются новые виды кредитов, учитывающие изменяющиеся потребности населения, выделение новых социальных групп потенциальных заемщиков, направления использования кредитных ресурсов и др. факторы[30, с. 142].

Специфика появления различных видов потребительского кредитования, их взаимосвязь и взаимопроникновение приводит к необходимости упорядочения, классификации потребительских кредитов. Выбор обоснованных критериев разграниченияпотребительских кредитов, отнесения их к определенным видам, исходя из определенных классификационных признаков, является достаточно сложной, но важной проблемой. Ее решение позволит оценить факторы кредитного риска и кредитоспособности заемщика в соответствии с местом данного вида кредита в классификации, обоснованно выбрать метод оценки кредитоспособности и оптимизировать кредитный процесс в целом.

Основными классификационными признаками потребительского кредитования являются целевое назначение, субъекты кредитования, сроки предоставления кредитных ресурсов, способ предоставления, наличие и вид обеспечения, метод погашения и др. Наряду с традиционными направлениями разделения появляются новые классификационные признаки. К ним можно отнести метод оценки кредитоспособности, срок рассмотрения кредитной заявки.

Потребительские кредиты можно классифицировать по различным критериям:

1. По субъектам кредитной сделки различают следующие виды потребительских ссуд:

а) по виду кредитора - это ссуды, предоставляемые банками, торговыми организациями, ломбардами, пунктами проката, кредитно-потребительскими союзами (КПС);

б) по виду заемщика - это ссуды, предоставляемые:

- всем слоям населения;

- определенным социальным группам;

- различным возрастным группам;

- группам заемщиков, различающимся по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности;

- VIP-клиентам;

- студентам;

- молодым семьям.

2. По обеспечению:

- обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами);

- необеспеченные (бланковые).

3. По методу погашения:

- разовое погашение (текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли, а также кредиты в виде отсрочки платежа);

- рассрочка платежа (равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется).

4. По условиям предоставления:

- разовый;

- возобновляемый (револьверный).

5. По целевой направленности ссуд (по объектам использования или объектам кредитования):

- строго целевые (на образование, лечение, строительство или приобретение жилья, автокредиты, ипотечные ссуды, на приобретение товаров длительного пользования и пр.);

- без указания цели (на неотложные нужды, в виде овердрафта).

6. По срокам кредитования:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет)[10, с. 112].

В целом следует отметить большое разнообразие видов банковских потребительских кредитов, направленных на удовлетворение разнообразных нужд и потребностей заемщиков, что стимулирует его активное развитие и повышает социально-экономическую роль в обеспечении роста национальной экономики и повышения качества жизни населения страны[8, с. 187].

Таким образом, потребительским кредитованием следует считать такой вид кредита, при котором заемщиком является физическое лицо, а целью кредитования - удовлетворение потребительских нужд заемщика, в том числе и нужд долгосрочного характера, таких как жилье или образование. Потребительское кредитование является частью кредитования населения, отличительной особенностью которого является как субъект кредитования, так и целевой характер.

1.2 Организация процесса потребительского кредитования

Кредитование является основным видом активных операций универсальных коммерческих банков и первостепенным источником получения дохода, при этом кредитование населения занимает в современных банках от 15 до 25% кредитного портфеля.

Одним из самых популярных видов кредита в России является потребительское кредитование. Около 60% процентов россиян пользуются потребительским кредитованием, которое с каждым годом набирает популярность среди всех слоев населения[11, с. 68].

Эффективная организация потребительского кредитования в коммерческом банке способствует диверсификации банковской деятельности, получению доходов, а с точки зрения банковских клиентов - повышению качества жизни населения и стимулированию его платежеспособного спроса. Активное развитие потребительского кредитования в российской банковской системе началось сравнительно недавно с продвижения экспресс-кредитования, то есть кредитования населения на небольшие сроки и суммы. В настоящее время российские банки предлагают широкий ассортимент кредитов для населения, который призван удовлетворять различные потребности клиентов.

Процесс управления организацией потребительского кредитования в банке включает в себя некую совокупность определенных этапов, в результате которых клиент получает кредит, а финансовая организация прибыль в виде процентов по кредиту. В каждом банке разработан свой процесс кредитования.

Тем не менее, каким бы образом ни развивался процесс кредитования, он базируется на нескольких основных принципах:

1) платность - заемщик должен выплатить кредитору некоторый процент от взятой им ссуды;

2) обеспеченность - гарантии заемщика в том, что он исполнит всех условия кредитного договора;

3) срочность - в договоре прописан точный срок, по его окончании заемщик должен вернуть взятую им ссуду вместе с начисленными процентами;

4) совпадение экономических интересов заемщика и кредитора - кредитор обладает определенным количеством денежных средств, в которых нуждается заемщик;

5) стимулирование - заемщик обязан вернуть в указанный в договоре срок не только взятую им сумму, но и плату за ее пользование [19, с. 109].

Предоставление потребительского кредитования включает пять основных этапов (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1 – Этапы банковского кредитования физических лиц

Рассмотрим особенности банковского обслуживания на каждом этапе кредитования физических лиц.

1) Рассмотрение банком заявки на получение банковского кредита.

Заявка содержит основные параметры операции ссуды: цель денежного займа; запрашиваемая сумма с обеспечением займа; срок займа; желаемая процентная ставка.При подаче полного пакета документов гражданином кредитный инспектор обязан рассмотреть заявление о предоставлении займа в течение одного-двух дней. Способность клиента платить по кредиту (кредитоспособность) оценивается тогда, когда проверка пакета документов закончена [19, с. 69].

2) Оценка кредитоспособности заёмщика.

Проверяется способность заемщика погасить кредит и проценты по нему в соответствии с кредитным договором. На этом этапе также проводится анализ залогового обеспечения. Если банк установил, что заемщик кредитоспособен, сотрудником учреждения, выдающим кредит, составляется договор, в котором указывается вид займа, сумма, залоговое имущество, процентная ставка и вид погашения [18, с. 98].

3) Оформление кредитного договора.

Этот этап называется структурированием кредита. Определяются основные характеристики кредита: вид кредита, сумма, срок, метод погашения, безопасность, процентная ставка и другие условия. Кредитным договором является письменное соглашение между коммерческим банком и кредитором, в соответствии с которым банк обязуется предоставить заемщику кредит в согласованной сумме, сроков оплаты и погашения, а заемщик обязуется использовать кредит, полученный по прямому назначению и возвращенный в установленный срок с полной выплатой согласованных процентов. Кредитный договор заключается только в письменной форме. Коммерческие банки самостоятельно разрабатывают формы кредитных договоров, но, как правило, современные кредитные соглашения содержат следующие разделы: общие положения; права и обязанности заемщика; права и обязанности банка; урегулирование споров; контрактное время; юридические адреса [22, с. 205].

В первом разделе кредитного соглашения содержится:

  • наименование договаривающихся сторон;

  • предмет соглашения - вид кредита, его сумма, срок, процентная ставка;

  • условия для обеспечения выполнения кредитных обязательств (залог, поручительство, страхование ответственности по погашению кредита);

  • порядок выдачи и погашения кредита, а также порядок исчисления и уплаты процентов по кредиту (срочные и просроченные).

Некоторые банки размещают зачисление и выплату процентов за кредит, а также условия для обеспечения обязательств в отдельных разделах кредитного соглашения. Права и обязанности заемщика и кредитора (второй раздел и третий раздел договора) вытекают из действующего законодательства, а также определяются особенностями каждой конкурентной кредитной сделки, ситуацией на рынке кредитных ресурсов, кредитоспособностью заемщика. За нарушение условий кредитного договора ответственность сторон, в том числе имущества, предоставляется в четвертом разделе[26, с. 29].

4. Выдача кредита.

В соответствии с Правилами банка деньги предоставляются заемщику на основании поручения специалистов уполномоченного подразделения банка и подписываются уполномоченным должностным лицом банка. Номер и дата контракта указаны в этом порядке; сумма предоставленных средств; срок выплаты процентов и процентная ставка; дата погашения средств; общая сумма или несколько сумм, если погашение будет производиться в рассрочку; численное обозначение группы кредитного риска; стоимость залога (если имеется договор залога), сумма, на которую была получена банковская гарантия или поручительство; список документов, прилагаемых к распоряжению, и другую необходимую информацию[12, с. 109].

5. Контроль банка за исполнением и погашением ссуды (кредитный мониторинг) и выплатой процентов по ней.

Во время действия договора о предоставлении кредита, сотрудник банка должен следить за соблюдением условий кредитования заемщиком. Прежде всего, это касается своевременного внесения платежей и недопущения просрочек выплат по кредиту. Вообще, обеспечение возврата кредитных средств - довольно сложный процесс, целый ряд мер организационного, экономического и правового характера. Если осуществление этих мер протекает успешно, кредитный заем, обычно, возвращается в установленные договором сроки. Если же появляются проблемы, банковский сотрудник принимает решение о продаже залогового имущества, либо, если это возможно, заемщик признается банкротом, а его имущество продается. В противном случае, учреждение выдавшее кредит, понесет убытки.

Осуществляя контроль за погашением кредита банк требует от заемщика полного выполнения своих обязательств согласно заключенного договора. В противном случае заемщики могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). В частности, в зависимости от статуса должника банк-кредитор имеет право обратиться в арбитражный суд[9, с. 306].

Таким образом, банковское кредитование включает в себя пять основных этапов, по которым банк страхует возврат кредита и недопущения рисков в случае невозврата суммы кредита физическим лицом. К этапам банковского кредитования относят: рассмотрение коммерческим банком заявки; проведение оценки кредитоспособности заемщика; процесс оформления необходимых документов, кредитного договора; выдача суммы кредита; проведение постоянного мониторинга (контроля) за использованием ссуды и уровнем финансовых возможностей хозяйствующего субъекта. Отметим, что коммерческий банк является таким финансовым институтом, который всегда будет просчитывать вероятность рисков от той или иной кредитной операции, так как именно от кредитных операций он получает наибольшие доходы. Это те подходы, которые выработала банковская система, используя имеющийся опыт и реагируя на вызовы и угрозы для нее.

1.3 Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования

Сегодня банковская сфера российской экономики переживает этап стабильного существования, который обусловливается спросом на банковские продукты. В этой связи необходимо создать предпосылки для роста эффективности банковского сектора и его перехода в стадию развития. Главным фактором, который сможет обеспечить этот переход является динамичное развитие реального сектора экономики, а не создание всевозможных фондов и резервов, не гарантирующих защиту от опасных явлений на рынке[15, с. 20].

Создание резервов не должно ограничивать капиталотворческую функцию банковского сектора и тормозить общественное воспроизводство. В связи с этим следует приступить к стимулированию банковского инвестирования в реальный сектор экономики, предоставляя льготы и государственную поддержку специализированным банкам. Эти вложения обеспечат не только прирост ВВП, но и реальную капитализацию банковской отрасли, рост вмененной ценности рубля.

Выделим основные факторы, которые могут оказывать непосредственное влияние на потребительское кредитование:

1. Состояние экономики. Несомненно, общая экономическая ситуация в стране, в реальном секторе экономики оказывает определяющее влияние и на всю финансово-банковскую систему. Более того, именно она определяет и направления государственной денежно-кредитной и финансовой политики. Антиинфляционная политика Центробанка, включающая повышение ставки рефинансирования и норматива обязательных резервов (политика «дорогих денег») снижает кредитный потенциал банковской системы. Экономический спад, падение числа экономических субъектов, имеющих доступ на рынок, обусловили падение спроса на банковские продукты. В потребительском кредитовании наблюдается сужение района и сферы деятельности, монополизация отдельных банков на локальных рынках.

2. Макроэкономические факторы носят объективный характер, и банк должен максимально приспосабливать к ним свою кредитную политику.

3. Региональные различия в состоянии экономики очень заметны в такой огромной стране, как Россия. Центральный регион, и в особенности Москва, сосредоточил подавляющую долю всех финансовых ресурсов страны, в то время как периферийные регионы испытывают недостаток в них. Кроме того, в регионах острее проявляются спад производства, безработица, снижение уровня жизни населения. Многие небольшие города зачастую полностью зависят от состояния дел на нескольких крупных предприятиях, где трудится практически все местное население. Все это оказывает огромное влияние на формирование клиентуры банков, возможности привлечения средств и кредитования[17, с. 360].

4. Экономическая стабилизация важна с той точки зрения, что она порождает взаимное доверие кредитора и заемщика (потребителя) в контексте долгосрочной финансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или выдавая кредитную карточку, банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы (или иных доходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохранился на весь - иногда весьма продолжительный - срок кредитования. Точно так же потребитель должен быть уверен в долгосрочной финансовой стабильности банка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств (особенно актуально это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемой за счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).

5. Четкая спецификация нормативной базы является защитой как кредитора, так и покупателя от форс-мажорных обстоятельств, вызванных сознательным либо вынужденным уклонением участника сделки от исполнения своих обязательств по договору потребительского кредита. Эффективное хозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальными издержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшей стороны.

Несомненно, наличие банков-конкурентов оказывает значительное влияние на формирование кредитных ресурсов и на возможности их выгодного размещения.

С точки зрения предоставления кредитов наиболее привлекательными для банков являются стабильные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала, которых на сегодняшний день очень мало. Отсюда - повышенные кредитные риски. К сожалению, потребность в заемных источниках у российских предприятий в современных условиях чаще всего возникает не в связи с расширением производства и необходимостью финансирования прироста оборотных средств, а по причине финансовых затруднений в связи с неплатежами. В настоящее время широко распространилось вынужденное взаимное финансирование отраслей. Все отрасли производства четко разделились на чистых кредиторов и чистых заемщиков (по сальдо взаимного зачета дебиторской и кредиторской задолженности). Чистые кредиторы - строительство, топливная индустрия, электроэнергетика, транспорт; чистые заемщики -- все остальные (машиностроение, сельское хозяйство, химическая, металлургическая и другие отрасли). Существуют по крайней мере, три причины сложившегося положения:

1) низкая экономическая эффективность второго сектора (чистые заемщики), связанная с переизбытком мощностей после падения спроса на продукцию, медленными темпами банкротства;

2) предприятия первого сектора (чистые кредиторы), преимущественно естественные монополии, диктуют завышенные цены;

3) радикальное изменение соотношения цен на продукцию различных отраслей[23, с. 99].

6. Отраслевые различия в структуре себестоимости могут заключаться в повышенных рисках банков при кредитовании, особенно при общей экономической нестабильности в стране. Дело в том, что банковский кредит оказывает на деятельность предприятия двойственное влияние. С одной стороны, он увеличивает силу финансового рычага предприятия, т.е. заемные средства заставляют предприятие работать на свой финансовый результат, повышая в то же время рентабельность собственного капитала, что оценивается положительно.

С другой стороны, банковский кредит одновременно увеличивает силу операционного (хозяйственного) рычага предприятия, которая определяется динамикой показателя прибыли при изменении суммы поступающей выручки, что оценивается отрицательно. Предприятия, имеющие в составе затрат на производство высокую долю постоянных расходов, не зависящих от изменения объема производства (амортизация, аренда, постоянная часть фонда оплаты труда) в случае падения объема реализации быстрее теряют прибыль по сравнению с предприятиями, у которых доля постоянных затрат невелика. Проценты за банковский кредит в размере, равном ставке рефинансирования плюс 3%, относятся на издержки предприятия, увеличивая их постоянную часть. Проценты сверхуказанного предела относятся на финансовый результат, уменьшая прибыль предприятия. Таким образом, предприятия, имеющие высокую долю постоянных издержек в себестоимости, в большей степени подвержены неблагоприятным изменениям рыночной конъюнктуры, что следует учитывать банкам при кредитовании.

Отраслевая специфика проявляется и в дифференциации нормативных финансовых коэффициентов, применяемых при оценке кредитоспособности предприятий в некоторых банках.

7. Внутрибанковские факторы формирования кредитной политики во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, деловыми качествами и опытом персонала.

8. Структура пассивов и стабильность депозитов, их структура по срокам привлечения оказывают непосредственное влияние на возможности кредитования. Банк должен стремиться привлекать средства на срочные депозиты, которые являются более надежным кредитным ресурсом, позволяют лучше прогнозировать и планировать размещение этих средств в качестве кредитов[27, с. 106].

В заключение отметим, что непосредственное влияние на потребительское кредитование могут оказывать как внешние факторы, так и внутренние. К первым относятся состояние экономики, макроэкономические факторы, региональные различия в состоянии экономики,экономическая стабилизация,четкая спецификация нормативной базы, отраслевые различия в структуре себестоимости.Внутрибанковские факторы формирования кредитной политики во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, деловыми качествами и опытом персонала.

Список использованных источников

  1. Авдеева, А.И. Потребительское кредитование в России в современных экономических условиях / А.И. Авдеева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 9 (часть 2). - С. 5-11.

  2. Арутюнян, А.А. Сущность потребительского кредита и его роль в экономике // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2021): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием / А.А. Арутюнян. - 2021. - №8. - С. 8-10.

  3. Бабина, Н.В. К вопросу о классификации потребительских кредитов / Н.В. Бабина // Сервис в России и за рубежом. – 2019. -№5. - С. 187-192.

  4. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Юрайт, - 2018. - 645 с.

  5. Ващекина, И.В. Классификация потребительских кредитов на российском рынке / И.В. Ващекина // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2021. -№8. – С. 112-132.

  6. Власова, Ю.А. Особенности развития потребительского кредитования в условиях пандемии / Ю.А. Власова // Финансы и управление. - 2021. - №4. - С. 68-82.

  7. Газетдинова, Д.Р. Развитие потребительского кредитования в России: проблемы и пути их решения / Д.Р. Газетдинова // Вестник науки. - 2018. - № 9 (9). - С. 109-111.

  8. Гордиенов, О.Е. О содержании категории «Потребительский кредит» / О.Е. Гордиенов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2018. - № 2 (98). - С. 57-63.

Просмотров работы: 118