По сравнению с крупными компаниями преимущества малых предприятий заключаются в большей гибкости, более эффективном реагировании на изменения бизнес-среды и рынка. Именно поэтому инвестиции, сделанные в этот сектор, приносят более высокую и быструю отдачу. В то же время соответствующий сектор национальной экономики предлагает ощутимые возможности для реализации творческих способностей предпринимателя и его лидерского потенциала.
Малые предприятия являются наиболее распространенной формой организационного бизнеса. Эта концепция вытекает из того факта, что развитие данного сектора обеспечивает рост и процветание уровня жизни населения. Говоря об этом секторе, П. Друкер утверждает: «Малый бизнес является основным катализатором экономического роста» [5, c.118].
Таким образом, эти преимущества малого предприятия вносят значительный вклад в достижение фундаментальных целей национальной экономики. В большинстве развитых стран малый бизнес неуклонно растет благодаря следующим факторам. В обществе развитой демократии происходят процессы разнообразия и дифференциации спроса, когда у людей появляется возможность выбора и достаточно финансовых средств, чтобы эту возможность оплачивать. В этой связи происходят изменения в организационной структуре крупных предприятий, экономика глобализируется и переориентируется на разнообразие услуг, а политика западных правительств в этой области направлена на поддержку малого бизнеса.
За счт малого предпринимательства решаются разнообразные социальные и экономические вопросы. Все эти факторы способствовали росту роли, значения и преимуществ малого бизнеса в экономике стран, а именно: стимулируется производство, растет экономика, создаются новые рабочие места, на рынок выходят рзнообразные продукты и услуги, за счет конкуренции повышается качество продукции и услуг, происходит удовлетворение потребительского спроса и быстрая адаптация спектра услуг к рыночному спросу. Кроме того, малый бизнес способствует самореализации разных людей, обеспечивает их экономическую свободу, способствует повышению благосостояния населения. Наконец, малый бизнес – это формирование устойчивого среднего класса собственников, который обеспечит стабильность в обществе. Это лишь некоторые из преимуществ малого бизнеса.
Потребность в инновациях в нашем государстве является не менее насущной. В связи с известными событиями Российская Федерация оказалась отрезанной от современной высокотехнологической продукции и лишилась доступа к технологиям развитых стран. В такой ситуации необходимо развитие собственных инноваций. И малое предпринимательство, в силу своей гибкости и адаптивности, предоставляет возможности для инновационного развития российской экономики [3, c. 31].
К малым предприятиям в нашей стране относятся компании с доходом от 120 до 800 млн руб. в год и среднесписочным числом работников от 15 до 100 [1]. Такие компании могут претендовать на получение налоговых и страховых льгот, а также определенных преференций по найму сотрудников и обороту наличных денег. Также владельцы малых предприятий могут рассчитывать на финансовую, имущественную, правовую поддержку со стороны государства (на федеральном и на региональном уровне). Малым предприятиям может быть оказана помощь в процессе выхода на международный уровень бизнеса.
Статистика численности малых предприятий в нашей стран представлена далее на рисунке 1 [7, c. 188].
Рисунок 1 – Количество малых предприятий в РФ в 2010 – 2023 гг. (млн)
Как видно на графике, после некоторого спада в 2020 гг., вызванного пандемией ковида, число малых предприятий в России неуклонно растет, и в 2023 году составило 7,17 мл единиц (прирост по отношению к показателям 2022 года) [7, c. 190]. Однако количество единиц малых предприятий не является определяющим показателем.
В настоящее время в Российской Федерации доля малых предприятий в общем объеме ВВП составляет 20,8% [8]. По сравнению с развитыми странами это очень мало: так, в Германии доля малых предприятий в ВВП составляет 43%, в Японии этот показатель составляет 55%, в США – 56%, в Израиле – 62,3% [6, c. 10]. Между тем, данный сектор, как уже говорилось, играет одну из ключевых ролей в экономическом развитии, и неслучайно в экономической литературе его называют «основой национальной экономики».
В настоящее время в российской экономике имеет место острая потребность в инновационных разработках. Практически все технологически сложные производства, как выяснилось, критически зависят от поставок из западных стран. Какие-то логистические потоки удалось заместить с помощью поставок от китайских предприятий и схем «серого импорта», но в целом ситуация достаточно сложная. России необходимы собственные технологии, и в решении данного вопроса могли бы помощь именно малые предприятия.
Малый бизнес обладает способностью изменять органиационную структуру, приспосабливаться к выпуску нового продукта, трансформировать виды и формы деятельности гораздо быстрее, чем это делает крупный бизнес, обладающий определенной инертностью. Однако у малого бизнеса, как правило, недостаточно свободных средств для внедрения наукоемких и технологически сложных проектов. Поэтому важную роль играет поддержка малого бизнеса в области инноваций. Несмотря на то, что на них большое влияние оказывает технологическое развитие, сотрудничество с крупными предприятиями и исследовательскими центрами в настоящее время дает результаты [4, c. 19].
Многие из величайших инноваций века были разработаны внутри малого бизнеса. Например, производство антибиотиков, инсулина, контактных линз, волоконной оптики, компьютерной персональной камеры Polaroid и т.д.
Таким образом, малые предприятия концентрируют весь свой творческий и материальный потенциал на разработке одной-двух инноваций. Многое зависит от вида деятельности малых предприятий в сфере внешнеэкономических связей. Они делают этот инновационный процесс более продуктивным, чем более крупное предприятие.
Государство, осознавая необходимость в инновационном развитии отечественной экономики, создало соответствующую нормативно-правовую базу.
Так, в ст. 22 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства предусмотрена государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства [1]. В связи с необходимостью развития собственных технологий была создана комиссия по импортозамещению, которая также занимается вопросами инновационного развития экономики [2]. Однако значимого прорыва в области научно-технологического развития пока в стране не наблюдается.
Инновации требуют финансирования и поддержки со стороны государства, а также затрагивают и сферу научной и инженерной деятельности. Требуется также и создание эффективного процесса мониторинга и контроля деятельности компаний по разработке и внедрению инноваций, чтобы исключить нецелевое использование предоставленных им средств.
По нашему мнению, необходим особый механизм поддержки малого предпринимательства, в котором будут задействованы государство (на федеральном и региональном уровне), наука, образовательная система и фискальные органы. Примерная модель такого взаимодействия представлена далее на рисунке 2.
Рисунок 2 – Модель инновационного развития малых предприятий
В целом можно констатировать, что характерной особенностью государственной поддержки инноваций должна быть системность и поэтапность. При этом на каждом этапе правительственные органы и предпринимательские круги должны действовать слаженно, укрепляя финансовую, кадровую и материальную базу науки, одновременно держа в центре внимания постоянное обновление оборудования, совершенствование производственных и организационных технологий, развивая систему контроля качества, воспитывая у персонала органическую потребность к повышению квалификации и активному применению новых знаний. Администрации муниципальных образований должны разрабатывать программы развития и создания местных производственных центров, в которых объединяется деятельность специализированных малых предприятий.
Таким образом, малое предпринимательство – это важный сектор экономики, который вносит непосредственный вклад в формирование валового внутреннего продукта и налогов, создает новые рабочие места, стимулирует конкуренцию и рост экспорта, а также способствует инновациям и технологиям, и при этом оно распределено по всм отраслям экономики, диверсифицировано и не зависит от каких-либо политических и экономических факторов. Для успешного развития данного сектора необходима системная совместная работа федеральных и региональных властей, научного сообщества, образовательных организаций и налоговой службы.
Список использованных источников
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в ред. от 10.07.2023 N 292-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 785 "О Правительственной комиссии по импортозамещению" С изменениями и дополнениями от 30 мая 2023 г.
Архипова М. Ю. Роль малых предприятий обрабатывающей промышленности в инновационном развитии реального сектора экономики: экономико-статистическое исследование / М. Ю. Архипова, А. А. Червякова //Вопросы статистики. 2022. Т. 29. № 3. С. 26-45.
Ларина Т. Н. Статистический анализ состояния малого и среднего предпринимательства в России / Т. Н. Ларина, А. П. Цы-пин, О. Е. Яковлева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 4. С. 182-191. DOI 10.52210/2224669Х_2022_4_182.
Волконская С.А. Развитие инновационного предпринимательства России на основе международного опыта. Образование и право. №5. С. 15-22. DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-15-20
Друкер П. Практика менеджмента. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 416 с.
Камчатова Е.Ю., Бурлаков В.В., Яхъяев М.А. Роль маркетинговых инноваций в повышении конкурентоспособности предприятия. Инновации и инвестиции. 2023. №3. С. 4-14
Федеральная служба статистики Российской Федерации. Наука, инновации и технологии. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science