РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье рассматривается роль инновационной деятельности малого бизнеса B экономике. Исследуются причины возникновения развития инновационного предпринимательства в сфере малого бизнеса. Освещаются вопросы эффективности функционирования малого инновационного бизнеса в России, а также роль государства в становлении инновационной деятельности страны. внимание уделяется государственной поддержке малого инновационного бизнеса.

Все большее и большее распространение в мире приобретает такое понятие, как инновация. Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Ни одно предприятие не обходится сейчас без инновационных продуктов, более того, существуют фирмы, которые основаны на создании нового инновационного продукта.

Такие предприятия представляют собой «инновационный бизнес». Инновационный бизнес - это совокупность технологических, научных, финансовых и коммерческих действий, направленных на коммерциализацию полученных знаний, навыков, приобретенного оборудования и технологий. Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг. В бизнесе существует более узкая отрасль - малое предпринимательство.

Сейчас все большее распространение получают малые инновационные предприятия, но, чтобы отождествить необходимо обратить особое внимание на результат его деятельности, который может быть представлен в виде следующих инноваций:

продуктовых,

процессных,

маркетинговых,

организационных.

Инновационной же становится всякая фирма, которая своими усилиями способствует созданию, распространению и применению инноваций в стране.

Малый инновационный бизнес это отличающийся из всех сектор экономики. Он осуществляет свою деятельность, которая заключается в производстве, обработке нового инновационного продукта или услуги. Он проявляет свою активность во всех сферах деятельности, однако в наибольшей мере сосредоточен в высокотехнологичных отраслях, таким как информационные, биотехнологии, нанотехнологии, здравоохранение, производство программного обеспечения, а также в электронной, химической, фармацевтической промышленности, машиностроенни, космической индустрии.

Малый инновационный бизнес играет очень важную роль в современном мире, потому что данное направление помогает прогрессировать миру. Поэтому необходимо развитие предпринимательской деятельности в данной отрасли. В данный период времени Российская Федерация претерпевает некоторые изменения в развитии малого инновационного предпринимательства.

Процесс развития инноваций в малом предпринимательстве в современной России все еще находится на начальной стадии. Это можно объяснить тем, что его развитие в конце ХХ века проходило недостаточно высокими темпами, что привело к замедлению роста численности активных в инновационной сфере малых предприятий. И если сравнивать состояние России и других зарубежных стран в этой отрасли, то было бы правильно отметить, что Российская «Федерация отстает от других стран на 10 15 лет в развитии инновационных технологий, а тем более в сфере малого предпринимательства.

В условиях современной Российской Федерации имеет свое место разнообразная картина в сфере малого инновационного бизнеса. На его развитие оказывают воздействие разнообразные факторы, доставшиеся в наследство регионам от прошлого, от отсутствия последовательной и ясно выраженной региональной экономической политики федеральных властей, от не всегда грамотных действий местных органов власти. Перед последними в настоящее время стоит та же задача, что и перед федеральными органами, создание местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития инновационных предпринимательских начал. От ее успешного решения во многом зависит будущее регионов и страны. Количество малых инновационных фирм возрастает с каждым годом. Интеллектуальный потенциал страны возрастает, что позволяет стране совершенствоваться в различных сферах деятельности.

Рисунок – 1. Перспективы развития малого бизнеса

Формирование развитой системы малых инновационных предприятий промышленности России - сложный и многогранный процесс, который связан с преодолением значительного числа проблем, причем не столько научно-технического, сколько социально экономического и организационного характера. Однако их решение необходимо, так как именно это позволит изменить количественное и качественное положение малого инновационного предпринимательства.

Что, в свою очередь, способно повлиять на построение в стране эффективной национальной инновационной системы, достижение общегосударственных целей диверсификации экономики России и роста ее конкурентоспособности, а также формирование, распространение и воспроизводство в обществе «новой» идеологии, что является основой инновационного прогресса.

Малый бизнес, который осуществляется в области инноваций, в основном не может быстро и эффективно освоить выпуск нового продукта, потому что необходимы значительные вложения в данное производство, а развивающиеся предприниматели не могут обеспечить такие суммы капитала на начальном уровне, это касается того, если речь идёт не о мелкосерийном производстве. Создать инновационный проест и довести его до широкого потребителя самостоятельно у малого бизнеса не получится. Это возможно осуществить при взаимодействии с различными крупными корпорациями и, безусловно, с поддержкой государства. Качество продукции также может быть высоким только у тех малых фирм, которые тесно взаимодействуют с крупным бизнесом через различные формы кооперации.

Существуют определенные препятствия, мешающие российским предпринимателям, занимающимся инновационной деятельностью, развивать свои конкурентные преимущества. Во-первых, недостаточный спрос на инновации. Как показывает практика, многие российские предприятия отдают предпочтение уже изобретенным технологиям, нежели собственным инновационным разработкам. Во- вторых, из-за низкого спроса на инновации на внутреннем рынке, происходит утечка высококвалифицированных кадров за рубеж. В-третьих, в России отсутствует действенный механизм поддержки и стимулирования инновационной деятельности. В-четвертых, реализация инноваций всегда достаточно дорогостоящее мероприятие и требует значительных инвестиций, что в условиях спада деловой активности весьма затруднительно. Перечисленные проблемы негативно влияют на развитие малого инновационного бизнеса. Активная поддержка со стороны государства будет способствовать снижению ряда барьеров для инновационного предпринимательства.

Содействие малым инновационным предприятиям можно осуществлять различными способами. Так, одним из приоритетных направлений содействия старту и развитию новых высокотехнологичных малых бизнесов станут:

- расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности, в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия, а также деятельности других фондов;

- расширение разнообразных механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых инновационных предприятий, так называемых «бизнес ангелов»;

- формирование подходящих условий для создания малых инновационных предприятий государственными научными и образовательными учреждениями;

- содействие процессам интеграции успешных «молодых» инновационных компаний в глобальные цепочки формирования стоимости;

- усиление инновационной направленности программ по поддержке малого предпринимательства;

- расширение видов ресурсного обеспечения создания и деятельности новых инновационных компаний за счет развития сети инновационной инфраструктуры.

Важным шагом для России стала «Стратегия инновационного развития России» на период до 2020 года. Главная цель состоит в определении способов обеспечения в долгосрочной перспективе динамичного развития экономики, в том числе инновационного сектора, и укрепления позиций страны на мировом рынке инновационной продукции.

Университеты играют важную роль в участии в научных исследованиях, поскольку научные знания и разработки ученых являются одним из источников предпринимательских идей. Федеральный закон о создании малых инновационных предприятий при ВУЗах позволяет бюджетным научно- образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для внедрения результатов своих исследований в производство. ВУЗы могут одновременно выступать и производителями инноваций, и создателями малых предприятий, которые реализуют новый продукт. При этом ВУЗ получает возможность коммерциализации инновации. Число созданных малых инновационных предприятий при ВУЗах за 2015 год составило 232 компании [9]. В настоящее время, росту числа малых предприятий вокруг научных центров мешает отсутствие опыта их продвижения у ВУЗов. Однако успешные примеры свидетельствуют о большом потенциале российского малого инновационного бизнеса.

Одной из важнейших функций современной рыночной экономики является трансформация передовых научно-технических разработок в коммерческий продукт. Выполнению этой задачи активно содействуют малые инновационные предприятия, призванные быть генераторами новшеств. В свете вышесказанного очевидна актуальность и практическая значимость исследований, посвященных данным участникам хозяйственной деятельности.

В научной литературе зафиксировано большое количество терминов, используемых для идентификации субъектов предпринимательства в сфере инноватики. На основе обобщения источников можно утверждать, что наиболее распространенными из них являются категории: малое инновационное предпринимательство, малый инновационный бизнес (МИБ), малое инновационное предприятие (МИП), малая инновационная фирма (МИФ). Думается, что сущностному анализу этих понятий должна предшествовать их первичная градация (ранжирование). При этом в качестве критерия может быть использован уровень/масштаб явлений, отражаемых той или иной дефиницией.

Перечисленные термины, рассмотренные с этих позиций, подразделяются на две группы. Во-первых, понятия «малое инновационное предпринимательство» и «малый инновационный бизнес» охватывают целый сегмент народного хозяйства, тем самым коррелируя с макроэкономическим уровнем исследования. В данном аналитическом ракурсе особенно важными становятся проблемы роли и места МИБ в национальной экономике, динамика и тенденции развития этого сектора, формы и методы его государственной, корпоративной и общественной поддержки. Во-вторых, термины «малое инновационное предприятие» и «малая инновационная фирма» отражают первичную организационную форму предпринимательской деятельности и соответствуют микроэкономическому подходу. Как правило, МИФ интересны ученым и практикам в плоскости изучения их внешней и внутренней среды, производственных и сбытовых систем, особенностей менеджмента, кадровой политики и т.д. В контексте вышесказанного предметом данной публикации избраны малые инновационные предприятия как исходные «клеточки» предпринимательской деятельности в сфере инноватики. В дальнейшем категории «малое инновационное предприятие» и «малая инновационная фирма» будут использованы как синонимы. Вышесказанное не означает полного исключения макроэкономических аспектов анализа, поскольку в статье предпринимается попытка оценить совокупную численность МИП, а также систематизировать позитивные и негативные факторы их жизнедеятельности как специфического сегмента российской экономики.

Малое инновационное предприятие, как следует из самого термина, представляет собой совокупность двух начал, поскольку это предприятие, во-первых, малое по масштабу и, во-вторых, инновационное по характеру деятельности.

В свете вышесказанного можно дать следующее определение малых инновационных предприятий: это экономические субъекты, хозяйствующие в относительно небольших масштабах; функционирование этих предприятий направлено на создание продуктовых, технологических, сервисных, маркетинговых, организационно-управленческих и прочих инноваций, что сопряжено с получением прибыли. При этом МИП необходимо рассматривать в динамическом аспекте, т.е. в развитии, что предполагает выделение нескольких этапов их жизненного цикла. Как правило, в литературе в числе последних называются: 1) зарождение бизнес-идеи, обоснование концепции предприятия; 2) начало деятельности (иногда без юридической регистрации) МИП; 3) становление бизнеса с выходом на официальное оформление предприятия; 4) поиск источников финансирования – формальных и неформальных; 5) расширение предприятия при благоприятном сочетании субъективных и материальных факторов; 6) нахождение стратегического инвестора с его участием в капитале МИП. Важно отметить, что три начальных этапа в совокупности формируют особую стадию жизненного цикла малого инновационного предприятия, получившую название «стартап».

Рисунок – 2. Причины успешности стартапа

Подавляющее большинство ученых и практиков едины в том, что важнейшей социально-экономической функцией МИП является обеспечение инновационного развития национальной экономики. Данный общепризнанный тезис нуждается в конкретизации, суть которой – в акцентировании временнóго аспекта этого участия. В данной связи необходимо подчеркнуть особую роль малых инновационных предприятий по интенсификации первичных стадий инновационного процесса, в рамках которых создаются изобретения и опытные образцы. В силу значимости задач, решаемых МИП, представляется актуальной проблема определения их численности в экономике Российской Федерации.

В целом инновации на российских предприятиях, особенно на малых
предприятиях, внедряются достаточно медленно, недостаточное финансирование инновационной деятельности тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике А крупные проекты по внедрению инноваций охватывают полный цикл работ, связанных с проведением специализированных исследований и разработок, технологической подготовкой производства, выпуском принципиально новой продукции и обеспечением надёжных методов защиты научно технологических результатов, в частности путём их патентования, становятся всё более дорогостоящими в условиях экономического кризиса.

Список использованных источников:

1. Воякина Д. А. Малое инновационное предпринимательство как часть инновационного процесса // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 380-382.

2. https://mip.extech.ru — учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно- образовательной сферы.

3. Беликова И.П. - Проблемы развития малого бизнеса B условиях инновационного роста. // Наука и современность № 37.

4. Виленский А. - Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы Экономики № 6.

5. Нестеренко Ю.Н. - Особенности государственной политики поддержки малых инновационных предприятий промышленности России. Креативная экономика № 11.

6. https://scienceforum.ru/2019/article/2018013257

7. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnogo-malogo-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://naukovedenie.ru/PDF/134EVN616.pdf.

Просмотров работы: 32