СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ МЕЦИНСКИХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ МЕЦИНСКИХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: автор рассматривает нововведения нормативно-правового регулирования, правила оказания платной медицинской помощи в государственных медицинских организациях и особенности организации платных медицинских услуг.

Платные медицинские услуги, предоставляемые населению в государственных медицинских организациях, являются легальным дополнительным источником покрытия дефицита средств на оказание гарантируемой государством медицинской помощи. В последние годы отечественное здравоохранение столкнулось с беспрецедентным вызовом – необходимостью повысить эффективность без увеличения государственного финансирования. В современных реалиях выделяемые из бюджетов финансовые средства на нужды здравоохранения не способны в полной мере покрыть затраты, связанные с реальным объемом оказываемой медицинской помощи. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2023 году по сравнению с 2022 годом уменьшилась с 5,6% до 5,1%, в 2024 и 2025 годах составит 5,2% и 5,4% соответственно. Таким образом, никаких ресурсов для увеличения финансирования бесплатной медицины в федеральном бюджете пока не просматривается [4].

Развитию платной медицинской помощи способствуют:

  • невозможность своевременного получения необходимых диагностических услуг в амбулаторных условиях,

  • готовность немалой уже части населения платить за доступ к комфортному лечению и высоким технологиям,

  • введение новых механизмов легального софинансирования оказания медицинской помощи государством и небедными группами населения, в первую очередь, в таких сегментах рынка платных услуг как лабораторная диагностика, стоматология и методы медицинской диагностики (УЗИ, МРТ, КЕ и т.д.).

Организация и предоставление платных медицинских услуг позволяют гражданам страны более полноценно пользоваться своими конституционными правами в области охраны здоровья и получения медицинской помощи. Развитие платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях в современных условиях рассматривается как дополнительные возможности расширения рынка медицинских услуг, развития конкурентной среды, расширения права выбора пациентом медицинского учреждения и врача, обеспечения гарантии прав потребителей на получение доступной, качественной и безопасной медицинской помощи. Государственные медицинские организации оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными государственными организациями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно. Следует принять во внимание, что при оказании платных медицинских услуг бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, что вызвано наличием субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения (ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ) [1].

В настоящее время уже существует серьезная «разрешительная» нормативная база по оказанию платных медицинских услуг. 11 мая 2023 года принято постановление Правительства РФ № 736, которым утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг [3]. Данное постановление вступило в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать 3 года, а именно до 1 сентября 2026 года. Фактически постановление Правительства РФ № 736 пришло на смену постановлению Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Государственные медицинские организации предоставляют платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. С 1 сентября 2023 года медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг будет организована и оказана:

а) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи которое утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

в) на основе клинических рекомендаций;

г) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению.

Для оказания платных медицинских услуг закон обязывает исполнителя получить письменное согласие потребителя и (или) заказчика на их оказание.

Предметом договора возмездного оказания медицинских услуг может быть профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь (правила предоставления платных медицинских услуг). Таким образом, перечень услуг, являющихся по своему характеру медицинскими, определен как исчерпывающий.

Нововведениями в правилах оказания платных медицинских услуг государственными медицинскими организацииями являются: особенности оказания платных медицинских услуг участниками программы госгарантий; требования к информации, которая доводится до пациента; изменения в оформлении договора об оказании платных медицинских услуг.

Нововведениями в правилах № 736 исключен запрет на взимание платы за оказание медицинской помощи в неотложной форме, также появилось уточнение: если установление индивидуального поста медицинского наблюдения в стационаре необходимо по медицинским показаниям, то требовать плату за эту услугу нельзя. При оказании платных медицинских услуг могут применять на платной основе медицинские изделия и лечебное питание, если они не закупаются за счет бюджетов и не подлежат оплате в рамках программы госгарантий.

Как и прежде, определенную информацию медорганизация обязана разместить на инфостенде и сайте, если он есть. Перечень указан в п. 12–16 Правил № 736:

  • информация о медорганизации и предоставляемых платных медуслугах в соответствии со ст. 8–10 Закона «О защите прав потребителей»;

  • адрес юридического лица, ОГРН, ИНН;

  • адрес сайта (при наличии);

  • информация о методах оказания медпомощи и связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи;

  • выписка из ЕГРЮЛ;

  • информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номер и срок действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию;

  • период приостановления деятельности (в случае ремонта или других мероприятий).

Из новшеств – такая информация должна доводиться до пациента не только в доступной, но и наглядной форме (п. 18 Правил № 736). Но самое странное нововведение – это обязанность разместить на инфостенде и сайте информацию о методах оказания медпомощи и рисках, видах медвмешательства, последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи (подп. «в» п. 13, подписи. «д» п. 14 во взаимосвязи с п. 18 Правил № 736).

Считаем данное требование лишним, поскольку вопросы информирования пациента о медицинском вмешательстве регулируются ст. 20 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: пациент подписывает информированное добровольное согласие (ИДС), которое должно содержать вышеуказанную информацию. Кроме того, медицинская организация обязана разместить на информационном стенде и сайте ссылки на стандарты медпомощи и клинические рекомендации (подпись. «в» п. 17 Правил № 736). Источниками ссылок должны выступать интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru и сайт Минздрава России https://cr.minzdrav.gov.ru/.

Нововведении в правилах оказания платных медицинских услуг касаются и оформления договора. В договоре должны содержаться паспортные данные пациента, необходимо прописывать порядок и условия выдачи пациенту медицинских документов после его исполнения (п. 38 Правил № 736). Также в договор необходимо включать пункт, уведомляющий пациента об обязанности соблюдать правила поведения и режим лечения. Правилами № 736 п. 23 предусмотрен обязательный перечень оказываемых пациенту медицинские услуги, перечисленный в договоре. При этом с учетом п. 11 Правил № 736, если услуги превышают объем стандарта медпомощи, в договоре это надо отразить и указать, что пациент согласен.

Правилами № 736 разрешается заключение договора об оказании медицинских услуг дистанционным способом, т.е. через интернет. Идентификация пациента для заключения дистанционного договора может проходить с помощью ЕСИА. Вместо привычной подписи-закорючки пациент должен использовать свою электронную подпись (простую, усиленную квалифицированную или усиленной неквалифицированную), а медицинская организация усиленную квалифицированную электронную подпись директора или иного уполномоченного лица. Перед заключением дистанционного договора пациент должен иметь возможность ознакомиться с описанием медицинских услуг и информацией, которая размещается на главной странице сайта медицинской организации согласно п. 43 Правил № 736.

Контроль за соблюдением правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в рамках установленных полномочий.

Для государственных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги, важным вопросом является правильно выстроенная система организации оказания платных услуг, не в ущерб выполнению программы госгарантий.

Возможны несколько форм организации: с созданием специальных подразделений и без них. Наиболее востребованными и чаще используемыми являются следующее:

- организация и оказание платных медицинских услуг в отдельно выделенных или арендуемых подразделениях; специалистами, занятыми на работе в данных подразделениях по основному месту работы или совместительству; с использованием собственного или арендуемого оборудования и иных ресурсов.

- организация и оказание платных медицинских услуг без выделения отдельных подразделений на базе существующих, специалистами, занятыми на работе в указанных подразделениях зачастую в основное рабочее время, с использованием основного оборудования организации и иных ресурсов организации.

- смешанный подход из отдельных аспектов первого и второго вариантов

Все указанные варианты имеют ряд преимуществ, недостатков и особенностей. Их выбор зависит от многих факторов, в том числе от территориального расположения, профиля и организационной структуры медицинской организации, ее мощности, кадрового и иного ресурсного обеспечения и др.

Очевидно, что существует потребность в разработке унифицированных организационно-функциональных моделей государственных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги с целью повышения объема и качества оказываемых медицинских услуг [6].

Однако остаются проблемы, связанные с несовершенством законодательной и нормативной базы оказания платных медицинских услуг, незавершенностью, характерной особенностью которой является многообразие моделей предоставления платных медицинских услуг, обусловленное различием в методических подходах и рекомендациях по организации платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях.

Выводы:

  1. Государственные медицинские организации оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые бюджетными государственными медицинскими организациями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

  2. Государственные медицинские организации предоставляют платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Контроль за соблюдением Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению, внесены изменения в требования к информации, которая доводится до пациента в оформлении договора об оказании платных медицинских услуг, в том числе дистанционно определены некоторые особенности оказания платных медицинских услуг участниками программы госгарантий.

  4. Правильно выстроенная система организации оказания платных услуг, не в ущерб выполнению программы госгарантий, является важным вопросом для государственных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги.

Списокиспользуемыхисточников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023г. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 02.11.23).

2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей». / Консультант-плюс. – URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 02.11.23).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006» – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202305120025 (дата обращения 01.11.23).

4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» – URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/35d/r2d8d7 whira13h9qik1mt45q6vwcrabw.pdf (дата обращения 01.11.23).

5. Данилов, Е.О. Медицинская деятельность как объект правового регулирования / Е.О. Данилов. // Журнал российского права. - 2019. - № 6.- С. 126—136. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-deyatelnost-kak-obekt-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения 01.11.23).

6. Калинин, Р.Е. К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения / Р.Е. Калинин, О.В. Медведева, Г.Б. Артемьева, Т.В. Большова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2018. - № 24 (4). - С. 235—237 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-platnyh-meditsinskih-uslugah-v-gosudarstvennyh-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya(дата обращения 01.11.23).

Просмотров работы: 126